Shadow Suite: искусство ради искусства
(субъективный отчёт о концерте 17/11/2016)
В каждом субжанре метал-музыки есть свои широко известные в очень узких кругах легенды, что называется 'kvlt' раритеты. Это альбомы, не получившие известности, не достигшие коммерческого успеха, не изданные сколько-либо значимым тиражом, но при этом глубоко почитаемые немногочисленными ценителями как эталон качества, плод чистого искусства и вдохновения музыкантов.
В симфо дум метале к таковым можно отнести изданные в 1996 и 1999 годах релизы австрийской группы ESTATIC FEAR . И именно первому из них была отдана дань почитания на дебютном концерте санкт-петербургского проекта Shadow Suite 17.11.2016.
Гвоздём программы Shadow Suite, сразу после также принадлежащего перу Estatic Fear акустического вступления "Des Nachtens Suss Gedone" ("Ночи сладкая отрада") на впечатляющей древностью и сложностью конструкции архилютне, прозвучал 32-минутный эпик "Somnium Obmutum", композиция со сложнейшей внутренней структурой, прочувствованной неоклассической мелодикой, бередящими душу стенаниями дум-гитары и громовыми метал-партиями.
Очень многие в зале пришли в этот промозглый осенний вечер в клуб "Опера" именно чтобы услышать это произведение, и анонсированное качество и точность исполнения полностью соответствовали реальности. Аудитория была совсем немногочисленна, но степень экзальтации слушателей с лихвой это компенсировала. Уже первые меланхоличные звуки "Somnium Obmutum" вызвали прилив зрителей к сцене, на которой восемь профессионалов, восемь талантов, ткали из звуков гобелен сумеречной австрийской "немой грёзы" (а именно так переводится название произведения с латыни). Смутный страх и окрыляющая эстетика, эстетика и страх, подобно лозам переплелись они в этой средневековой метал-саге в своей парадоксальной гармонии. Возможно, благодаря самой архитектуре и антуражу клуба выступление создавало атмосферу театра или храма. Таинственный перформанс теней, образов и звуков, симфо дум метал месса: два сокрытых во мраке инфернальных метал-гитариста слева (бас, ритм), по центру тёмный "метал-диакон", ведущий сию мистическую музыкальную службу с "CME" амвона: вокалист, клавишник, аранжировщик, мрачно оттеняющий подобную мраморному изваянию античной музы стоящую рядом вокалистку (сопрано, клавишные), на заднем плане адская кухня выдающего попеременно яростные бластбиты и партии оркестровых котлов барабанщика, справа от него со степенной академичностью исполнял неоклассически-средневековые мотивы акустический гитарист, ещё правее восседала задумчивой наядой флейтистка, умиротворяя слушателей мечтательными мелодиями, сплетающимися в пасторальные узоры с гитарой и клавишными. Ещё правее и ближе к слушателям творил свою контрастную магию соло-гитарист. Лютнист же и виолончелист с виолой да гамба выходили на сцену позднее, для исполнения метал-аранжировки "Канцонетты " Т. Мерулы.
"Somnium Obmutum", возрождённая на этой сцене элегически-дисфорическая легенда, пронесла слушателей через море глубоких эмоций, через шквалы и штили, через грёзы и кошмары, грозы и солнечную безмятежность, на которые чутко реагировала пребывающая в музыкальном катарсисе аудитория. Силами Shadow Suite полуистлевший австрийский гобелен был соткан заново, с хирургической точностью и даже в чуть более ярких красках, благодаря более чёткому и раздельному звуковыведению, чем в студийном оригинале Estatic Fear. Даже сложное интонирование и различные манеры шрика и гроулинга были переданы точь-в-точь, академический же женский вокал звучал даже несколько богаче оригинала. Не обошлось без определённых шероховатостей в партиях акустической и соло-гитары; иногда, как на любом концерте, имели место некоторые проблемы со звуком, однако, резюмируя впечатления от "Немой грёзы", несмотря на технические сложности в самом начале концерта, это был настоящий триумф музыки, никем не ожидаемый новый полёт давно сгоревшего в пепел феникса. Чувствовались титанические усилия по подготовке концерта, ощущалось искреннее вдохновение, почерпнутое исполнителями из оригинального произведения, как и высочайший профессиональный уровень музыкантов. Очень жду сведения аудио концертной записи, дабы пережить всё это вновь. Аранжировка от Shadow Suite как будто даже расширила моё восприятие оригинала "Somnium Obmutum", заслушанного мной до дыр за те 12 лет, что мне известен этот альбом Estatic Fear.
Детально разобрав столь долгожданный гвоздь программы, перейдём к остальным произведениям программы Shadow Suite.
- Метал-импровизация с восточными созвучиями и медитативным барабанным ритмом на несколько минут, пока решались технические проблемы с подключением клавишных. Неплохо, профессионально, возможно, она могла бы послужить наброском для полноценного произведения.
- "Clameur du Silence" [Dark Sanctuary cover]. Высокое искусство, чистая неоклассика, элегия без мрачной метал-окантовки. Было исполнено двумя музыкантами клавишные + женский вокал, очень близко к оригиналу. По глазам, по движениям музыкантов было видно, что они вкладывают в исполнение самую душу, полностью погрузившись в него.
- "With The Current Into Grey" [Empyrium cover]. Вокалист, "метал-диакон", продемонстрировал, что его способности по части чувственного чистого вокала не уступают экстрим-метал вокалу. Приятная экзистенциальная метал-баллада.
- "Brave" [Katatonia cover]. Заводная вещь старой школы, отличное мясистое с огоньком исполнение для метал-"рубилова".
- "Canzonetta spirituale sopra la nanna" [by T. Merula, arr. Shadow Suite]. Музыкально весьма любопытное барочное произведение, как будто содержащее в себе некий искромётный рифф даже в оригинале, не говоря уж о метал-аранжировке. Снятие на микрофон акустического звука лютни и виолы да гамба было слабоватым, но достаточным, барочный вокал, как всегда, выше всяких похвал, метал-партии гармонично вторили средневековой акустике.
Планировалось сыграть, но не хватило времени из-за технических проблем в начале концерта: "Whatever That Hurts", "The Ar" [Tiamat]
Дебют Shadow Suite был настоящем взрывом качественной музыки. С первой попытки взять планку Estatic Fear, прикоснувшись к вечному и приведя в экстаз ценителей этой контрастной и редкой музыки, при этом даже записав всё выступление для дальнейшего издания на DVD для бесплатного распространения в Интернете - это беспрецедентный шаг по дороге к успеху на поприще дум метал музыки. Для столь нишевого проекта сложно ожидать какой-либо коммерческий успех, но ведь главное - это те невероятные ощущения, которые их музыка вселяет в сердца ценителей жанра. По сути, Shadow Suite - это искусство ради искусства, когда ценители исполняют любимую музыку для ценителей.
Фан-видео и фото с концерта, отзывы:
http://vk.com/wall-401499_2227
http://vk.com/wall-126705049_123
http://vk.com/wall-401499_2261
http://vk.com/wall-401499_2255
Концертный состав Shadow Suite был следующий:
Роман Рассказов (Retrouvé) - vocals, keyboards, inspiration, arrangements
Ирина Дуброва (Retrouvé, Vermell, Medievallica) - vocals, keyboards
Евгений Чернов (Celtic City Trad, Bercana, Echarpe TriO, Корела) - lead/rhythm guitar, acoustic guitar
Семён Клименко (Ocean of Sin, ALRUNA) - rhythm guitar
Семён Гросс (Ocean of Sin, Depersonalization Disorder) - bass
Валерий Виногорский (MussorgskyJazzOrchestra, Savitri) - drums
Василий Храмов (Galaxia, Jeeva) - acoustic guitar
Елена Белкина (АЗиЯ+, Ступени, ИЛ9, Old Horned Sheep) - flute
Константин Щеников-Архаров (Barocco Concertato, Pocket Symphony, La Villa Barocca, La Voce Stromentale) - renaissance lute
Алексей Иванов (Musica Antiqua Russica, Новая Голландия, The Pocket Symphony, Dance of Renaissance, Vermell, eNsemble, Old Horned Sheep) - viola da gamba