Терехова, Маргарита Борисовна

Страницы:  1
Ответить
 

hharra

Фильмографы

Стаж: 13 лет 2 месяца

Сообщений: 83

hharra · 11-Май-13 09:50 (12 лет назад, ред. 09-Авг-18 15:51)


Маргарита Терехова



Туринск, СССР 25.08.1942 ♍
kinopoiskwikikino-teatr
Биография

    Маргарита Тереховародилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области.
    Отец - Борис Терехов - актёр Свердловского театра. Мать - актриса Галина Томашевич.
    В юном возрасте она вместе с семьей перебралась в Ташкент, где и прошло ее детство.
    Школу Маргарита окончила с золотой медалью.
    Проучившись два года (с 1959 по 1961) в Ташкентском университете, девушка решилась отправиться покорять Москву. Поначалу ей ужасно не везло. Оказалось, что приехала она поздно – большинство вузов уже завершили прием абитуриентов. Оставался шанс пробиться во ВГИК, но там педагоги не разглядели в юной провинциалке будущую звезду.
    Маргарита не отчаялась, и ее упорство было вознаграждено. Девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Талант Тереховой быстро проявился - она заняла лидирующее положение в труппе. Как это часто бывает, талант юной актрисы вызвал зависть всей женской половины труппы. Однако саму Маргариту это нисколько не смутило. «А я не обращала внимания, потому что была наивна и независима. Жить было негде, даже косу длиннющую вынуждена была отрезать - некогда было расчесывать», - признается Маргарита Терехова.
    После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).
    Первые работы на экране
    Первые роли Маргариты Тереховой в кино в какой-то степени были перебором вариантов. Впервые на экране она появилась в 1965 году. Ее Таня - легкая, светящаяся надеждой девушка – вносила в картину армянского режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» ощущение радости и веры в счастье.
    Вслед за этим Маргарита снялась сразу же в двух ролях в романтической драме Павла Любимова «Бегущая по волнам» (поставленной по одноименному произведению Александра Грина). Ее героини - Биче Саниэль, жена капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушка из легенды - стали воплощением двух разных миров.
    Первое время актриса снималась не часто, но зато каждая из картин с ее участием становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).
    В «Монологе» Маргарита предстала в образе прекрасной и беспутной Таси Сретенской, дочери старого профессора (Михаил Глузский), которая никак не может устроить личную жизнь. При этом актриса умело избежала соблазна однобоко изобразить свою героиню, преодолела кажущуюся простоту роли. В будущем она еще не раз будет вступать в борьбу с заданностью образов.
    «Зеркало»
    Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, что не могло пройти мимо Андрея Тарковского. Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало», доверил Тереховой сразу две главные роли – матери (Марии) и жены (Натальи). Тарковский не ошибся. В своих героинях Маргарита в полной мере выразила замысел режиссера.
    Ирина Шилова («Советский экран»): «В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта,— вот смысл первого появления Марии. Это зыбкое состояние метерлинковского ожидания, исполненное мимолетностей и нечаянных ощущений. Случайный прохожий нарушил чистоту, ясность, сосредоточенность чувств. Мария отвечает на вопросы, манит и отталкивает, интуитивно отделяя случайное — вот этот разговор — от того, что происходит в ее душе. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пуком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем — далеком и близком.
    Ситуация с обменом сережек. Образ бедствия, голода, нищеты и образ богатого дома, покоя, благополучия сомкнулись. Здесь и искушение, и принесение в жертву. Здесь — сердце на разрыв, но не предательство себя. Актриса открывает предел возможного унижения, предел возможной жертвенности для своей героини и для себя — Маргариты Тереховой. Из-за ее упорства, неуступчивости Тарковский изменил замысел эпизода, понял и принял кредо своей актрисы.
    ...Бежит по улице под проливным дождем Мария. В движениях, в размахе рук, в откинутой голове мучительная напряженность, исступленность. Случилось страшное, нужно успеть исправить ошибку и тем самым спастись. Лихорадочно скользят глаза по страницам текста. Нашла — ошибки нет. Воображение, подгоняемое неотступным страхом, сыграло шутку. Усталость, апатия, прострация — плата за пережитое. Возвращаясь к жизни, Мария словно бы становится ребенком; слезы застилают глаза, мешают видеть, слезы обиды, горечи, всепоглощающего отчаяния от несправедливости мира».
    Первый муж
    Со своим будущим мужем Саввой Хашимовым Маргарита Терехова познакомилась еще в 1966 году в Болгарии на съемках фильма «Бегущая по волнам». В то время Хашимов, популярный болгарский актер, красавец и любимец женщин, был женат, но это его нисколько не остановило. Между Саввой и Маргаритой закрутился роман, приведший к беременности. Об этом Хашимов узнал, когда Терехова была уже в Москве. Он тут же написал Маргарите письмо, в котором сообщил о своем решении жениться на ней. Такая самоуверенность поначалу возмутила Терехову, однако противостоять напору его любви она не могла...
    Новоиспеченные супруги поселились в театральном общежитии, и вскоре у них родилась дочка Анечка. Хашимов вспоминает: «Мы были счастливы! Нам было вместе очень хорошо. Любили в саду «Эрмитаж» гулять с Анечкой - катали ее в коляске. Это было счастливое, романтичное время!»
    К сожалению, этот брак был обречен с самого начала, и причиной тому стала их профессия. У молодых практически не было домашнего хозяйства, которое могло бы их связывать. К тому же Хашимов категорически не хотел жить в Москве, он стремился в Болгарию, где его ждала интересная работа, а Терехова не собиралась покидать столицу. Спустя полтора года они расстались. Расстались тяжело, с большими переживаниями, хотя и остались в последствии друзьями.
    Перемена имиджа
    Маргарита Терехова очень тяжело пережила расставание с Саввой Хашимовым. Этот разрыв сделал актрису даже внешне более холодной и суровой. Взять ту же Марию с ее завораживающей холодностью в «Зеркале» Тарковского. Дальше – больше. Имидж Маргариты Тереховой стал меняться в сторону коварной, роковой красавицы.
    Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ стервозной женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.
    Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…
    Миледи
    Поначалу на роль Миледи Юнгвальд-Хилькевич планировал пригласить Елену Соловей. Но осуществлению его плана помешала беременность актрисы. Тогда режиссер и вспомнил о Маргарите Тереховой.
    В свое время (еще в 1969 году) Юнгвальд-Хилькевич хотел снять Маргариту в главной женской роли в своей картине «Опасные гастроли». Но руководство Госкино настояло на кандидатуре Лионеллы Пырьевой. Для того чтобы оставить в картине Высоцкого, режиссеру пришлось пойти на уступки, что тогда очень обидело Терехову. И вот тетерь он вновь набирал ее номер. «Ритка, спасай!» - обратился к ней Юнгвальд-Хилькевич. «Хоть ты и сукин сын, но я согласна», - ответила Маргарита.
    Утверждение на роль было отнюдь не гладким. Госкино хотело видеть в роли Миледи Пенкину. «Миледи - Пенкина?! Когда я услышал это, швырнул документы, запил и уехал в Питер, - рассказывает режиссер. - Я сказал: «Не буду я снимать ваших «Мушкетеров» или буду снимать так, как хочу». Госкино пришлось пойти на попятный, и Терехову вызвали на пробы…
    Вспоминает Юнгвальд-Хилькевич: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь, как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла), - это образец, самый красивый бюст в мире. Я говорю об этом не как мужик, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная!»
    Однако прежде чем приступить к съемкам, пришлось заняться еще и переделкой всего сценария. Вспоминает Маргарита Терехова: «Хилькевич был от сценария в ужасе; авторы пусть меня побьют – они живы и дееспособны, – но я и сейчас скажу, что это была готовая оперетта и я в этой пошлятине играть не собиралась. Так и сказала. Хилькевич радостно воскликнул: «Слава Богу! Ты уже второй человек!» В общем, мы многое сумели восстановить и выправили даже некоторые огрехи Дюма».
    Работа над образом велась Маргаритой Тереховой очень серьезно. Актриса, окунувшись в историю, выяснила, что прототипом ее героини была реальная агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.
    Исходя из этого, Тереховой был создан яркий образ коварной интриганки, нашедшей в кардинале своего защитника-покровителя, и под его крылом осуществляющего свои планы. «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла!» - этот эпиграф как нельзя лучше подходит к ее героине.
    Работая над своим персонажем, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега.
    80-е годы
    В 80-е Маргарита Терехова вступила уже необыкновенно популярной актрисой (тому немало способствовали «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера»). В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, где Терехова проявила себя в полном блеске. Речь идет о телевизионной музыкальной комедии Яна Фрида «Благочестивая Марта», где она сыграла главную роль.
    Именно в этот период в стране развернулась грандиозная травля Андрея Тарковского, человека, который был очень близок и дорог Маргарите Тереховой.
    Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году.
    Последующие работы Тереховой в кино подтверждали ее высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха, как Миледи, Диана де Бельфлор или Донья Марта. Терехова одинаково органично смотрелась и в мелодрамах («Давай поженимся», Елена), и в исторических картинах («Русь изначальная», Феодора). В 1989 году актриса продемонстрировала способности играть гротесковые, подчеркнуто стилизованные роли, снявшись в трагикомедии режиссера Сергея Овчарова «Оно», а в картине эстонского режиссера Авро Ихо «Только для сумасшедших» (1990) блеснула филигранной психологической игрой. За роль в фильме «Только для сумасшедших» Терехова получила призы МКФ за лучшую женскую роль, в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93.
    «Чайка»
    В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.
    Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет - в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца - Тураев) – Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина (Сорин) и Андрея Соколова (Тригорин).
    Съемки фильма происходили в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.

    Заслуженная артистка РСФСР (1976)
    Гран-при Международного кинофестиваля авторских фильмов в Сан-Ремо, Италия (1991, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
    Приз Международного кинофестиваля Северных стран в Руане, Франция (1992, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
    Приз Международного кинофестиваля в Брюгге, Бельгия (1993, за участие в фильме «Только для сумасшедших»)
    Народная артистка РФ (1996)
    Диплом и Почетный приз за вклад в кинематограф Десятого московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» (2012 год)
    Орден Почёта (2013)



фильмография
актриса


    2014 ─ Поездка к матери
    мать, голос за кадром
    ВСЕ
    2006 ─ Чайка
    Ирина Николаевна Аркадина
    RIP | DVD | ВСЕ
    1996 ─ Короли российского сыска - сериал
    серия "Шантаж"
    ВСЕ
    1995 ─ Тропа
    тетя
    RIP | ВСЕ
    1994 ─ Запретный плод / Zabraneniat plod
    Sledovatelkata
    ВСЕ
    1991 ─ Откровение Иоанна Первопечатника
    Анастасия Садовская
    RIP | ВСЕ
    1990 ─ Только для сумасшедших
    медсестра Рита
    RIP | ВСЕ
    1990 ─ Сломанный свет
    Катюша, актриса
    RIP | ВСЕ
    1989 ─ Отче наш
    мать
    RIP | ВСЕ
    1989 ─ Оно
    Анелька Лядоховская
    RIP | ВСЕ
    1989 ─ Зелёный огонь козы
    мать
    RIP | ВСЕ
    1988 ─ Диссидент
    главный редактор
    RIP | ВСЕ
    1985 ─ Русь изначальная
    византийская императрица Феодора
    RIP | DVD | ВСЕ
    1983 ─ За синими ночами
    Ольга Николаевна
    RIP | ВСЕ
    1983 ─ Графоман
    Галина
    RIP | DVD | ВСЕ
    1982 ─ Давай поженимся
    Елена Дмитриевна Воронова
    RIP | ВСЕ
    1982 ─ Всё могло быть иначе
    Дорина, мать Флорина
    RIP | ВСЕ
    1980 ─ Санта Эсперанса
    медсестра Изабель
    RIP | ВСЕ
    1980 ─ Благочестивая Марта
    донья Марта
    RIP | DVD | ВСЕ
    1979 ─ Д`Артаньян и три мушкетера
    Миледи
    RIP | DVD | ВСЕ
    1978 ─ Расписание на послезавтра
    Антонина Сергеевна
    RIP | ВСЕ
    1978 ─ Дети как дети
    Вера, мама Оли
    RIP | ВСЕ
    1977 ─ Собака на сене
    Диана, графиня де Бельфлор
    RIP | DVD | ВСЕ
    1977 ─ Кто поедет в Трускавец
    Она
    RIP | ВСЕ
    1977 ─ Мама, я жив! / Mama, ich lebe!
    Светлана, военный переводчик
    RIP | DVD | ВСЕ
    1976 ─ Пока стоят горы...
    Катя Шалагина
    RIP | ВСЕ
    1976 ─ Дневной поезд
    Вера Карцева
    RIP | DVD | ВСЕ
    1976 ─ Синяя птица / The Blue Bird
    Молоко
    RIP | DVD | ВСЕ
    1975 ─ На всю оставшуюся жизнь...
    учитель Фаина
    RIP | ВСЕ
    1975 ─ Рикки-Тикки-Тави
    Маргарет Лоусон
    RIP | DVD | ВСЕ
    1975 ─ Бриллианты для диктатуры пролетариата
    Вера
    RIP | DVD | ВСЕ
    1975 ─ Доверие / Luottamus
    Александра Коллонтай
    RIP | ВСЕ
    1974 ─ Сергеев ищет Сергеева
    Таня, девушка Юрия
    RIP | ВСЕ
    1974 ─ Зеркало
    Мама / Наталья
    RIP | DVD | HD | ВСЕ
    1972 ─ Четвёртый
    Кэт
    RIP | DVD | ВСЕ
    1972 ─ Моя жизнь
    Маша Должикова
    RIP | ВСЕ
    1972 ─ Монолог
    Тася, дочь Сретенского
    RIP | DVD | ВСЕ
    1971 ─ Белорусский вокзал
    Наташа Шипилова
    RIP | DVD | HD | ВСЕ
    1967 ─ Бегущая по волнам
    Биче Сениэль / Фрэзи Грант
    RIP | DVD | ВСЕ
    1965 ─ Здравствуй, это я!
    дебют, Таня
    RIP | DVD | ВСЕ


    театральные постановки

    1980 ─ Тайна Эдвина Друда
    Ч. Диккенс / реж. А. Орлов / Елена
    1980 ─ Мне от любви покоя не найти
    по мотивам пьес и сонетов У. Шекспира / реж. Р. Виктюк
    1980 ─ История кавалера де Грие и Манон Леско
    А. Прево / реж. Р. Виктюк / Манон Леско
    1978 ─ Игроки
    Н.В. Гоголь / реж. Р. Виктюк / Аделаида Ивановна
    1973 ─ Детство. Отрочество. Юность
    Л.Н. Толстой / реж. П. Фоменко / Наталья Николаевна
    1972 ─ Золото, золото - сердце народное
    по произведениям Н.А. Некрасова / реж. Е. Завадский
    1971 ─ Семейное счастье
    Л.Н. Толстой / реж. П. Фоменко / Маша
    1969 ─ Улица Ангела
    Д. Пристли / реж. И. Анисимова-Вульф / Лина

    короткий метр

    1990 ─ Посредине мира
    kp. мать Арсения Тарковского
    1979 ─ Мужчины и женщины (поиск)
    kp. Надежда Сергеевна
    1978 ─ Аист (поиск)
    kp. главная роль
    1970 ─ И эти губы, и глаза зелёные... (поиск)
    kp. Джоан

    голос за кадром

    1988 ─ Ачисай (поиск)
    kp. к/м, закадровый текст
    1982 ─ Вердикт / The Verdict
    kp. дубляж - Шарлотта Рэмплинг - Laura Fischer

    режиссер • сценарист

    2006 ─ Чайка
    kp. драма, экранизация

    аудио • спектакли • книги

    А. Ахматова - Стихотворения и поэмы
    аудиокнига
    Г. Белль - Глазами клоуна
    аудиоспектакль
    Ф.М. Достоевский - Преступление и наказание
    аудиоспектакль
    А.И. Куприн - Поединок
    аудиоспектакль
    А.Н. Толстой - Гадюка
    аудиоспектакль
    М. Цветаева - Над бездной
    биография, радиопостановка

    док. фильмы и передачи

    2012 ─ Маргарита Терехова. Кто много видел, мало плачет
    2010 ─ И снова здравствуйте! Миледи и ее мушкетёры
    2008 ─ Живая история. Собака на сене. Не советская история
    2007 ─ Маргарита Терехова. Летящая по волнам
    2007 ─ Андрей Тарковский. Человек в кадре
    2007 ─ Острова. Георгий Рерберг: Запах кадра ─ k. 89
    2006 ─ Линия жизни. Маргарита Терехова
    2000 ─ Один день из жизни Андрея Арсеньевича / Une journee d'Andrei Arsenevitch
    2000 ─ Чтобы помнили. Вадим Бероев ─ ф. 65
    1997 ─ Чтобы помнили. Александр Кайдановский ─ ф. 29
    1996 ─ Маргарита Терехова. Бомонд
    1995 ─ Чтобы помнили. Анатолий Солоницын ─ ф. 8
    1982 ─ Кинопанорама. Новогодний выпуск
    1982 ─ Кинопанорама. Юбилейный выпуск ─ 20-летие передачи

    литература

    2016 ─ Маргарита Терехова - Из первых уст...
    ЖЗЛ, аудиокнига



[Профиль]  [ЛС] 

AnnaShafran

Фильмографы

Стаж: 17 лет 9 месяцев

Сообщений: 1153

AnnaShafran · 26-Май-13 17:25 (спустя 15 дней)

hharra
Благодарю за воскрешение темы о замечательной актрисе! Маргарита Борисовна - талантлива, прекрасна, обворожительна!
Дополнения
1971 ─ Семейное счастье (TV)
+ https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4447228
1985 ─ Русь изначальная
+ https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=442214
Участие в фильмах
Андрей Тарковский. Человек в кадре https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2561248
2007 Острова. Георгий Рерберг: Запах кадра (89) https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3061066
[Профиль]  [ЛС] 

hharra

Фильмографы

Стаж: 13 лет 2 месяца

Сообщений: 83

hharra · 28-Май-13 16:25 (спустя 1 день 22 часа)

AnnaShafran
ок
[Профиль]  [ЛС] 

ralf124c41+

Top Best

Стаж: 15 лет 4 месяца

Сообщений: 18424

ralf124c41+ · 17-Апр-14 20:28 (спустя 10 месяцев)

Маргарита Терехова в передаче "Кинопанорама: Юбилейный выпуск – 20-летие передачи" (1982)
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4513715
[Профиль]  [ЛС] 

hharra

Фильмографы

Стаж: 13 лет 2 месяца

Сообщений: 83

hharra · 09-Май-14 22:07 (спустя 22 дня)

ralf124c41+
спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 13 лет 5 месяцев

Сообщений: 2586

ВладВА · 25-Авг-15 13:13 (спустя 1 год 3 месяца)

Юлия, большое Вам спасибо за страничку о блистательной Тереховой. Видел её в ряде фильмов, и везде Маргарита Борисовна очень разная.
Уже её дебют в замечательном фильме "Здравствуй, это я!" заявил о её серьёзном таланте. Роль была довольно небольшая, но сыграна с таким блеском! И дуэт с молодым тогда Джигарханяном оказался на редкость удачным.
А потом кем только она не была! Жеманная пустышка Кэт из фильма "Четвёртый", грустная мать из "Зеркала" Тарковского, страдающая от одиночества Диана в "Собаке на сене", скромная, очень порядочная учительница из "Расписание на послезавтра", роковая, коварная Миледи из мюзикла по роману Дюма... Трудно представить, что все эти роли сыграла одна и та же актриса, Рита Терехова.
А её собственная жизнь складывалась довольно трудно...
Достойная актриса. И её творческий путь хорошо отражает эта страница.
Спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error