1. Vivisektzia (Vivisection) 8:28
2. Bherta (Bertha) 8:22
3. Regaim (Moments) 2:36
4. Ahvak (Dust) 16:20
5. Melet (Cement) 2:49
6. Hamefahakim (Yawners) 13:27
7. Pirzol (Ironworks) 0:55
forum.progmusic.ru, serchio
Авангардная музыка, вне зависимости от жанровой и стилистической принадлежности, должна нести в себе черты новаторства и антитривиальности (прошу прощения за невольную тривиальность, но надо было как-то начать). Я думаю, большинство почитателей подобных музыкальных пристрастий находятся в постоянном поиске этих новых идей, форм и ощущений. Естественно, новизна восприятия зависит от индивидуальных вкусов, предпочтений и даже сиюминутного настроения, но не только.
Большую роль играет, если так можно выразиться, уровень музыкального развития. Для «попсовика» большая часть музыки, обсуждаемой на форуме, не более чем бессвязный набор звуков и полнейшая какофония. С другой стороны, для «эксперта», прошедшего, по его мнению, почти все круги увлеченности, навороченная сложнейшая музыка, вызывающая восторженный трепет продвинутых слушателей, может казаться недостаточно интересной и даже скучной. Конечно, еще раз повторюсь, многое зависит от интересов. Все это спорно, но вряд ли кто не согласится, что есть, так сказать, «объективные столпы», классики жанра, чей уровень творчества является если не эталоном, то, по крайней мере, отправной точкой для оценки того или иного музыкального явления. Для человека увлеченного, такой «столп», сильно повлиявший в свое время на формирование музыкальных интересов и навечно запечатленный в анналах памяти, служит лишь ступенью для подъема вверх к неизведанному, где вдалеке мерцает следующая ступень. Об этих «столпах» можно спорить до хрипоты, потому что многие стоят на разных. И человек, твердо уверенный сегодня, что его ступень последняя истина, спорит с оппонентом, для которого эта ступень тоже безусловная классика, но он уже в пути или стоит на следующей.
Дебют израильской группы Ahvak – один из самых резонансных релизов Cuneiform последнего времени ( хотя я развернутой русскоязычной рецензии пока не встречал). Грамотный анонс, участие матерого риошника D. Kerman и музыкантов, созданной чуть позже не самой слабой израильской группы Thin Lips сразу высоко задрали планку ожидаемого восприятия. И эти ожидания поначалу оправдались. Безукоризненная исполнительская техника, совершенство музыкальных форм многоярусных сложноструктурированных композиций, насыщенные полифонические текстуры, напряженные авангардные гармонии – все это в избытке присутствует в музыке Ahvak. Вкрадчивая таинственность первой композиции сразу обволакивает сознание плотной сюрреалистической пеленой, сотканной из нервирующих струнно-синтезаторных звуков, краткой мрачноватой вокальной подпевки, завораживающей игры ударных, вкраплений сочного баса, жесткого пиано, уверенно режущей музыкальное пространство гитары и приглушенных псевдо-аккордеонных расслаблений. Примерно по такой же схеме, но более динамично, построена и вторая композиция, наполненная такой же таинственной атмосферой, порванной ритмическими всплесками и провалами. Где-то с третьей композици начинаешь себя ловить на мысли, что нет развития музыкального сюжета и начинается какая-то зацикленность, немного по разному обыгрываемых, но все тех же музыкальных форм. Не хватает какой-то озаренности, эмоции как бы подвисли в напряженном ожидании, но ни чего не происходит. Даже 6-я композиция со слабым ощущением эмоциональной новизны не спасает положения. Хочется процитировать применительно к Ahvak уважаемого SyNPHARA по поводу одной из групп – « нет «высказывания». Музыка ни о чем».
Конечно, Ahvak – группа высокого уровня, пропускать такую музыку нельзя. Кому-то она покажется очередной ступенью и последней истиной, и это хорошо.
Но вспоминается старый анекдот, когда покупатель возвращает продавцу воздушных шариков его товар со словами, что они бракованные, потому, что не радуют.