Религиозен ли человек по природе? Год: 1990 Автор: Никонов К.И. Жанр: научный атеизм Издательство: Знание Серия: Новое в жизни, науке и технике Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 64 Описание: Этот вопрос — один из важнейших в религиоведении, он издавна является предметом научных и мировоззренческих споров теологов, философов и психологов, верующих и атеистов. Что такое «религиозный опыт»? Свидетельствует ли так называемое базисное доверие к бытию об изначальной религиозности человека? Существуют ли антропологические корни религии? Этим, а также связанным с ними вопросам и посвящена брошюра.
Религиозен ли человек по природе? — Да. Как сказал упоминаемый в брошюре Эрих Фромм:
Цитата:
Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — потребности в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским, целям — таким, как власть, деньги или успех, — лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует.Философия. Психология - Фромм Э. - Психоанализ и религия [2010, FB2, RUS]
Фромм настолько расширяет понятие «религия», что она буквально растворяется в мире. Вы согласны с таким положением? Ставите веру в христианского боженьку в один ряд с верой в божественный Доллар? Как-то нехорошо получается.
r2017
Это вам только кажется, что Фромм "расширяет" понятие религия. Само слово religio означает "совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, святость" и т. д. Поэтому понятие "религия" на самом деле очень широкое. Например, даосизм и буддизм обходятся без "Бога", а дзэн-буддизм вообще без "сверхъестественного". Фромм указывал на ассоциативность между "религией вообще" и какой-то отдельной, привычной религией.
"Анализ некоторых типов религиозного опыта"
Цитата:
Помехой любому обсуждению религии являются терминологические неясности. Хотя мы и знаем, что кроме монотеистических существовало и существует множество других религий, но все же связываем религию с системой, помещающей в центр Бога и сверхъестественные силы; мы склонны считать монотеистическую религию мерилом для понимания и оценки всех других религий. И тогда мы задаем себе вопрос: а можно ли религии без Бога, такие, как буддизм, даосизм или конфуцианство, вообще называть религиями? Такие светские системы, как современный авторитаризм, вовсе не называют религиями, хотя с психологической точки зрения они вполне того заслуживают. У нас просто нет слова для обозначения религии - в качестве общечеловеческого феномена, которое бы не вызывало какой-нибудь ассоциации с тем или другим конкретным типом религии. Ввиду отсутствия такого слова я буду употреблять в дальнейшем термин "религия"; но хотелось бы пояснить с самого начала, что под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения.
r2017 писал(а):
Ставите веру в христианского боженьку в один ряд с верой в божественный Доллар?
Конечно нет! Фромм указывал на разные роды религии, её формы - низшую и высшую. Культ денег - это низшая форма религии, фетишизм, идолопоклонство. А христианство относится к высшим формам религии.
Эрих Фромм писал(а):
...только высшая форма религии способна принести освобождение от низшей ее формы.