Губеръ Ж. / Губер Ж. - Іезуиты ихъ исторія, ученіе, организація и практическая дѣятельность ... / Иезуиты их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии [1898, DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

*John Doe*

Top Seed 02* 80r

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 814

*John Doe* · 01-Сен-14 23:41 (10 лет 3 месяца назад, ред. 02-Сен-14 00:14)

Iезуиты ихъ исторiя, ученiе, организацiя и практическая дѣятельность въ сферѣ общественной жизни, политики и религiи / Иезуиты их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии
Год: 1898
Автор: Губеръ Ж. / Губер Ж. (наст. Губер Иоганн Непомук)
Переводчик: Писарева В.И.
Жанр: религиоведение, история
Издательство: СПб.: Изд. Ф. Павленкова
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 322
Описание: В книге автор подробно рассказывает об основании и духовно-нравственных основах иезуитского ордена, его универсальности и привилегиях, обряде посвящения, иерархической лестнице, уставе, миссиях, осуществленных орденом в различных странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Португалии, Нидерландах, Англии, Польше, России, в Китае и Индии и др.). Книга раскрывает сущность учения и деятельности ордена иезуитов, или Общества Иисуса, который был одной из самых зловещих и могущественных организаций римско-католической церкви. Книга состоит из 22 глав, в первых из которых рассказывается об основании и общем характере ордена, «духовно-нравственных упражнениях», универсальности и привилегиях ордена, названии «Общества Иисуса», солидарности папства с орденом, общем характере иезуитского устава, послушании, происхождении устава, тайных предписаниях, разделении кодекса. В гл. V—VII повествуется о посвящении в члены ордена, индульгенции ордена, имуществе посвящаемых, светских и духовных помощниках, исповедниках трех и четырех обетов, сторонниках ордена и милостях им оказываемых, иерархии ордена, конгрегациях, системе надзора, доносах, образе жизни, инструкциях духовникам ордена, единстве доктрины и духе устава, образе действия придворных иезуитов, тайных инструкциях и многом другом. Гл. VII—XII рассказывают об иезуитском ордене и реформации, миссиях, иезуитах в Венеции, Тоскане, Парме и многих других странах. Далее речь идет о кипучей деятельности и быстрых успехах ордена, авторитете Фомы Аквинского и богословии ордена, мнении иезуитов о Св. Писании, их учении о мировом светском могуществе папы, иезуитах и инквизиции, культе Богородицы, цели, духе и методе обучения и воспитания Иезуитского ордена, борьбе с университетами, формуле веры, бедственных последствиях господства иезуитов во Франции, начале правления Климента XIV, иезуитах при Пие VI и восстановлении ордена Пием VII, и пр.
Немецкоязычный вариант данной книги, впервые вышедший в 1873 г., был внесен Римско-католической церковью в Индекс запрещенных книг.
Об авторе
Губер Иоганн Непомук (Johann Nepomuk Huber, 1830-1879) - немецкий католический богослов, философ, историк. Родился в бедной семье торговца-старьевщика. Окончил теологический факультет Мюнхенского университета. По завершении теологического образования Губер отказался от принятия духовного сана и предпочел академическую деятельность. В 1854 г. он защитил докторскую диссертацию "Картезианские доказательства бытия Божия", а уже в 1855 г. опубликовал сочинение "К учению Платона о личном Боге" и получил должность приват-доцента философского факультета Мюнхенского университета. В 1859 г. он стал экстраординарным, а в 1864 г.- ординарным профессором философии и педагогики Мюнхенского университета. Несмотря на конфликт с католической Церковью, Губер пользовался признанием и покровительством баварских правителей из династии Виттельсбахов.
Параллельно с преподаванием в университете Губер писал полемические сочинения, в которых, несмотря на разнообразие тематики, ясно прослеживается основная философская интенция - стремление к созданию мировоззрения, органично соединяющего основы христианской веры с достижениями наук (прежде всего естествознания и истории).
После утверждения Ватиканским I Собором в 1870 г. догмата о непогрешимости папы Римского, Губер решительно взял сторону оппозиции официальному католицизму и стал одним из идейных и организационных лидеров старокатолического движения в Баварии.
Выдающимся достижением Губера-полемиста, органично соединившего публицистический пафос и научную добросовестность, стало разоблачение доктрины и характера деятельности иезуитов в сочинении «Der Jesuitenorden nach seiner Verfassung und Doktrin, Wirksamkeit und Geschichte charakterisiert» (Орден иезуитов, охарактеризованный в соответствии с его уставом и доктриной, его деятельностью и историей, 1873). Губер утверждал, что «орден иезуитов… в существенной мере несет на себе отпечаток средневекового католицизма», является «подлинным отпрыском папства», его деятельность под разными прикрытиями будет необходима Римской Церкви, пока она сама не «подвергнется глубокому внутреннему преобразованию». По мнению Губера, именно с деятельностью иезуитов связано расширение претензий католической иерархии на власть в решении светских вопросов, ее вмешательство в политику, а также провозглашение догмата о непогрешимости папы.
Книга Губера про орден иезуитов, а также некоторые другие его сочинения были внесены Римско-католической церковью в Индекс запрещенных книг.
В возрасте 49 лет Губер скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Примеры страниц
Оглавление
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Vladik-polosatik

Стаж: 13 лет 10 месяцев

Сообщений: 725

Vladik-polosatik · 09-Сен-14 14:52 (спустя 7 дней)

Жаль, что вот эту книгу не перевели на русский язык по деятельности и секретным принципам иезуитов:
http://www.amazon.com/Assertions-Enseign%C3%A9es-Soi-disant-Collationn%C3%A9s-Com...es/dp/1248260759
Там много любопытных фактов по их деятельности, собранные французским парламентом перед роспуском ордена во Франции в 1762 году.
[Профиль]  [ЛС] 

*John Doe*

Top Seed 02* 80r

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 814

*John Doe* · 09-Сен-14 20:24 (спустя 5 часов, ред. 09-Сен-14 20:24)

Vladik-polosatik писал(а):
65086178Жаль, что вот эту книгу не перевели на русский язык по деятельности и секретным принципам иезуитов:
http://www.amazon.com/Assertions-Enseign%C3%A9es-Soi-disant-Collationn%C3%A9s-Com...es/dp/1248260759
Там много любопытных фактов по их деятельности, собранные французским парламентом перед роспуском ордена во Франции в 1762 году.
Может кто и сподобится перевести. А пока франкоговорящие исследователи могут бесплатно скачать все 3 тома данной книги Extraits Des Assertions Soutenues Et Enseignées Par Les Soi-disant Jésuites, Vérifies Et Collationnés Par Les Commissaires Du Parlement, выпущенной в 1762 году, на Google Books: том 1, том 2, том 3.
[Профиль]  [ЛС] 

Bourlatsky

Top Seed 01* 40r

Стаж: 14 лет 8 месяцев

Сообщений: 1225

Bourlatsky · 18-Апр-15 01:30 (спустя 7 месяцев, ред. 19-Апр-15 13:11)

MONITA SECRETA
ТАЙНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИИСУСА
Начальники обязаны тщательно хранить у себя эти особые инструкции и сообщать их только некоторым избранным посвященным; ввиду выгод общества, допускается открывать непосвященным только некоторые из них, но под строгой тайной и таким образом, чтобы нельзя было догадаться, что поучающий говорит не от себя самого, а приводит правила, составленные другим лицом. Так как большинству посвященных известны эти тайны, то общество со дня учреждения положило за правило не допускать перехода в другие ордена, за исключением картезианского, так как братство это живет в полнейшем уединении и хранит ненарушимое молчание, по утверждению святейшего престола. Надо беречься, чтобы наставления не попали в чужие руки, ибо из зависти к нашему ордену им тотчас же припишут какое-нибудь вредное значение.
В этом случае (чего Боже упаси) необходимо уверять, что содержание наставлений несогласно с убеждениями нашего общества и для опровержения ссылаться на наши общие правила, печатные и рукописные. Обязанность опровергать существование у нас наставлений следует поручать тем членам, которым действительно они неизвестны. [543]
Пусть начальники скрытно и осторожно разыскивают, неизвестно ли через наших кому из посторонних содержание наставлений; ибо переписывать их для себя или для других воспрещено без особого разрешения генерала или провинциала; если кто окажется неспособным скрывать тайну, тому ничего не говорить или выгонять прочь.
I. КАК ДОЛЖНО СЕБЯ ВЕСТИ ОБЩЕСТВО ПРИ НАЧАЛЕ КАКОГО-ЛИБО ПРЕДПРИЯТИЯ
1) Чтобы приобрести расположение публики, нужно объяснять людям цель нашего общества в том смысле, как оно значится в наших правилах, т. е. что общество обязано заботиться о спасении ближнего наравне со своим собственным. Посему необходимо принимать на себя самые трудные обязанности в больницах, посещать бедных, несчастных, узников, выслушивать исповедь снисходительно, чтобы самые влиятельные и могущественные прихожане прониклись чувством любви и удивления к нашему необычайному милосердию ко всем.
2) Все должны помнить, что разрешение отправлять обязанности общества следует испрашивать с кротостью и смирением и стараться приобретать расположение как духовенства, так и мирян.
3) Нужно уверять всех, что общество находится в крайней нищете и потому для получения самого незначительного подаяния ходить в отдаленные места. Раздавать нищим милостыню нужно так, чтобы все знали о нашем милосердии и в свою очередь щедро бы нас вознаграждали.
4) Единство духа должно быть строго сохраняемо всеми членами общества; даже по внешнему виду они должны стараться походить один на другого. Кто будет действовать иначе, того исключать из общества, как человека вредного.
5) Вначале наши не должны покупать себе имений, если же представится особенно выгодный случай приобрести какую-нибудь собственность, то пусть это будет сделано под чужим именем какого-нибудь верного и скромного человека. Дабы правителям и судьям не были положительно известны доходы нашего общества и дабы нищета наша для всех была очевидна, следует имения, [544] лежащие по соседству с нашей коллегией, приписывать к коллегиям отдаленным.
6) Селиться дoлжно только в богатых городах и там устраивать коллегии, ибо главная цель наша состоит в подражании нашему Спасителю Иисусу Христу, который большее время Своей жизни провел в Иерусалиме, а места незначительные посещал только проходом.
7) Чтобы выманить у вдов побольше денег, нужно почаще говорить им о наших нуждах.
8) Только одним провинциалам должны быть в точности известны цифры наших доходов; сокровища Рима должны оставаться священной тайной для всех.
9) В проповедях и даже в гостинных разговорах наши обязаны постоянно объяснять, что мы присланы поучать детей и помогать несчастным безвозмездно.
II. КАК ОБЩЕСТВО МОЖЕТ СНИСКАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРЕЙ И СИЛЬНЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЛИЦ
1) Нужно прилагать всевозможные старания для снискания расположения государей и сильных мира сего, дабы они не только не осмеливались восставать против нас, но напротив, скорее заискивали бы перед нами и боялись нас.
2) Известно, что государи и вообще все важные лица особенно расположены к тому духовенству, которое снисходительно смотрит на их слабые стороны и охотно прощает им их заблуждения; поэтому общество наше должно помогать им во всех противозакониях, в заключении браков между родственниками и в подобных тому вещах, ходатайствуя для этого через посредство нашего ордена разрешение папы, который ради нашего общего блага и для славы Божьей во многом будет нам способствовать.
3) То же правило следует соблюдать и в отношении государя, предпринимающего что-нибудь против желания своих министров. Намерение его нужно поощрять и способствовать к исполнению его, а других увещевать покоряться желаниям правителя и не противоречить ему. Во всем этом, однако, действовать ловко и осторожно, дабы в случае неудачи предприятия не понести на себе никакой ответственности; не высказывать слишком [545] откровенное свое мнение; для словесной защиты наших правил, в случае каких нападок со стороны, враждебной нам, избирать таких членов, которым действительно неизвестны эти наставления и которые клятвой могут подтвердить, что на наше общество клевещут, приписывая ему несправедливо то, чего совершенно не существует.
4) Ловко добиваться с помощью влиятельных особ должностей, особенно при посольстве у папы и у других сильных государей, дабы общество наше было посвящено в тайные намерения и цели всех держав и имело бы ходатая, пекущегося о наших интересах. Назначать на такие должности следует только верных и преданных людей.
5) Заискивать расположение любимцев и прислуги государей, чтобы через них можно было всегда выведывать о наклонностях и расположении духа монархов и действовать, соображаясь с этим.
6) По опыту нам известно, что общество приобрело большие выгоды от своего вмешательства в брачные союзы австрийского, французского, польского и других домов; для сего нужно по возможности стараться устраивать подобные браки с лицами, находящимися в родстве или в хороших отношениях с нашими друзьями.
7) Дружеское расположение принцесс легко приобрести посредством их горничных, с которыми необходимо водить дружбу, и с помощью их выведывать все семейные тайны.
8) В отношении совести всех высоких лиц наши духовники должны быть снисходительнее прочего духовенства, чтобы все предпочитали пользоваться нашим руководством и нашими советами.
9) Всем, могущим доставить нам выгоду, объяснять высокое значение нашего общества и его достоинство.
10) Осторожно намекать, что орден наш предпочтительно перед другими имеет право разрешать самые тяжкие грехи, освобождать от постов и других обязанностей, разрешать брачные союзы между родственниками и т. п., так что всякому нужно будет прибегать к нашей помощи.
11) Приглашать их на наши проповеди, заседания и поучения; в случае нужды посвящать им хвалебные гимны и даже изредка давать им обеды, и всяким образом заискивать перед ними. [546]
12) Стараться примирять государей в их распрях между собой: посредством этого мы можем узнать о их наклонностях и характерах и впоследствии действовать, сообразуясь с их слабыми сторонами.
13) Всех, занимающих важный пост при дворах и относящихся враждебно к новому ордену, стараться всеми силами привлечь на нашу сторону, действуя через посредство других преданных нашему обществу лиц.
14) Остерегаться лиц, почему бы то ни было вышедших из нашего общества, в особенности же по своему собственному желанию; не допускать, чтобы они занимали такие места, где своим влиянием могут помешать исполнению наших намерений. Такие лица непременно внутренне питают к нам непримиримую вражду.
15) Наконец, всякий из нас должен приложить всевозможные старания для снискания благосклонности всех, кто может быть нам в чем-нибудь полезен.
III. КАК ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО СЕБЯ ВЕСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ГОСУДАРСТВА, КОТОРЫЕ, ЕСЛИ НЕ СВОИМ БОГАТСТВОМ, ТО ЧЕМ-НИБУДЬ ИНЫМ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬ НАМ УСЛУГИ
1) Кроме всех выгод, благодаря уменью могущих быть извлеченными нами из вышеупомянутых лиц, нужно также стараться, чтобы лица эти служили нам защитительным оружием против наших врагов.
2) Поэтому для приобретения обществу выгод, для получения разных должностей нужно прибегать к содействию, советам и авторитету этих лиц, и если на них можно вполне положиться, пользоваться их именем для приобретения собственности.
3) С их помощью снискивать расположение людей гордых, располагать к себе народонаселение, враждебное нам.
4) Стараться, чтобы епископы, прелаты и другие высшие духовные лица своим влиянием доставляли нам все выгоды, зависящие от них.
5) В некоторых отношениях для нас будет достаточно и того, если прелаты и священники не будут препятствовать нашему обществу в отправлениях его обязанностей в [547] странах, где духовенство пользуется особенным почетом и властью, как, например, в Германии и Польше, и не будет поселять вражды к нам между своими прихожанами. Для этого необходимо оказывать им особенное почтение, дабы монастыри, приходские и настоятельские церкви, право раздачи духовных должностей, отправление треб — все это с их помощью перешло в наши руки; там, где между католиками терпимы раскольники и еретики, нам будет нетрудно достигнуть всего этого и произвести религиозную реформу. Надо доказывать прелатам необходимость подобной перемены и представить всем всю важность и пользу ее; уверить их, что никто, кроме нас, не в силах оказать подобной заслуги, и что священники, светские власти и монахи неспособны к этому. Если прелаты будут действовать сообразно нашим намерениям, публично восхвалять их ревность, печатно прославлять память их.
6) Стараться, чтобы прелаты поручали нашим обязанностям исповеди и поучения, а если они пожелают занять высшую должность при римском дворе, то помогать им через посредство тех из наших друзей, которые имеют случай доставить им это.
7) При основании коллегий и приходских церквей ходатайствовать у епископов и государей разрешения ставить туда викариев и настоятелей, так чтобы все управление этих церквей зависело от нас и сами прихожане были нам подчинены.
8) Там, где академии враждебны нам или где католики и еретики препятствуют нашим намерениям, действовать через прелатов для приобретения права проповеди, чтобы, несмотря на сопротивление враждебных нашему обществу партий, можно было говорить народу о своих нуждах.
9) Для исходатайствования причтения к лику святых или блаженных кого-нибудь из нашего общества, нужно действовать через епископов и испрашивать свидетельства и рекомендательные письма от государей и влиятельных лиц, с помощью которых легко будет получить разрешение святейшего папы.
10) Строго наблюдать, чтобы прелаты и другие высокие духовные особы при посольствах не выбирали между духовными людей, состоящих с нами в недружелюбных [548]отношениях; подобные люди способны возбудить ненависть и вражду к нам в тех городах и провинциях, где мы живем. Когда посольство проезжает города и провинции, где существуют наши коллегии, принимать его с почестями и радушием, и угощать, насколько позволяют нам наши благочестивые уставы.
IV. ПРЕДПИСАНИЯ ПРОПОВЕДНИКАМ И ДУХОВНИКАМ ЗНАТНЫХ ОСОБ
1) Духовники государей и знатных особ прежде всего должны поселять в них то убеждение, что цель нашего общества есть единственно забота о прославлении имени Божьего и о соблюдении чистоты совести, так чтобы монархи, зная это, с готовностью покорялись нам, не подозревая в нас иных целей.
2) Таким образом можно будет почаще внушать им, что раздача наград и должностей относится к вопросу совести, и что поступая в этих делах согласно своим наклонностям и страстям, они оскорбляют Бога; при этом духовник должен повторять, что он это говорит лишь по своей обязанности, нисколько не желая вмешиваться в государственные дела. Когда государь будет совершенно убежден в этом, постепенно объяснять ему, какие должны быть качества лиц, назначаемых исполнять высшие общественные должности, указывая при этом на лиц, преданных нашему обществу. На государей в этом случае можно действовать не только непосредственно через наших, но и через их любимцев.
3) Поэтому нашим духовникам и проповедникам должны быть известны лица, способные к той или другой должности и могущие доставить выгоду нашему обществу; их-то и нужно при случае рекомендовать Государям.
4) Духовники и проповедники должны быть снисходительными к заблуждениям государей, не должны оскорблять их самолюбие ни в проповедях, ни в частных разговорах, устранять от них всякие беспокойства и, главным образом, пробуждать в них веру, надежду и правосудие в делах государства.
5) Почти никогда не должны они принимать небольших подарков для своего личного употребления, но [549] должны выставлять на вид общественные нужды провинции или коллегии; у себя дома они должны довольствоваться просто убранной комнатой; одежда их не должна быть слишком щеголевата, и они немедленно должны идти помогать и приносить утешение самым низшим служителям во дворце, чтобы не думали, что они готовы служить только вельможам.
6) После смерти придворных чиновников они должны озаботиться немедленно заместить их какими-либо доброжелателями общества; они не должны навлекать на себя подозрения, что хотят вырвать верховную власть из рук правителя. Особенно ради этого, как было уже сказано, они не должны действовать непосредственно, но через верных и могущественных друзей, которые могли бы бороться с ненавистью, если бы таковая представилась.
V. КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЛИЦ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ДРУГИМ МОНАШЕСКИМ ОРДЕНАМ И ИСПОЛНЯЮЩИХ В ЦЕРКВИ ОДИНАКОВЫЕ С НАМИ ОБЯЗАННОСТИ
1) Следует мужественно переносить людей этого сорта и при этом давать понять государям и вообще лицам, пользующимся какой-либо властью и каким-либо образом соприкосновенным нам, что наше общество совмещает в себе достоинства всех орденов, исключая духовного сана и внешней торжественности в образе жизни и одеянии, и если другие монашеские ордена отличаются каким-либо превосходством, то общество наше неоспоримо занимает первое место в церкви Божьей.
2) Необходимо отыскивать и подмечать недостатки других монашеских орденов и, открыв и доведя их с осторожностью, как бы сожалея о них, до сведения их верных друзей, следует показать при этом, что упомянутые лица не могут с таким совершенством исполнять обязанностей, одинаковых с нами.
3) С большей силой надо восставать против желающих учреждать школы для обучения юношества в местах, где лица, принадлежащие к нашему ордену, с честью и выгодой для себя занимаются этим делом. Надо представлять на вид правителям и начальствам, что подобные люди, [550] если их не остановить, причинят волнение и мятежи в государстве, что различное направление в воспитании молодежи возбудит в ней беспорядки и что для обучения юношества нас совершенно достаточно. Если у других наставников имеются разрешения от папы или рекомендации от кардиналов, то наши должны действовать против них через правителей и вельмож, которые заявили бы папе о достоинствах общества и о его способности мирно обучать юношество. Они должны стараться доставлять себе свидетельства от начальства относительно их доброго поведения и их благонамеренной учености.
4) Кроме того, наши должны употреблять все старания, чтобы заявить о себе особыми делами добродетели и учености, упражняя учеников в науках и других схоластических занятиях, способных заслужить одобрение и быть представленными вельможам, начальству и народу.
VI. О СПОСОБЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ БОГАТЫХ ВДОВ
1) Для сего избираются отцы преклонных лет, темперамента живого и обладающие приятностью в разговоре. Они должны посещать этих вдов, и при первом проявлении с их стороны расположения к обществу должны представлять им действия и достоинства общества. Коль скоро они это принимают и начинают посещать наши церкви, их снабжают духовником, который должен ими руководить ввиду удержания их во вдовстве, относясь с похвалой к выгодам и счастью этого положения, обещая и даже ручаясь, что это зачтется им в вечную заслугу и послужит очень верным средством для избежания мучений чистилища.
2) Этот духовник должен повести дело так, чтобы они занялись украшением своей домовой часовни или молельни, в которой бы они могли предаваться размышлениям и другим духовным упражнениям, дабы через это удалить их от разговоров и посещения лиц, могущих привлечь их на свою сторону; несмотря на то что у некоторых из них может быть свой капеллан, наши не должны допускать его к совершению службы в этой домовой часовне, особенно не дозволять обращения к ним с поучениями; надо стараться, чтобы капеллан не имел на них влияния. [551]
3) Следует с осторожностью и незаметным образом изменить все касающееся управления домом, соотносясь при этом с теми условиями, в которых дела находятся, с людьми, с их привязанностями и их благочестием.
4) Главным образом следует удалять служителей (однако мало-помалу), которые не имеют сношений с обществом; в случае замены их другими следует рекомендовать людей, зависящих или желающих быть в зависимости от наших; ибо таким образом мы будем извещены обо всем, что будет происходить в семействе.
5) Цель духовника должна состоять в том, чтобы вдова во всем без исключения спрашивала и следовала его совету; он же при случае должен доказывать ей, что это послушание есть единственное основание ее духовного преуспеяния.
6) Следует советовать ей чаще приобщаться св. таинств, особенно же таинства покаяния, причем она с большой свободой может открывать свои наисокровенные мысли и все искушения. Она должна чаще исповедоваться; ходить слушать своего духовника, который должен ее к этому приглашать, обещая ей молиться за нее; ежедневно она должна испытывать свою совесть и читать молитвы.
7) Если бы она стала вторично исповедоваться у другого духовника, то последнему уже не придется узнать многого относительно ее наклонностей.
8) Надо представить ей все выгоды вдовствующего состояния и невыгоды брачных уз, особенно вторично заключенных; упомянуть, каким опасностям она в этом случае может подвергнуться.
9) По временам можно, впрочем, искусно предлагать ей такие партии, к которым она очевидно питает отвращение; если же известно, что ей кто-нибудь нравится, то выискивать в этом человеке дурные наклонности и описывать ей их с самой невыгодной стороны, дабы она возымела отвращение к нему и твердо решилась бы отказаться от вторичного супружества.
10) Когда она получит совершенное отвращение к вторичному браку и твердо решится пребывать в состоянии вдовства, надо призывать ее к духовной жизни, но отнюдь не к монашеской, которую следует описать в невыгодном свете и представить, каким иногда невыгодным [552] случайностям она подвергает подвизающихся на этом поприще, привести пример Паолы и Евстохия и других. Вынудив у нее обет хранить целомудрие, по крайней мере в продолжение трех лет, духовник должен последовательно довести ее до того, чтобы она по собственному желанию навсегда отказалась от вторичного брака. Ввиду этого он должен стараться, чтобы она как можно реже посещала мужское общество и даже общество своих близких друзей и родственников, под предлогом, что она должна всецело посвятить себя делам благочестия, предаться всем существом служению Богу. Если невозможно совершенно устранить свидание ее с другими духовными лицами, то стараться, чтобы духовенство, посещающее ее, состояло из лиц, находящихся в нашей зависимости и приверженных нашему обществу.
11) Достигнув всего этого, следует мало-помалу направлять ее к делам милосердия, особенно к раздаче бедным своего имущества; при этом соблюдать, чтобы дела милосердия творились под руководством духовника, который, пользуясь своим влиянием, должен заботиться главным образом о выгодах общества и убеждать ее, что подача милостыни людям недостойным часто бывает источником многих грехов.
VII. КАК ПОСТУПАТЬ СО ВДОВАМИ И КАК РАСПОЛАГАТЬ ИХ ИМУЩЕСТВОМ
1) Непрестанно наставлять их на путь спасения и на дела милосердия, чтобы ни одна неделя не проходила без пожертвований от излишка их имуществ во имя Христа Спасителя, Его Пресвятой Матери или во имя того святого, которого они выбрали своим покровителем; пусть они щедро подают милостыню нищим, делают постоянно пожертвования в пользу украшения церкви, пока их совершенно не лишат всей добычи греха.
2) Кроме их расположения следует снискивать и их щедрость и для этого почаще с ними беседовать о достоинствах нашего общества, о необыкновенном милосердии нашего провинциала или генерала нашего ордена.
3) Если они дали обет целомудрия, надо требовать, чтобы они его возобновляли два раза в год, как это [553] предписывается в наших уставах. В дни возобновления устраивать благочестивые празднества.
4) Следует почаще посещать их, занимать приятной беседой, сообразуясь с наклонностями каждой, увеселять остроумными и оживленными рассказами.
5) На исповеди не осуждать слишком строго их проступков, дабы не ввергнуть в отчаяние, исключая, впрочем, тех случаев, когда есть надежда строгостью снова приобрести их расположение, которым успел овладеть помимо нас кто-нибудь другой. В этих случаях действовать следует с большой осмотрительностью и осторожностью, соотносясь с непостоянством женской натуры.
6) Стараться, чтобы они не посещали церквей, не принадлежащих нам, особенно монастырей, ввиду этого объяснить им, что наше общество соединяет в себе все духовные преимущества, дарованные порознь другим орденам.
7) Если вдова носит траур, советовать ей носить наряд, который шел бы к ней и соединял в себе духовный вид со светским, дабы она знала, что человек, руководящий ею не исключительно предан одному духовному. Наконец, ввиду удержания ее благосклонности к нам и постоянства ее щедрот, умеренно, без скандала разрешать ей удовлетворение ее известных потребностей.
8) Помещать к вдовам девушек богатых и знатных родителей, которые мало-помалу подчинялись бы нашему влиянию и привыкали бы к образу нашей жизни; поэтому на семейном духовнике лежит обязанность избирать в воспитательницы особу, преданную нашему обществу и подчиняющуюся его правилам и церковным постановлениям; в случае, если девушка не захочет подчиняться нам, немедля препровождать ее к родителям или опекунам, поместившим ее сюда, под предлогом ее капризного и необузданного характера.
9) О телесном здоровье и об увеселениях вдов следует заботиться наравне с их душевным спасением. В случае нездоровья запрещать им поститься, носить власяницу, умерщвлять плоть, не позволять ходить в церковь и тайно и осторожно поучать их на дому. Предоставлять им свободный вход в сад нашей коллегии и в саму коллегию. Дозволять проводить свободное время с теми из нас, кто им больше нравится. [554]
10) Для того чтобы вдова предоставила все свои доходы в пользу общества, необходимо представлять ей превосходство положения человека, с покорностью и радостью посвятившего себя Богу, отрекшегося от мира, родных и всех земных привязанностей; описать, какая награда ее ожидает, если она, подобно нам, отречется от всего. При этом, приведя в пример многих вдовиц, в недолгое время стяжавших себе таким образом блаженство, пробудить в ней надежду, что она, исполнив до конца подвиг самоотречения, может быть также сопричтена к лику святых, так как наш орден, благодаря своему влиянию на папу может легко получить на это разрешение.
11) Поселять в них твердое убеждение, что если они желают наслаждаться спокойствием совести, то должны без ропота, неудовольствия и сопротивления во всем следовать наставлениям своего духовника, как в делах мирских, так и духовных, ибо духовник поставлен для того, чтобы передавать им волю Божью.
12) Все дела милосердия вдовы должны творить по совету своего духовника, дабы щедрость их не была обращена на лица, нам чуждые и не принадлежащие к нашему обществу.
13) Духовники строго должны наблюдать, чтобы вдовы, их духовные дщери, не посещали ни под каким предлогом других монахов и не входили с ними в короткие сношения. Во избежание этого следует постоянно восхвалять достоинства нашего ордена, пользующегося всеми преимуществами перед другими, полезного для церкви, имеющего большой вес перед папским престолом и перед государями; сообщать им, что общество наше исключает из своей среды вредных и неспособных членов, что в нем нет ни пены, ни отстоя, как часто бывает между другими монашествующими, большинство которых состоит из людей просвещенных, глупых и нерадивых в деле спасения, преданных мамоне и проч.
14) Духовники должны заставлять вдов вносить денежные вклады и пожертвования в пользу коллегий и монастырских домов, особенно в пользу римских монастырей, радеть об украшении храмов, принимать на свою обязанность поставку вина, воска и вообще всего необходимого для совершения литургии. [555]
15) Если вдова при жизни не передала вполне своего имущества обществу, надо воспользоваться временем ее болезни, когда жизнь ее будет находиться в опасности, и представить ей, в какой крайности находятся многие из наших коллегий, и кротко, но настойчиво требовать, чтобы она ради вечного спасения души отказала нам свое имущество.
16) Точно так же следует поступать и в отношении государей и прочих наших благодетелей; нужно убеждать их, что они своей щедростью к нам кладут краеугольный камень своего будущего блаженства и что великая награда ждет их на небесах. Если какой недоброжелатель скажет, что Сам Иисус Христос не имел где преклонить Свою голову и что наше общество должно следовать Его примеру, надо положительно доказать ему и стараться убедить всех, что настоящая церковь находится совершенно в иных условиях против древних церквей, что в настоящее время она обязана с помощью своей силы и могущества бороться со своими неприятелями, и что она есть ни что иное, как тот маленький камушек, который, по словам пророка, обратился в великую гору.
17) Для поддержания во вдовах дела милосердия, надо постоянно напоминать им, что высший христианский подвиг состоит в добровольном отречении от всех земных благ и в отдаче своего имущества Иисусу Христу и Его братству.
18) В следующей главе мы увидим, как поступать со вдовами, которые, воспитывая своих детей для света, не могут доставить нам особенных выгод.
VIII. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕТИ ВДОВ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ СВЕТА И ПРИНЯЛИ ОБЕТ МОНАШЕСТВА
1) Необходимо, чтобы матери обращались со своими детьми строго, и наши в этом случае должны действовать на матерей ловко и осторожно. Внушать им, чтобы они огорчали детей выговорами, дочерям отказывали бы во всех светских удовольствиях; почаще выражали бы свое желание видеть их в монашеском звании и, в случае согласия дочери принять обет монашества, обещали бы ей большое приданое; рассказывали бы, какие неприятности перенесли они в своей семейной жизни, и выражали [556] бы сожаление, что сами не сохранили девства; одним словом, вели бы дело так, чтобы дочерям надоело однообразие и пустота их настоящей жизни и чтобы они решились принять обет монашества.
2) С сыновьями наши должны быть в дружеских отношениях, особенно с теми, которые могут быть годны для нашего общества; нужно приводить их в коллегии, показывать им все, что им может понравиться и может возбудить в них желание вступить в общество; например, наши сады, виноградники, мызы и деревенские дома, куда наши ездят проводить время своих отдохновений. Рассказывать им о своих путешествиях по разным странам, о сношениях, которые мы ведем с государями, и вообще говорить обо всем, что может быть привлекательно для юношества. Обращать их внимание на порядок и чистоту наших комнат и столовых, вести при них занимательные разговоры, содержание которых, впрочем, должно быть религиозное; намекать, что наш орден имеет все преимущества перед другими, беседовать с ними о предметах благочестивых и вместе с тем интересных для них.
3) Направлять их к духовным и благочестивым размышлениям, искусно внушать им убеждение, что общество наше, в сравнении с другими, находится в самых счастливых и удобных условиях жизни. В проповедях и в частных разговорах упоминать о тяжком грехе тех, которые противятся божественному призванию, давать им читать умственные упражнения, дабы заставить их окончательно решиться в выборе себе образа жизни.
4) Обязанность воспитателя молодых людей должна быть возложена на людей, приверженных и преданных нашему обществу, радеющих о наших интересах и побуждающих своих питомцев к тому, что выгодно для нас. В случае упорства со стороны юноши, следует прибегнуть к строгости, лишать их того, что им приятно, без чего жизнь им может опротиветь; матери также обязаны говорить им о трудностях семейной жизни. Если старания наши будут безуспешны, и юноша не захочет добровольно вступить в наше общество, отсылать его как бы на воспитание в отдаленные коллегии и оказывать ему с нашей стороны всевозможные послабления и снисхождения, чтобы расположить в свою пользу. [557]
IX. ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ДОХОДОВ КОЛЛЕГИЙ
1) Не дoлжно окончательно посвящать в наше общество тех, которые еще не получили ожидаемого наследства, исключая разве те случаи, когда в обществе уже находится младший брат подобного лица или есть другие, столь же основательные причины. Везде и во всем главным образом заботиться об увеличении наших средств, сообразно с целями, известными начальству и клонящимися главным образом к тому, чтобы церковь во славу Божью была восстановлена в своей прежней силе и блеске и чтобы во всем духовенстве царствовал дух единства и согласия. Следует почаще говорить и печатно объявлять, что общество состоит исключительно из таких членов, которые или совершенно нищие и живут подаянием верных, или же имеют только движимое имущество, благодаря которому могут, не обременяя собою других, заниматься наукой и исполнять свои обязанности. Опираясь на эти доводы, вразумлять государей, вельмож, вдов и вообще всех, пользующихся нашими духовными наставлениями и советами, что взамен духовной пользы, получаемой ими от нас, они обязаны доставлять нам пользу материальную. Духовники должны пользоваться всяким предлагаемым им даром. Обещавшему, но медлящему исполнить свое обещание, следует искусно и кстати напоминать его, однако так, чтобы в этом напоминании не было видно корыстолюбия. Духовники неспособные, нерадивые к своей обязанности, должны быть удалены от своей должности и заменены другими, более способными на это; впрочем, делать это надо осторожно и осмотрительно, под предлогом, что общество в них нуждается для исполнения других обязанностей, и переводить их в отдаленные коллегии. Нам по опыту известны многие случаи, где умирали молодые вдовы, не успев передать своего имения нашему ордену только благодаря нерадению духовника, не сумевшего вовремя воспользоваться счастливым случаем. В подобных случаях нужно сообразоваться не со временем, а с расположением духа духовных сынов и дочерей.
2) В прелатах, канониках, пастырях и других богатых и могущественных духовных особах прежде всего [558] следует умеючи и искусно пробуждать наклонность к умственным упражнениям, так как эти лица особенно расположены ко всему духовному, а потом уже мало-помалу стараться приобретать их расположение к нашему обществу и снискивать их щедроты.
3) Духовники не должны пренебрегать тем, чтобы (конечно, если можно сделать это кстати) узнавать, как зовут исповедующихся, какого они семейства, кто их родители, друзья, имеют ли они состояние, затем следует осведомиться о их наследниках, о их положении, намерениях и, если таковые еще не приняты, стараться сделать их благоприятными для общества. Если представляется надежда что-либо приобрести, но сразу невозможно, не возбуждая подозрений выпросить всего, то следует приказывать под предлогом очищения совести или покаяния, чтобы они исповедовались еженедельно. Вопросы духовник должен предлагать пристойно, чтобы в несколько приемов узнать то, чего он не мог выведать сразу. В случае удачи, если это будет женщина, всеми средствами стараться, чтобы она чаще исповедовалась и посещала церковь; если это мужчина, то чтобы он чаще посещал общество и сходился с нашими.
4) Сказанное о вдовах следует применять и к купцам, к богатым женатым, но бездетным гражданам, наследником которых часто может сделаться общество, если приведенные выше наставления будут употреблены с благоразумием; главным образом их надо применять к богатым богомольцам, посещающим наших, хотя бы по этому поводу и стали осуждать нас, что мы так неразборчивы к людям.
5) Ректоры коллегий должны иметь сведения о домах, садах, фондах, виноградниках, деревнях и другой собственности высшего дворянства и, если это возможно, о процентах и налогах, которые должны платить купечество и буржуазия. Но за это дело надо браться с большой ловкостью и умением, выведывать об этом на исповеди, посредством короткого знакомства с личностью и откровенной беседой с ней. Коль скоро духовник приобретает богатого исповедника, он обязан немедленно оповестить об этом ректора, и никаким образом не должен упускать его из своих рук. [559]
6) Главная сущность всего дела состоит в следующем: вся наша братия должна снискивать расположение как своей духовной паствы, так и прочих, с которыми она имеет случай вести разговоры, и согласоваться с наклонностями каждого. По этой-то причине провинциалы и посылают нас в большом количестве в места, населенные людьми богатыми и знатными; а дабы провинциалы могли действовать с большим благоразумием и успехом, необходимо, чтобы ректоры не забывали извещать их о могущей представиться пастве.
7) Принимая детей в общество, наши должны осведомиться, могут ли они через это получить право к приобретению их собственности и, если это возможно, удостовериться, уступят ли они часть своего имущества коллегии посредством договора, аренды или иного пути, или не могут ли имения эти спустя некоторое время перейти в собственность общества; в этом случае следует так поступать, чтобы нужды и долги, обременяющие общество, были главным образом известны всем знатным и богатым лицам.
8) Если случается, что вдовы или находящиеся в супружестве богатые и приверженные обществу лица имеют только дочерей, наши должны повести дело так, чтобы склонить этих последних избрать жизнь богомолки или инокини, дабы, предоставив ей небольшую часть имущества, остальную мало-помалу присвоить обществу. Если же у них имеются сыновья, годные для вступления в общество, то следует одних удерживать, а других склонять к вступлению в другие монашеские ордена, обещая им небольшую сумму денег; но если имеется единственный сын, то следует какой бы то ни было ценой привязать его к обществу, устраняя всякие опасения со стороны родителей. Натвердив ему о призвании Иисуса Христа, следует объяснить, что оставляя отца и мать, даже против их желания, он приносит жертву, угодную Богу. Затем его следует отправить в отдаленный новициат, уведомив предварительно о том генерала. Если же у родителей имеются дети обоего пола, то сначала следует распорядиться дочерьми, склонив их к жизни богомолок, затем привлечь к обществу сыновей с присоединением их собственности. [560]
9) В обязанность начальникам вменяется непременно сделать под секретом уведомления духовникам об этих вдовах и женатых людях, дабы извлекать из них выгоды для общества, руководствуясь притом данными инструкциями.
Если духовники окажутся неспособными для этого, их следует замещать другими, удалив первых и лишив их возможности поддерживать сношения с этим семейством.
10) Следует стараться, чтобы вдовы и другие богомольные особы, усердно стремящиеся к своему духовному совершенствованию, предоставляли все свои имущества в полное распоряжение общества, довольствуясь доходами, отчет о которых будет отдаваться им постоянно, настолько, насколько то будет им нужно, дабы с большей свободой посвятить себя на служение Богу, устранив от себя всякие мирские заботы и попечения, доставляя себе самое верное средство к достижению полного совершенства.
11) Дабы очевидным образом доказать свету бедность общества, начальникам предписывается брать заимообразно деньги у богатых лиц, связанных с обществом, под вексель, выданный за их подписью и платеж по которому должен быть рассрочен. Затем, особенно же во время опасной болезни, следует беспрестанно посещать это лицо и всячески стараться уговорить его отдать вексель; ибо таким образом о нем не будет упомянуто в завещании, и мы, как бы то ни было, сделаем приобретение, не навлекая на себя ненависти наследников.
12) Также нелишне будет при случае занимать деньги у некоторых лиц за ежегодные проценты и помещать их за более высокие в другие руки, дабы этот доход заменял другой, ибо может случиться, что друзья, одолжившие нам таким образом деньги, тронутые состраданием к нам, по завещанию или через личную дарственную запись предоставят нам пользование суммой, когда увидят, что деньги у нас идут на учреждение коллегий и на постройку храмов.
13) Общество может также делать выгодные обороты под именем богатых преданных нам купцов; приобретая выгоду верную и обильную следует и в Индии, которая [561] до сей поры, с помощью Божьей, снабжала общество не только душами, но и великими богатствами.
14) В обитаемых нашими местах следует иметь врача, преданного обществу, которого дoлжно рекомендовать больным предпочтительно перед другими, дабы таким образом, рекомендуя в свою очередь нас перед другими монахами, он способствовал приглашению нас к знатным больным, особенно к одру смерти.
15) Духовники должны рачительно посещать больных, особенно же находящихся в опасности, и дабы благовидным образом не допускать к ним лиц, принадлежащих к другим монашеским орденам, начальники должны позаботиться, если наш духовник вынужден покинуть больного, чтобы другой заместил его и поддерживал больного в его добрых намерениях. Между тем, с осторожностью следует стращать его адом или по крайней мере чистилищем, и объяснять ему, что как вода тушит огонь, так милостыня смягчает грех, а что совершенной милостыней будет попечение о продовольствии и содержании особ, по призванию взявших на себя обязанность заботиться о спасении ближнего; дабы таким образом через эту милостыню больной имел долю в их заслугах и получил отпущение своих собственных грехов, так как милосердием искупается множество их. Милосердие можно также уподобить брачной одежде, без которой никто не будет допущен к небесной трапезе. Наконец, следует подкреплять это текстами священного писания и святых отцов, что, при умении выбрать и при знании характера больного, вернее всего подействует на него.
16) Женщинам, жалующимся на пороки своих мужей и на горести, которые они им причиняют, следует советовать брать у них тайно некоторые суммы для искупления грехов их и для снискания им милосердия.
X. О СУРОВОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕСТВЕ
1) Под каким бы то ни было предлогом удалять, как врага общества, всякого, какого бы звания и возраста он ни был, кто отвлекает наших богомольцев и богомолок от посещения наших церквей и нас, или способствует [562] переходу милостыни в другие церкви и другие религии, или переманивает человека богатого и расположенного к обществу, на свою сторону; также следует поступать с теми, кто, имея возможность распоряжаться своей собственностью, оказывает больше расположения своим родственникам, чем обществу (ибо это обличает, что дух его не умерщвлен, а всякий, давший обет монашества, должен отречься от мирских привязанностей), или кто вместо того, чтобы радеть о милостыни для общества, будет стараться, чтобы она досталась его бедным родственникам. Но дабы подобные люди не жаловались на причину своего удаления, их не следует отсылать немедленно; во-первых, удалять от выслушивания исповедей; затем изнеможать и утомлять, приставляя к самым низким обязанностям; изо дня в день заставлять исполнять вещи, к которым, как известно, они питают наибольшее отвращение; не допускать их к высшим упражнениям и благородным обязанностям; делать им публичные выговоры в капитулах и на заседаниях; не допускать к отдохновению и к сношениям с посторонними; из одежды и из обихода оставлять им лишь самое необходимое, дабы возбудить через это в них ропот и нетерпение и потом уже уволить их, как людей неукротимых и могущих служить дурным примером для других; если родственниками их или прелатами церкви сделан будет вопрос о причинах их удаления, наш ответ должен состоять в том, что они не имели духа нашего общества.
2) Еще следует увольнять тех, которые будут порицать общество за стремление приобретать собственность, но под предлогом, что они слишком пристрастны к своему собственному суждению. Если они выразят желание объяснить причину своих действий перед провинциалами, их не следует слушать, а напомнить им правило, которым предписывается слепое повиновение.
3) С самого начала следует примечать, пока еще они молоды, кто из них оказывает более расположения к обществу; убедившись в расположении некоторых к другим орденам, к бедным или к родственникам, следует мало-помалу склонять их, как уже было сказано, покинуть общество под предлогом их бесполезности. [563]
XI. КАКИМ ОБРАЗОМ НАШИ С ОБЩЕГО СОГЛАСИЯ ДОЛЖНЫ ВЕСТИ СЕБЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ ИЗ ОБЩЕСТВА
1) Зная некоторые из тайн общества, люди эти очень часто вредят ему; следующим образом есть возможность связать им язык: еще до увольнения следует заставить их письменно клятвенно дать обещание, что они никогда не скажут и не напишут ничего, могущего компрометировать общество; между тем начальники должны иметь список их дурных наклонностей, их недостатков и пороков, которые ими самим для облегчения совести были открыты по заведенному порядку общества и которые, если будет нужно, могут быть показаны нами вельможам и прелатам и тем помешать их возвышению.
2) Все коллегии немедленно должны быть извещены об увольнении этих лиц; при этом общие причины удаления, как то: неукротимость их духа, непослушание, их малое радение к духовным упражнениям, самоуверенность и проч. должны быть преувеличены. Затем предупреждать всех наших, дабы они не вступали с ними в переписку и, говоря с посторонними, отзывались о них одинаково и всюду распространяли бы, что общество исключает из среды своей лишь по причинам весьма важным, подобно морю, извергающему из пучины своей разложившиеся трупы. При этом нелишне будет с ловкостью внушить, что причины эти суть именно свойства, которые навлекают на нас ненависть, дабы удаление это облечь в более благовидную форму.
3) В домашних поучениях следует поддерживать убеждение, что уволенные из общества суть люди беспокойные и желающие снова принадлежать к нему; при этом надо преувеличивать несчастья людей, погибших жалким образом по выходе из общества.
4) Следует предупреждать обвинения, которые могут возвести на нас вышедшие из общества, с помощью авторитета значительных лиц, которые говорили бы, что общество никого не удаляет по причинам ничтожным, и что только больные члены отсекаются им, что можно подтвердить тем рвением, которое оно оказывает к спасению душ, не принадлежащих к нему; какова [564] же должна быть, следовательно, ревность его к спасению душ своих собратьев.
5) Затем общество различного рода услугами должно располагать в свою пользу вельмож и высших духовных особ, влиянием и доверием которых стали пользоваться вышедшие из общества люди. Надо представить на вид этим сановникам, что общее благо столь знаменитого и полезного для церкви ордена должно иметь преимущество перед благом частного лица, кем бы оно ни было. Если они продолжают оказывать расположение к уволенным из общества, то благоразумно будет известить их о причинах их удаления, преувеличивая даже проступки не совсем достоверные, но облеченные в искусственно истинный вид.
6) Людям, оставившим общество по своей собственной охоте, всячески следует препятствовать к достижению важных должностей в церковной иерархии или, по крайней мере, не допускать, чтобы они подвергали общество поношению; надо также стараться уверить, что они желают возвратиться в общество.
7) Заранее по возможности следует поступать так, чтобы они были удалены от исполнения торжественных обязанностей в церкви, к каковым относятся проповеди, исповеди и т. п. отправления, через которые они могут снискать расположение и одобрение толпы. По сей причине не следует упускать их из виду, наблюдать за их жизнью и нравами, за обществом, которое они посещают, за их занятиями и т. д., проникать даже в их намерения; для сего нелишним будет вступить в переписку с кем-либо из семейства, в котором живут оставившие общество. Открыв в их поведении что-либо достойное осуждения и огласки, следует распространять оное через людей низшего сорта, и затем стараться, чтобы светские и духовные сановники, покровительствующие им, возымели опасение, что бесчестие это может отразиться и на них. Если нельзя найти ничего достойного огласки и если они ведут себя похвальным образом, то тонкими намеками и двусмысленными рассказами следует наложить сомнение на их хваленые добродетели и действия, и таким образом уменьшить уважение и доверие, питаемые к ним; ибо обществу нет никакого дела, что люди, уволенные им, особенно же по своей охоте оставившие его, будут совершенно уничтожены. [565]
8) Следует немедленно разглашать о несчастьях и ужасных происшествиях, случившихся с ними, и просить молиться о них людей благочестивых, дабы не подумали, что мы действуем под влиянием страсти; в наших же домах несчастья эти должны быть преувеличены в назидание оставшимся.
XII. КОГО СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ И СОХРАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ
1) На первом месте здесь должны стоять усердные работники, а именно люди, трудящиеся не только для временного, но и для духовного блага общества; главным образом сюда принадлежат духовники государей и вельмож, вдов и богатых богомолок, проповедники и наставники и другие посвященные в эти дела люди.
2) Людей немощных и удрученных старостью, смотря по заслугам, которые они оказали обществу, и могущих еще служить своей опытностью, открывая начальникам недостатки, которые будут ими замечены в окружающих.
3) Их никогда не следует изгонять из опасения навлечь на общество дурную репутацию,
4) Кроме того, следует покровительствовать людям, отличающимся умом, людям знатным и богатым, особенно же тем, которые имеют друзей и родственников влиятельных и расположенных к обществу и если притом сами они имеют истинную привязанность к нему, как уже было объяснено выше. Их следует отсылать в Рим или в знаменитые университеты; если же они получат образование где либо в провинции, то профессы с особой тщательностью должны продолжать оное. До тех пор, пока они еще не передали своих имений обществу, почти ни в чем не следует отказывать им; но после передачи они должны покоряться всем правилам, подобно прочим, принимая, однако, во внимание прошлое.
5) Начальники должны иметь также особое внимание к людям, привлекшим в общество знатных юношей, ибо это доказывает немалое с их стороны расположение к нему; но пока еще эти юноши не дали обетов, не следует быть слишком снисходительными к ним, ибо очень возможно, что они будут еще отвлечены от общества. [566]
ХIII. О ВЫБОРЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И О СПОСОБЕ ИХ УДЕРЖАНИЯ В НЕМ
1) С большой осторожностью следует приступать к выбору молодых людей; они должны быть умны, хорошо сложены, благородны или обладать по крайней мере одним из этих качеств.
2) Дабы с большей легкостью привлекать их в наше учреждение, во время их воспитания следует наблюдать, чтобы ректоры коллегий и учителя, обучающие их, относились к ним с особой благосклонностью и вне школы уверяли их, как будет приятен Богу тот, кто посвящает себя Ему со всем, что имеет, особенно же вступая в общество Его Сына.
3) Если представится случай, то можно водить их по коллегии, саду, а иногда даже по мастерским; их должно не оставлять и во время рекреаций, мало-помалу сходиться с ними, остерегаясь, однако, чтобы они не переставали уважать нас.
4) Не следует допускать, чтобы они были наказываемы и приучаемы к своим обязанностям наряду с прочими учениками.
5) Их следует задабривать небольшими подарками и преимуществами, сообразными их возрасту, и занимать духовными разговорами.
6) Их следует уверять, что Святое Провидение избирает их предпочтительно перед прочими, посещающими их коллегию.
7) При случае, особенно при поучениях, их следует устрашать, угрожая вечным осуждением, если они ослушаются небесного призвания.
8) Если они постоянно будут обращаться с просьбой принять их в общество, следует отдалять время поступления, пока они постоянны; если же они окажутся изменчивыми, надо немедленно употреблять все способы, чтобы они пожелали поступить.
9) Их следует искусно предупреждать не открывать своего призвания никому из своих друзей, не исключая отца и матери, до тех пор, пока они не будут приняты. [567]
10) Наибольшим затруднением представляется привлечение сыновей знатных вельмож и сенаторов в то время, пока они еще у своих родителей, которые воспитывают их таким образом, чтобы они могли занять впоследствии их должности; в этих случаях их следует убеждать скорее посредством друзей, чем через лиц, принадлежащих к обществу, советуя родителям отсылать их в другие провинции или в отдаленные университеты, в которых мы заведуем образованием, и послать при этом инструкции профессорам относительно их положения и состояния, дабы они могли с большей легкостью и уверенностью расположить их в пользу общества.
11) При достижении ими лет более зрелых следует предложить им заняться некоторыми из духовных упражнений, которые нередко имели хороший успех между немцами и поляками.
12) Сообразно с положением и состоянием каждого, их надо утешать в их беспокойствах и огорчениях, прибегая всякий раз при этом к особым воззваниям и поучениям о дурном употреблении богатства и внушая им не пренебрегать благодатью призвания под страхом адских мучений.
13) Отцам и матерям, дабы они легче могли согласиться с желаниями своих детей вступить в общество, следует представлять превосходство его учреждения сравнительно с другими орденами, святость и знания отцов, их репутацию, известную всему свету, уважение и общее почтение, которыми они пользуются как между высшими, так и между низшими. Затем следует назвать государей и вельмож, которые, к великому своему утешению, жили в обществе Иисуса, которые умерли в нем или живут поныне. Надо также убеждать их, как богоугодны молодые люди, посвятившие себя на служение Господу, особенно в обществе Его Сына, и как счастлив тот, кто в молодости принял на себя бремя Христово. Если встретится затруднение по причине ранней молодости, то следует убедить в снисходительности нашего учреждения, которое не имеет ничего особенно сурового, исключая соблюдения трех обетов, и — что очень замечательно — не имеет ни одного обязательного правила, нарушение которого составляло бы малейший грех. [568]
XIV. ОБ ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ И ПРИЧИНАХ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ ОБЩЕСТВА
1) Кроме случаев, означенных в уставах и о которых один начальник или обыкновенный духовник с его позволения может дать разрешение, увольнению подвергают содомский грех, сладострастие, блуд, нечистое прикосновение к самцу или к самке, и, кроме того, если под предлогом рвения или чего другого член общества учинил что-либо важное против общества, его чести или его выгоды; все вышесказанное представляет справедливые причины для увольнения виновных.
2) Если кто-либо на исповеди признается в подобном грехе, ему не дoлжно давать отпущения прежде, чем он обещает открыть его начальнику помимо исповеди, сам лично или через своего духовника. Начальник волен поступить, как найдет лучшим для пользы общества; если есть основательная надежда скрыть преступление, то на виновного следует наложить соответствующую епитимью или же немедленно удалить его. Но ни в каком случае духовник не должен объявлять исповеднику, что ему предстоит опасность быть изгнанным из общества.
3) Если кто-либо из наших духовников услышит от кого-либо из посторонних, что тот учинил нечто постыдное с кем-либо из принадлежащих к обществу, то не должен давать ему разрешения раньше, чем тот помимо исповеди не откроет ему имени сообщника. Когда он это откроет, следует заставить его поклясться, что он не откроет имени сообщника своего никогда никому без согласия на то общества.
4) Если двое из наших совершат плотский грех, то открывший оный первый может быть оставлен, другой же должен быть исключен из общества; но с оставленным следует затем обращаться до такой степени дурно, чтобы своей горечью и нетерпением он подал повод исключить его, которым и следует немедленно воспользоваться.
5) Составляя полное и совершенное тело в церкви, общество по своему усмотрению может отсекать от себя [569] членов, неспособных к выполнению правил нашего учреждения, хотя бы вначале они оказывались для сего удовлетворительными; если постоянно обращаться с ними дурно, заставлять поступать против своих наклонностей, отдавать в послушание строгим начальникам, удалять от слушания лекций и других благородных обязанностей, то можно довести их до ропота и через это найти предлог к удалению.
6) Ни в каком случае не следует удерживать людей, открыто восстающих против начальников, публично или тайно жалующихся своим товарищам и особенно посторонним; также людей, как из наших, так и из посторонних, осуждающих поведение общества касательно стяжания и управления своими земными благами или другие его действия, как, например, угнетение и притеснение им лиц, не расположенных к нему или изгнанных им; ни тех, которые в разговорах терпят или защищают венецианцев, французов и других, которыми общество бывало изгоняемо или от коих терпело великие неприятности.
7) Прежде исключения известного лица следует как можно хуже обращаться с ним, удалить его от обыкновенных обязанностей, употреблять на различные низкие должности.
Следует делать ему выговоры, даже если бы он хорошо исполнял свое дело, и под этим предлогом употреблять на другие работы. За небольшую ошибку, сделанную им, следует подвергать тяжелым наказаниям, публично приводить его в замешательство, дабы этим вызвать с его стороны нетерпение и, наконец, избрав какой-либо предлог, истинное значение которого осталось бы неразгаданным, исключить его как человека вредного.
8) Если кто-либо из наших надеется получить епископство или другое достоинство в церковной иерархии, то сверх обыкновенных обетов обществу следует принудить его дать особый.
Таким образом он всегда будет питать добрые чувства к обществу, отзываться о нем с похвалой, будет иметь духовника из наших и поступать согласно с желаниями общества. [570]
XV. КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БОГОМОЛОК И МОНАХИНЬ
1) Духовники и проповедники должны остерегаться огорчать монахинь или поселять в них сомнение относительно их призвания, но, напротив, приобретя расположение настоятельниц, должны стараться получить право выслушивать исповеди сверх обыкновенных и обращаться к ним с поучением, если надеются получить от них благодарность; ибо аббатисы, большей частью женщины богатые и знатные, могут быть очень полезны обществу, если не сами лично, то через своих родственников и друзей; короче, через знакомство с главными монастырями общество может приобрести знакомство и дружбу почти всего города.
2) Однако следует запрещать нашим богомолкам посещать женские монастыри, из боязни, чтобы монастырский образ жизни не пленил их и чтобы таким образом надежды общества наследовать их имущество не рушились. Надо советовать им налагать на себя обеты девства и послушания духовникам своим, объясняя при этом, что подобный образ жизни соответствует нравам первоначальной церкви, ибо он просвещает домашнюю жизнь и не остается скрытым под спудом; кроме того, что они живут по примеру евангельских вдов, они угождают Иисусу Христу, помогая своим имением обществу. Наконец, им следует рассказывать обо всем, что можно найти предосудительного в монастырской жизни, прося их хранить об этом молчание, дабы это не дошло до ушей монахинь.
XVI. О СПОСОБЕ ПРОПОВЕДОВАНИЯ ПРЕЗРЕНИЯ К БОГАТСТВУ
1) В избежание того, чтобы миряне не упрекали нас в любостяжании, полезно иногда отказываться и от значительной милостыни, предлагаемой обществу за оказанные им услуги; между тем следует всегда принимать небольшие приношения от людей, известных Обществу, во избежание, чтобы не обвинили нас в алчности, что мы принимаем только значительные милостыни.
2) Следует отказывать в погребении в наших храмах людям темным, хотя бы они были очень привержены [571] обществу, чтобы не давать повода думать, что мы снискиваем богатства погребениями и чтобы скрыть выгоду, которую мы черпаем из этого.
3) Следует поступать очень обдуманно относительно вдов и других особ, могущих отдавать имение свое обществу и выказывать в отношениях с ними более суровости, чем с прочими, дабы всем известно было, что мы действуем беспристрастно. Таким же образом следует поступать и относительно лиц, находящихся в обществе и отдавших имение обществу; если необходимость требует уволить их из него, то это следует делать без огласки, дабы они оставили обществу хоть часть того, что отдали ему или же, умирая, оставили ему по завещанию.
XVII. О СРЕДСТВАХ ПРЕУСПЕЯНИЯ ОБЩЕСТВА
1) Все главным образом должны стараться, даже в вещах маловажных, иметь единомыслие, или по крайней мере выказывать оное наружно; ибо таким образом всякий беспорядок в государстве будет служить на пользу общества.
2) Все должны стараться блистать своими познаниями и хорошим примером, чтобы превзойти прочие монашеские ордена и главным образом священников и пр., дабы простой народ пожелал, чтобы все требы совершались нами. Следует распространять мнение, что от священников не требуется много учености, лишь бы они исполняли свои обязанности, ибо они всегда могут пользоваться советами общества, которое потому и должно обладать различными познаниями.
3) Королей и принцев следует познакомить с той истиной, что католическая вера не может существовать в настоящем положении без политики; но при этом надо действовать очень скрытно. Через это наши будут приятны вельможам и посвящены в самые тайные намерения.
4) Эту благосклонность можно поддерживать сообщением им со всех сторон самых отборных и верных новостей.
5) Немалой выгодой послужит нам тайно и осторожно поддерживать раздоры между сановниками, разрушая их [572] могущество. Если можно предположить, что они примирятся, то Общество должно первым предложить им это, дабы кто другой не предупредил его.
6) Высшее сословие и особенно чернь следует утвердить в мнении, что в учреждении Общества виден перст Провидения, как свидетельствуют пророчества аббата Иоахима, что оно создано для восстановления церкви, угнетенной еретиками.
7) Приобретя благосклонность сильных и епископов, следует забрать в руки приходы и каноникаты для более строгого преобразования духовенства, которое прежде жило под известными правилами со своими епископами. Наконец, следует иметь в виду аббатства и прелатства, овладеть которыми не представляется большого труда, если взять во внимание тунеядство и тупоумие монахов; церковь немало выиграет, если все епископства будут зависеть от общества, особенно святейший престол, если притом папа в то же время будет светским властителем. Посему мало-помалу, но тайно и осторожно, общество должно стараться о распространении своего светского значения; тогда-то, без сомнения, наступит золотой век, всеобщий и постоянный мир и божественная благодать.
8) Если уже невозможно достичь этого блаженства, ибо путь к нему сопряжен с соблазнами, то следует, смотря по времени, изменять политику и возбуждать дружественных нам государей к войнам, дабы все взывали к обществу о помощи, а оно, как источник всеобщего блага, должно быть посредником-примирителем, за что на его долю выпадут главнейшие выгоды и преимущества.
9) Наконец, приобретя любовь и уважение государей, общество должно, по крайней мере, заставить бояться себя тех, которые ему не доброжелательствуют.
Иезуиты и их отношение к России
Elena758 писал(а):
61662146Читаем об иезуитской морали статью к.и.н., доцента МГИМО Четвериковой О.Н. (под спойлером):
Четверикова О.Н. - Иезуитская мораль
Руководствуясь протестантским принципом «чья власть, того и вера», они поставили перед собой задачу завоевать полное доверие высших классов, проникнуть в королевские и княжеские дворы и занять там место советников, проводя и отстаивая с помощью дипломатии и интриг интересы папства. Так иезуиты действовали в германских княжествах, опираясь прежде всего на католическую Баварию, во Франции, где они были духовниками у Генриха IV и Л.юдовика ХIII, в Швейцарии. Иезуит был духовником и английского короля Карла II. Особым доверием пользовались иезуиты у португальского короля, который ни одну должность в государстве и церкви не замещал без предварительного совещания с ними.
Исповедь была сильнейшим средством воздействия, поэтому завладеть заветным местом духовника было главным в иезуитской стратегии, и другие священники и монахи отсюда вытеснялись. Новшеством иезуитов стало здесь введение так называемой щадящей исповеди, которая стала ответом на протестантскую отмену таинства покаяния, вообще освободившую последователей Лютера и Кальвина от необходимости исповедоваться. Для привлечения и установления контроля за совестью кающегося они проявляли крайнюю снисходительность к грехам, приобретя славу покладистых духовников. Иезуитский богослов Суарес в связи с этим поучал: «Если духовник наложил тяжелую эпитемью и, несмотря на просьбы кающегося, не захочет изменить её, последний вправе уйти без отпущения и приискать себе более снисходительного духовника». Другой иезуитский моралист Луго писал: «Эпитемьи трудные, возбуждая досаду в кающихся, заставили бы их возненавидеть исповедь или обратиться к неспособным духовникам, не смыслящим духовного врачевания» . Такой подход обеспечивал популярность и привлекательность иезуитских исповедников, так что в труде, изданном орденом к своему столетию, они подвели следующий итог: «Кающиеся почти вламываются к нам в двери…Благодаря нашей благочестивой религиозной находчивости…ныне нечестивые дела гораздо скорее очищаются и искупаются, чем творятся; едва успеет человек запятнать себя грехом, как уж мы его омоем и очистим» .
Конечно, эта снисходительность была бы слишком уязвимой для критики, если бы она не имела нравственного и научного оправдания. Именно этому служили своеобразные нравственные правила, известные как мораль иезуитов.
Применив схоластический метод доказательств за и против, они создали положение, применяясь к которому всякий порок можно было не рассматривать как преступление, то есть признать нравственно-невменяемым. Это была так называемая «теория оправдания», в соответствии с которой всякое действие может быть совершено и не будет противно нравственным законам, если в оправдание его можно представить мнение какого-либо авторитетного богослова. Для этого иезуиты занимались систематизацией различных мнений, однако при их сопоставлении, даже самых авторитетных из них, обнаруживались невероятные разногласия. Чтобы решить эту проблему иезуиты предложили тщательно разработанную теорию правдоподобия или пробабилизма (от лат. probabilis – вероятный, правдоподобный).
Эта теория сводится к тому, что из двух представляющихся взглядов ни одно не может считаться несомненно достоверным, а является лишь правдоподобным, и при разногласии авторитетов о дозволенности или недозволенности какого-либо поступка можно избирать любое их мнение и руководствоваться только им. Более того, в одних случаях допустимо основываться на одном из противоречивых мнений, в других же – на любом ином, даже если оно во всем противоречит первому. В зависимости от разных соображений, приспосабливаясь к обстоятельствам, священник может спокойно простить самый тяжелый проступок одному прихожанину и наложить свирепое церковное наказание на другого, поступившего точно так же. Так, тезисы иезуитов, долгое время не встречавшие возражения у пап, гласили следующее: «Правдоподобно учение, разрешающее судье при постановлении приговора руководствоваться мнением менее правдоподобным» или «Когда обе стороны приводят в свою пользу основания, одинаково правдоподобные, судья может взять деньги от одного из тяжущихся, чтобы произнести приговор в его пользу» .
В конечном своем результате пробабилизм упразднял всякий внутренний голос совести и веления нравственности, заменяя их суждениями признанных авторитетов, в качестве которых выступали иезуитские богословы. Нравственные принципы христианства не только перестали быть для них руководящей нормой, но они сами их и творили, исходя из принятых среди них нравов и обычаев. Иезуиты называли свою систему нравственного богословия приспособительной теологией, то есть приноровленной к воззрениям и нравам людей известного времени и места.
Пробабилизм сделался господствующим учением и специфической принадлежностью ордена. Первым иезуитом, защищавшим его, был Васкез, а развили его до худших выводов Санчез, Карамюэль, Эскобар , Бузенбаум. Так, выводы Бузенбаума, бывшего сравнительно умеренным в своих взглядах, звучали следующим образом. Богатых, желавших отклониться от подачи милостыни, он поучал: «Нищим, хотя бы их нагота и болезненное состояние являли признаки крайней нужды, редко кто силою заповеди бывает обязан помогать даже от избытка своего: во-первых, потому что они часто преувеличивают свою крайность, а во-вторых, потому что можно предполагать, что им помогут другие». Ростовщика, желавшего избавиться от наказания за грех лихоимства, он оправдывал, утверждая, что греха нет, если считать проценты выражением сердечной благодарности должника или следствием дружбы, приобретаемой ростовщиком за любезное предоставление ссуды. Если дворянский сын ждёт смерти отца, который оставит ему наследство, это тоже не считалось грехом: «Позволительно сыну отвлеченным помыслом желать отцу своему смерти, - конечно не как зла для отца, но как добра для себя ради ожидаемого значительного наследства» .
Другой моралист Альфонс Лигуори, автор 8 томов «Нравственного богословия», не являвшийся иезуитом, но в канонизации которого орден усматривал полное торжество своего учения о морали (его взгляды, сочинения и рассуждения признаны ими непогрешимыми), утверждал следующее. Если великосветский человек соблазняет девушку из небогатой семьи, он не совершает грех и не обязан на ней жениться, если обещание было дано лишь притворно: «Многие отвечают очень правдоподобно: нет, ибо большая разница в положении и богатстве есть достаточное основание для сомнения в действительности обещания; и если девушка, несмотря на это, не усомнилась в обещании жениться, она и виновата». Нарушает ли человек, согрешивший с замужней женщиной, заповедь, запрещающую прелюбодеяние? Лигуори отвечает: «Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, а просто как с красавицей, абстрагируясь от обстоятельства замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом» (а его искупить совсем легко). А иезуит Милле пишет: «Кто насилием или соблазном повредил девушке, по совести, не обязан возмещать ей ущерб, если последний остался тайным» .
Излюбленным приёмом иезуитов было аналитическое разложение цельных понятий или недозволенных поступков на множество мельчайших действий, каждое из которых само по себе невинно, чтобы доказать их безгрешность. Так, дуэль всегда запрещалась церковью, и дуэлянты ставили своих духовников в затруднительное положение. В связи с этим один из иезуитских моралистов нашёл следующее оправдание исповедующемуся: «Человек выходит рано утром из дому при шпаге. Что же, разве это грех? Он направляет шаги к определенному месту – тоже не грех! Прохаживается взад и вперёд, гуляет – всё это совершенно невинно. Вдруг на него нападает противник; естественно, по праву самозащиты он выхватывает шпагу и обороняется; что бы затем ни случилось, неужели осудить его?».
Там, где теория пробабилизма оказывалась неприменимой, выдвигалась другая: доказывалось, что допустимо совершение всякого безнравственного поступка, если таковой не составляет главной цели. Это положение, известное как «цель оправдывает средства», стало одним из главных руководящих принципов иезуитов. Для оправдания грехов и исключения даже необходимости покаяния иезуиты прибегали к так называемой «мысленной оговорке» (reservation mentalis) или «очистительной оговорке». Например, нельзя желать греховного и нельзя говорить «с каким бы удовольствием я убил бы этого человека», но если к этим словам прибавить хотя бы мысленно «если бы Бог это позволил» или «если бы это не было грешно», то греха в этом нет. В другом случае на вопрос, предложенный убийце, он ли убил такого-то? – совершивший убийство может смело отвечать: нет, подразумевая про себя, что он не посягал на жизнь убитого им человека «до его рождения». Если муж спросит прелюбодейку, не нарушила ли она брака, она смело может сказать: «Не нарушила», потому что брак продолжает ещё существовать. А если муж всё ещё продолжает питать подозрения, она может успокоить его, заявив: «Я не совершила прелюбодеяния», думая при этом: «Прелюбодеяния, в котором я должна была бы тебе сознаться» .
Если человек обещает что-то в двусмысленных выражениях, то впоследствии он может без греха настаивать, что обещано было то, а не это. Иезуиты не считают обязательной клятву, выраженную в словах: «Клянусь, чем только могу», поскольку церковь запрещает клясться чем бы то ни было. От показаний, данных под присягой, можно отречься, если слова присяги произносились механически, без внутреннего убеждения. На основании этого дозволялось давать ложные клятвы и обещания, если при этом держится в уме ограничение или отрицание этой клятвы.
Таким образом, именно в системе морали иезуитов, воспитавших целые поколения представителей европейской католической (и не только – вспомним просветителей) элиты, можно найти истоки той «двойной морали», которая стала одним из ключевых принципов западной дипломатии и удобным оружием отстаивания интересов западных правящих кругов в мировой политике.
Глава из книги "Культура и религия запада" О. Н. Четвериковой.
Другие материалы Четвериковой О.Н.:
Четверикова О. - Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3605719
Четверикова О.Н. - Католическая церковь вчера и сегодня (фильм-лекция) - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4202064
Четверикова О.Н. - Интервью Четвериковой О.Н. для Око Планеты: Тайная сторона Ватикана. - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4293649
Четверикова О.Н. - Комментарий к отречению Бенедикта XVI, глобализация, геополитика. - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4373816
Четверикова О.Н. - Черный папа. - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4433369
Четверикова О.Н. - Интервью для Око Планеты: Отодвигая занавес мировой закулисы. - https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4462799
[Профиль]  [ЛС] 

Alexis XV

Стаж: 14 лет 8 месяцев

Сообщений: 3794

Alexis XV · 21-Июн-15 21:58 (спустя 2 месяца 3 дня, ред. 21-Июн-15 22:00)

Рекомендую по теме:
- "Bibliotheca Ignatiana" - Ранер Х., (S.J.) - Игнатий Лойола и историческое становление его духовности [2002, PDF/DjVu, RUS],
- "Bibliotheca Ignatiana" - Жозеф де Гибер, S.J. - Духовность Общества Иисуса. Исторический очерк [2010, PDF/DjVu, RUS],
- Кихле Ш. - Игнатий Лойола. Учитель духовности [2004, PDF/DjVu, RUS].
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error