Khoukharev ·
27-Янв-08 16:57
(16 лет 9 месяцев назад, ред. 28-Янв-08 22:42)
У депутатов Государственной Думы предыдущего созыва, видимо, сложилась традиция: все законы, касающиеся автомобилистов принимать со ступенчатым вступлением в действие. Принятые поправки в Кодекс Российской Федерации об административном правонарушении вводятся в действие в три этапа. Поправки же, принятые в Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон) вступают в силу в 4 этапа: 1 марта 2008 года, 1 июля 2008 года, 1 декабря 2008 года и 1 января 2009 года. Сегодня мы рассмотрим первую группу поправок, которая вводится в действие в первый день весны этого года.
Поправок, вступающих в силу с 1 марта 2008 года, больше всего, но они весьма сильно отличаются по своему значению для автомобилистов. Существенно важных не так уж и много. Впрочем, постараемся упомянуть все (или почти все)
Законодатель посчитал необходимым изменить некоторые понятия, используемые для целей рассматриваемого Закона. Так уточняется понятие потерпевший, которыми будут признаваться, в том числе пешеходы, водитель транспортного средства, которому причинен вред, и пассажиры транспортных средств - участники дорожно-транспортного происшествия;
Несущественно изменено понятие страхового случая. И введено новое определение: прямое возмещение убытков - возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, заключившим с потерпевшим как с владельцем транспортного средства, договор обязательного страхования.
Далее идут более важные изменения. Из статьи 4 Закона исключается обязанность страхования прицепов к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам.
Из пункта 2 статьи 6 Закона убирается положение, исключающее выплату страхового возмещения при причинении вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации.
Согласно статьям 7 и 12 Закона с 1 марта 2008 года предел выплаты страховой суммы в части возмещения вреда, причиненному жизни и здоровью будет ограничена пределом 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего. При этом, в случае смерти потерпевшего - 135 тыс. на всех, имеющих право получения выплаты при смерти кормильца, и не более 25 тыс. на погребение.
В пункте 1 статьи 10 убрано положение, согласно которого договор обязательного страхования продлялся на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения этого срока не уведомил страховщика от его продления. Споры по так называемому тринадцатому месяцу закончены.
В статью 11 Закона, касающейся действий водителей при наступлении страхового случая добавлены три новых пункта, вступающие в силу с 1 марта 2008 года (и 4 пункта, которые начнут действовать с 1 декабря 2008 года.)
5. Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные сотрудниками милиции, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 настоящей статьи. (Статья 8, вступает в силу с 1 декабря 2008 года – Г.Бадьин)
6. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии страховщика (представителя страховщика), прибывшего по сообщению одного из участников дорожно-транспортного происшествия.
7. Водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, заполняют бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданный страховщиком. Водитель ставит в известность страхователя о факте дорожно-транспортного происшествия и заполнении бланка извещения.
Пункт 2 статьи 12 Закона отменяет просуществовавшее недолгое время право водителя самостоятельно выбирать себе эксперта для оценки стоимости повреждений. Теперь он выглядит следующим образом:
В случае, если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) за свой счет организовать и оплатить в отношении этого транспортного средства проведение независимой экспертизы. Страхователь обязан предоставить это транспортное средство по требованию страховщика.
И еще важное добавление, касающееся оценки ущерба:
Если по результатам произведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза может не проводиться.
Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший обязан предоставить поврежденное имущество для проведения независимой экспертизы (оценки).
Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
Кроме того, в указанную статью добавлен новый пункт 2-2, поясняющий, что с 1 марта размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу определяется расходами на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления автомобиля и расходы на оплату работ, связанных с ремонтом. Это означает, что о возмещении УТС (утраты товарной стоимости) со страховой компании с 1 марта 2008 года придется забыть.
Согласно п.2 ст.13 срок рассмотрение заявлений потерпевшего увеличивается с 15 до 30 дней. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.
При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить это обязательство, от страховой суммы по виду возмещения вреда. В настоящий момент одна семьдесят пятая ставки рефинансирования ЦБ РФ составляет 48% годовых.
Размер неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда
Изменения, внесенные в ст.14, конкретизируют ситуацию, согласно которой страховщик имеет право предъявить регрессное требование только к причинившему вред лицу (ранее можно было предъявлять претензии и к страхователю)
Минимальный срок использования автомобиля будет составлять 3 месяца в год (ст.16). Ранее такой срок был не менее 6 месяцев.
Пожалуй, это все более-менее существенные изменения в Закон, вступающие в силу с 1 марта 2008 года. К сожалению, с получением возмещения без справки из ГИБДД придется подождать до 1 июля 2008 года. А с обращением за деньгами в «свою» страховую компанию - до 1 декабря 2008 года. Впрочем, ближе к этим датам мы обязательно рассмотрим грядущие изменения.