Basilevs · 22-Июл-07 22:37(17 лет 6 месяцев назад, ред. 18-Янв-18 11:50)
Ко мне, Мухтар! Жанр: драма, детектив Год выпуска: 1964 Продолжительность: 01:17:50 Режиссер: Семен Туманов В ролях: Юрий Никулин, Владимир Емельянов, Леонид (Алексей) Кмит, Юрий Белов, Алла Ларионова, Федор Никитин, Николай Крючков, Тамара Логинова, Ия Маркс, Лидия Рюмина, Лидия Савченко, Екатерина Савинова, Валентин Брылеев, Сергей Голованов, Владимир Гуляев, Лев Дуров, Вадим Захарченко, Дмитрий Масанов, Юрий Медведев, Леонид Пархоменко, Иван Рыжов, Николай Парфёнов, Тамара Яренко Описание: Лейтенанта милиции Николая Глазычева вызывают на очередное происшествие - в поезде оставлена крупная овчарка, которая бросается на всех, кто пытается войти в вагон. Глазычеву удается изловить зверя и отправить его в милицейский собачий питомник, но и там пёс продолжает демонстрировать отвратительный нрав - кидается на всех, даже на тех, кто его кормит. Милиция находит хозяйку собаки, которая бросила Мухтара в вагоне, потому что он, видите ли, посмел ее не послушаться и даже - надо же, какая наглость! - на неё зарычать. Начальник питомника предлагает женщине продать собаку, та соглашается и выторговывает за пса 100 рублей (тогда как среднемесячная зарплата в 1964 году составляла 88 рублей). Милиционеры надеются сделать из Мухтара настоящую служебно-розыскную собаку. Но ничего не получается, собака на контакт не идет. Пса признают негодным к службе и собираются выбраковать. Пожалев бедолагу, Глазычев берёт его "на поруки". Так начинаются их взаимное привыкание, а потом - и дружба, и служба... Доп. информация: По одноименной повести Израиля Меттера. Фильм посмотрели 29,6 миллиона зрителей. Сценарий: Израиль Меттер Оператор: Александр Харитонов Художник: Георгий Колганов Дрессировщики: Михаил Длигач (хозяин Дейка - основного исполнителя роли Мухтара), Владимир Круковер Композитор: Владимир Рубин Награды: приз МКФ "Золотой клык" (2002) Ограничения на просмотр: для любой зрительской аудитории
Интересные факты
[*]Прототипом Мухтара стал героический пёс по кличке Султан, за десять лет милицейской службы поучаствовавший во многих сотнях расследований, задержавший более 100 преступников и нашедший похищенного имущества на общую сумму в 3 миллиона рублей. После смерти Султана из него сделали чучело и с подробным описанием заслуг выставили в музее Ленинградского уголовного розыска, который в 1959 году посетил писатель Израиль Меттер. Бывший проводник Султана, отставной майор Пётр Бушмин, согласился встретиться с писателем и поведал ему многое из жизни пса, в частности, рассказал о недооценённой понятливости собак, о наличии у них таких человеческих черт поведения, как ревность, или обида.
[*]Задолго до начала съёмок было ясно, что роль Мухтара не сможет исполнить одна собака: действие в сценарии происходит в течение семи-восьми лет, сперва Мухтар — молодой полуторагодовалый пёс, а к концу фильма ему уже около десяти лет. К тому же, животные обычно очень тяжело переносят процесс съёмок, и в любом случае необходимы были запасные собаки, способные в случае форс-мажорных обстоятельств друг друга подменять. Двух взрослых служебно-розыскных псов по кличке Урал и Байкал на всё время работы предоставило Министерство внутренних дел СССР, а третьего, самого молодого, за четыре месяца до начала съёмок «Мосфильм» приобрёл по объявлению. Собаку поселили на киностудии, но пёс оказался излишне озорным и малопослушным, поэтому в итоге его использовали только лишь в тех эпизодах, где явно требовалось подчеркнуть молодость животного.
[*]Несколько раз Юрий Никулин выезжал с милицией на операции, познакомился со многими проводниками розыскных собак.
[*]В качестве консультанта в фильм пригласили Героя Советского Союза, капитана милиции Сергея Семеновича Подушкина, который занимался с Никулиным так, будто актеру действительно предстояло стать работником правоохранительных органов. Юрий Владмирович вставал рано утром, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник — там специально для него из клеток выпускали двух собак. Чтобы они привыкли к Никулину, он сам их выгуливал и кормил. После этого актер уезжал в цирк (шли школьные зимние каникулы) и, отработав три спектакля, снова возвращался в питомник. Подготовка продолжалась более двух недель.
[*]Съёмки начались зимой 1964 года, поэтому сначала решили снимать финальные эпизоды сценария, для которых требовалась снежная погода. Местом действия был выбрана подмосковная Кашира, в первый день должна была сниматься сцена, где Мухтар с проводником идут по следу рецидивиста, убившего колхозного сторожа, а следы бандита постоянно заметает сильная метель. Однако, с этой сценой возникли серьёзные трудности. Проблема заключалась в установленном на поле огромном ветродуе — он был слишком шумным, и собаки при его включении в ужасе разбегались. Директор фильма предложил отказаться от метели — киногруппа простаивала в течение пяти дней, и на каждый день простоя впустую расходовался бюджет, но режиссёр категорически отверг это предложение. Кто-то вспомнил письмо из Киева от инженера Михаила Длигача, который упомянул, что является страстным собаководом-любителем, и у него есть умнейший пёс по кличке Дейк, который легко смог бы исполнить главную роль. Семён Туманов решил вызвать этого человека из Киева и привлечь к работе над фильмом. Дейк не боялся ветродуя, неукоснительно выполнял любые команды хозяина и в плане актёрского мастерства оказался самым талантливым из всей четвёрки собак, поэтому впоследствии использовался во всех технически сложных эпизодах.
[*]Собака вместе с хозяином поселилась на квартире Никулиных и жила там вплоть до окончания рабочего процесса. Пёс, как оказалось, к тому времени уже обладал некоторой известностью, ещё в 1959 году он выставлялся на XXIII выставке собаководов, где получил оценку «отлично» и позже вошёл в племенную книгу ДОСААФ как "Дейк К-252".
[*]Дейк действительно был талантливым актером. Во время съёмок эпизода, когда Мухтару после ранения делают операцию, Дейка положили на операционный стол и включили свет, а он без всякой команды вдруг начал тяжело дышать — создавалось полное впечатление больной собаки, что и требовалось режиссёру.
[*]В одном из эпизодов собака должна была выкусывать из-под когтей кусочки льда. Чтобы Дейк действовал по сценарию, его хозяин вложил между когтями животного сладкие леденцы — пёс стал вылизывать себе лапы, и в это время оператор снимал крупный план.
[*]Весьма напряжённо проходили съёмки сцен, где Мухтар натравливался на людей, потому что собаки, будучи служебными, атаковали актёров в полную силу. Особенно трудно давался эпизод, в котором бывшая хозяйка спустя несколько лет приезжает в питомник посмотреть на пса, и тот яростно на неё нападает. Вместо актрисы Аллы Ларионовой решили снимать дублёршу — тело девушки обмотали пластами плотного войлока и одели в толстую шубу, Длигач стоял рядом, готовый в любую секунду остановить Дейка. Так было отснято несколько дублей, но Ларионовой они не понравились; она предложила режиссёру переснять сцену со своим участием, без дублёрши. Длигач при этом сильно нервничал и бросался оттаскивать пса слишком рано. После четырёх неудачных дублей Туманов попросил двух рабочих держать дрессировщика до тех пор, пока эпизод не будет снят. Так отсняли пятый дубль, который в итоге и попал в финальную версию фильма.
[*]Роль бандита, ночью укравшего из магазина окорок, сыграл молодой актёр Олег Шкловский, присутствовавший в составе съёмочной группы в качестве помощника звукооператора. Другие актёры, узнав, что на них будут натравливать служебную овчарку, сразу же отказывались от роли, а Шкловский вызвался добровольцем. Сцена снималась ночью и вышла не очень эффектной — вместо полноценного задержания собака просто пробежала мимо бандита, и на этом дубле режиссёр решил остановиться, так как в темноте всё равно ничего не видно.
[*]Лев Дуров, сыгравший одного из бандитов, подвергся нападению Байкала прямо на съёмочной площадке и, по его собственному признанию, чуть не лишился жизни.
[*]Почти все летние сцены снимались под Ростовом, в качестве питомника выбрали Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства, в музее которой до сих пор сохранился альбом с рабочими фотографиями фильма.
[*]По сюжету, в финале картины Мухтар, получив тяжёлое ранение, должен был выглядеть на экране особенно несчастным и больным. Голову пса обмотали бинтами, а шерсть, для придания ей вида старческой неряшливости, облили водой. Однако, съёмки проходили в сильную июльскую жару, и шерсть на солнце очень быстро высыхала. Тогда Никулин предложил обмазать пса вишнёвым сиропом, от сиропа его шерсть слиплась, и таким образом получился образ старого Мухтара, одобренный режиссёром и попавший в фильм.
[*]Израиль Меттер также сочинил для сценария дополнительную сцену, в которой пёс, повизгивая от собственного бессилия, боязливо слезает с высокой лестницы. Воплотить это в кадре было крайне сложно, но, к счастью, оказалось, что Дейк в щенячьем возрасте упал с высокого подоконника, после чего стал бояться высоты. Его на руках занесли на верхнюю площадку лестницы, откуда он по команде Длигача медленно сползал вниз к ногам Никулина. Дрессировщик при этом стоял сбоку вне кадра и командовал.
[*]Дейк умер через три года после окончания съёмок, оставив после себя сына, тоже Дейка. Михаил Длигач выдрессировал этого пса не хуже предыдущего и мечтал о создании продолжения фильма, однако, второй части так и не суждено было появиться. Позже собаковод эмигрировал в США, где провёл остаток жизни.
[*]Обращает на себя внимание значительное совпадение сюжетов фильма «Ко мне, Мухтар!» и американского «К-9» (1989). Так, например, в обоих фильмах присутствует сцена, когда собака ревнует главного героя к его женщине, эпизоды ранения и разговоров главного героя со своим псом - как с человеком, который всё понимает.
[*]68 минута фильма - съёмки этого эпизода проходили в Москве, на территории, где сейчас находится МГИМО. Видны пятиэтажки и школа № 324, вентиляционный канал перегона метро "Проспект Вернадского — Юго-Западная".
[*]В доме Никулиных собаки были всегда. И даже на потрясающем надгробном памятнике работы Александра Рукавишникова на Новодевичьем кладбище рядом с Никулиным - его последний пёс, ризеншнауцер Фёдор, переживший хозяина на четыре года...
Полное имя : Ko mne, Muhtar.avi
Формат : AVI
Формат/Информация : Audio Video Interleave
Размер файла : 1,47 Гбайт
Продолжительность : 1 ч. 17 м.
Общий поток : 2698 Кбит/сек
Программа кодирования : VirtualDubMod 1.5.10.3 (build 2550/release)
Библиотека кодирования : VirtualDubMod build 2550/release Видео
Идентификатор : 0
Формат : MPEG-4 Visual
Профиль формата : Advanced Simple@L5
Параметр BVOP формата : 2
Параметр QPel формата : Нет
Параметр GMC формата : Без точки перехода
Параметр матрицы формата : Выборочная
Идентификатор кодека : XVID
Идентификатор кодека/Подсказка : XviD
Продолжительность : 1 ч. 17 м.
Битрейт : 2240 Кбит/сек
Ширина : 720 пикселей
Высота : 304 пикселя
Соотношение сторон : 2,35:1
Частота кадров : 25,000 кадров/сек
Цветовое пространство : YUV
Субдискретизация насыщенности : 4:2:0
Битовая глубина : 8 бит
Тип развёртки : Прогрессивная
Метод сжатия : С потерями
Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.409
Размер потока : 1,22 Гбайт (83%)
Библиотека кодирования : XviD 64 Аудио
Идентификатор : 1
Формат : AC-3
Формат/Информация : Audio Coding 3
Расширение режима : CM (complete main)
Параметр Endianness формата : Big
Идентификатор кодека : 2000
Продолжительность : 1 ч. 17 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 448 Кбит/сек
Каналы : 6 каналов
Расположение каналов : Front: L C R, Side: L R, LFE
Частота : 48,0 КГц
Битовая глубина : 16 бит
Метод сжатия : С потерями
Размер потока : 249 Мбайт (17%)
Выравнивание : Разделение по промежуткам
Продолжительность промежутка : 40 мс. (1,00 видеокадр)
Время предзагрузки промежутка : 500 мс.
Один из любимейших фильмов! Рад что смог найти! Прекрасная постановка с замечательным Актёром и великолепным Клоуном Юрием Никулиным. Одна из немногих Серьёзных ролей Знаменитейшего и Любимого Актёра. Скарблю о потере Кинематографа и Цирка!!!
Смотрится легко и увлекательно. Ни надрывного пафоса, ни розовых соплей нет, просто класс! Финал не счастливый, но и не трагический.
Огромное спасибо за фильм!
Спасибо за фильм, покажу младшей дочери. Старые фильмы лучше чем современные! Сообщения из этой темы [1 шт.] были выделены в отдельную тему acepeer [id: 10610486] (0) xfiles
Всем участникам данного форума запрещается: 2.1. Оскорблять участников форума в любой форме (Запрещено проявление любой грубости, угроз, личных оскорблений и нецензурных высказываний, в том числе и в скрытой форме, как в отношении юридических, так и конкретных физических лиц). Участники должны соблюдать уважительную форму общения. 2.2. Пользоваться в общении на форуме матерными выражениями и словами, в том числе и в завуалированной форме
, устное предупреждение за нарушение правил ресурса, следующее нарушение повлечёт за собой запрет оставлять на форуме сообщения. Lenape
Всё руки не доходили посмотреть этот фильм. Но прочитав историю №736901 с известного сайта, тут же начал навёрстывать упущенное ...
Вот она:
"Его история началась с того, что на Мосфильм явился мужик с собакой и предложил снять фильм по написаному им сценарию. Мужик приехал для этого откуда-то из Сибири. Сценарий оказался исключительно слабым, но пес действительно был отдрессирован просто изумительно. Видно, в планах Мосфильма оказалась дырка, так как мужика с собакой пока отправили обратно в Сибирь, а сценарий отдали на переделку профессионалам. Месяца через четыре собаку вместе с хозяином снова вызвали в Москву и приступили к съемкам.
Главного героя – милиционера играл Юрий Никулин. Понятно, что пес его никак не воспринимал, поэтому во время съемок хозяин собаки стоял за кадром и подавал команды типа: «Иди к Юре», «Отдай Юре», «Найди Юру» и т.д.. Да, а жили они у Никулина дома, тот сам это предложил, чтобы пес к нему привык. И вот съемки закончились, Никулин провожает их на вокзале обратно в Сибирь и с гордостью говорит хозяину собаки:
- А твой пес полюбил меня больше, чем тебя!
- С чего ты так решил?
- Так он каждое утро приходил именно ко мне и требовал, чтобы я его вывел.
- Ну правильно. Он сначала приходил ко мне, а мне вставать не хотелось. Я и говорил: «Иди к Юре»."