Эта книга написана вопреки канонам автобиографического жанра.
Рецензия - «Хроническая жизнь («Хроники» Боба Дилана на ломаном русском)»
«…Часто говорят: зачем все эти биографии и интервью, достаточно слушать песни - в них, дескать, все, что нужно знать о музыканте. Но сам Дилан, похоже, считает иначе: «...все эти песни, сложенные воедино, и близко не отразят все мое видение жизни«. Следовательно, поэтому он сел и написал автобиографию? А вот и нет.
Когда книжка вышла, по земле пронесся стон разочарования: а где все? Где наркотики, где интимные подробности, где мотоциклетная авария, где все дела, где откровения? Откровений-то в книге полно, просто Боб Дилан говорит о том, о чем он хочет, а не о том, чего хотелось бы досужему народу. В очередной раз человек-головоломка огорошил своих поклонников. По этой части Дилану практически нет равных. Все, кто пытались приклеить к нему ярлыки, оставались в итоге с этими самыми ярлыками в руках. Когда-то он обломал фолк-тусовку, сменив акустическую гитару на электрическую и начав играть гаражный блюз. Потом пришло время уличных революций конца 1960-х, а главный бунтарь Дилан вопреки ожиданиям масс возжаждал семейной идиллии и записывал один за другим мягкие лирические альбомы - специально чтобы все в нем разочаровались и отстали наконец. И так на протяжении всей жизни.
Теперь «Хроники». Прежде всего книга эта - только начало, первая часть, за которой должна последовать другая. Может быть, так оно и будет, а может быть, это очередная уловка, предпринятая для того, чтобы люди не горячились и повнимательнее прочитали книгу в смутных надеждах на то, что скандальные подробности грядут в томе втором. «Хроники» - это не жизнеописание в стиле «родился, рос и вырос». Это пять глав, пять историй из собственной биографии, на которые Дилан навел увеличительное стекло. Начинается все вроде бы по порядку: первые две главы – о первых днях на нью-йоркской фолк-сцене в начале 1960-х. Затем мы вместе с автором перескакиваем во времена альбомов «Self Portrait» и «New Morning» в конце 1960-х, потом перепрыгиваем через два десятка лет и вместе с Диланом и Дэниелом Лануа мучаемся в Новом Орлеане над пластинкой «Oh Mercy», а в финале делаем внезапное сальто-мортале и попадаем прямиком в детские годы Роберта Циммермана, будущего Боба Дилана. Первые открытия в традиционной музыке, песни Вуди Гатри, Роберта Джонсона, первые озарения и... продолжение следует...
Многие автобиографии оказываются исповедями маниакальных эгоцентриков; у Дилана все не так просто. Он индивидуалист, но не нарцисс, на страницах его «Хроники» десятки имен различных музыкантов, для каждого из которых у него подобрана точная и лаконичная характеристика – почти всегда восторженная. Перед нами человек с обостренным вниманием и восприятием и без каких-либо признаков раздутого самомнения.
Однако Боб Дилан заодно тешит некоторые свои литературные амбиции, и опять же с успехом. Хотя тут следует сказать несколько слов о переводе. Печально, но факт: перевод ужасен. Такое впечатление, что книгу пересказывает какой-нибудь иностранный студент: вроде по-русски, а вроде не очень. Каким образом переводчику в компании нескольких редакторов удалось сотворить такое косноязычие, непостижимо.
Итак, Дилан высказался. В недоумении остались и те, кто полагал, что Боб Дилан уже выложил себя в песнях, и те, кто рассчитывал, что он наконец расскажет всю подноготную в «Хрониках». Для того чтобы понять, о чем он, этот Дилан, стоит обратить внимание на такие его слова: «Иногда в песнях говоришь какие-то вещи, хотя невелик шанс, что это правда. А иногда говоришь то, что к правде не имеет отношения, то, чего и не хотел говорить, - а иногда говоришь такое, что все считают правдой». Хорошее выражение - «не кривить душой». Вот Боб Дилан этим всю жизнь и занимается.»
Хроническая жизнь («Хроники» Боба Дилана на ломаном русском)
Александр Зайцев