|
naumor01
Стаж: 16 лет Сообщений: 257
|
naumor01 ·
01-Дек-13 07:23
(10 лет 11 месяцев назад, ред. 18-Дек-13 15:20)
Место рождения: с. Печески, Хмельницкая обл. (Украина)
Место смерти: Киев, Украина
Знак зодиака: Близнецы
Карьера: Актер, Актер: Дубляж
Жанры: Драма, военный, история
Супруга: Ада Роговцева ... двое детей
Всего фильмов 117, 1956 — 2003
Биография
Биография
Константин Петрович Степанков (1928—2004) — советский и украинский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1977).
Константин Степанков родился 3 июня 1928 года в посёлке Печески Проскуровского округа Украинской ССР (ныне Хмельницкого района Хмельницкой области Украины).
Настоящая фамилия — Волощук. Отец актёра, Пётр Волощук, был священником, репрессирован и погиб. Фамилия Степанков образована от девичьей фамилии матери Степанко.
Отучился два года в Уманском сельхозинституте, затем поступил в Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого (мастерская А. М. Бучмы), после окончания которого работал с 1955 года в Киевском украинском драматическом театре имени И. Я. Франко, с 1968 года — на Киевской студии имени А. П. Довженко.
С 1953 года (с перерывами) — педагог и руководитель мастерской кафедры актёрского мастерства Театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.
С 1998 года — преподаватель на кафедре телевидения в Киевском университете культуры и искусств.
Константин Степанков исполнил более 100 ролей в театре и кино. Наиболее известные роли в фильмах «Как закалялась сталь», «Захар Беркут», «Дума о Ковпаке», «Белая птица с черной отметиной», «Легенда о княгине Ольге» и другие. Член Союза кинематографистов Украинской ССР.
В селе Жовтневе Бориспольского района Киевской области находился дом актера, и в последние годы он предпочитал жить в этом селе, а не в киевской квартире.
Умер 22 июля 2004 года. Похоронен в селе Жовтневое (Октябрьское), (старое название села - Жеребятин) под Киевом. Семья
Жена — Ада Роговцева. Народная артистка СССР (1978).
Сын — Степанков, Константин Константинович (1962—2012), режиссер; с семьей проживал в Киеве, после окончания Киевского театрального института одно время занимался режиссурой, позднее работал в Международной академии экологии. Жена — балетмейстер Ольга Семешкина.
Внучка: Дарья Степанкова — дочь Константина Степанкова-младшего.
Дочь — Степанкова, Екатерина Константиновна (род. 21 марта 1972 года), актриса театра Романа Виктюка в Москве, театральный режиссёр.
Внуки: Алексей Ткаченко, Матвей Скляренко (2011) — сыновья Катерины Степанковой.
Награды и премии
(2003) Государственная премия Украины имени Александра Довженко. (1998) Орден «За заслуги» II степени. (1998) Премия имени Л. Ф. Быкова № 1 (1977) Народный артист СССР. (1977) Золотая медаль имени А. П. Довженко за исполнение роли С. А. Ковпака в фильме «Дума о Ковпаке». (1974) Премия Ленинского комсомола (1974) — за исполнение роли Фёдора Жухрая в фильме «Как закалялась сталь». (1974) Народный артист Украинской ССР.
Фильмография (2004) Панна (короткометражный)
| Нет на трекере |
(2003) Завтра будет завтра (сериал) ... Дядя Леня
| Все раздачи |
(2002) Тайна Чингисхана
| Нет на трекере |
(2002) Молитва о гетмане Мазепе
| Нет на трекере | (1999) Как кузнец счастье искал
| Rip |
(1998) Две луны, три солнца ... Незнакомец
| Rip | DVD | (1997) Страсть ... Эконом
| Нет на трекере |
(1997) Роксолана: Любимая жена Халифа (сериал) ... Султан Селим
| Все раздачи |
(1997) Роксолана: Настуня (сериал) ... Султан Селим
| Все раздачи | (1996) Спасибо за то, что ты есть...
| Нет на трекере | (1996) Юденкрайс, или Вечное колесо ... Незнакомец
| Rip | (1995 - 1996) Остров любви (сериал) ... Дед
| Нет на трекере | (1995) Объект «Джей»
| Нет на трекере | (1994) Притча про светлицу
| Нет на трекере | (1994) Перед рассветом
| Нет на трекере |
(1994) Секретный эшелон ... Oтец спасенной девушки
| Rip | DVD | (1993) Обет
| Нет на трекере |
(1993) Западня (сериал) ... Брыкальский
| Нет на трекере |
(1993) Гетманские клейноды
| Rip |
(1992) Четыре листа фанеры, или Два убийства в баре ... Oтец
| Rip | DVD |
(1992) Господи, прости нас, грешных
| Rip |
(1992) Вишневые ночи ... Сикорский
| Rip | DVD |
(1991) Чудо в краю забвения ... Иван Скиба
| Rip |
(1991) Карпатское золото ... Kсендз
| Rip | DVD |
(1991) Капитан Крокус ... Kапитан Крокус
| Rip |
(1991) Грех (мини-сериал) ... Середчук-старший
| Нет на трекере | (1990) Ры-ча-ги ... Oтец спасенной девушки
| Rip | (1990) Небылицы про Ивана ... Oбедневший граф
| Rip | (1990) Войди в каждый дом (мини-сериал) ... Бахолдин
| Rip |
(1989) Перед рассветом ... Валентин Сергеевич Неволин
| Rip | DVD | (1989) За пределами боли ... Штранцингер
| Нет на трекере |
(1989) Этюды о Врубеле ... Доктор
| Rip | (1988) Штормовое предупреждение ... Полковник Романюк
| Rip | (1988) Каменная душа ... Старый опришок
| Нет на трекере | (1988) Как мужчины о женщинах говорили ... Вуйко Юрко
| Нет на трекере |
(1988) Горы дымят ... Вавжак
| Нет на трекере |
(1988) Секретный эшелон ... Учитель
| Rip | DVD | (1987) Золотая свадьба
| Rip | (1987) Государственная граница ... Тарасюк
| Rip | DVD |
(1987) Шура и Просвирняк
| Rip | (1986) Повод ... Примак
| Rip |
(1986) На острие меча ... Михаил Петрович Нечипоренко
| Rip | DVD | (1986) Мама, родная, любимая..
| Нет на трекере | (1986) И в звуках память отзовется...
| Нет на трекере | (1986) С неба на землю
| Нет на трекере |
(1985) Подвиг Одессы ... Полковник Осипов
| Rip | DVD |
(1985) Мужчины есть мужчины ... Дедушка Вити "Пеле"
| Rip |
(1985) Кармелюк (мини-сериал) ... Иосиф
| Rip |
(1985) Искушение Дон Жуана ... Де Фоско
| Rip | (1985) Говорящий родник
| Нет на трекере |
(1985) Битва за Москву (мини-сериал) ... Генерал-майор Панфилов
| Rip | DVD |
(1984) Что у Сеньки было ... Председатель
| Rip | DVD |
(1984) У призраков в плену ... Павел Андрианович
| Нет на трекере | (1984) Твое мирное небо ... Конструктор Глазовой
| Нет на трекере |
(1984) Приказано взять живым ... Константин Петрович Гуров
| Rip |
(1984) Володькина жизнь ... Иван Гаврилович Клименко
| Rip |
(1983) Провал операции «Большая медведица» ... Шкандыба
| Rip | DVD |
(1983) Легенда о княгине Ольге ... Воевода Свенельд
| Rip | DVD | (1983) Климко ... Шахтер
| Нет на трекере | (1983) Долгое эхо
| Нет на трекере |
(1983) Вечера на хуторе близ Диканьки ... Басаврюк
| Rip | (1982) Преодоление ... Митингующий
| Rip | (1982) Открытие
| Нет на трекере |
(1982) Казачья застава ... Парамон
| Rip | DVD |
(1982) Если враг не сдается... ... Эпизод
| Rip | DVD |
(1982) Высокий перевал ... Илько
| Rip |
(1981) Ярослав Мудрый ... Мстислав Владимирович
| Rip | DVD | (1981) Под свист пуль ... Ганжа
| Rip | (1981) Колесо истории ... Якименко
| Rip |
(1981) Долгий путь в лабиринте (мини-сериал) ... Микола Терентьевич Ящук
| Rip | DVD | (1980) Платон мне друг ... Валентин Жулай
| Нет на трекере |
(1980) Овод (мини-сериал) ... Австрийский полковник
| Rip | DVD | (1980) Заключенный Второй авеню (фильм-спектакль)
| Нет на трекере | (1980) Дударики ... Цыган
| Нет на трекере |
(1980) Алые погоны (мини-сериал) ... Майор
| Rip |
(1979) Я буду ждать... ... Алексей Воронов
| Rip | DVD | (1979) Ты только не плачь ... Тренер
| Нет на трекере |
(1979) Вавилон XX ... Куркуль Бубела
| Rip | (1979) Остановись, мгновенье... ... Иван
| Нет на трекере |
(1979) Забудьте слово «смерть» ... Кикоть
| Rip | DVD | (1978) Море ... Виктор Галузо
| Rip | (1978) Искупление чужих грехов ... Отец Урбанич
| Rip | (1978) Жнецы ... Фомичев
| Нет на трекере | (1978) Голубые молнии ... Иван Степанович Луценко
| Rip |
(1977) Талант (мини-сериал) ... Следователь Макаров
| Rip | (1977) Солдатки ... Степаныч
| Rip |
(1977) Свидетельство о бедности ... Виктор Михайлович Макеев
| Rip |
(1977) Право на любовь ... Василий Степанович Камышин
| Rip | (1977) Повесть об абхазском парне ... Фаворов
| Нет на трекере | (1977) Ненависть ... Ставрогин
| Rip | (1977) Гарантирую жизнь ... Буров
| Rip |
(1976) Дума о Ковпаке: Карпаты, Карпаты... ... Сидор Артемьевич Ковпак
| Rip | DVD |
(1977) Весь мир в глазах твоих ... Oтец Веры
| Rip | DVD | (1975) Среди лета ... Рубан
| Нет на трекере | (1975) Побег из дворца ... Учитель
| Rip |
(1975) Дума о Ковпаке: Буран ... Сидор Артемьевич Ковпак
| Rip | DVD |
(1974) Марина ... Афанасий
| Rip | DVD | (1974) Гуси-лебеди летят ... Член комиссии
| Нет на трекере |
(1973) Дума о Ковпаке: Набат ... Сидор Артемьевич Ковпак
| Rip | DVD |
(1973) Старая крепость (мини-сериал) ... Учитель
| Rip | DVD | (1973) Когда человек улыбнулся ... Главный врач
| Нет на трекере |
(1973) Как закалялась сталь (мини-сериал) ... Фёдор Жухрай
| Rip | DVD | (1973) Дед левого крайнего ... Костя
| Rip |
(1973) Будни уголовного розыска ... Дмитрий Николаевич Панасюк
| Rip | DVD |
(1972) Случайный адрес ... Чиряев
| Rip |
(1972) Ночной мотоциклист ... Резник Николай Семёнович
| Rip | (1972) Здесь нам жить ... Мирон Коваль
| Нет на трекере | (1972) Длинная дорога в короткий день ... Эпизод
| Нет на трекере | (1972) Димка ... Фаддей Яковлевич
| Rip |
(1972) Включите северное сияние ... Степан Васильевич
| Rip |
(1972) Адрес вашего дома ... Слепой артиллерист
| Rip | DVD |
(1971) Поезд в далекий август ... Рядовой Рудько
| Rip |
(1971) Иду к тебе... ... Мессия
| Rip | (1971) Золотые литавры ... Скульптор
| Нет на трекере |
(1971) Захар Беркут ... Тухар Вовк
| Rip | DVD | (1971) Второе дыхание ... Василий Черемашко
| Rip | (1970) Семья Коцюбинских ... Симон Петлюра
| Rip | (1970) Путь к сердцу ... Джон Берроуз
| Rip |
(1970) Белая птица с черной отметиной ... "Зозуля"
| Rip | DVD | (1969) Тяжёлый колос ... Дьяченко
| Нет на трекере |
(1969) Комиссары ... Федор Лукачев
| Rip | (1969) Дума о Британке ... Комиссар
| Нет на трекере |
(1968) Разведчики ... Миклош Габор
| Rip | DVD |
(1968) Каменный крест ... Михайло
| Rip | DVD | (1968) В воскресенье рано зелье собирала
| Нет на трекере |
(1968) Аннычка ... Газда Кметь
| Rip |
(1967) На киевском направлении ... Кирпонос Михаил Петрович
| Rip | (1967) Десятый шаг ... Атаман Хмара
| Rip | (1966) Почему улыбались звёзды ... Тимофей
| Нет на трекере | (1965) Фауст и смерть
| Нет на трекере | (1965) Проверено - мин нет ... Пауль
| Rip | DVD |
(1965) Гадюка ... Понизовский
| Rip | DVD |
(1964) Сон ... Иван Сошенко
| Нет на трекере | (1963) Серебряный тренер ... Итальянский чиновник
| Rip | (1962) Молчат только статуи ... Коста
| Нет на трекере |
(1961) Украинская рапсодия ... Отто
| Rip | (1960) Голоса нашего квартала ... Арам
| Нет на трекере | (1959) Солдатка ... Николай
| Rip |
(1958) Флаги на башнях ... Педагог
| Rip | (1958) Рожденные бурей ... Националист
| Rip | (1957) Дорогой ценой ... Эпизод
| Rip |
(1956) Павел Корчагин ... Аким
| Rip | DVD |
|
|
naumor01
Стаж: 16 лет Сообщений: 257
|
naumor01 ·
07-Дек-13 14:19
(спустя 6 дней, ред. 07-Дек-13 17:24)
Интервью, телепроекты и программы
(2010) - Константин Степанков. Воспоминания после жизни - Реж. В. Олендер (2008) - "Голый король" Константина Степанкова - Реж. Пётр Мироненко (2007) - Ада Роговцева. "Я умерла вместе с ним" (документальный) - Киностудия «Проект ТВ»
Добрый человек с суровым лицом
Сын расстрелянного
Впервые я увидел Константина Степанкова в Закарпатье в далеком 1969 году во время съемок кинофильма «Комиссары» (режиссером фильма был Николай Мащенко, директором – мой отец Григорий Чужий, о котором «Тайны ХХ века» рассказывали в №9 за 2012 год). Помню, как во дворе потрясающего замка в городке Мукачево (там снимали некоторые эпизоды названного фильма) ходил этот актер. Он поразил меня, подростка, пронзительным взглядом пылающих черных очей, невероятной внутренней энергией, которая рвалась из его души наружу… Актер-огонь, актер темперамент… и при этом в общении – интеллигентный и деликатный человек, совершенно лишенный звездной болезни и рвачества многих современных «мастеров экрана и сцены».
Степанков играл роль комиссара Федора Лобачева, одного из тех, которые не приняли извращения идеалов революции в 1920-1930-х годах, как они их понимали. Кстати, фильм «Комиссары» сдавали в Госкино в Москве 75 раз! В 1969-1970 годах такие сомнительные с точки зрения официальной идеологии фильмы были не ко двору… Много намучились с этим фильмом режиссер Мащенко, мой отец и вся съемочная группа. Но это другая история…
Константин Степанков родился в селе Печески на Хмельнитчине. Актер как-то рассказал мне, что его настоящая, правильная фамилия типично украинская – Степанкив, позже переделанная в Степанков. Неспроста… Ведь отца Константина Петровича расстреляли большевики – тот был священником. Ужасно, но подросток Костя, по его же воспоминаниям, долго сомневался: родной отец, но ведь «враг народа» – может быть, его правильно расстреляли?! В десять лет Степанков остался еще и без матери и попал в детский дом. После школы он год трудился на рыболовецком судне на суровом Севере России. Затем в жуткий, голодный 1947 год Константин поступил в сельхозинститут в городке Умань. Не потому, что так уж любил сельское хозяйство. Голод гнал его туда, на плодоовощной факультет. Так поступали многие: держались ближе к еде…
В институте Степанков, актер в душе, ведал «культмассовым сектором»: организовал драматический и музыкальный кружки. Юноши-энтузиасты ездили по колхозам с самодеятельными концертами. В обязанности Константина входило и приглашение для выступлений в институте заезжих знаменитостей, посетивших Умань. И известные актеры в то время соглашались выступать бесплатно! Как-то в Умань из Киева приехал академический драматический театр имени Ивана Франко с двумя спектаклями. К звездам театра Костю направили с приглашением выступить перед студентами. Актеры согласились! А перед их выступлением институтские «артисты» решили показать свои таланты. Потом знаменитостей угостили…
При кафедре технологии была своя винокурня: выставили разведенный спирт, плодово-ягодное вино. Поросенка нашли на учебном хозяйстве при кафедре животноводства. Во время «банкета» Константина подозвал директор института: «С тобой хочет поговорить Амвросий Максимилианович Бучма». Живой классик украинского театра! Он сказал Косте: «Я цього року набираю курс на кiновiддiл театрального iнституту. Приходь до мене». Тот ответил: «Куда же я поеду? Голый-босый…»
Но через два месяца Косте пришло письмо из Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого с приглашением на экзамены. Директор сельхозинститута выдал Константину из своих фондов 200 рублей, на собственные деньги Степанков купил билет на поезд. Студенческая касса взаимопомощи выдала еще 200 рублей, а один однокурсник одолжил свой нарядный черный пиджак. И… вот голливудская сказка: Степанков приехал, сдал экзамены и поступил на курс Амвросия Бучмы. Ведь в те годы в театральном был недобор мужчин… На экзаменах Константина морально поддержала Элина Быстрицкая: они вместе поступали. Степанков вспоминал, кстати, что Элина была девушкой с характером. Когда к ней начал приставать красавец Вадим Медведев, она его быстро урезонила. Правда, из-за скандала ее чуть было не выгнали из театрального. Любовь на полвека
Константин Степанков 13 лет проработал в театре имени Ивана Франко, а затем перешел актером на киевскую Киностудию имени Довженко. Тут он трудился чуть ли не 30 лет, познакомился с моим отцом. Они бок о бок работали во многих фильмах. Более 30 лет Константин Степанков преподавал также актерское мастерство в родном институте имени Карпенко-Карого. Там он встретил любовь всей своей жизни – будущую жену, студентку Аду Роговцеву. Он преподавал на курсе, где училась молодая Ада, и по уши влюбился в студентку. «Моральное разложение» обсуждали в профкоме и парткоме института, как тогда было положено (кстати, Степанков никогда не состоял в КПСС!). Константина Петровича вызывали на ковер, требовали «прекратить»… Тогдашний директор театрального института Семен Ткаченко на год отстранил Степанкова от преподавания. Но это совершенно не повлияло на взаимную любовь. Константин Петрович продолжал дарить Аде Николаевне цветы, назначать свидания, читать стихи… Наконец, после того как Ада Роговцева окончила институт, они поженились. Вырастили двух детей и прожили вместе почти 50 лет…
Константин Степанков снялся во многих заметных фильмах. Когда режиссер Леонид Осыка начал снимать свой шедевр – фильм «Каменный крест» по произведению Василя Стефаника, то он взял Степанкова на роль крестьянина Михайлы. Работать, по словам Константина Петровича, было очень интересно: на киевской киностудии тогда творили яркие личности, которые собирались вокруг великого Параджанова.
Работа актеров не была праздником. Степанков вспоминал, что однажды, на съемках исторического фильма «Захар Беркут», спасая свою жизнь, вывалялся в свежем конском навозе. Это было в Киргизии, при 40-градусной жаре. Степанков сидел на низкорослом киргизском коне. Был короткий перерыв между дублями. Вдали шли панорамные съемки, собирались, по сценарию, «жечь села». В этот момент к режиссеру подошел пиротехник: «Давай-ка я разок стрельну из ракетницы». Он хотел проверить, испугается ли не подготовленная к киносъемкам киргизская лошадь. Степанков ахнуть не успел, как лошадь понесла и помчалась к далекой конюшне. Шесть километров Константин не мог остановить коня. Подлетая к низким дверям конюшни, понял: если въедет на коне, то останется без головы. По обе стороны конюшни были две кучи навоза: одна – белая, другая – темная. Актер спрыгнул в темную. Киргиз-конюх, обмывая потом из шланга Степанкова и его «средневековые» одежды, которые и без навоза весили килограммов тридцать, заметил: «Молодец, что не в белую влетел – о сухой навоз покалечился бы…»
В 1969 году, на съемках «Комиссаров», Константин Степанков познакомился и подружился с гениальным украинским актером Иваном Миколайчуком. Именно Иван открыл для Степанкова прекрасный край – Западную Украину, ее гордых людей, песни, природу. Константин Петрович с Адой Роговцевой с тех пор дружили с супругами Миколайчук семьями.
В 1975 году мой отец отмечал свой 50-летний юбилей в одном из ресторанов Киева в живописном парке «Дубки». Среди гостей был и Константин Степанков. Сложилась очень теплая атмосфера, и неожиданно Кость Петрович, как его ласково называли, начал петь украинские песни. Все притихли – это было невероятно красиво. Потом начали подпевать… Он знал невероятное количество народных песен и исполнял их со страстью и мастерством, присущими только ему. Это был незабываемый момент. «Дед-партизан»
Большую известность Степанкову принесла роль Сидора Ковпака, командира советских партизан времен Второй мировой войны. В гриме Константин Петрович был невероятно похож на этого человека. Как-то ветераны, которые знали Ковпака лично, просто ахнули, увидев Степанкова в обличье киногероя. Кинотрилогию «Дума о Ковпаке» снимали под Киевом (изображая «непроходимые болота Полесья»), в Прикарпатье, на Житомирщине… Это был тяжелый в производстве фильм, и Степанкову за роль дали наконец звание народного артиста СССР.
Однако после выхода фильма «Дума о Ковпаке» на экраны тогдашний председатель комитета по делам кинематограии при Совете Министров УССР Василий Большак запретил Степанкову играть отрицательные роли. Но строптивый актер все равно сыграл несколько уголовников, шпионов… Правда, это были работы не на киевской киностудии.
Как-то на Московском кинофестивале Степанков оказался рядом с известным польским актером Даниэлем Ольбрыхским. Тот спросил Константина Петровича: «Признайся, сколько ты получил за своего деда-партизана?» Степанкову было стыдно сказать, что ему заплатили 12 тысяч рублей за четыре года невероятно тяжелой работы (получалось по 250 рублей в месяц). Степанков ответил: «Пятьдесят тысяч рублей!» Ольбрыхский переспросил: «За серию?» – «За все…». – Поляк возмутился: «Штрейкбрехер! Разве можно даром работать?!»
Как и многие актеры, Константин Петрович любил выпить. Пил иногда много, но всегда контролировал себя, знал меру, умел остановиться. На работе это не отражалось, и в непотребном состоянии его никто никогда не видел. Помню, уже стареньким он заходил в кафе «Ярослава» на Ярославовом Валу в Киеве (последние годы он жил на этой улице) и, не присаживаясь к столику, традиционно говорил девчатам-продавщицам: «Мені сто грамів горілки та пиріжок». Он выпивал на ходу, закусывал и шел дальше. Все знали актера и улыбались ему вслед.
В постперестроечные годы, когда фильмы практически не снимали, Кость Петрович очень переживал из-за своей невостребованности. К тому же он болел: у него были ишемия, полиартрит, подагра… Материально они с Адой Николаевной жили трудно. У них не было даже нормальной стиральной машины. А пенсия актера была мизерной. Он часто «скрывался» от всех на даче под Киевом. Скончался Константин Петрович Степанков от онкозаболевания. Жена актера всегда была с ним. В роковые дни Ада Николаевна прервала гастроли, отказалась от контрактов в Москве и была с мужем до последней минуты. Олесь ИЛЬЧЕНКО, "Тайны ХХ века"
Константин Степанков: «Отец сознательно не пускал нас, детей, в свое прошлое»
На этой неделе исполнилось бы 80 лет Константину Петровичу Степанкову — выдающемуся украинскому актеру. У Костя Петровича, как известно, была довольно трудная жизнь в юные годы (долго скрывал то, что его отец — священник). Но вот в семейной жизни, кажется, ему воздалось за все страдания молодости… Союз с Адой Роговцевой считался звездным, творческим. Эту же стезю избрали и дети знаменитой пары. Дочь — Катерина Степанкова — актриса и режиссер. Сын — тезка Константин Степанков — испытал себя в режиссуре, затем увлекся экологическими проектами. Степанков-младший редко дает интервью. Но для «ЗН» согласился вспомнить некоторые эпизоды, связанные с отцом.- Костя, вы можете назвать несколько очень важных качеств отца, которые наиболее ярко определяют суть его характера и личности в целом.- Вы знаете, я никогда себя не представлял в роли «дающего интервью, которое посвящено памяти отца». Я не отношусь к нему как к умершему. И никогда не думал, что вообще это возможно… Вы спрашивали о его качествах? А ведь его поколение, пережившее войну и несколько оккупаций, — особое поколение. Мы сейчас вообще этого понять не можем. Думаю, что благодаря тому страшному испытанию в их поколении и появились многие таланты, определенные качества характера. И эпоха социализма связана именно с реализацией качеств этих людей. Ведь они могли быть везде, на любом участке! Мой отец окончил сельхозакадемию — и мог стать хорошим специалистом в сельском хозяйстве. Но он обладал просто-таки фантастическими качествами мимикрии! Я могу говорить сейчас даже в настоящем времени, поскольку эта его мимикрия передалась моей дочери Даше. Да и я обладаю этим. И Ада Николаевна, и Петрович — не последние в очереди, кому даровано это свойство. Он запросто мог быть и педагогом. И усвоил эти качества мгновенно.
Но, увы, им, как и нам, досталось плохое государство. Плохое, значит, неграмотное. Ведь гуманитарная сфера требует особых качеств и свойств, которые современная наука еще не определила. И чиновники не учитывают этот фактор вообще. А вот у Петровича и его поколения не было негативных качеств вообще. Так мне кажется. Чем они занимались в жизни? Воевали. Голодали. Отстраивали хозяйство… Мы не поймем даже по описаниям, что такое война. И что такое борьба с советскими чиновниками. Вот, например, Мыколайчук, сталкиваясь с чиновниками, терял самообладание. А мой отец всегда рассказывал тому или иному чиновнику, кто он есть, напоминал о его статусе, вычитывал как мог… Да чего таить, горячим человеком был Петрович. И мог долго не объяснять, а разобраться по-мужски, потом стыдясь этого. Ему несправедливость была несвойственна.- А какие обстоятельства чаще всего заставляли вас спорить с отцом? Часто ли он принимал вашу позицию в той или иной дискуссии?- В нашей семье нет споров. Семьи, в которых начинаются какие-то споры, как правило, распадаются. Раскидать всех «по ролям» очень легко. Ведь видно и дурака, и подлеца. Но такие отношения в семье невозможны! Потому что семья – это такая штука, где все должно быть очень деликатно. И творческие споры свойственны только кретинам, которым больше нечем заняться! Артист должен учить текст. Также он должен много смотреть, читать, любить. Это подтвердят подлинно творческие люди. В глубоко ранимой душе постоянно возникает боль… И мы, глядя на их работы, плачем вместе с ними.- А что лично вам отец рассказывал о своем трудном детстве-юности?- Петрович об этом мне вообще не рассказывал. Он был импульсивным человеком. Мог дать даже по шее. Но это не были избиения. Отец ведь должен объяснить ребенку, что есть граница, за которой тебя уже будут бить другие. Но, как правило, после этого у него всегда начинались угрызения совести. И он мог в назидание рассказать какую-нибудь историю. Например, как он увидел коньки на фотографии — и стал мастерить их по рисунку в книжке. Сделал деревянную подошву, вырезал подобие конька и натянул проволоку. И так хотелось кататься, что он научился кататься на одном коньке! Или — увидел гитару. Но нашел чертежи только балалайки. И смастерил эту балалайку. Когда он пас корову, то на руку накинул веревку, чтобы корова не убежала, а сам сидел и играл. Одним словом, он заигрался, а корова его как потащит… Но он эту балалайку из рук не выпускает. Вот такие истории были!
Еще интересно было наблюдать, как он играет в преферанс. Это всегда было в актерских экспедициях — в тех общежитиях, которые актерам «подешевше» арендовали местные власти по договоренности с киностудией. Актеры собирались в один из номеров, ставили стол, было много кипятильников… И было очень интересно наблюдать за ними: кто из них азартен, кто безразличен, а кто хитер? Интересно играл дядя Коля Гринько, смешно — Боря Брундуков… Это замечательные картинки детства!
Да и детство у меня было, правда, очень интересным. Та же школа, в которой я не мог «нормально» учиться, и это вызывало у Петровича приступы агрессии. Ребенка было не с кем оставить, а родители должны ездить на гастроли. Это же актерская семья — телевидение, радио, театр, экспедиции… Вот сателлитами передо мной проносятся Олег Даль, Валентин Гафт… А однажды уже у меня самого были какие-то кинопробы. Прихожу, а в актерской комнате сидит сам Юрий Никулин. Я пробовался с ним в один фильм. Но нас не утвердили. Причем, почему меня — я знаю. Но почему его — совершенно непонятно! Эти люди были сильны духом. Но слабые волей… Эту волю государство просто раздавило.- Рассказывал ли вам Кость Петрович о своих предках? Вы, например, знали, что его отец был священником?- Об этом я узнал, когда мне было уже 30 лет! Петрович почему-то не любил эти темы. Он был беспартийным, осторожным в отношении государственной машины. Я часто получал от отца подзатыльники, потому что с седьмого класса носил значок «Мы говоримо по-українськи». Я знал гимн «Січових стрільців» еще с четырех лет. В нашей семье всегда знали старинные украинские песни… Под них засыпала моя дочь. Также с Петровичем мы пели грузинские хоралы. Чем больше вбираешь, тем лучше разные этносы проявляются в тебе. Когда мне плохо, то я вою армянскую мелодию. Петрович хорошо знал украинскую литературу. Он читал наизусть Шевченко — и не для того, чтобы кичиться этим. Я сам исповедую казачество как дух. И мой личный патриотизм — это моя шпага. Вот из всех зарядок я делаю зарядку с оружием. Уметь — это великий дар, а «не уметь» — это великое решение.
И все же, думаю, отец сознательно нас, детей, не пускал в свое прошлое… Там была какая-то трудная история, о чем свидетельствовали наколки на его руках. А о том, что Ада спасала еврейских детей, я вообще узнал только на ее 60-летие, когда мы поехали снимать документальный фильм.- Какой самый первый фильм с участием отца вы увидели?- Это не фильм был. А материал… Вот, представьте, вчера я был на съемке, а через 4—5 дней — рабочий материал! Я все это видел из-за камеры. И не было оператора, который бы не сказал мне: «А ну, малой, иди сюда, посмотри свежим глазом!» Я все свое детство смотрел в камеру величайших операторов.
В свое время я оказался с отцом в херсонской степи на раскопках археологов. Они, конечно, не смогли не подойти к Петровичу. А нам ведь тоже были интересны какие-то черепки. Так вот, за «рюмкой ухи», уже ночью у костра, эти умные дяди и говорили об археологии. Помню, тогда мы узнали, что трипольской культуре намного больше лет, чем шумерской. Это мы знали задолго до того, когда нашим правителям рассказали, что на этом можно деньги зарабатывать. Петрович тогда сказал: «За предков не стыдно!» Но если за предков не стыдно, то как мы оказались при такой жизни?- Часто ли вы «рецензировали» его картины вслух — и как отец относился к вашим критическим замечаниям?- Подобное было абсолютно недопустимо! Петрович практически не фальшивил. Есть лишь кадры, где видна лишняя выпитая рюмка. Но он все равно органичен. Дело в том, что они — и Петрович, и Ада — настолько мощно владеют анализом, что все критические замечания высказывают сами к ролям задолго до того, как попадают непосредственно в кадр. Это свойство их интеллекта. Они предлагали уже на первых двух репетициях мощнейший результат собственной работы… А вся современная «детвора», которая проходит через наш дом, абсолютно по-другому работает. В 90% случаев они приходят абсолютными телятами и говорят: «Режиссируйте меня! Ой, а много текста учить?» Это даже не мания величия, а отсутствие опыта. У них был колоссальный опыт — на ТВ они читали стихи в прямом эфире. На радио иногда халтурили. В общем, это врожденные скоморохи! Моей маме уже 71 год, но она немыслимый километраж преодолевает за короткое время! Уехала неделю назад в Москву, потом в Уфу, затем в Симферополь, Коктебель, Ялту, Симеиз, потом опять в Уфу… С одной стороны, надо пожалеть ее, а с другой — мы счастливы, что она участвует в этом процессе и ей это по-прежнему интересно. Уже в поздние годы жизни Петровича я спросил у него: «Обманывается ли зритель, когда артист концептуально лжет, то есть играет того, с чьими взглядами он совершенно несогласен, но, естественно, играет он этого персонажа не очень хорошо?» Петрович ответил: «Я играл коммунистов… И со мной это не имело ничего общего! Как артисту мне было интересно расковырять тот или иной образ. А как туристу —разве что побывать в тех местах съемок!» Ведь одному нравится заработать большие деньги, а другому нравится эротический контур, который раскрывается в контексте входа в роль. У каждого из них своя психологическая «штука». Да, можно не выйти из одной роли. Ведь Боярский так и не снял шляпу! Хорошо, хоть шпагу отстегнул.- Действительно, ваш отец во многих фильмах играл и коммунистов, и представителей власти… А благоволила ли к нему сама власть?- Дело в том, что никто из нашей семьи ничего особого от власти не получил. У нас даже на сегодняшний день вообще нет никаких накоплений. Это всегда было чуждо нашей семье. Мы, пробегая мимо квартиры родственника, просто забегали «поесть борща...» Это была норма: приютить кого-то, дать человеку переночевать. У нас не было философии: я один — и пусть не будет нигде ни одной живой твари! Актерские сообщества ведь очень сильны. Мы никогда не отрывали от себя понятие «мы». А что такое потеря? По Фицджеральду: «Нет потери более внушительной, чем смятение глубокой души».- Если бы Кость Петрович в свое время не ушел из театра, а остался бы там работать дальше — его карьера стала бы успешней? Или все-таки кино оказалось для него важнее?- Это все фантазии! Ничего важнее заработка в те годы для них не было. Они получали копейки долгие-долгие годы. Хотя уже были известными и популярными. Всякий раз перед зарплатой у нас в семье спрашивали: «Кто еще нам не давал в долг?» Даже в тех семьях, которые мы считали недосягаемыми, происходило то же самое. Просто психологически хватало ума не возводить это в проблему. Это не становилось причиной плохого настроения «внутри». Как-то Ада была на гастролях, а мы с отцом соорудили «ловушки», чтобы ловить голубей на балконе… Уже потом было потрясающее жаркое… Когда Ада узнала, то скандал был страшный! Она не могла пережить, что ее ребенок присутствовал при подобном варварстве, хотя отец сделал все без меня.
Конечно, если бы не знаменитый недуг того поколения — алкоголизм, то и жизнь у многих была бы радостней. Потому что если знаешь причину, то вины не сложишь и не накажешь! На тот момент в государстве, возможно, не было «штуки», которая помогала бы снять затяжную депрессию из-за длительной политравмы — войны.- Бывали ли вы с отцом в экспедициях? Помните ли какие-то сюжеты, связанные со съемками «Ковпака», «Захара Беркута» или «Комиссаров»?- Все это только проявления характера. И вырывать их из контекста сложно. Например, сегодня — история про Ковпака. А вечером, обсуждая игру на площадке, уже рассказано штук двадцать актерских баек. И, может быть, родится драматург, который из этих россказней актеров напишет сценарий? Это джаз! Жванецкий сказал: «Чувство юмора — это когда ты пьян, добр и весел одновременно!» Я не знаю ни одного киношника, который бы грустно вспоминал тех, кто нас покинул. Когда человеку хорошо, то человек прекрасен! Когда подобное происходит, то это фантастические порывы души! Дети никогда не вовлекаются в процесс и не исключаются из него. Нам не говорили: «Выйди отсюда!» А говорили: «Ты слышал? Не слушай! Знаешь, что это плохое слово? Вот спросишь у него, он тебе еще десяток таких наговорит!»- А какие черты характера отца в большей степени унаследовали вы сами и чем разительно от него отличаетесь?- У меня меньше раздражителей. И агрессии меньше. У него был большой «список», на который он должен был свое негодование и свою агрессию вылить. Он не был злопамятным, но не умел прощать.- Видел ли Кость Петрович вашу творческую перспективу, когда вы только заявили о своем желании стать режиссером?- Мои родители не хотели, чтобы я был режиссером. Ведь все актерские дети снимаются в кино. И я видел их негодование, когда они сталкивались с бездарной режиссурой: «Ну какой дурак в этой ситуации так скажет?» И постоянно переписывали тексты! На дом их порою не хватало. Вообще, просто чудо, что они еще семью создали и удержали. Это случилось каким-то непостижимым образом.- В таком случае можно ли назвать тандем ваших родителей «идеальной парой»?- Этих двух?! Да они же дома редко появлялись… (Смеется) Идеальная пара — это такая пара, которая на протяжении сорока лет может изо дня в день пилить друг другу мозги, приходя в шесть вечера домой. И каким-то образом так прожить хотя бы неделю! Если бы в нашей семье был подобный расклад, то семьи как таковой уже не было бы через два дня. Понимаете?- А был ли Кость Петрович верующим человеком?- Что значит верующий человек? Это человек, который перед камерами заходит в церковь? Он никогда не ходил специально в храм. Но всякий раз, оказавшись там, крестился. И, в отличие от многих верующих, знал Писание. У нас с отцом не было «забобонов», мы язычники, считаем, что Бог — един.- Не было ли у вашего отца намерения после успеха «Ковпака» (во всесоюзном масштабе) переехать в Москву или Ленинград?- Какая Москва?! Ни Ада, ни Петрович ни на одно предложение покинуть Украину так и не согласились! Им не надо было больше, чем уже есть. Они понимали: покинув родину, увидишь не то, что ты получил взамен, а то, что ты утратил… Аду постоянно звали в Москву. В результате она все-таки потеряла здесь работу — и вот чаще работает в Москве. Я не могу обсуждать переезд Маковецкого или Бортко… Зачем об этом? Ведь мы славяне. Мы лучшее отдаем. Они работали немыслимо, на износ. И это видно…- Какие роли, на ваш взгляд, прошли мимо отца в большом кино? То есть фильмы, куда его пробовали, но он не попал по каким-либо причинам?- А проб никаких и не было! Ведь на роль Ковпака его вообще не приглашали. Он сам пошел, загримировался, потом пришел к режиссеру и стал перед ним: «Я — Костя Степанков!» Это был «джаз» чистой воды. Он пошел — и обманул. На эту роль искали типажное портретное сходство. В кино есть кадр, который взят из хроники и из которого видно, что они идентичны!- Вы снимались вместе с отцом в фильме Одесской киностудии «Забудьте слово смерть». Каково с ним находиться в одном кадре?- Все было очень просто. Я в 8-м классе, это летние каникулы. Петрович говорит: «Я попрошу Эдика написать для тебя роль, поедешь со мной на съемки! Ведь ты и в седле сидишь, и шпагой владеешь…» Все! Мы поехали на съемки. Собрались все знакомые — потрясающие мужики. Съемки были возле Фастова. Назвать мою работу «ролью» — громко сказано. Это, скорее, каскадерское кино, которое никто не помнит, кроме профессионалов. Это не искусство даже, а попса. Как сказал Гребенщиков: «Джаз — когда хорошему человеку хочется плакать, а попса — когда плохому человеку хорошо». Просто сама атмосфера — три месяца в лесах, а там грибы, ягоды, актерские байки… Я ненавижу актерские посиделки в кадре — они фальшиво там выглядят! И, возвращаясь из экспедиции, Петрович, как правило, рассказывал что ел, пил, но никогда не рассказывал, что играл… Еще он никогда не писал мемуары. А вот Ада пишет. Он просто делал некоторые заметки.- Была ли у вашего отца какая-то своя особая житейская философия?- Философской была сама его жизнь. Но не было философии жизни… Ведь терпеть, догонять и ждать — любой человек это ненавидит. И испытывает при этом сплошные неудобства. А то, как эти состояния он проживает, и называется философией жизни.Е. Константинова
Рыцарь украинского кино
К. П. Степанков — целая эпоха в украинском кинематографе. На киностудии им. А. Довженко созданы лучшие фильмы с его участием, которые давно уже вошли в золотой фонд нашего кино. Константин Петрович был человеком неуемным, мудрым, мощным, но его талант и дарование в полной мере так и не были израсходованы. В последние годы Кость Петрович мало снимался. Очень переживал, когда на студии им. А. Довженко практически прекратилось кинопроизводство. Именно в этот момент обострились его болезни, но актер не любил жаловаться. Редко соглашался на интервью, считая, что о прошлом уже много сказано и пересказано, а новостей у него нынче мало. Мы с Костем Петровичем общались перед его 75-летним юбилеем. Он был полон планов о будущих съемках. Такой мудрый и рассудительный в речах, элегантный внешне: красивая седина, щегольски повязанный платок на шее. В уголках глаз веселые искорки, вот только голос немного хрипловат... Известие о его смерти ошеломило. Почему, а главное — как — уходят лучшие? Совсем недавно умер его друг, актер Бронислав Брондуков, и вот еще одна невосполнимая потеря... — Я в шоке! Неужели нет больше Костя Петровича, — не хотел верить в печальную новость художественный руководитель Театра им. И. Франко Богдан СТУПКА , которого трагическое известие застало в Париже. — Я Степанкова всегда считал своим учителем: в жизни, профессии, хотя у него как у педагога официально не учился. Еще работая во Львове, в Театре им. М. Заньковецкой, приезжая в Киев, всегда встречался с Костем Петровичем. Неоднократно останавливался в его хлебосольном доме. А сколько мы с ним тем обсудили. Он был очень мудрым человеком, а как актер — суперпрофессионал. О Степанкове, как правило, говорят как об киноактере, но ведь он был потрясающим театральным мастером. Более 12 лет работал на сцене Театра им. И. Франко. Да, в кино он много снимался. Можно сказать, что благодаря его таланту студия им. А. Довженко часто получала награды на кинофорумах. У Костя Петровича был прекрасный дар партнера. Я могу вспомнить свою первую киноработу в фильме Ильенко «Белая птица с черной отметиной». В той картине мы впервые встретились со Степанковым на съемочной площадке. Когда я себя увидел на экране, то не узнал, хотел отказаться от роли. Но Кость Петрович сказал, что ничего страшного, просто нужно играть на полутонах, а не пользоваться крупными мазками, как на театральной сцене, и второй дубль уже пошел... Наша последняя встреча состоялась в прошлом году. Мы вместе летели на фестиваль презентовать сериал «Завтра будет завтра», в котором вместе играли. За разговорами даже не заметили, как прибыли на место... Неужели я больше не услышу его голос и не увижу Костя Петровича? Господи, я же не успею приехать на похороны. Украину приняли в Европейский театральный союз, веду переговоры, а потом меня ждут на съемках. Через вашу газету хочу передать соболезнования родным и близким Костя Петровича. Моя душа скорбит вместе с вами. Многолетняя дружба связывала Константина Степанкова с актером Лесем СЕРДЮКОМ. — Мне трудно говорить о Косте Степановиче в прошедшем времени, — не скрывал своей боли Лесь Александрович. — На Костя Петровича всегда можно было опереться в трудную минуту. Ни один раз Степанков мне помогал не только добрым словом, но и конкретным делом. Например, когда я был без работы, он посодействовал в том, чтобы я попал в штат киностудии им. А. Довженко. Мы были партнерами во многих картинах. Например, в «Думе о Ковпаке» Степанков играл главную роль, а я эпизодическую, но съемки шли долго и нам приходилось часто встречаться не только в кадре, но и вне работы. Наши товарищеские отношения постепенно переросли в дружеские. Особенно запомнились съемки в миколайчуковском «Вавилоне-ХХ». Именно там мы почувствовали, что одной группы крови: Гаврилюк, Степанков, Брондуков, Миколайчук, став одной командой. Если я знал, что в фильме будет сниматься Костя, то сразу соглашался работать в ленте. Степанков был великим артистом, потрясающим партнером. Только своим присутствием, порой одними глазами, он давал такой импульс, что даже самая сложная психологическая роль у тебя обязательно получалась. Вы знаете, хороших актеров много, а иметь талант партнера дано не каждому. Для телевидения я сделал телесериал диалогов «С теми, кого люблю». Одна из серий снималась на даче Кости и Ады (Ады Николаевны Роговцевой, актрисы и супруги Степанкова. — Т. П. ) и была посвящена их судьбам. Это был откровенный разговор о жизни, кино, театре, о тех проблемах, которые волновали актеров. Казалось, мы столько лет знакомы, дружим, ну что нового я могу о них узнать? Когда сам стал смотреть запись, то был поражен, насколько они тонко чувствующие личности, сколько невзгод и ударов снесли, не сломались...
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
|
|
Ksennia
Стаж: 13 лет 9 месяцев Сообщений: 1964
|
Ksennia ·
15-Дек-13 12:29
(спустя 7 дней)
naumor01
Серёжа, спасибо тебе большое за страничку о Константине Степанкове. Столько всего не знала о нём.
Например, это очень трогательно:
Цитата:
В 1969 году, на съемках «Комиссаров», Константин Степанков познакомился и подружился с гениальным украинским актером Иваном Миколайчуком. Именно Иван открыл для Степанкова прекрасный край – Западную Украину, ее гордых людей, песни, природу.
И я не подозревала, что Ада Роговцева - жена Степанкова:
Цитата:
Для телевидения я сделал телесериал диалогов «С теми, кого люблю». Одна из серий снималась на даче Кости и Ады (Ады Николаевны Роговцевой, актрисы и супруги Степанкова. — Т. П. ) и была посвящена их судьбам.
|
|
naumor01
Стаж: 16 лет Сообщений: 257
|
naumor01 ·
15-Дек-13 14:17
(спустя 1 час 47 мин.)
Ksennia писал(а):
62125512И я не подозревала, что Ада Роговцева - жена Степанкова
Для многих это становится сюрпризом
|
|
Ksennia
Стаж: 13 лет 9 месяцев Сообщений: 1964
|
Ksennia ·
15-Дек-13 14:25
(спустя 7 мин.)
naumor01 писал(а):
62127037
Ksennia писал(а):
62125512И я не подозревала, что Ада Роговцева - жена Степанкова
Для многих это становится сюрпризом
Значит, и для тебя тоже это было неожиданным?
|
|
naumor01
Стаж: 16 лет Сообщений: 257
|
naumor01 ·
15-Дек-13 14:57
(спустя 32 мин.)
Ksennia писал(а):
62127163
naumor01 писал(а):
62127037
Ksennia писал(а):
62125512И я не подозревала, что Ада Роговцева - жена Степанкова
Для многих это становится сюрпризом
Значит, и для тебя тоже это было неожиданным?
Нет С его фильмографией я не был особо знаком, а вот кое-что из биографии краем уха слышал.
Ну, благодаря созданию тем, я думаю восполним информационный вакуум
|
|
tatnico
Стаж: 10 лет 11 месяцев Сообщений: 27
|
tatnico ·
26-Фев-14 06:29
(спустя 2 месяца 10 дней)
Ссылка на фильм СЕКРЕТНЫЙ ЭШЕЛОН выдает фильм АШИБ КЕРИБ
|
|
naumor01
Стаж: 16 лет Сообщений: 257
|
naumor01 ·
20-Мар-14 20:22
(спустя 22 дня, ред. 20-Мар-14 20:22)
tatnico писал(а):
63096185Ссылка на фильм СЕКРЕТНЫЙ ЭШЕЛОН выдает фильм АШИБ КЕРИБ
Спасибо! Исправлю, но чуть позже.
|
|
olimpia1
Стаж: 16 лет 10 месяцев Сообщений: 160
|
olimpia1 ·
28-Мар-15 16:12
(спустя 1 год, ред. 28-Мар-15 16:12)
здесь указан фильм "Море" Леонида Осыки, но вместо него идет его же дипломная работа "Входящая в море".
|
|
|