Торчинов Е. А. - Введение в буддологию [2000, PDF]

Страницы:  1
Ответить
 

Faunus

Top Seed 05* 640r

Стаж: 16 лет 8 месяцев

Сообщений: 964

Faunus · 23-Окт-08 23:06 (16 лет 2 месяца назад, ред. 24-Окт-08 08:30)

Введение в буддологию
Год выпуска: 2000
Автор: Торчинов Е. А.
Жанр: Курс лекций
Издательство: Санкт - Петербург, Санкт-Петербургское философское общество
ISBN: 5-93597-019-8
Количество страниц: 304
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Описание: Книга представляет собой курс лекций известного российского востоковеда Е. А. Торчинова, читавшийся им на философском факультете СПбГУ. В книге рассматриваются проблемы формирования и развития буддизма, его школы и направления, распространение буддизма в Тибете и на Дальнем Востоке, дается очерк изучения буддизма в России и за рубежом.
Рекомендовано Головным советом по философии Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
(От издателей)
Образцы сканов:

Содержание
скрытый текст
Введение в буддологию
Лекция 1. Предпосылки возникновения буддизма
Лекция 2. Основы буддийского учения
Лекция 3. Школы и направления буддизма Хинаяна и Махаяна
Лекция 4. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр)
Лекция 5. Классическая буддийскя философия: Мадхьямика (Шуньявада)
Лекция 6. Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи
Лекция 7. Ваджраяна (тантрический буддизм)
Лекция 8. Буддийская традиция Тибета
Лекция 9. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке
Лекция 10. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом
Приложения
Приложение I
Литература сутр (праджня-парамита)
1. Сутра сердца праджня-парамиты
2. Ваджраччхедика праджня-парамита сутра (Сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром)
Приложение II
Литература шастр
1. Асанга. Компендиум махаяны (Махаяна сампариграха шастра)
2. Из «Трактата о пробуждении веры в махаяну» (Махаяна шраддхотпада шастра; Да чэн ци синь лунь)
Приложение III
Цзун-ми. Из трактата «О началах человека» (Юань жэнь лунь)
Доп. информация: Пагинация оригинального издания приводится в квадратных скобках в левой части колонки. Соответствующий текст - ниже колонцифры. В предлагаемом варианте помещена (внутри) обложка аналогичного издания, выпущенного в 2005 г. Санк-Петербургским издательством "Амфора" в серии "Новая Эврика" (ISBN 5-94278-805-7), отличающаяся от первоначального названием - "Введение в буддизм" и количеством страниц - 432 стр. (возникшим из-за зауженного формата книги)
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

JarkoLeto

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 531

JarkoLeto · 02-Май-12 23:22 (спустя 3 года 6 месяцев)

Я читал эту книжку ранее. Хотя с точки зрения востоковедения и официальной науки, безусловно, она представляет определенный интерес, но я бы критически отнесся к некоторым оценкам автора, точнее, скептически... Пугают и настораживает запальчивость, предопределенность и безапелляционность. А скоропалительные оценки и выводы только убеждают, что уважаемый автор чего-то не до конца просек... Впрочем, imho
[Профиль]  [ЛС] 

Khonchok72

Стаж: 13 лет 2 месяца

Сообщений: 48


Khonchok72 · 05-Май-12 08:45 (спустя 2 дня 9 часов)

Да похоже Вы серьёзный критик...)) А что ж сами не напишите то получше? Или может посоветуете другого автора который на Ваш взгляд без изъянов пишет..? Палийский Канон не предлагать))))))
[Профиль]  [ЛС] 

luchikosho

Стаж: 14 лет 5 месяцев

Сообщений: 376

luchikosho · 21-Ноя-12 11:10 (спустя 6 месяцев, ред. 21-Ноя-12 11:10)

Безвременно ушедший автор - гордость и слава отечественного востоковедения.
Вот мои выписки из этой его книги:
Нирвана – не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване.
Этап сосредоточения.
О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.
7. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).
8. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению.
Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом.
для буддийского мыслителя не существует отдельно «человека» и «солнца», а есть некое единое поле опыта – «человек, видящий солнце». Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. Это уже не «солнце в себе» (таковое буддистов интересует очень мало), а солнце, уже воспринятое человеком и ставшее посему частью его внутреннего мира, частью данной человеческой личности. Это не мир, в котором мы живем, а мир, который мы переживаем.
Таким образом, резюмируя выше сказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущностности личности»
Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать.
По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.
Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь – новая серия безначального сериала, нирвана – конец фильма.
Человек в буддизме не есть воплощенная душа Он – поток состояний – дхарм, серия кадров – мгновений.
Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.
«чаньский» субстрат сохранился в тибетском буддизме. Свидетельством этому является теория и практика течения Дзог-чэн, или Дзог-па чэн-по (маха ати-йога), считающегося высшей йогой тибетской школы Ньингма
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»
любой человек может усмотреть, непосредственно узреть эту природу в качестве своей собственной сути, своего истинного «я», осознать себя как «пребывающего в мешке из плоти»
Большинство направлений Чань предписывало монахам пребывать в состоянии созерцания при любых формах деятельности. А продвинутые монахи должны были уметь заниматься созерцательной практикой даже во сне.
С точки зрения этой истины (парамартха сатья) все элементы психики изначально упокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и теперь являются Буддами: сансара (круговерть рождений-смертей) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение различий между ними – плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.
Сутра сердца праджня-парамиты
Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты. Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого. Чувственно воспринимаемое – это и есть пустота. Пустота – это и есть чувственно воспринимаемое. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.
Для всех дхарм пустота – их сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются. Нет неведения и нет прекращения неведения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий. Нет мудрости, и нет обретения, и нет ничего обретаемого.
По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану. Все Будды трех времен[87] по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи.
Посему знай, что праджня-парамита – это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит:
Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха - «О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!»
Сутра сердца праджня-парамиты закончена.
Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра
(сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром)
Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра, более известная в Европе как «Алмазная сутра»,
1. Бессущностна не только личность, но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы. Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном «я», душе, субстанциальной личности и прочие.
2. Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины, спасать некого и не от чего. И вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах.
3. Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в своей святости. Будда – синоним истинной реальности как она есть (бхутататхата)
4. Истинная реальность не может быть описана и обозначена. Она, в принципе, несемиотична и недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении.
5. Истинная реальность постигается благодаря йогической интуиции, которая и есть праджня-парамита. Праджня-парамитские тексты предназначены для порождения в воспринимающем их человеке соответствующего состояния.
Следовательно, если учесть невыразимую природу реальности, праджня-парамитская сутра есть текст, отрицающий сам себя.
Ваджраччхедика праджня-парамита сутра
Компендиум Махаяны
(Махаяна сампариграха шастра) Асанга
Из «Трактата о пробуждении веры в Махаяну»
(Махаяна шраддхотпада шастра; Да чэн ци синь лунь)
Из трактата «О началах человека»
(Юань жэнь лун) Цзун-ми
Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь – Созерцающий Звуки Мира) «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру».
[Профиль]  [ЛС] 

Егорьевна

Старожил

Стаж: 15 лет 8 месяцев

Сообщений: 849

Егорьевна · 04-Ноя-13 12:24 (спустя 11 месяцев)

JarkoLeto писал(а):
52878500Я читал эту книжку ранее. Хотя с точки зрения востоковедения и официальной науки, безусловно, она представляет определенный интерес, но я бы критически отнесся к некоторым оценкам автора, точнее, скептически... Пугают и настораживает запальчивость, предопределенность и безапелляционность. А скоропалительные оценки и выводы только убеждают, что уважаемый автор чего-то не до конца просек... Впрочем, imho
Так оно и есть. Автор чего-то нахватался, а чего и сам понять не смог. Так и повис между "ученым" и "религиозным практиком", не выбрав ни одну из позиций.
[Профиль]  [ЛС] 

qwwqrwq

Стаж: 11 лет 6 месяцев

Сообщений: 29


qwwqrwq · 17-Мар-16 15:08 (спустя 2 года 4 месяца)

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ГДЕ-ТО ЕСТЬ В ПЕРЕВОДЕ ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ( ВОЗМОЖНО ЗНАЕТЕ ГДЕ НАЙТИ ? )
Восемь работ Васубандху ,
Комментарий на «Украшение Сутр Махаяны» ( Махаяна сутра аламкара бхашья )
Комментарий на «Разделение Средины и Крайностей»
( Мадхьянтавибхага-бхашья )
Комментарий на «Объяснение дхарм и их природы»
( Дхармадхармата-вибханга-вритти )
Обоснование Рассуждений ( Вьякхьяукти )
Трактат О Установлении Действия ( Карма-сиддхи-пракарана )
Трактат О Пяти Скандхах ( Панча-скандха-пракарана )
Двенадцать строф ( Вимсатика )
Тридцать строф ( Тримсика )
А ТАКЖЕ
Пять работ Майтрейи.
Украшение Сутр Махаяны ( Махаяна-Сутра-Аламкара )
Украшение Ясного Проникновения ( Абхисамая-Ланкара )
Разделение Средины и Крайностей ( Мадхьянтавибхага-шастра )
Объяснение дхарм и их природы ( Дхармадхармата-вибханга-шастра )
Трактат Махаяны о Поздних Писаниях ( Уттаратантра или Ратнаготра-вибханга )
В проповедях Майтрея разъяснил учение о семнадцати ступенях созерцания. Это учение — «Сутры о семнадцати ступенях
Шесть работ Асанги ::
Основные Ступени Уровней ( Бхумивасту )
( «Йогачарабхуми» -«Ступени Йогачары»).
Краткое изложение основ дхарм ( Вастусамграхани )
Краткое изложение перечисленного ( Парьяясамграхани )
Краткое изложение методов объяснения ( Виваранасамграхани )
Краткое изложение установленного ( Виничаясамграхани )
Краткое изложение Высшего Знания ( Абхидхармасаммучая )
Семь работ Дхармакирти:
Комментарий на «О Правильном Познании» (Праманавартика)
Установление Правильного Познания (Праманавиничая)
Капли Рассуждения (Ньяябинду)
Капли Логических Знаков (Хетубинду)
Обоснование Одушевленности Других (Сантанантарасиддхи)
Анализ Взаимосвязей (Сабандхапаракти)
Аргументы В Рассуждении (Ваданьяя)
Работа Дигнаги:
О Правильном Познании (Праманасаммучая) осн. текст
Работа Правильном Познании (Праманасаммучая ком. на текст
[Профиль]  [ЛС] 

Seeker_Den

Стаж: 14 лет 8 месяцев

Сообщений: 36


Seeker_Den · 21-Ноя-16 03:53 (спустя 8 месяцев)

Кое-что Васубандху
Кое-что Дхармакирти
Уттаратантра шастра
[Профиль]  [ЛС] 

boriska425

Стаж: 13 лет 7 месяцев

Сообщений: 43


boriska425 · 01-Окт-20 14:20 (спустя 3 года 10 месяцев)

Благодарю за раздачу. Для того, чтобы встать на путь Будды европейскому сознанию крайне важно что-то понять- куда его приглашают))) И этот курс самое лучшее приглашение с моей т.з.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error