Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии Год: 2012 Автор: Семенов В. Е. Издательство: М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) ISBN: 978-5-8243-1729-9 Серия: Humanitas Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 687 Релиз группы Алькофрибас_&white_colonizer&Полишинель Описание: Трансцендентальная философия в различных своих модификациях является одной из фундаментальных парадигм европейской мысли. В книге доктора философских наук В. Е. Семенова осуществляется попытка историко-философской и систематической рефлексии, направленной на анализ и интерпретацию конкретных учений и реконструкцию более или менее целостной и «сквозной» картины трансценденталистского движения в западноевропейской философии. Трансцендентализм исследуется как парадигмальное течение, существующее со времен Античности. При этом автор рассматривает учения Платона, Августина, Декарта, Канта, марбургского неокантианства, Гуссерля в качестве фундаментальных и доминирующих концепций этого типа философствования. В процессе анализа эксплицируются существенные характеристики трансцендентализма, выявляются его основные разновидности, прослеживается формирование понятийного ряда, тематизируются методологические принципы этой парадигмы.
Издание рассчитано на круг читателей, интересующихся проблемами истории философии, гносеологии и онтологии, науки и культуры.
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие 12 Введение 14 Часть первая. Онтологический и гносеологический трансцендентализм Платона 56
Глава 1. Критицизм 58
§ 1. Первоначальные интенции 59
§ 2. Критика предшествующей натурфилософии 66
§ 3. Деконструкция софистики 76
Глава 2. Трансцендентализм 92
§ 1. Анамнесис идей a priori 93
α) «Менон» 94
β) «Федон» 103
γ) «Федр» 111
§ 2. Нисхождение в совершенный мир, или Трансцендентальная редукция 125
а) «Федон» 128
β) «Государство» 135
§ 3. Восхождение 140
а) Трансцендентная идея Блага 141
β) Познание к бытию 146
γ) Учение о степенях Блага 151
б) Онтологический трансцендентализм: Платон и Кант 160
§4. Возникновение семантики трансцендентализма 166
а) Трансцендентное и трансцендентальное 166
β) От Аврелия Августина к Плотину 168
γ) От Плотина к Платону 173
Ô) Базовые контексты трансцендентализма 176
ε) Генезис терминологии трансцендентализма 184
ζ) Сферы трансценденталистского смысла 186
§ 5. Строение чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира 189
а) Аналогия Солнца 190
β) Разделённая Линия 192
γ) Аллегория Пещеры 201
Глава 3. Части души 210
§ 1. Трансцендентальная дедукция «главных родов» 211
а) Структура дедукции и стадия выведения понятий 213
β) Этапы и сущность трансцендентальной дедукции 220
γ) Итог дедукции и ее анализ 225
§ 2. Трансцендентальный синтез души 231
а) Гносеологическая интенциональность 232
β) Структура трансцендентального синтеза 235
§ 3. Античный генезис трансцендентальной философии .... 244 Часть вторая. Рефлексивный трансцендентализм Аврелия Августина 248
Глава 4. Критика скептицизма и натурализма 250
§ 1. Опровержение академиков 251
§ 2. Инвективы против ионийцев 260
Глава 5. Нисхождение и восхождение 266
§ 1. Трансцендентальная редукция 268
a) Цели редукции 269
b) Принципы и механизмы редукции 271
c) Становление трансценденталистского применения .... 279
§ 2. Ascensus: восхождение души к Богу 283
Глава 6. Трансцендентальные структуры познания 296
§ 1. Трансцендентные условия: Свети формы..... 296
§ 2. Чистые понятия a priori 300
§ 3. Внимание души, или Интенциональность 306
§ 4. Конструирование знания 312 Часть третья. Восход классического трансцендентализма: Декарт 320
Глава 7. Обоснование метафизики как строгой науки 322
§ 1. Методическое сомнение как фундирующая редукция 324
a) Цели и задачи редукции 326
b) Структура методического сомнения: содержание элиминации 329
c) Функции методического сомнения 338
§ 2. Восстановление утраченного мира 341
Глава 8. Трансцендентальная структура мышления 346
§ 1. Действие познавательных способностей 346
a) Обращение к уму и «к самим вещам» 347
b) Трансцендентальное действие ума 354
§ 2. Система идей 360
a) Сущность идей a priori 361
b) Синтетическая функция идей a priori 369
c) Ноэма и ноэзис 373 Часть четвертая. Классический трансцендентализм И. Канта 378
Глава 9. Трансцендентальная семантика И. Канта 380
§ 1. Одиссея понятия «трансцендентный»/«трансцендентальный» в Новое время 382
§ 2. Генезис трансценденталистского словоупотребления... 389
§ 3. Применение термина в маргиналиях и рукописях 397
§ 4. Многообразная семантика термина 408
§ 5. Фундаментальная семантика термина 423
Глава 10. Первое применение трансцендентальной логики 430
§ 1. Трансцендентальная редукция 430
§ 2. Формальная и трансцендентальная логика 436
§ 3. Структура трансцендентальной логики 446
§ 4. Трансцендентальные суждения 448
§ 5. Чистый трансцендентальный синтез 454
§ 6. Трансцендентальные категории 460
§ 7. Трансцендентальная дедукция категорий 465
Глава 11. Второе применение трансцендентальной логики 474
§ 1. Функции общей и трансцендентальной логики 474
§ 2. Трансцендентальная функция схематизма 477
§ 3. Трансцендентальная логика всех основоположений 481
§ 4. Трансцендентально-логическая сущность аксиом созерцания 484
§ 5. Трансцендентальный смысл антиципации восприятия 485
§ 6. Функциональные и синтетические требования аналогий опыта 489
§ 7. Модальная ориентация постулатов эмпирического мышления 498
Глава 12. Трансцендентальный функционализм 504
§ 1. Сущность трансцендентального принципа 505
§ 2. Функциональная эстетика 510
§ 3. Функциональная аналитика 515
Глава 13. Гносеологический и онтологический трансцендентализм 524 Часть пятая. Функциональный трансцендентализм Марбургского неокантианства 536
Глава 14. Обоснование функционального трансцендентализма 538
§ 1. «Чистота» мышления и «факт науки» versus синтетическое единство 539
§ 2. Путь к чистому априорному мышлению 547
a) Реконструкция вещи самой по себе 548
b) Трансформация ощущений и созерцания 552
Глава 15. Система трансцендентального познания 558
§ 1. Функционально-трансцендентальная сущность Ursprung 558
§ 2. Движение мышления как порождение 567
§ 3. Функциональное понятие как «закон ряда» 571 Часть шестая. Интенциональный трансцендентализм Э. Гуссерля 578
Глава 16. Движение к чистой субъективности 580
§ 1. Критика натурализма 582
a) Экспликация психологицистских деформаций логики 582
b) Типологизация психологизма и его предрассудков 588
§ 2. «Трансцендентальный факт» и трансцендентальная редукция 598
a) Сущность естественной и феноменологической установки 598
b) Редукция как базовое трансцендентальное действие 609
Глава 17. Структура и действие чистого сознания 626
§ 1. Трансцендентальная рефлексия 627
§ 2. Интенциональная форма предметности 632
§ 3. Трансцендентальные функции ноэмы и ноэзиса 642 Заключение 654 Список использованной литературы 660
Список сокращений 681
Указатель имен. Составитель И.И. Ремезова 682
Современная трансцендентальная философия - средство нейтрализации континентального европейского мышления в пользу схематизма англосаксонизма: формальной логики и деаксиологизации, континентальный аналог "аналитической философии" на современном этапе. Это дает возможность наполнить содержание мышления любым контентом с претензией на равнозначимость и, следовательно, плюрализм истин и мнений - без учета их ценности. Это делается путем замены традиционных философских категорий многозначными вневременными операционными понятиями, типа, "коммуникация", "действие" и т. д. В результате, философская рефлексия совершается над понятиями не имеющими отношения ни к внешнему объективному миру, ни к внутреннему миру индивидуального субъекта, а направлена интенционально на "объективный субъект" и "интерсубъективность" --- чистые абстракности, как субституты "вещи в себе" Канта. - ОТлично подходит для внедрения мотиворовок псевдоквазиидеологий (американского) империализма под предлогом "демократизации" и "открытого общества", путем перевода фокуса дискурса на технологию коммуникаций вместо содержательной ценностной рефлексии о бытии мира и бытии в мире, а также имплементации возможности внедрения религиозного содержания в философское мышление, то есть, его теологизации. Предельная возможность - полное превращение философии в социологию, процесс, начавшийся еще в начале 20 века. Тупиковость этого направления заключается в том, что философия отказывается в этом случае от собственной всезначимости для других наук и превращается в частную квазинауку о социуме. НЕ о такой судьбе философии мечтали очевидно классики. - Вот как-то так, имхо. Философские ориентиры книги весьма ограничены, повествование идет вглубь, а не вширь. За бортом остался трансцендентализм после Гуссерля, то есть, ВСЕГО 20 века. Это Хайдеггер, ТОмас Манн, Гессе, Апель и Хабермас --- минимум. А у них совсем другие идеи, связанные со временем, с пересмотром концепций прошлого. НЕ показано осталось, к чему пришла трансцендентальная философия к концу 20 века и доныне. - В принципе название книги не соотвествует содержанию - по временному отрезку аналитики. В настоящее время принципы трансцендентализма другие. - Так что автору есть, чем заняться. На последнем отрезке-этапе трансцендентализм вообще полностью деонтологизирован, в то время как автор называет свои модели "гносеологическими" и "онтологическими" безотносительно к этапу развития. Похоже, автор опустил последний нынешний этап эволюции трансцендетализма в социологию как частную науку. Это докторская диссертация Семенова, его руководитель Круглов. Третья фамилия по трансцендентализму в России - МОтрошилова. Похоже, трансцендентализм в России остается должным образом обойденным и не рассмотренным должным образом. Опять же, Семенов пишет о философах. Но после НИцше и все писатели - ДОстоевский, ТОлстой, Ницше, Гессе, ТОмас Манн - тоже как бы философы трансцендентальной философии. - Об этом у Семенова ничего, как и нет никакой классификации в связи с этим вариантом трансцендентализма. И стоило копать с докантовских времен материал, если современный трансцендентализм (Апель, Хабермас) как продолжение аналитической и лингвистической философии- как этап в генезисе трансцендентализма не вписались?! МОжно подумать, по Семенову, что трансцендентализм закончился на Гуссерле. Как бы не так. А раз так, то нет смысла говорить о доминировании ЭТИХ ПАРАДИГМ. До начала 20 века --- да. Но счас-то 21 век. Семенов обсчитался ровно на 100 лет. Счас другой трансцендентализм совершенно.
cuneiform
Семенов:
"Безусловно, при желании можно выделить гораздо большее число трансценденталистских концепций. Что, собственно, и делают некоторые исследователи, причисляя к этому направлению И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, И.Ф. Гербарта, В. Дильтея, едва ли не всех последователей Э. Гуссерля, Н. Гартмана, Ж.-П. Сартра, Х.-Г. Гадамера, К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, П. Рикёра и многих-многих других выдающихся философов. Действительно, у них можно обнаружить элементы трансцендентализма. Однако в этих учениях, во-первых, мы не найдем систематического единства трансценденталистких основоположений, принципов и методологических процедур. Во-вторых, некоторые из этих концепций представляют собою не что иное, как смешение и адаптацию предшествующих разновидностей трансцендентальной философии. Отсутствие определенных критериев позволяет назвать «трансцендентальным» едва ли не любое учение".
Явное и умышленное введение в заблуждение уважаемой публики.
Цитата:
во-первых, мы не найдем систематического единства трансценденталистких основоположений, принципов и методологических процедур.
Так это ж гносеология, герменевтика, сам Subjekt определяет эту методологию.
Не захотел, не смог. И все.
Цитата:
Во-вторых, некоторые из этих концепций представляют собою не что иное, как смешение и адаптацию предшествующих разновидностей трансцендентальной философии. Отсутствие определенных критериев позволяет назвать «трансцендентальным» едва ли не любое учение".
Так вся философия есть "смешение и адаптация". Учение, скажем, Хайдеггера как только не называют, но все знают про "трансцендентализм у Хайдеггера". То есть, речь о трансцендентализме - его форме, логике у отдельных авторов. Что, не понятно, что Хайдеггер в своем экзистенциализме (а метод трансцендентализма) может использовать только индуктивную логику, в отличие от Канта. У Хайдеггера Urkategorie есть Sorge. А у Канта 12 категорий и дедуктивная логика в трансцендентализме. Так что, отказывать Хайдеггеру в использовании метода трансцендентализма? И оборвать трансценденталисм как метод на Гуссерле?
Даже студенты знают, что феноменологизм / трансцендентализм Хайдеггера отличается от гуссерлевского. И априоризм есть не в любом учении. Ну так и почему Семенов этим не хочет заниматься, спросить его. -"А вот не хочу и не буду". Эволюция форм трансцендентализма определяется эволюцией / сменой парадигм трансцендентальной логики, ее базиса (от Канта считая): 1/ дедуктивная логика;
2/ индуктивная логика;
3/ неформальная логика.
Именно этот, третий тип логики в трансцендентализме Семенов не "заметил".
В результате получилось, что трансцендентализм умер и остановился на Гуссерле. Так и говорить студентам на лекциях? - Безответственно. См. об этом как решенном вопросе: Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. Минск, 2002. - 416 с. ISBN 985-6479-27-4 Это справочник, учебник и задачник по трансцендентализму. Хорошо б кто его отсканил и выложил. - Впечатляет - от А до Я.
(Семенов со своей монографией опоздал лет на 10 - 100). Шуман показал, что неформальная логика переводит трансцендентальную философию в ее последнюю стадию, ибо сливает ее с социологией как частной дисциплиной. Имхо, если не создадут еще другой тип логики А уж социологию как эрзац философии, начиная с Виндельбанда, предостаточно критиковали. PS. В учреждениях часто ищут замену диамату, и не найдя ничего стоящего, начинают читать курс истории философии, что не научит философствованию. И уж если переходить "на западные рельсы" в образовании - в чем не уверен вовсе, то интегральный курс трансцендентализма имхо наиболее близок к Канту и Гегелю как классикам. Плюс современные течения. Тут же имеется возможность теологизации курса философии, привлечь поповщину в просвещение при светском образовании в целом. Или не говорить о религии вовсе. Трансцендентализм середины 20 века позволяет. Универсально. - Вот только одна книга Семенова тут ни препам, ни студентам не поможет. Это только исторический экскурс - не более. 100 лет трансцендентальной философии выпали у него.
68103572Явное и умышленное введение в заблуждение уважаемой публики.
Цитата:
во-первых, мы не найдем систематического единства трансценденталистких основоположений, принципов и методологических процедур.
Так это ж гносеология, герменевтика, сам Subjekt определяет эту методологию.
Не захотел, не смог. И все.
Субъект и определил Возможно, и не столь широко размахнулся Семенов, но Достоевского, Толстого, Гессе, Манна... мудрецов, мыслителей, художников и прочих философов - какая-то История русской философии с вселенским размахом может получится (Семенов: "Отсутствие определенных критериев позволяет назвать «трансцендентальным» едва ли не любое учение"). Гегель в помощь. Шумана нужно будет сделать.
68103572Явное и умышленное введение в заблуждение уважаемой публики.
Цитата:
во-первых, мы не найдем систематического единства трансценденталистких основоположений, принципов и методологических процедур.
Так это ж гносеология, герменевтика, сам Subjekt определяет эту методологию.
Не захотел, не смог. И все.
Субъект и определил Возможно, и не столь широко размахнулся Семенов, но Достоевского, Толстого, Гессе, Манна... мудрецов, мыслителей, художников и прочих философов - какая-то История русской философии с вселенским размахом может получится (Семенов: "Отсутствие определенных критериев позволяет назвать «трансцендентальным» едва ли не любое учение"). Гегель в помощь. Шумана нужно будет сделать.
Это (подчеркнуто) не так. Для этого есть редукция. Все эти писатели попадают в одну большую группу НЕКЛАССИЧЕСКОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА, причем вместе с Хайдеггером и Гуссерлем, в отличие от Гегеля с Кантом в группе КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ.
Остается еще одна группа, СОВРЕМЕННОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА где-то с 70-х годов и доныне. В каждой группе - четкие критерии - смена парадигмы трансцендентальной логики. Глядя диалектически, по-гегелевски, можно думать, что за Гуссерлем должно быть еще что-то. Так и есть. - Короче, мне не нравится, что Семенов с Кругловым замутили: Неактуально, несовременно, пахнет нафталином, относится к состоянию трансцендентализма не позднее 1920 г.
Таблица "полного" трансцендентализма по Шуману А. Н. (с) 2002, то есть, и современного, не ограничиваясь Гуссерлем. В Германии много книг издано, освещающих период до Гуссерля включит., только бери и переводи, то есть, переписывай в виде обобщений. Но это работы скорее по истории философии. С другой стороны, есть фундаментальные работы по современной тр. философии. Literatur: Harald Holz, Werkausgabe (projektiert 42 Bde.) bisher erschienen 18 Bde., Bochum u.a., 2009 ff. Bd. 1, (2009): System der Transzendentalphilosophie im Grundriß; Bd. 3, (2010): Transzendentale Formalphilosophie; Bd. 4, ( 2010):Transzendentale Formalphilosophie; Bd. 6, (2009): Gesammelte Aufsätze zur Transzendentalphilosophie; Bd. 7 (2009): Gesammelte Aufsätze zur Transzendentalphilosophie; Bd. 8, (2011): Schriften zur Transzendentalphilosophie,
68099349cuneiform
Семенов:
"Безусловно, при желании можно выделить гораздо большее число трансценденталистских концепций. Что, собственно, и делают некоторые исследователи, причисляя к этому направлению И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, И.Ф. Гербарта, В. Дильтея, едва ли не всех последователей Э. Гуссерля, Н. Гартмана, Ж.-П. Сартра, Х.-Г. Гадамера, К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, П. Рикёра и многих-многих других выдающихся философов. Действительно, у них можно обнаружить элементы трансцендентализма. Однако в этих учениях, во-первых, мы не найдем систематического единства трансценденталистких основоположений, принципов и методологических процедур. Во-вторых, некоторые из этих концепций представляют собою не что иное, как смешение и адаптацию предшествующих разновидностей трансцендентальной философии. Отсутствие определенных критериев позволяет назвать «трансцендентальным» едва ли не любое учение".