Димитров Т. (сост.) - Они верили в Бога: пятьдесят Нобелевских лауреатов и другие великие ученые [2009, PDF, RUS]

Страницы :   Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Ответить
 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 22-Дек-12 19:47 (11 лет 11 месяцев назад, ред. 22-Дек-12 19:47)

Para-noir писал(а):
56956890Есть один ньюанс, который ваш профессор опускает: любая теория проходила жестокую цензуру церкви. И если она не соответствовала их релишиозным убеждениям... ну дальше известно.
Да, есть такой расхожий миф о том, что в средневековье было все просто и однозначно. Но, чтобы это опровергнуть достаточно, вспомнить ожесточенные философские дискуссии, например: противостояние номиналистов и реалистов. Конечно, не все суждения приходились ко двору. Они то находили отклик у власти, то запрещались (так например, было с гелиоцентрическим представлением о мире). Но нельзя забывать, что тогда не было даже такого понятия как теория, да и сама наука была слита воедино с философией.
GPU3 писал(а):
В одно время с Фроммом проводил исследования американский психолог Беррес (Бурхус) Скиннер. Он пришёл к выводам о природе религии, прямо противоположным фроммовским.
Еще бы они сошлись во мнении! Беррес Скиннер был представителем бихевиоризма, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Другими словами все действия (поведение) человека должны быть сведены к тем или иным обуславливающим факторам. Бихевиоризм – это следствие и продолжение редукционизма и механицизма. Фромм и Скиннер имели совершенно разные объекты и методы исследования. Объектом первого являлось сознание индивида, а второго – поведение (сознание отрицается).
Цитата:
К научным понятиям Скиннер относил лишь те, которые описывают физические события и предметы. Ментальные понятия трактовались им как «объяснительные фикции», от которых следует очистить научную психологию. Наряду с собственно психологической бихевиористской программой Скиннер энергично пропагандировал ее социокультурные аспекты и следствия. Он отрицал свободу воли, моральную ответственность, автономию личности, противопоставляя всем этим менталистским «мифам» проекты переустройства общества на основе разработки различных технологий контроля и манипулирования поведением индивидов.
Надо отдать Скиннеру должное, он был последователен в своих воззрениях, которые в целом можно отнести к метафизическому материализму. Ибо он признавал отсутствие самостоятельности, свободы и личности, а, следовательно, провозглашал детерминизм и фатализм. Вы придерживаетесь того же мнения? Или даже так: “Ваш пассивный отображатель действительности (именуемый простолюдинами сознанием) детерминирован соглашаться с данным суждением?” Если да, то мой пассивный отображатель действительности детерминирован снять перед Вами шляпу!
[Профиль]  [ЛС] 

максим-2010

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 960

максим-2010 · 12-Янв-13 22:50 (спустя 21 день, ред. 12-Янв-13 22:50)

flashxl2001 писал(а):
56925566Вообще-то, напрасно вы обсасываете здесь вопрос испанской инквизиции, все-таки тема про науку и религию.
Ну по-моему не напрасно.
Проблему "религия и наука" можно рассматривать в двух аспектах, так сказать, абстрактно и конкретно:
* философский аспект: отношение знания и веры
* социальный аспект: отношение церкви и 'научного сообщества'
Оба они взаимосвязаны, но нельзя подменять один другим, как это часто делают. Сборник Димитрова посвящён как раз первому, мировоззренческому аспекту и приводит к выводу: религия и современная наука совместимы.
Так же важен и другой, общественный аспект. И здесь вывод тот же самый:
Цитата:
Как конкретное подтверждение совместимости религиозного мировоззрения с наукой приводим данные о Папской Академии наук. Она была основана в Риме в 1603 году учеными Ф. Чези, И. Хеком и Ф. Стеллути, расширена в 1887 году Львом XIII и преобразована в 1936 году Пием XI.
Эта Академия является единственной в мире сверхнациональной но составу членов. В нее входят верующие ученые из большинства стран мира. Многие исследователи, избранные в Панскую Академию, являются всемирно известными учеными, например, Луи де Бройль, Поль Дирак, Джон Экклс, Вернер Гейзенберг и др.
Кроме Папской Академии (по статистике на 1968 год), существует 138 католических университетов, 86 отдельных факультетов и 240 университетских колледжей. Только в Риме работает 20 католических академий и институтов, изучающих различные сферы науки.(Мень А. В поисках Пути, Истины и Жизни. - Том I. Истоки религии. 1992)
Инквизиция же самая горячая тема социального аспекта проблемы. Поэтому так важно разобраться, чем же она действительно занималась. А занималась она расследованием дел о "ереси", которая тогда считалась и государственным преступлением. Но никакой такой войны против науки и искусства инквизиция конечно не вела. Были только частные конфликты с отдельными людьми. И вот здесь юзеры GPU3 и Para-noir подменяют понятия общего и частного: мол, раз кто-то из подсудных занимался поэзией или наукой, значит -
GPU3 писал(а):
...церковь преследовала учёных <и поэтов>
Но это же лукавство Церковь преследовала еретиков. Например, знаменитые монахи Дж. Бруно и Т. Кампанелла тоже были поэтами, т.е. писали стихи. Но инквизиция судила их совсем не за занятие поэзией: они также были магами и считали себя настоящими "мессиями" (подробнее см. Йейтс Фрэнсис А. - Джордано Бруно и герметическая традиция [2000, DjVu, RUS])
Но конфликт с религией здесь всё-таки есть — у бывших советских агитаторов, продукцией которых завален весь раздел "Религиоведение. История Религии. Атеизм".
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 13-Янв-13 15:14 (спустя 16 часов, ред. 13-Янв-13 15:20)

То есть преследование еретиков - это, по-вашему, не преступление?
И насаждение веры в дьявола, в магию и т.д.? Причём с возникновением инквизиции это только усиливалось по сравнению с ранним Средневекавьем, когда существовал канон "Епископы", запрещавший верить в полёты ведьм.
Всякое новшество, всякая смелая мысль, все, что уклонялось даже в очень незначительной степени от привычного мышления и повседневной жизни, вызывало представление о вмешательстве дьявола, о его персте.
У одного священника, рассказывал писатель-монах начала XIII века Цезарий Гейстербахский, был очень приятный голос, и его друзья постоянно наслаждались его пением. Однажды услышал его пение какой-то знакомый монах и тотчас заявил, что подобный голос не свойственен человеку и что он принадлежит дьяволу. В присутствии всех поклонников певца монах стал изгонять дьявола из тела несчастного, и певец переживал тяжкие минуты, когда его тело покидал дьявол.
Папа Александр III запретил священнику прибегнуть к астролябии для отыскания вора, предполагая, что в астролябии запрятался дьявол.
Общее собрание цистерцианского ордена в 1183 г. запретило заниматься предсказанием чего бы то ни было. Папа Гонорий III осуждал тех, которые держали пари или вообще предсказывали, кто будет назначен на тот или иной духовный пост. Впоследствии мнимо-ученый француз Габриэль Ноде опубликовал объемистую книгу, в которой доказывалось, что большинство великих людей находилось в переписке с дьяволом.
Почитайте "Молот ведьм".
Ересь изначально не считалась гос. преступлением, а стала таковой по требованию церкви после альбигойских войн. На сторону еретиков очень часто становились светские правители или давали им укрытие.
[Профиль]  [ЛС] 

donkingdob

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 113

donkingdob · 13-Янв-13 15:19 (спустя 5 мин.)

GPU3
Этого дерьма хватает и в наши дни. Достаточно вспомнить ужасную история Аннелизи Михель. И воистину тьма над нами.
[Профиль]  [ЛС] 

максим-2010

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 960

максим-2010 · 13-Янв-13 18:58 (спустя 3 часа, ред. 13-Янв-13 18:58)

GPU3
Цитата:
Ересь изначально не считалась гос. преступлением, а стала таковой по требованию церкви после альбигойских войн.
Это или невежество или ложь. Ведь ещё в 380 году н. э. император Феодосий I издал "Фессалоникийский эдикт", в котором объявил: христианство - государственная религия Римской империи, а ереси подлежат наказанию.
Цитата:
То есть преследование еретиков - это, по-вашему, не преступление?
Это провокационный вопрос. Что такое "преступление", это определяет такая наука как право. А судить чужие обычаи и законы только по личным пристрастиям или нынешним обычаям - это уже лукавство.
И вообще, GPU3 и donkingdob. У вас уже пошёл
Здесь другая тема.
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 14-Янв-13 10:16 (спустя 15 часов, ред. 14-Янв-13 10:16)

максим-2010 писал(а):
А судить чужие обычаи и законы только по личным пристрастиям или нынешним обычаям - это уже лукавство.
Обычаи еретиков были куда лучше и гуманнее, чем обычаи правоверных католиков. Катары, например, были сторонниками ненасилия, осуждали всякое убийство (даже убийство животных) как таковое, были против накопления богатств. Если бы им удалось победить, то феодализм, возможно, продлился бы меньше, раньше наступила эпоха Возрождения. Но победу одержала католическая реакция, а катары были уничтожены.
максим-2010 писал(а):
И вообще, GPU3 и donkingdob. У вас уже пошёл
Здесь другая тема.
Вопрос о вере в дьявола имеет самое непосредственное отношение к теме науки и религии. Если бога ещё можно представить как "вселенский суперкомьпьютер" или "перводвигатель", то вера в "тёмные силы" откинута учёными окончательно и бесповоротно. Церковь же не может уйти от веры в адских монстров и запугивания ими обывателя.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 14-Янв-13 16:46 (спустя 6 часов, ред. 14-Янв-13 16:46)

максим-2010 писал(а):
Ну по-моему не напрасно.
По-моему, книга относится к взаимоотношению науки и религии, а не инквизиции и еретиков ))
максим-2010 писал(а):
подробнее см. Йейтс Фрэнсис А. - Джордано Бруно и герметическая традиция [2000, DjVu, RUS]
Спасибо за Д.Бруно, если будет время почитаю. От себя добавлю наиболее полный на русском языке обзор “дело Галилея” в блестящей книге Любищев А.А. - Наука и религия [2000, DjVu, RUS]
GPU3 писал(а):
То есть преследование еретиков - это, по-вашему, не преступление?
Обычаи еретиков были куда лучше и гуманнее, чем обычаи правоверных католиков.
Недавно, на правде_ру появилась статья об исследовании инквизиции нацистами:
Цитата:
Библиотека "особого проекта — колдунья" (Hexen-Sonderauftrag, H-Sonderauftrag) насчитывает более 140 тысяч книг и архивных документов, собранных в замке графа Хаугвитца (Haugwitz), который был конфискован летом 1943 года РСХА, Главным управлением имперской безопасности. Сокращенное название "особой команды" H-Sonderkommando (Hexenforschung) происходит от немецкого слова Hexe - колдунья, ведьма, чародейка. Этим дорогостоящим проектом занимались на протяжении почти десяти лет: с 11 сентября 1935 по январь 1944 года. Известно, что рейхсфюрер СС и шеф германской полиции Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler) всегда проявлял искренний интерес ко всему мистическому и связанному с оккультизмом.
"Колдовская картотека", или Hexenkartothek, Генриха Гиммлера до сих пор вызывает противоречивые суждения историков. Одни видят в ней массу ошибок, сделанных в свое время людьми с высшим образованием, но которые небрежно отнеслись к порученному им делу. Другие настаивают на том, что сотрудники спецотдела проявили удивительную проницательность при расшифровке старинных документов. Часть критиков обратила внимание на пропагандистский характер собранного в картотеке материала. Отмечалось, что сотрудники проекта были разочарованы малым количеством жертв репрессий и особенно недостаточно суровыми приговорами ведьмам и колдунам.
Непосредственно процессами над ведьмами занимался отдел по "изучению народа и его сущности". Никакой мистики в духе проповедуемых средневековыми инквизиторами или авторами знаменитого трактата "Молот ведьм" тут и в помине не было. Исследователей не интересовали ни тонкости взаимоотношений колдуний с Сатаной, ни способы их передвижения на шабаши, ни признаки, по которым можно без труда вычислить ведьму. Упор был сделан на противостоянии Церкви и немецкого народа, на "христианское влияние" на германскую культуру. Исходя из теоретического посыла "виновности церкви" в преследовании ведьм, делался вывод о негативном влиянии христианства на язычников-германцев.
Не так давно историки Третьего рейха обнаружили документы, которые свидетельствуют, что идеологи национал-социалистического государства пытались показать враждебность христианской церкви всему истинно немецкому. Собранного в "колдовской картотеке" материала вполне хватило бы на написание популярных книжек или печатных статей о геноциде германской расы, чтобы подогнать историческую действительность под собственные политические цели.
Вопрос, действительно, непростой. Нацисты как раз считали, что преследование еретиков - это самое настоящее преступление. Все должно, видимо, было быть иначе: маги, оккультисты, ведьмы и колдуны должны были преследовать христианскую церковь и уничтожать священников. Вообще, можно сказать, что церковь оказала самое негативное влияние на нацистов, в отличие, скажем, от научного расизма или евгеники.
GPU3 писал(а):
Если бога ещё можно представить как "вселенский суперкомьпьютер" или "перводвигатель"
Что-то Вы совсем все напутали. Те примеры, что Вы ранее приводили, имеют отношение лишь к языческим представлениям о вселении духов в предметы (идолы). Кстати, туда же можно отнести представление о трансцендентном Боге, как о вселенском компьютере или программе. Попытка представить трансцендентное бытие как имманентное, ведет к ошибочным суждениям. Невозможно себе представить непредставимое!
GPU3 писал(а):
Церковь же не может уйти от веры в адских монстров и запугивания ими обывателя.
Что Вы там такое начитались? В христианстве Бог един, а “темными силами” называется деструктивное, отступническое(от Бога) поведение свободных трансцендентных существ . В судебной практике, эти явления носят термин преступление, а в церковной - грех. Человек свободен, а потому, может стать отступником и быть, в этом случае, заодно с "темными силами".
GPU3 писал(а):
Почитайте "Молот ведьм".
Автор трактата «Молота ведьм» Генрих Крамер считал, что он послан самим Господом, чтобы очистить этот мир от ереси. Думаю, что дальнейшие пояснения на этот счет будут лишними. Умалишенный у власти - это всегда опасно. Но судить о церкви по Генриху Крамеру - тоже самое, что судить о Германии по Гитлеру.
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 14-Янв-13 17:08 (спустя 22 мин., ред. 14-Янв-13 17:08)

flashxl2001 писал(а):
Нацисты как раз считали, что преследование еретиков - это самое настоящее преступление.
И что с этого?
flashxl2001 писал(а):
Все должно, видимо, было быть иначе: маги, оккультисты, ведьмы и колдуны должны были преследовать христианскую церковь и уничтожать священников.
Об отношении катаров к насилию я писал уже. Оккультисты никогда не ставили перед собой цель уничтожить церковь, эта цель жила лишь в параноидальных фантазиях инквизиторов. И как ведьмы могут уничтожить священников? Насыланием порчи? Но ведь никакой порчи в природе не существует!
flashxl2001 писал(а):
Что Вы там такое начитались?
Такие книги издаются в наши дни миссионерским отделом РПЦ и продаются в церковных лавках:https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1238914. Или такие: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3733939. Авторы на полном серьёзе утверждают, что монстры, НЛО, черти существуют "в крови и плоти". "Доказательства" берутся из бульварных газет. Знаменитый фильм "Изгоняющий дьявола" тоже был снят при финансовой поддержке католической церкви и использован для пропаганды веры в дьявола (американское "Общество добродетельных католиков" добилось включения книги, по которой фильм снят, в школьную программу).
flashxl2001 писал(а):
Автор трактата «Молота ведьм» Генрих Крамер считал, что он послан самим Господом, чтобы очистить этот мир от ереси. Думаю, что дальнейшие пояснения на этот счет будут лишними.
Что не помешало католикам издавать и переиздавать этот труд и делать его обязательным к изучению духовенством.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 14-Янв-13 18:19 (спустя 1 час 10 мин.)

GPU3 писал(а):
И что с этого?
А то, что оправдывать инквизиторов не нужно, но и защищать еретиков нельзя.
GPU3 писал(а):
И как ведьмы могут уничтожить священников? Насыланием порчи?
Вполне себе реально, на тех же кострах. Например, принести в жертву богу молоху не только детей, но и священников.
GPU3 писал(а):
Такие книги издаются в наши дни миссионерским отделом РПЦ и продаются в церковных лавках
В какой церковной лавке Вы это увидели? И что это официальная позиция РПЦ? Или самовольные выдумки отдельных лиц имеющих по совместительству сан?
GPU3 писал(а):
Что не помешало католикам издавать и переиздавать этот труд и делать его обязательным к изучению духовенством.
Ну, что же минус католикам, хотя, наверно, этому уже давно не учат…
[Профиль]  [ЛС] 

максим-2010

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 960

максим-2010 · 14-Янв-13 19:39 (спустя 1 час 20 мин., ред. 14-Янв-13 22:08)

GPU3
Прекращайте этот офтопик!
GPU3 писал(а):
Обычаи еретиков были куда лучше и гуманнее, чем обычаи правоверных католиков. Катары, например, были сторонниками ненасилия, осуждали всякое убийство (даже убийство животных) как таковое, были против накопления богатств. Если бы им удалось победить, то феодализм, возможно, продлился бы меньше, раньше наступила эпоха Возрождения. Но победу одержала католическая реакция, а катары были уничтожены.
Голословная фантазия. А вот как было:
Цитата:
Однако продвигаясь на запад, богомильство впитывало местную, оппозиционную официальной церкви, традицию, что все более затрудняло выработку сектантами единой теологии. Катары не верили ни в Ад, ни в Чистилище, полагая, что мир и есть обитель Сатаны, пленившего дух материей. Сатана отождествлялся с ветхозаветным Яхве. Истинный Бог, сияющий и всеблагой, внеположен миру. Это Он послал своего сына Христа научить людей освобождаться из тенет материи. Христос — чистый Дух, поэтому его плотское обличье — морок. Подобная же ненависть к жизни была свойственна некоторым гностическим и манихейским сектам (ср. §232 и сл.). Можно утверждать, что идеал катаров — самоуничтожение человечества посредством самоубийств и отказа от деторождения, поэтому супружеству они предпочитали блуд.
...
Уничтожение альбигойцев — одна из наиболее мрачных страниц истории римской церкви. Однако неприятие католической церковью альбигойской ереси было оправданным. Ненависть к плоти (взять хотя бы отрицание брака, отказ от деторождения и т.д.) и последовательный дуализм отторгали катаров как от ветхозаветной, так и от христианской традиции. Альбигойцы, по сути дела, исповедовали религию sui generis, восточной модели и происхождения.
Исключительный успех проповеди катаров стал первым массированным вторжением на Запад восточных религиозных представлений, нашедших адептов как в крестьянской среде, так и среди ремесленников, ученых, знати. Лишь в XX в. наблюдался сходный феномен — в первую очередь, успех в Западной Европе милленаризма восточного образца в облике марксизма-ленинизма.
Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей [2002, PDF]
А пресловутая эпоха Возрождения - время расцвета оккультизма, магии. Но:
Цитата:
...на протяжении всего периода расцвета ренессансной магии она встречала строгую критику богословов, как католических, так и протестантских.
Йейтс Фрэнсис А. - Джордано Бруно и герметическая традиция [2000, DjVu, RUS]
Ваша голословность и постоянные увёртки уже надоели. Рутрекер - не трибуна для бывших лекторов "научного атеизма".
Пора менять профессию (от "profession de foi")! Нет, ну всем свойственно ошибаться. Но только дураки со временем не меняются. Или гении - если это не мания величия, конечно...
[Профиль]  [ЛС] 

donkingdob

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 113

donkingdob · 14-Янв-13 21:22 (спустя 1 час 43 мин.)

Ну скачал и посмотрел книгу. Вернее было бы сказать почитал несколько страниц. Читал нескольких ученых. Что могу сказать это классический метод фальсификации, когда из текста выдергивается то, что нужно. Этим кстати в свое время прославились и советские "научные атеисты". А теперь это классический пример любого креациониста: когда нет никаких доказательств собственной теории, то конечно же ищешь слабости в чужой теории. Доказать бредни про сотворение видов ясное дело никакой креационист не может, но найти слабости в синтетической теории эволюции, в этом они конечно большие мастера. Но конечно же СТЭ еще не законченная теория и там множество пробелов, но то что уже известно не оставляет место для спекуляции. И вообще наука еще находиться в своей предистории, ибо даже в самой точной и самой великой из научных теорий за все историю человечества, а именно в в релятивистской квантовой электродинамике уйма нерешенных проблем. Но такого наука, она в отличие от религии развивается и меняется.
[Профиль]  [ЛС] 

максим-2010

Стаж: 14 лет 4 месяца

Сообщений: 960

максим-2010 · 14-Янв-13 21:59 (спустя 36 мин., ред. 14-Янв-13 21:59)

donkingdob
Цитата:
Ну скачал и посмотрел книгу.
Это только после почти 4-х месяцев спора? Прогресс
Про креационизм и СТЭ тут, наверно, лишнее. Для этого есть специальные темы на форуме.
Цитата:
Но такого такова наука, она в отличие от религии развивается и меняется.
Так всё течёт, всё изменяется. Кроме (см. выше)
[Профиль]  [ЛС] 

donkingdob

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 113

donkingdob · 14-Янв-13 22:46 (спустя 47 мин., ред. 14-Янв-13 22:46)

максим-2010
Ну чтение у меня запланировано по часам и даже по минутам. Вот сегодня должен был кое-что читать о mql4, по техническим причинам не получилось (не люблю когда что то идет не по плану, но что делать). Так вот оказалось свободное время на вечер. Почитал кто что здесь говорит и решил книгу эту посмотреть. Хотя назвать это книгой сложно. Скорее можно назвать копирование поиска гугла.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 14-Янв-13 23:19 (спустя 32 мин.)

donkingdob писал(а):
57368170ибо даже в самой точной и самой великой из научных теорий за все историю человечества, а именно в в релятивистской квантовой электродинамике уйма нерешенных проблем.
Это с чего вдруг кэд стала самой великой из научных теорий за все историю человечества? Самой великой теорией в истории считается классическая (ньютоновская) механика. В конце 19 века большинство ученых считали ее абсолютной истиной (некоторые до сих пор считают!). Но, увы, и ей суждено было подвинуться. Безусловно, по теоретическим построениям, нет равных теории суперструн (но вот насчет правдоподобности…). А чемпионом по экспериментальной проверке является общая теория относительности (по крайней мере, считалась несколько лет назад). Поэтому, Ваше суждение выглядит крайне субъективным.
donkingdob писал(а):
И вообще наука еще находиться в своей предистории
Это верно. Достаточно посмотреть на ее развитие: классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука. Возможно, когда-нибудь будет постнаука, по аналогии с преднаукой.
[Профиль]  [ЛС] 

donkingdob

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 113

donkingdob · 14-Янв-13 23:40 (спустя 21 мин.)

flashxl2001
Конечно классическая механика имела наибольшее влияние на науку, это бесспорно. Но я имел ввиду точность и поразительное соответствие эксперименту. Что касается ОТО, то она заведомо является приближенной (как и классическая механика), ибо не учитывает квантовое свойство пространства и времени (над этим наука уже работает больше 50 лет, и пока что безуспешно, если конечно не взять в расчет пока что на мало что годные экстравагантнее теории).
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 15-Янв-13 00:04 (спустя 23 мин.)

donkingdob писал(а):
57370763Но я имел ввиду точность и поразительное соответствие эксперименту.
В том то и дело, раньше я тоже думал, что кэд наиболее точная экспериментально подтвержденная теория, но эксперимент, связанный с астрономией, проведенный в рамках ОТО, оказался на порядок точнее (где-то видел числовые данные). Признаюсь, меня это немало удивило. Но в любом случае, точность той и другой теории просто потрясающая.
donkingdob писал(а):
ибо не учитывает квантовое свойство пространства и времени
Ну, так кэд тоже не учитывает гравитацию (если не принимать всерьез гравитоны). Это всем известные проблемы физики, перекочевавшие в 21 век.
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 15-Янв-13 01:30 (спустя 1 час 26 мин., ред. 15-Янв-13 01:30)

flashxl2001 писал(а):
Вполне себе реально, на тех же кострах. Например, принести в жертву богу молоху не только детей, но и священников.
Примеры из истории Средних Веков привести можете? Только не добытые под пытками инквизиторов.
flashxl2001 писал(а):
В какой церковной лавке Вы это увидели? И что это официальная позиция РПЦ? Или самовольные выдумки отдельных лиц имеющих по совместительству сан?
В Смоленске есть несколько книжных магазинов, торгующих православной литературой - при Успенском соборе и церкви Св. Варвары, по совместительству - церковным молодёжным центром и главной православной библиотекой. Ещё видел в Витебске, Минске и Полоцке. На титульном листе книги "От чего нас хотят спасти" указано, что "издано по благословению патриарха Алекия 2". Кстати, книга преподобного Серафима Роуза, одна из наиболее часто цитируемых миссионерами РПЦ, исходит из тех же позиций, что и опус Игумна N. По сути, это - пересказ Роуза "для чайников".
максим-2010 писал(а):
Голословная фантазия.
"Сами же они своей жизнью и нравами на практике демонстрировали чистоту и ригоризм апостольского способа жизни, что признавали даже их противники. Катары были сторонниками абсолютного ненасилия, отказывались лгать и клясться. Многие люди того времени, как это видно из протоколов Инквизиции воспринимали их как бедных странствующих проповедников, несущих Слово Божье. Исследования 70-х — 80-х годов XX века показывают катаризм как буквальное следование заповедям Христовым, и особенно предписаниям Нагорной проповеди. Как полагают современные исследователи, этот евангелизм являлся одним из центральных пунктов катаризма".
"В 1143 году рейнский монах Эвервин де Стейнфельд посылает настоящий призыв о помощи к обладавшему высокой репутацией цистерцианскому аббату Бернару из Клерво — будущему святому Бернару. Он пишет о том, что еретики, которых поймали и осудили в Кёльне, переносили муки огня со стойкостью первых христианских мучеников, и это вызвало большое беспокойство и ропот среди народа и клириков, присутствовавших при казни".
Чтобы не быть голословным, указываю источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B, раздел "Противостояние с Римско-католической церковью".
А вот этим источником, видимо, пользовался Мирча Элиаде:
"Когда в эту школу отверженных вступает новый человек, ему является видение в образе лягушки, которую иные называют жабой. Некоторые гнуснейшим образом целуют ее в зад, другие - в рот и тянут ее язык и слюну, вкладывая их в свой собственный рот. Иногда жаба бывает натуральной величины, иногда она разрастается до размеров гуся или утки, а временами она величиной в кухонную печь. Далее новичку является удивительной бледности мужчина с поразительно черными глазами, худой и истощенный, без всякого мяса, из одних лишь костей. Новичок целует этого кощея и после поцелуя теряет всякое воспоминание о католической религии, и из его груди совершенно уже вырвана мысль о вере. Затем садятся за трапезный стол, а по окончании трапезы из стоящей возле стола статуи вылезает черный кот, ростом с собаку, он плетется задом с опущенным хвостом. Кота целуют все наиболее достойные те, которые не имеют права его целовать, получают, однако, прощение от старейшего учителя, который обращается к коту с просьбой о прощении, сопровождающейся заверениями других о готовности слушаться и покоряться всем приказам черного кота. После этого тушатся огни и начинаются отвратительнейшие оргии, невзирая ни на какое родство и т. д. Если мужчин оказывается больше, нежели женщин, то мужчины живут половой жизнью с мужчинами же, и отвратительные оргии принимают чрезвычайно противоестественное течение. Точно так же поступают и женщины, если их больше, нежели мужчин. Удовлетворив временно свою похоть, они снова зажигают огни из темного утла появляется человек, верхняя половина которого сияет солнечным светом, а нижняя половина - темна, как уже знакомый нам черный кот, но комната освещается лучами верхней части этого человека. Старейший учитель отрывает кусок одежды новичка и передает его сияющему со словами: Господин, я это получил, а теперь передаю тебе. Сияющий в ответ: Ты хорошо мне служил и еще лучше и вернее будешь мне служить твоему попечению передаю то, что я от тебя получил. Сияющий мгновенно исчезает".
Это - папская булла 1233 года "Голос в Раме", направленная, правда, не против катаров, а против штедингов - фризских крестьян, отказавшихся платить церковную десятину. Те же стандартные для 13 века обвинения в содомии, блуде, поклонении дьяволу и т.д., причём абсолютно ничем не подкреплённые. Документ весьма абсурдный, и доверия не заслуживает. Римляне тоже обвиняли первых христиан в таком же комплексе "смертных грехов".
"Долгое время в исторической литературе, как в значительной части отечественной, так и зарубежной, оценка исторической роли катарского движения была однозначно негативной, хотя в советской традиции, например, в БСЭ, прослеживалась тенденция к положительной оценке катаризма как движения сопротивления диктату средневекового папства, которое крайне негативно оценивалось в СССР. Главным источником, на который опирались исследователи, были опровергающие эту средневековую ересь трактаты — антиеретические Суммы, составленные теологами XIII столетия. Катаризм рассматривался как антицерковное, во многом варварское еретическое учение, угрожавшее пошатнуть позиции христианства в Европе. С 80-х годов ХХ в. после работ оксфордского историка Роберта Мура наметился пересмотр отношения к катаризму. Сегодня большинство западных исследователей катаризма склоняется к более позитивной точке зрения. По их версии, катары с их учением о любви и неприятием насилия, были попыткой европейского общества вернуться к истокам христианства (предвосхитив тем самым Реформацию Лютера) и тем самым создать альтернативу католицизму, переживавшему глубокий кризис".
максим-2010 писал(а):
А пресловутая эпоха Возрождения - время расцвета оккультизма, магии
Вообще-то, эпоха Возрождения осталась в памяти человечества как время деятельности титанов искусства и великих гуманистов. На Вас же слово "магия", видно, действует как красная тряпка на быка. Но оккультизм и магия - это абсолютная пустота, способная негативно повлиять лишь на душевное состояние тех, кто ими занимается.
максим-2010 писал(а):
Рутрекер - не трибуна для бывших лекторов "научного атеизма"
Вообще-то, рутрекер - свободное сетевое пространство, где каждый может высказать собственное мнение, независимо от того, нравится оно кому-нибудь или нет. Я стараюсь вести дискуссию цивилизованно, без перехода на личности, с опорой только на аргументы. Ваши же аргументы меня не убеждают, поэтому я остаюсь при своём мнении.
максим-2010 писал(а):
Пора менять профессию (от "profession de foi")! Нет, ну всем свойственно ошибаться. Но только дураки со временем не меняются. Или гении - если это не мания величия, конечно...
А с чего Вы решили, что Ваше мнение - истина в последней инстанции? Быть может, оно неправильно. Или неправильны оба наших мнения?
Приоткрою завесу тайны над моей личностью - в момент распада СССР я ещё не ходил в школу, поэтому преподавать научный коммунизм ну никак не мог)))
максим-2010 писал(а):
Прекращайте этот офтопик!
Вы уклонились от разговора об отношении учёных к вере в нечистую силу.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 15-Янв-13 11:41 (спустя 10 часов)

GPU3 писал(а):
Примеры из истории Средних Веков привести можете? Только не добытые под пытками инквизиторов.
Вы спросили “как это могло быть?”, а я предположил. История, увы, запечатлела далеко не все события.
Но Вы, верно, забыли времена гонений на первых христиан. Все жуткие пытки и казни были совершены как раз языческим населением. Лично у меня сложилось убеждение, что христианство не могло так быстро вытеснить те языческие верования Европы, которые были до него. В связи с этим, язычество не исчезло, а продолжало существовать под личиной христианства. И как раз это прослеживается в вопросе с инквизицией. Просто тот же репрессивный аппарат поменял своего владельца, но не свою суть.
GPU3 писал(а):
"издано по благословению патриарха Алекия 2"
Не думаете же, Вы, что Патриарх читал эти книги? Насколько я успел посмотреть, книги представляют собой личные измышления авторов. А обилие слов: “возможно”, “вероятно” - наталкивает на вывод о том, что книги по большей части задают вопросы, а не отвечают на них. А какую книгу Роуза Вы имеете в виду?
GPU3 писал(а):
Но оккультизм и магия - это абсолютная пустота, способная негативно повлиять лишь на душевное состояние тех, кто ими занимается.
А что может быть важнее душевного состояния? Отсюда и все проблемы!
GPU3 писал(а):
Вы уклонились от разговора об отношении учёных к вере в нечистую силу.
О какой нечистой силе Вы спрашиваете? Неужели для Вас так важно знать мнение отдельных ученых о леших, ведьмах на метле или домовых?
[Профиль]  [ЛС] 

Para-noir

Стаж: 14 лет 6 месяцев

Сообщений: 1830


Para-noir · 15-Янв-13 17:43 (спустя 6 часов, ред. 15-Янв-13 17:43)

Цитата:
Инквизиция же самая горячая тема социального аспекта проблемы. Поэтому так важно разобраться, чем же она действительно занималась. А занималась она расследованием дел о "ереси", которая тогда считалась и государственным преступлением. Но никакой такой войны против науки и искусства инквизиция конечно не вела. Были только частные конфликты с отдельными людьми. И вот здесь юзеры GPU3 и Para-noir подменяют понятия общег
Церковь боролась с инакомыслием во всех проявлениях, а вы пытаетесь поделить его на частности и тем самым сгладить острые углы. Вот и все.
Цитата:
А пресловутая эпоха Возрождения - время расцвета оккультизма, магии.
Наверное, вам надо пройти еще раз хотя бы школьный курс истории.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 15-Янв-13 19:34 (спустя 1 час 51 мин., ред. 15-Янв-13 22:59)

GPU3 писал(а):
Вообще-то, эпоха Возрождения осталась в памяти человечества как время деятельности титанов искусства и великих гуманистов.
Para-noir писал(а):
Наверное, вам надо пройти еще раз хотя бы школьный курс истории.
Вообще-то, эта эпоха так и называется Возрождение, то есть возрождение античности. Именно в это время происходит переосмысление и открытие заново античных авторов. Главным лозунг эпохи ренессанса можно сформулировать так: “назад к мифу!”. Другими словами, теоцентрическое мировоззрение средневековья сменяется чувственным мироощущением античности. В это время античность причудливым образом смешивается с христианством, рождая новые направления в живописи и скульптуре. Пожалуй, наиболее красноречиво иллюстрирует это время полотно Рафаэля “Афинская школа”. Время было непростое и неоднозначное, как впрочем, и любое другое, черно-белыми красками тут никак не обойтись.
P.S. Ну, господа, если мы такими темпами будем и дальше продвигаться, то не ровен час так и до эпохи Просвещения дойдем… В таком случае, предлагаю обсуждение начать с доосевого времени!
[Профиль]  [ЛС] 

Para-noir

Стаж: 14 лет 6 месяцев

Сообщений: 1830


Para-noir · 15-Янв-13 20:00 (спустя 26 мин.)

Цитата:
Время было непростое и неоднозначное, как впрочем, и любое другое, черно-белыми красками тут никак не обойтись.
Конечно непростое, ведь тогда в открытую стали критиковать церковь и ставить во главу всего именно человека, а не мифическое создание.
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 15-Янв-13 20:49 (спустя 48 мин., ред. 15-Янв-13 20:49)

Не то чтобы стали критиковать, просто сменились акценты. А во главу угла встал мифический человек.
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 16-Янв-13 14:28 (спустя 17 часов)

flashxl2001 писал(а):
57384668Не то чтобы стали критиковать, просто сменились акценты. А во главу угла встал мифический человек.
Послушать Вас - и человек мифичен, и бог мифичен. Реально тогда что? Не в Матрице же живём!
Петрарка, между прочим, свои стихи посвящал реальной женщине из плоти и крови, и в "Декамероне" описана жизнь реальных людей Италии 14 века. Шекспир вообще стоял у истоков реалистического направления в литературе. Где тут может быть миф?
[Профиль]  [ЛС] 

Para-noir

Стаж: 14 лет 6 месяцев

Сообщений: 1830


Para-noir · 16-Янв-13 14:37 (спустя 9 мин.)

Цитата:
Не то чтобы стали критиковать, просто сменились акценты. А во главу угла встал мифический человек.
Тоесть вы считаете себя вымышленным, несуществующим? Некое божество реальнее вас самих?
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 16-Янв-13 16:23 (спустя 1 час 46 мин.)

Para-noir писал(а):
Тоесть вы считаете себя вымышленным, несуществующим? Некое божество реальнее вас самих?
Да ведь не о себе же я! Речь идет о представлениях человека в эпоху Возрождения. Во времена средневековья господствовал теоцентризм, где мирской жизни человека предавалось второстепенное значение (вспомните Блаженного Августина: Град земной и град Небесный). Во времена ренессанса человек обращается на самого себя и окружающий мир, но перегибает палку и возвращается назад к мифологическим представлениям о мире. Человек обратно сливается с природой в одно целое, как в мифе. Именно отсюда такая натуральность и чувственность в полотнах и скульптурах великих мастеров возрождения(техника светотени, подчеркивает реалистичность и натуральность происходящего). В это время с новой силой вспыхивает интерес к греческим богам и героям. Но с другой стороны, все это возникает не на пустом месте, а причудливым образом напластовывается на христианство. Это хорошо видно на полотнах и фресках гениев ренессанса: Микеланджело (“Страшный Суд”, “Роспись свода Сикстинской капеллы”), Да Винчи ( “Тайная вечеря”), Рафаэль (“Сикстинская Мадонна”) и др.
GPU3 писал(а):
Послушать Вас - и человек мифичен, и бог мифичен.
По всей видимости, мне бы следовало растолковать значение слова – миф. Поскольку, оно получило в современном профанском сознании совершенно извращённое толкование (вымысел, сказка). А ведь на самом деле миф – это целостное мироощущение древнего человека, синтезирующее в себя все стороны бытия. Если хотите, могу привести часть лекций моего преподавателя по фил. науки, там очень любопытное описание (а то столько появилось мифов о мифе, что легко можно запутаться).
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 16-Янв-13 17:10 (спустя 46 мин., ред. 16-Янв-13 18:17)

Если говорить о мифе как о целостном мироощущении древнего человека, то оно было вызвано его условиями материальной жизни, зависимостью от природы, законы которой он не способен был поставить себе на службу. Полного слияния с природой у первобытного и древнего человека быть не могло - человек вёл непрекращающуюся борьбу за существование, покорение этой природы, которая в противном случае уничтожила бы его. Отсюда боги и духи у древних людей были как добрыми, так и злыми. Тут берут свои корни противопоставление бога и дьявола, причём в Средние Века именно последний был выдвинут на первое место.
Гуманизм и пантеизм эпохи Возрождения всё-таки отличаются от древнего мифа и христианского дуализма - тут природа добра и совершенна, человек же - часть её.
Но и на Древнем Востоке, и в античности предпринимались попытки отказа от веры в сверхъестественное (древнеиндийская чарвака, учения Яна Чжу, Демокрита, Эпикура и Лукреция).
[Профиль]  [ЛС] 

Para-noir

Стаж: 14 лет 6 месяцев

Сообщений: 1830


Para-noir · 16-Янв-13 17:54 (спустя 44 мин., ред. 16-Янв-13 17:54)

Цитата:
По всей видимости, мне бы следовало растолковать значение слова – миф. Поскольку, оно получило в современном профанском сознании совершенно извращённое толкование (вымысел, сказка). А ведь на самом деле миф – это целостное мироощущение древнего человека, синтезирующее в себя все стороны бытия. Если хотите, могу привести часть лекций моего преподавателя по фил. науки, там очень любопытное описание (а то столько появилось мифов о мифе, что легко можно запутаться).
По всей видимости, вы не можете понять смысл из контекста, и мне следует уточнять для вас, в каком смысле употребляютя слова мной?
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 16-Янв-13 19:21 (спустя 1 час 26 мин., ред. 16-Янв-13 19:21)

GPU3 писал(а):
Реально тогда что?
А вот этот вопрос интересен! Как говорил Декарт: “Усомниться нельзя только в самом акте сомнения”, “Я мыслю, следовательно, я существую”. Например, вот мнение К. Юнга:” Смехотворным предрассудком выглядит мнение о том, будто существование может быть только физическим. На деле же единственная непосредственно нам известная форма существования - это психическая форма. И наоборот, мы могли бы сказать, что физическое существование только подразумевается, поскольку материя познается лишь посредством воспринимаемых нами психических образов, переданных нашему сознанию органами чувств.” А Кант решает вопрос еще интереснее: “Рассудок не черпает свои законы (априорные) из природы, а предписывает их ей”. Ну а на счет солипсистов, я вообще промолчу.
GPU3 писал(а):
Если говорить о мифе как о целостном мироощущении древнего человека, то оно было вызвано его условиями материальной жизни, зависимостью от природы, законы которой он не способен был поставить себе на службу.
Ну вот, Вы тоже пали жертвой профаской пропаганды. Никакого противопоставления человека природе не было. Более того древний человек вообще не выделял себя из природы(а тем паче подчинял ее себе), а чувствовал себя слитым с ней воедино! Была такая старая пропаганда, о том, что вроде бы древний человек от испуга и непонимания начал обожествлять силы природы и поклоняться им. Но это старые басни, не выдерживающие современной критики. При ближайшем рассмотрении, для древнего человека вообще не существовало чего-то непонятного, а тем более непостижимого. Наоборот, все было очень даже понятно. Прямо, как ежику в лесу, которому, как известно, все понятно!
А вот та самая лекция В.И. Кашперского (д.ф.н, профессор, между прочим атеист) на тему: "Донаучные типы познания. Особенности мифологического мировосприятия. «Осевое время» культуры (К.Ясперс). Значение и смысл историко-философского анализа истоков науки и ее становления в «послеосевое» время."
Цитата:
Провозглашение приоритетности разума и выстраивание учения о бытии существенно отличает философию от мифа. Миф (греч. – слово, речь, предание) – символическая форма чувственно-волевого бытия человека, не проводящего различия по качеству между внешним и внутренним, сущностью и существованием. Миф внерационален и не знает самосознания. Переживания, страдания, радость для мифологического человека не есть особое внутреннее состояние, качественно отличное от свойств внешнего мира, означая лишь причастность к тотемному духу предков. Физиологические и психические состояния были, по-видимому, неразличимыми. Такая же неразличимость присуща синкретизму индивидуального, социального и природного. Понятия любви или вражды одинаково применимы для описания, как межличностных отношений, так и физических взаимодействий: тела притягиваются силой любви и отталкиваются силой враждебности. Я хочу сказать, что здесь проявляется значимая для нашего анализа сторона мифа: слитность человеческой единичности с жизнью рода и через него – с жизнью той реальности, что при роде (то есть природы). Кроме того, мифом исключается понятие должного в моральном смысле, различение нравственного и безнравственного, ибо такое различение рождается из сочетания разума и свободы воли. Магия, ритуалы, табуирование тех или иных сторон бытия как формы символизации последнего не только не проводят различия между знаком и вещью, связывая «все со всем», но и порождают иллюзию всезнания. Мифологический человек, в отличие от человека эпох философии и науки, «знает» в принципе все. Например, он знает, как вылечить от гепатита, поймав желтого попугая, окропив больного его кровью и произнося при этом заклинания; и если больной выздоровеет, он знает, что выздоровление – следствие правильной последовательности магических действий; а если умрет – то опять – таки знает, что это следствие нарушения этой последовательности или же еще каких-либо факторов из их бесконечного набора.
Мы будем рассматривать миф в его соотношении с рациональным мышлением. С точки зрения разума главное в мифологическом восприятии мира человеком – чувственно-достоверный характер последнего. Это своего рода «чувственно-удостоверенный» реестр мотивов и образов для подражания, замечу, не обладающих признаками ноуменальности или божественности. Вопреки распространенному заблуждению, доосевое время не было «мифо-религиозным», и миф не тождествен религии. Мифологический человек древности не знает мироотношения, ибо способ его бытия состоит в переживании пребывания, а не в осмыслении отношения. Особенность символизации в мифе основана на неразличимости знака и вещи, этим знаком обозначаемой. Поэтому сверхъестественное в мифе отличается от его аналогов в логосе и религиозной вере: воображение мифологического человека не знает трансцендентного или сверхчувственно постигаемого. Мифом исключается индивидуализм, но вместе с ним исключается и вопрос об индивидуальной свободе человека, его личной ответственности и вменяемости. Этот способ переживания бытия непонятен для современного читателя, воспитанного на культуре рациональности: современная мифология носит более изощренный, своего рода «посттеоретический» характер. В мифах наших дней, таких как распространенная вера во всесилие науки, или столь устойчиво господствовавший в сознании советских людей миф о построении коммунизма в СССР, или мифология национализма, или новейший миф о неизбежном противостоянии христианского и исламского миров, широко используется квазинаучный, а по существу идеологический способ разумного по внешним признакам обоснования. Иначе говоря, работает мифологический разум, или «разумное мифотворчество» (даже в том случае, когда это происходит бессознательно). То же относится и к различным магическим ритуалам типа гадания на блюдце – даже в таких случаях мы пытаемся найти разумное оправдание собственным действиям. Ничего подобного нет в мифологии доосевого периода. И хотя отдельные элементы рациональности (в частности, связанные с поисками смысла бытия человека) достаточно явно обнаруживают себя в мифологическом искусстве, Например, при символизации жизни после смерти в культах захоронения, это такие элементы, которые не нуждаются ни в доказательности, ни в аналитическом рассудке, ни в критическом разуме, – подлинных и необходимых, как принято считать, критериях истинной рациональности. Поэтому и в происхождении людей и богов мифы раскрывают не умопостигаемые причины или первые начала, а антропоморфные цепочки по типу «кто кого родил».
Чудесное, воображаемое в мифологическом сознании отнюдь не сверхъестественно в современном понимании. Во-первых, все происходящее – вполне человеческое, с тем незначительным отличием, что герои могут чуть больше обычных людей, а боги – больше, чем герои. То же присуще мифам и сказкам славянских, скандинавских и других народов. Я хочу еще раз подчеркнуть, что доосевая культура (или предкультура) нерелигиозна. Не только легенды и мифы греков, но и анимистические культы египтян и ассирийцев, древняя магия не полагают трансцендентного ни в форме личного бога, ни в качестве безличного начала. В известной степени исключение составляет иудаизм, однако известно также, что книги Ветхого завета были написаны в самый канун осевого времени. Ясно, что уже в мифе складываются предпосылки грядущего основанного на силе преобразования природы человеком разумным, homo sapiens, с оправданием возможных разрушительных последствий рационализации как условия очеловечивания природы.
Переход к пониманию бытия, основанному на разуме, вносит принципиально новые особенности в восприятие мира человеком. Происходит демифологизация бытия. Опирающийся на приоритет разума человек впервые выделяет себя из природы, относится к бытию как отличному от себя. Мышление, мысль, разум становятся посредниками между человеком и миром, мироотношение становится теоретически осознанным. А теоретически осознанное мироотношение и есть мировоззрение человека. Рациональность с этой точки зрения и есть осознанное мироотношение.
Условий возможности науки и научного мышления как культурного явления были заданы около двух с половиной тысячелетий тому назад. Возникшее рациональное отношение к миру в качестве нового для человека способа проникновения в структуры бытия в свою очередь породило и новые способы освоения последнего – от теоретических до предметно-практических, включая современное производство, технику и технологии.
[Профиль]  [ЛС] 

GPU3

Стаж: 14 лет 3 месяца

Сообщений: 2950

GPU3 · 16-Янв-13 19:44 (спустя 23 мин., ред. 17-Янв-13 00:26)

За лекцию спасибо.
flashxl2001, ваша позиция - позиция отрицания реальности как таковой. Но тогда зачем же нужна наука, если не как инструмент перестройки мира исходя из потребностей человека? способна ли наука как-либо воздействовать "единственную форму существования - психическую форму", если даже невозможно определить её физические параметры?
flashxl2001 писал(а):
Была такая старая пропаганда, о том, что вроде бы древний человек от испуга и непонимания начал обожествлять силы природы и поклоняться им. Но это старые басни, не выдерживающие современной критики.
Не было испуга или непонимания - были элементарные потребности в пище, одежде, жилье, требовавшие занятия трудовой деятельностью и постижения окружающего мира. Понятно, что знаний о мире не хватало, поэтому древний человек мыслил по аналогии. Если он лил воду из кувшина на землю - значит, и кто-то с неба так же льёт, и идёт дождь. Именно так пытаются объяснить явления маленькие дети. Аналогия - одна из важнейших составляющих социализации человеческой личности. Следующий шаг - попытка заставить эти силы действовать не произвольно, а по желанию человека, с пользой для хозяйства. Чтобы дождь лил не когда ему вздумается, а когда растёт урожай. Это уже - магия, а от магических действий берут своё начало все религии. Тут тоже включается аналогия. Чтобы "удачнее" убить медведя, надо потыкать копьём в его шкуру или наскальное изображение (отметины от копий находят на стенах пещер). Или принести жертву. И ни в коем случае не называть имя объекта охоты, а то разозлится. Так возникают религиозные табу и заклинания. Со временем объект охоты становится предметом поклонения - ведь от него зависит выживание племени. Так возникает тотемизм.
flashxl2001 писал(а):
Более того древний человек вообще не выделял себя из природы(а тем паче подчинял ее себе), а чувствовал себя слитым с ней воедино!
Данные археологии и наблюдения за современными племенами, находящимися на стадии первобытности, свидетельствуют об обратном. Что есть производство орудий труда, земледелие и скотоводство, приручение диких животных, как не подчинение природной стихии собственным нуждам?
flashxl2001 писал(а):
тела притягиваются силой любви и отталкиваются силой враждебности
Не кажется ли это Вам противоречащим законам физики? Понятия любви и враждебности - чисто человеческие, они менялись по ходу исторического развития. Любовь в древнем мире и в современности - два разных явления. В первом случае господствовала (в подавляющем большинстве) грубая чувственность, что находило отражение в многожёнстве, бесправии женщины, собственничестве на неё, унизительной ревности, в наши дни - равноправное морально-психологическое единство. То есть тут человек переносит собственные представления на объекты совсем иного рода, от человека не зависящие.
flashxl2001 писал(а):
Например, он знает, как вылечить от гепатита, поймав желтого попугая, окропив больного его кровью и произнося при этом заклинания; и если больной выздоровеет, он знает, что выздоровление – следствие правильной последовательности магических действий; а если умрет – то опять – таки знает, что это следствие нарушения этой последовательности или же еще каких-либо факторов из их бесконечного набора.
Это иллюзия и самообман. Возбудитель заболевания никуда не исчезнет от такого "лечения". Понятно, что о его "эффективности" нет смысла и говорить. Поэтому-то человечество и стало развивать медицину вопреки этому "знанию". Кстати, древние люди отнють не были такими профанами в области лечения, как считает автор статьи. Тысячелетние наблюдения за свойствами растений, например, позволяли им иногда создавать довольно эффективные методики лечения (не объясняя при этом самого механизма), некоторые из которых находят терапевтическое применение и в современных больницах. Такие же медицинские системы, как иглоукалывание или тибетская медицина, до сих пор привлекают внимание исследователей нестандартностью подхода и возможными перспективами применения (я не беру коммерческие спекуляции на них).
[Профиль]  [ЛС] 

flashxl2001

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 58


flashxl2001 · 17-Янв-13 00:34 (спустя 4 часа, ред. 17-Янв-13 21:42)

GPU3 писал(а):
За лекцию спасибо
Пожалуйста.
GPU3 писал(а):
flashxl2001, ваша позиция - позиция отрицания реальности как таковой.
Это совсем не моя позиция, а высказывания Декарта, Юнга и Канта.
GPU3 писал(а):
Не было испуга или непонимания - были элементарные потребности в пище, одежде, жилье, требовавшие занятия трудовой деятельностью и постижения окружающего мира.
Эти потребности были всегда и остаются актуальными и сегодня, а человечество с тех пор кардинально изменилось. А вообще, советую почитать об осевом времени, лучше всего К.Ясперса( Смысл и назначение истории [1991, PDF/DjVu, RUS]) , ну или хотя бы википедию. Вам, как историку, полезно будет иметь об этом представление.
GPU3 писал(а):
Чтобы дождь лил не когда ему вздумается, а когда растёт урожай. Это уже - магия, а от магических действий берут своё начало все религии.
Ну, можно назвать это и “магией”, только магией естественной, а не сверхъестественной. Если Вы невнимательно прочитали, то повторю: миф, в отличии от религии, не знает трансцендентного. Берет ли религия начало из мифа? Конечно, берет! И не только религия, но еще философия и наука возникают именно из мифа.
Наука на много ближе к мифу, чем может показаться. Для современного научного сообщества характерны: догматизм, попытка полностью окончательно и бесповоротно описать окружающий мир ( “научная картина мира” – аналог мифа), табу-реакции на критику(характерные для архаичных племен), вера в авторитеты и прочее. И, открою секрет, некоторые решения принимаются простым голосованием. Подробнее о мифологичности науки можно прочитать, например, у знаменитого философа науки П. Фейерабенда.
GPU3 писал(а):
Чтобы "удачнее" убить медведя, надо потыкать копьём в его шкуру или наскальное изображение (отметины от копий находят на стенах пещер).
Вспомните современные суеверия: удачные платья (галстуки), табу на сбривание бороды во время соревнований, монетки на удачу и т.д. Чувствуете сходство?
GPU3 писал(а):
И ни в коем случае не называть имя объекта охоты, а то разозлится.
Да, так возникают сглазы удачи, отвороты, привороты и прочее.
GPU3 писал(а):
Данные археологии и наблюдения за современными племенами, находящимися на стадии первобытности, свидетельствуют об обратном.
Видимо Вы неправильно поняли. Имеется в виду, что древний человек не противопоставляет себя природе, а сливается с ней в гармонии. У этих людей нет отношения “сущее” – “должное”. Нужно просто делать то же, что и предки, а будущее – это повторение прошлого. Все лучшее уже случилось в прошлом, остается просто следовать традициям. Древний человек не знает рациональности, логики и критического мышления, все это заменяется у него мифом. А земледелие и скотоводство ничуть ему в этом не мешают.
Современные племена несколько отличаются от доосевого времени, но они могут многое дать для его изучения.
GPU3 писал(а):
Не кажется ли это Вам противоречащим законам физики? Понятия любви и враждебности - чисто человеческие
А почему бы и нет? Например, от любовного союза спички и коробка рождается огонь, вода ненавидит огонь, а огонь боится воды – вот такая антропофизика )) А что красиво…
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error