(Classical / Opera) Бортнянский - Сокол Федериго дельи Альбериги / Le faucon (Борис Тархов, Ярослав Родионик, Людмила Соколенко, Нина Яковлева - Анатолий Левин, 1972) (2 LP), Мелодия - 1976, FLAC (image+.cue), lossless

Страницы:  1
Ответить
 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 28-Окт-12 12:08 (12 лет 6 месяцев назад)

Дмитрий Степанович Бортнянский
"Сокол Федериго дельи Альбериги"

исполняется на русском языке

Жанр: Classical / Opera
Год выпуска диска: 1976
Год записи: 1972
Производитель диска: Мелодия
Номер в каталоге: С10-07459-62
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: image+.cue
Формат раздачи: 16/44
Продолжительность: 2 LP, 01:13:25
Источник оцифровки: nikanuf (anufriev.moy.su)
    Исполнители:

    Федериго, флорентийский дворянин ......... Борис Тархов
    Педро, его слуга ..................... Ярослав Родионик
    Эльвира, молодая богатая вдова ...... Людмила Соколенко
    Марина, ее служанка ..................... Нина Яковлева
    Грегуар, бывший солдат .................. Валерий Белых
    Жанетта, его дочь ....................... Мария Бугрова
    Первый врач ............................ Анатолий Бойко
    Второй врач ............................ Борис Дружинин

    Оркестр: Инструментальный ансамбль Московского камерного музыкального театра
    Дирижер: Анатолий Левин
    Автор либретто оперы швейцарец Франц Герман Лафермьер, служивший библиотекарем в павловском дворце, заимствовал ее сюжет из старинной итальянской новеллы, создав произведение вполне в духе галантных аристократических увеселений. Но музыка Бортнянского придала этому шаловливому пустячку благородную красоту и утонченность поэтического настроения. Жанр «Сокола» авторы определяют как комическую оперу. Однако лирических эпизодов в ней примерно столько же, сколько и комических, и лирическая стихия преобладает над буффонной благодаря пластической красоте и выразительности мелодии. Музыка Бортнянского сочетает в себе строгую законченность, уравновешенность формы и трепетную лирическую настроенность. Ей чужды бурный мятежный порыв, мрачная трагедийность, крайние проявления страсти. Светлое начало, ясность духа, изящное благородство пронизывают каждый такт этой величавой и, вместе с тем, радостной музыки. А чуткое ухо уловит в его мелодике интонации русских и украинских песен, придающие особую прелесть строгой классичности музыкального письма Бортнянского. Эти качества его музыки сполна проявились в триаде «гатчинских» опер, из которых «Сокол», пожалуй, наиболее показательна, как совершенный образец утонченного оперного искусства Бортнянского.Г. Спектор
Треклист
LP 1
01. Увертюра (4:55)
02. Акт I. Пролог. № 1. Хор: 'Радостью горькой...' (Трио в белом) (5:00)
03. Акт I. Картина 1. Диалог: 'Ну, вот, Педро, все кончено!' (Федериго, Педро) (0:50)
04. Акт I. Картина 1. № 2. Ария: 'Прощай, прощай, ангел мой бессердечный' (Федериго) (3:35)
05. Акт I. Картина 1. Речитатив: 'Моё сердце разрывется...' (Педро) (0:29)
06. Акт I. Картина 1. № 3. Ария: 'Нас ждет приют безлюдный...' (Педро) (1:29)
07. Акт I. Картина 2. Диалог: 'Бедный мой мальчик' (Эльвира, Марина) (2:46)
08. Акт I. Картина 2. № 4. Ария: 'Лишь о любви...' (Эльвира) (3:03)
09. Акт I. Картина 2. Речитатив: 'О, матери, матери...' (Марина) (0:18)
10. Акт I. Картина 2. № 5. Ария: 'Пусть хозяйка рассуждает' (Марина) (3:11)
11. Акт I. Картина 2. Диалог: 'Боже, а врачи все не идут' (Эльвира, Марина) (0:19)
12. Акт I. Картина 2. № 6. Финал: 'Ай, страшные боли!' (Марина, первый врач, второй врач) (1:57)
13. Акт I. Картина 2. Финал (продол.): 'О, мама, мне дал Бог...' (Марина, первый врач, второй врач) (0:47)
14. Акт I. Картина 2. Финал (продол.): 'Марина, Марина...' (Эльвира, Марина, первый врач, второй врач) (0:43)
15. Акт I. Картина 2. Финал (продол.): 'Мой сын, увы, ему помочь молю' (Эльвира) (1:21)
16. Акт I. Картина 2. Финал (оконч.): 'Поспешим в соседний покой' (Эльвира, первый врач, второй врач) (1:26)
LP 2
01. Акт II. Картина 3. №7. Ария: 'И просто как, о, чудесная птица' (Федериго) (2:51)
02. Акт II. Картина 3. Диалог: 'Федериго хвалит сокола...' (Педро, Федериго) (0:35)
03. Акт II. Картина 3. № 8. Дуэт: 'Ты хочешь, чтоб забыв Эльвиру' (Федериго, Педро) (1:38)
04. Акт II. Картина 3. Диалог: 'Добрый день, папаша Грегуар' (Федериго, Жанетта, Грегуар) (1:09)
05. Акт II. Картина 3. № 9. Романс: 'Раз в дали от нескромных глаз' (Жанетта, Грегуар) (3:21)
06. Акт II. Картина 3. Диалог: 'Как изгнать образ Эльвиры..?' (Федериго, Педро) (0:34)
07. Акт II. Картина 3. Диалог: 'Эльвира! Неужели это Вы, сударыня?' (Федериго, Педро, Эльвира, Марина) (1:05)
08. Акт II. Картина 3. № 10. Ария: 'Если дитя чего-то пожелает...' (Марина) (3:37)
09. Акт II. Картина 3. Диалог: 'Вон идет Педро' (Эльвира, Марина, Педро, Федериго) (1:14)
10. Акт II. Картина 3. № 11. Ария: 'К одной любви твое стремленье' (Эльвира) (3:55)
11. Акт III. Картина 4. № 12. Ария: 'Возьми цветы, коль ты влюблен' (Жанетта) (2:46)
12. Акт III. Картина 4. Диалог: 'Вот и обед!' (Педро, Жанетта, Федериго, Эльвира, Грегуар) (0:23)
13. Акт III. Картина 4. № 13. Ария: 'Когда б забыть хватило б сил' (Федериго) (2:01)
14. Акт III. Картина 4. Диалог: 'А вот и вино' (Грегуар, Федериго, Эльвира) (0:10)
15. Акт III. Картина 4. № 14. Песенка: 'Слава вину!' (Грегуар) (3:55)
16. Акт III. Картина 4. Диалог: 'Вы вздыхаете!' (Федериго, Эльвира, Марина) (0:29)
17. Акт III. Картина 4. № 15. Ария: 'В нашем доме лишь огорченья' (Марина) (3:10)
18. Акт III. Картина 4. Диалог: 'Чего же хочет Ваш сын, Эльвира?' (Федериго, Марина, Эльвира) (1:06)
19. Акт III. Картина 4. № 16. Дуэт: 'Если небу будет угодно' (Педро, Марина, Эльвира, Федериго) (4:24)
20. Акт III. Картина 4. Диалог: 'Педро, дарю тебе эту ферму' (Федериго, Педро, Грегуар, Жанетта, Марина, Эльвира) (0:48)
21. Акт III. Картина 4. № 17. Финал: 'Прощай, прощай, приют наш безмятежный' (Все) (2:04)
Синопсис оперы
Д. БОРТНЯНСКИЙ
(1751-1825)
СОКОЛ ФЕДЕРИГО ДЕЛЬИ АЛЬБЕРИГИ
ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА
Либретто Ф. Лафермьера по повести М. Совена
Перевод А. Розанова
Действующие лица:
Федериго, флорентийский дворянин
Педро, его слуга
Эльвира, молодая богатая вдова
Марина, ее служанка
Грегуар, старый садовник, бывший солдат
Жанетта, его дочь
Первый врач
Второй врач
Трио в белом
Пролог. «Трио в белом», — так называются эти условные персонажи в программе оперы, — поет о могучей силе любви, представляя слушателям героев оперы и тех, кто уже охвачен этим всепобеждающим чувством, и тех, кто еще пытается ему сопротивляться...
Первое действие. Первая картина. Молодой дворянин Федериго дельи Альбериги разорен. В попытках покорить сердце молодой вдовы Эльвиры он щедро тратил свое состояние на празднества, балы и фейерверки в ее честь, но его усилия напрасны — красавица непреклонна. В отчаянии Федериго решает удалиться в горы, гам у него осталась маленькая ферма, а любимый охотничий сокол доставит ему пропитание. Слуга Федериго — Педро пытается утешить хозяина. У него тоже достаточно поводов для огорчения—служанка Эльвиры, лукавая Марина, в которую влюблен Педро, обращается с ним не лучше, чем ее госпожа с Федериго. Но не таков Педро, чтобы унывать. Он с радостью едет со своим господином в горы, где, он уверен, они быстро утешатся и забудут «этих бабенок». Но Федериго безутешен.
Вторая картина. В доме Эльвиры волнение: болен ее маленький сын, его обкормили конфетами. Эльвира с нетерпением ждет врачей, а Марина, не без умысла, заводит разговор о щедром поклоннике хозяйки, красавце Федериго. Но Эльвира и слышать не хочет ни о Федериго, ни о его знаменитом соколе: она живет только сыном, больше ей никого не нужно. Марина же мечтает о замужестве, и Педро, слуга Федериго, очень ей по душе. Недовольная Эльвира уходит к ребенку, приказав Марине вести врачей. Озорная служанка решает разыграть докторов-шарлатанов и притворяется больной. Ничего не подозревая, врачи принимаются лечить «больную», наперебой предлагая ей различные порошки. У них возникает перебранка, и Марина со злорадством признается в обмане. Вошедшая на шум Эльвира уводит горе-докторов.
Второе действие. Третья картина. На крошечной ферме в горах Федериго ласкает своего сокола. Хотя охота была неудачной, и пропитания он не добыл, охотник верит в способности чудесной птицы. Педро сообщает хозяину, что старик Грегуар с дочерью пришли засвидетельствовать ему свое почтение. Федериго в гневе — он дал клятву не видеть ни одну женщину. Однако Жанетта — так зовут дочь Грегуара — еще совсем мала, и Федериго неохотно соглашается их допустить. Юной Жанетге очень по душе красивый и грустный молодой барин, и, чтобы развлечь его, она поет песню. Старый Грегуар подпевает ей, но Жанетта, огорченная невниманием и холодностью барина, умолкает. Однако Федериго не слушает наивную песенку девочки: он полон мыслями о далекой Эльвире. Огорченная Жанетта уводит отца.
Прибегает Педро с неожиданным известием: сюда направляются дамы. Федериго возмущен, что кто-то посмел нарушить его добровольное уединение. Каково же его радостное изумление, когда он узнает в нежданных гостьях Эльвиру и ее служанку. Радость его сменяется отчаянием, когда красавица благосклонно сообщает, что она приехала к нему пообедать, — ведь Федериго нечего предложить своей возлюбленной на обед... Растерявшийся юноша хватает сокола и убегает. Женщины, оставшись с Педро, настойчиво расспрашивают его о соколе и соколиной охоте барина. Разговор прерывает взволнованный крик Федериго, и Педро спешит на его зов. Эльвира смущена: она не решается открыть Федериго, с какой целью она приехала. Марина уверяет хозяйку, что влюбленный Федериго не откажет ей ни в чем.
Третье действие. Четвертая картина. В домик Федериго пришли Эльвира с Мариной. Здесь же старый служака Грегуар с дочкой. Педро вносит, наконец, долгожданное блюдо с едой. Федериго взволнованно приглашает Эльвиру отведать угощение. Возмещая отсутствие вина, он поет ей песню, а захмелевший Грегуар тем временем находит бутылку доброго старого вина и, славя пьянящий напиток, угощает гостью. Однако Эльвире не до еды. Федериго замечает замешательство возлюбленной, но та не открывает ему причину. Тогда Марина смело вступает в разговор и сообщает юноше, что Эльвира расстроена болезнью сына, который настойчиво просит одну вещь... Что же это, допытывается Федериго? И, уступая его настойчивости, Эльвира произносит: «Он хочет вашего сокола!» В отчаянии Федериго лишается чувств. Не имея другой возможности накормить дорогую гостью, он приказал зажарить и подать к столу... сокола. Эльвира потрясена этой жертвой, ей открывается истинная мера любви благородного юноши. Она соглашается стать его женой. Пользуясь благоприятным моментом, Марина и Педро получают разрешение на свой брак. Победно звучит гимн всепобеждающей любви.
Из истории создания оперы
Лето 1786 года выдалось дождливым. Пришлось уменьшить количество забав и театральных представлений в Павловском парке. Но успех «Празднества сеньора», умелая игра актеров, а главное — дивная музыка вызвали желание испробовать силы участников представления в новой опере, более объемной и сложной. Мария Федоровна обратилась к Лафермьеру с просьбой написать либретто. Уже в июле оно было готово. Тут же была и написана музыка — Бортнянский не заставил долго себя ждать. Оперу назвали «Le Faucon» — «Сокол». Композитору пригодились кое-где мотивы итальянской оперы «Алкид», поставленной прежде в Модене.
В августе дожди не переставали вовсе. В один из таких серых, похожих один на другой дней Мария Федоровна предложила супругу развеять придворную публику чтением новой комедии. Иван Михайлович еще раз уточнил — то было в августе.
Павел Петрович, уже тогда не всегда ладивший с женой, на этот раз любезно согласился. После обеда собрались в кабинете великого князя. Задерживались лишь Лафермьер и граф Чернышев. Наконец они появились оба. Граф, как всегда, элегантный, подтянутый. Тонкие, женственные черты его лица, румянец щек, грива темных волос, светлые глаза выдавали хрупкую, одаренную натуру. Вослед за ним в кабинет вошел автор, в новом сюртуке, в галстуке, завязанном на французский манер. Мария Федоровна указала место графу подле себя, а Лафермьера попросила сесть за пульпет у клавесина, что он тут же и исполнил.
Собравшиеся с любопытством поглядывали друг на друга в предвкушении новой постановки. Павел Петрович сидел в кресле, чуть нахмурившись, и никто не проронил ни слова, зная, что может вызвать его жесткую реплику. Но вот Мария Федоровна сделала знак рукой Лафермьеру, тот не спеша поправил свои пепельные кудри, развернул листы бумаги и приготовился читать.
— Ну что же, господа, — прервала молчание великая княгиня, —по всеобщей просьбе и к нашему удовольствию собрались мы здесь нынче для того, чтобы ознакомиться с новою комедией, имеющей быть поставленной в нашем театре. Господин Лафермьер старанье приложил и написал либретто, а господин Бортнянский уже и музыку приготовил. Не так ли, Дмитрий Степанович?
— Да, Ваше Высочество. Уговор у нас с Францем Германовичем, что я в конце чтения проиграю несколько арий.
— Так тому и быть. Ну и начнем, если на то против нет никаких мнений.
При этих словах все посмотрели в сторону Павла Петровича. Тот, ничего не сказав, лишь кивнул головой.
Лафермьер начал.
В свое время еще М. Седен написал либретто на подобный сюжет для оперы П. Монсиньи. Лафермьер и взял его за основу новой комедии. Сюжет был прост и известен. В одной из глав «Декамерона» в свое время шел рассказ о соколе — любимой птице некоего Федериго дельи Альбериги. Этот же герой, в данном случае — Федерик, попал на страницы либретто павловской оперы. Несчастный юноша воспылал сильной страстью к молодой вдовушке — Эльвире. А его слуга Педро к тому же влюбился с первого взгляда в служанку Эльвиры — Марину. Федерик тратит все свои средства, чтобы обратить на себя внимание Эльвиры. Но та после смерти мужа решает отдать свою жизнь лишь единственной цели — воспитанию сына. Она любит его больше всего на свете: «Я берегу свое состояние только для сына. Я люблю только сына. Он для меня все!» — говорит она.
Огорченный неудачами Федерик думает бросить свою затею и уехать в деревню, где проводить горестные дни в охоте за дичью. Педро тоже уговаривает его забыть «об этих бабенках»:
Нас ждет приют беспечный,
Нас ждет приют беспечный,
К нему без лишних слов.
И в глубине кувшина,
И в глубине кувшина
Утопим мы любовь...
Незаменимым помощником друзьям в деревенской жизни становится прирученный к охоте сокол. Любимец Федерика, он каждый день доставляет ему радость прекрасной куропаткой к обеденному столу.
Но вот Эльвира, удрученная болезнью сына, который привык к Федерику и тоскует без него, особенно без его сокола, предполагает поехать к своему поклоннику в деревню. На этот шаг ее постепенно толкает Марина. Отрицая скучную судьбу вдовы, она произносит панегирик женитьбе:
Кто брак зовет несчастьем,
Тот враг нам, а не друг, —
патетически восклицает юная служанка...
В этом месте Лафермьер на мгновение остановил чтение и взглянул на Марию Федоровну. Та улыбнулась, не скрывая своего удовлетворения. Либреттист знал, о чем пишет. Будучи поверенным тайн великой княгини, он был посвящен в интимные стороны ее жизни, знал о ее размолвках с мужем...
Кто брак зовет несчастьем,
Тот враг нам, а не друг, —
повторил чуть громче Лафермьер. Кроме того, он ловко вплел в сюжет намек на необходимость более «теплого» отношения матери-вдовы (сиречь — «державной императрицы») к сыну (сиречь — Павлу). Обоим супругам угодил...
Федерик, узнав о намерении Эльвиры, обещает ей роскошный обед. Но, как назло, в день приезда дамы ему не удалось добыть никакой дичи. Обед, да и честь самого Федерика попали под угрозу. Единственной мыслью, которая приходит ему в голову в тот момент, была мысль сделать жаркое из любимого сокола. Федерик мечется, мучается перед выбором, но наконец решается. Сокола зажаривают. Эльвира, отведав кушанье, восторженно хвалит его, но когда узнает о том, что, вернее, кто был ей подан на обед, восхищается преданностью Федерика и отвечает на его любовь взаимностью. Тут же соединяют свои сердца Педро и Марина. Кроме двух влюбленных пар, в комедии появляется ряд второстепенных персонажей и среди них, конечно же, так полюбившийся всем солдат Грегуар — садовник, списанный еще графом Чернышевым с натуры для «Празднества сеньора».
— Не правда ли, забавная комедия? — заключила чтение Мария Федоровна. Она заранее знала сюжет и теперь ждала откликов, и в первую очередь — мужа.
Никто не проронил ни слова, все смотрели в сторону кресла, где как бы дремал Павел Петрович. Тот не издал ни звука. Молчание затягивалось. В памяти присутствующих еще были живы картины тягостных для постороннего взгляда сцен, возникавших между властительными супругами, порой по совершенно неожиданным и самым ничтожным поводам.
Павел Петрович будто вздрогнул или очнулся от какого-то забытья. Его состояние мгновенно передалось другим. Лафермьер, побледнев, провел рукой по лицу.
— Не хватит ли опер, дорогая? — медленно произнес Павел.
Пришел черед побледнеть Марии Федоровне. Каждый раз, начиная новую постановку, она боялась подобных вопросов. Все ее старания утихомирить мужа, привлечь его невинными забавами к домашнему уюту, хоть как-то отвлечь от все более поглощавших его время занятий военной муштрой в последние месяцы, казалось, сводились на нет. Что-то происходило в их отношениях. Но что? Женским чутьем княгиня предполагала незримое присутствие между ними другой женщины. Тогда кто же она? Нелидова? Дурнушка, с которой потерявший рассудок наследник проводит вечера в философских и эстетических беседах? Неужели она? Или же иная, имени которой Мария Федоровна не может угадать?
— Все эти спектакли, сударыня, лишь отнимают внимание от более важных дел. Не так ли? — последний вопрос Павел бросил в сторону присутствующих.
Никто не посмел нарушить молчания.
Но тут князь слегка улыбнулся и поднялся с кресла.
— Впрочем, идея «Сокола» не дурна, — обронил он и вышел из кабинета.
Напряжение, царившее все это время, сразу же спало. Мария Федоровна, выдохнув воздух, истерически рассмеялась. Но, овладев собой, пригласила к клавесину Дмитрия Степановича. Тот сыграл арию Федерика из первой части, комический соль-минорный романс Жанетты — дочери Грегуара — «Le beau Tirsis», и заключительный хор, долженствующий быть лейтмотивом ко всей опере. Все были в восторге. Евгения Сергеевна Смирная, не выдержав, расцеловала смущенного композитора под всеобщий смех, невзирая на шутливо грозящий пальчик Ивана Михайловича. Решено было поставить спектакль незамедлительно. Тут же и распределили роли.
Премьера «Сокола» состоялась вскоре — 11 октября 1786 года. Декорации, как и музыка, имели успех. По совету автора «воспользоваться видом Шале» — в них воспроизводился один из уголков Павловского парка.
На первый взгляд легкая опера-буффа сродни появившейся спустя полвека оперетке, обрамленная изящной мелодичной оправой, придававшей ей аромат изысканного, но дорогого антиквариата. Постановка показала предельно виртуозное мастерство русского маэстро, выписавшего отдельные арии и балетные вставки утонченно, скрупулезно и профессионально. Теплота музыки, ее непринужденность, раскованность и даже игривость были легки для восприятия, обладали естественной эмоциональной выразительностью, а законченность формы сделала «Сокола» произведением поистине хрестоматийным. Из Гатчинского театра опера перешла на сцену Павловского. А оттуда — на подмостки многих усадебных театров того времени. Спектакль играли у Апраксиных, Орловых-Давыдовых, Шуваловых. В многочисленных списках расходилась партитура оперы, и стало даже модным держать в томе тисненный золотом и обтянутый кожей нотный альбом с автографом «Сокола»...
«Le Faucon» понравилась их высочествам, — записывал Иван Михайлович, — и действительно была затейлива, вся в тогдашнем вкусе, то есть очень романтическая, довольно велика и состояла из трех действий. Музыку для нее сочинил г. Бортнянский превосходную.
Итак, вытвердили мы оперу; зрелище было прекраснейшее, я сам имел ролю не важную; первые играли Смирная и Вадковский, камергер... Представление удалось, и несколько раз было повторено с большим удовольствием...»
Константин Ковалев "Бортнянский"
Спектр, АЧХ и уровень записи
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 28-Окт-12 12:10 (спустя 1 мин.)

Замечательная запись! Прекрасное доказательство того, что жизнь была и до Глинки.
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 21-Дек-12 22:47 (спустя 1 месяц 24 дня, ред. 22-Дек-12 11:15)

OrionSK
Галантная поделка на слова швейцарского библиотекаря, служившего в Павловске? - да, чрезвычайно легко слушается... да, муз.жизнь была и "до Глинки", - но до него не представляли себе, что можно поднять в опере такие трагические темы. Не было оперы "для народа" и о народе... Общество делилось на слуг царя и холопов. Оперы для холопов не писались никогда.
Михаил Глинка (да и Мусоргский и Бородин тож) дали образец НАРОДНОЙ (не просто галантной, европейской) оперы, на родные темы - жизнь и смерть, подвиг и предательство, правитель с пятном на совести и народ (а также: отечественная война и смута), на слова современников-классиков... и это взволновало всех. Задело все общество. И даже изменило его изнутри, сплотило... А стиль получился негалантный, но русский. Не стоит уподобляться котенку, играющему со своим хвостиком, каким бы "пушистым" он не казался...
P.S. Лично меня задевает эта пресловутая легкость, картинность, "европейскость", - и в духовных концертах Д. Бортнянского... как бы... не по-русски... с оглядкой на стиль великого учителя Амадеуса.
[Профиль]  [ЛС] 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 22-Дек-12 11:46 (спустя 12 часов, ред. 22-Дек-12 11:46)

alfredgps
Ну, к чему повторять эти глупые банальности из советских учебников? Глинка писал музыку, безусловно, национальную, но не для народа, или, как Вы его называете, "холопов". Народ смог познакомиться с его музыкой в полной мере, боюсь, как бы не в XX веке (по вполне понятным причинам). Почему Бортнянский не писал национальную оперу? Очевидно потому, что для этого нужна была нация, а она сформировалась где-то в начале XIX века.
Мысль о том, что опера должна быть масштабной, народной, на основе классовой борьбы, кажется мне более чем сомнительной. Приняв эту точку зрения нам придется исключить всю комическую оперу, огромную часть барочной оперы и т.д. Мне кажется, Вы просто пытаетесь выставить свои вкусы в качестве эталона.
Жизнь и смерть, подвиг и предательство, правитель с пятном на совести и народ - это не родные темы. Это темы которые волнуют художников (и их слушателей) всех национальностей. Да все оперы об этом! Думать, что эти темы характерны только для русских композиторов, можно лишь будучи абсолютно не знакомым с содержанием мировой оперы.
Мое замечание о том, что музыкальная жизнь существовала и до Глинки, вызвано лишь желанием привлечь внимание к этой записи. Широко распространено мнение о том, что русская музыка начинается с Глинки, а литература - с Пушкина. Но XIX век - это уже расцвет русского искусства, оно не возникло из ниоткуда, его корни в XVIII веке, в том числе и в этой галантной поделке Бортнянского.
Цитата:
Лично меня задевает эта пресловутая легкость, картинность, "европейскость"
Ну что же, это, действительно, вопрос вкуса. Мой любимый русский композитор - Мусоргский, но это не мешает мне насладиться этой великолепной поделкой. Надеюсь, Ваше отношение не помешает Вам оценить эту милую оперу.
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 22-Дек-12 13:13 (спустя 1 час 26 мин., ред. 13-Янв-13 17:43)

OrionSK
Спасибо за развернутый подробный ответ - и по существу.
Здесь действительно, больше отражается мой выбор (вкус, как сказали...) Россия - не европейская цивилизация. И не цивилизация Востока. Ну действительно, у нее особое место, в том числе и в музыкальном искусстве. А что "наши учителя - шведы", - так это только в производстве материальных ценностей... да, иногда завозим коров нидерландской породы, и квадратной формы картофель - чтобы удобнее укладывать в тару...
Наша музыкальная культура - не культура внешнего лоска и респектабельности, и не культура "безделок", иначе наши композиторы пошли бы по пути Гершвина (во все стороны, и в красивой упаковке "респектабельности"). Этого не произошло, и не могло быть, и это главное... Русская культура - КУЛЬТУРА ИДЕЙ... (импровизирую, но как-то в тему). Это понимали даже советские музыканты и художники вообще, громоздя большие формы.
По преданию, строители храма Василия Блаженного были ослеплены Иоанном Грозным... чтобы не смогли повторить что-то подобное где-то еще. - Страшное предание! - ну а на американском континенте через 500 (!) лет появился зАмок - Дисней-ленд... жалкое отражение достижений архитектуры (прежде всего, идеи соединения) по другую сторону океана.
[Профиль]  [ЛС] 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 22-Дек-12 16:56 (спустя 3 часа, ред. 22-Дек-12 16:56)

И Вам спасибо за дискуссию.
С Вашим основным посылом я не соглашусь. Россия, безусловно, европейская цивилизация. Даже если оставить наши корни, растущие из наследия древнегреческой цивилизации и христианской религии, и проследить только возникновение тех или иных видов искусств... Русская культура - культура синтеза. Мы заимствуем форму и наполняем ее своим содержанием. Мы взяли на Западе форму романа - и у нас появились Толстой и Достоевский. Глинка поехал учиться в Италию и создал национальную оперу, вместе с христианством мы получили из Византии икону, и появилась новгородская икона - не похожее на византийское драгоценное сокровище Древней Руси. Перечислять можно долго: Кремль, построенный итальянцами, русская живопись XIX века и т.д., и т.п. И некая провинциальность нашего сознания, скорее всего, вызвана именно этой особенностью нашей культуры. Мы все привнесенное стараемся сделать своим и потому нередко противопоставляем себя всему миру. Вот только непонятно, эта русскость - инерция культурного развития, или же она - защитный механизм, предотвращающая культуру от размывания? Или это и вовсе две стороны одного и того же процесса.
Теперь по поводу того, что наша культура - это не культура внешнего лоска и респектабельности. Если обеднять нашу музыкальную культуру до такой степени, то тогда у нас нет никого, кроме Мусоргского и Бородина. Даже Глинка со своими поделками в "Руслане и Людмиле" сюда не подходит. А куда девать тогда великого Римского-Корсакова? А Бортнянский, а Рубинштейн, а Аренский, Алябьев, Глиэр и много других? Их мы вычеркиваем из нашей культуры? А ведь эти имена даже не знакомы большинству наших соотечественников. Итальянцы, создатели одной из величайших музыкальных культур мира, не стесняются находить и показывать миру Винчи. В этом году вышло несколько замечательных его записей. Казалось бы, ну что им Винчи, когда у них есть Верди и Пуччини, Россини и Доницетти? Но у нас какой-то странный комплекс неполноценности. Если композиторы - то только Глинка, Бородин и Мусоргский. Других мы знать не хотим.
И потом, Вы в самом деле думаете, что Верди или Вагнер, Россини или Моцарт - это "безделки"?
Я считаю, что наша культура особенная и отличается от остальных. Весь вопрос в том, отличаемся ли мы от немцев больше, чем, скажем, итальянцы от шведов?
P. S. Мне кажется сопоставлять храм Василия Блаженного и Диснейленд несколько странно. Все равно, что сравнить Кёльнский собор и аттракционы в местном городском парке.
P. P. S. Советские художники и музыканты громоздили большие формы по заказу партии. И уж тут мне русский романс кажется гораздо более органичной частью русской культуры, чем большие формы советского искусства.
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 22-Дек-12 23:52 (спустя 6 часов, ред. 03-Дек-13 20:35)

Интересно очень. Придется перечитать еще не раз ответы, и что из этого выходит, и есть ли зерно истины в нашем споре! благодарю.
OrionSK писал(а):
56961534P. S. Мне кажется сопоставлять храм Василия Блаженного и Диснейленд несколько странно. Все равно, что сравнить Кёльнский собор и аттракционы в местном городском парке.
Вы можете представить тот эффект, который производил собор Василия Блаженного - в те времена, в 15...16 веке? и неважно, на жителя Москвы или приезжего, иностранца... - ожившая сказка! поэтому я посмел сравнить его с нынешним образцом сказочного терема... парка развлечений, где собраны также причудливой формы архитектурные изыски. Ну, можно другой пример. Собор св.Петра в Риме - и Капитолий в Вашингтоне, умышленно утрированный под европейский христианский образец. Боже мой! какая пошлость... этот Капитолий! когда вижу это здание, неважно: по ТВ ли, или просто фото в общеобразовательном учебнике истории, - я не могу сдержать - даже не улыбку! а сардоническую гримасу... бездари, безыдейность и безвкусие.
А несомненно, существует высокая идея в искусстве! и я не уверен, что безыдейный образчик (скажем, уменьшенная и неполная копия римского Собора св.Петра) - будет вызывать художественный интерес.
Любой выпад против Александра Пушкина просто невозможно принять. Высокий мировой уровень наша литература получила именно после произведений А.С Пушкина, причем сначала - только на родине, сказались трудности перевода с русского языка и общая непризнанность России как литературного центра тех лет (блистал, естессно, Париж).
"...Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алегьери..." --

- золотые слова русского гения ("Моцарт и Сальери")! Они против безыдейности и вторичности в искусстве, именно. - Ну, а статус первой литературы мира принесли уже Толстой и Достоевский. И Иван Тургенев. С этих имен пошло мировое признание. - А сам вот - люблю высокое косноязычие Державина, Ломоносова и некоторых старых поэтов... Простите за это длинное отступление!
Что касается "Сокола" Дм. Бортнянского... понятно, что он был подневольный человек, и вряд ли сам выбрал в соавторы иностранца-архивариуса Понятно, что не по своей воле работал над предложенным либретто... написал и забыл... ну надо, высокий покровитель просит. И не дай Б. не угодить ему... Еще раз перечитав синопсис оперы, скажу, что более запутанного и тяжелого для восприятия сюжета - просто нет в мировой оперной классике. -Цирюльника ведь не повторить (имеется в виду, его успех). Интересно, что существует сюжет именно о ловчем соколе, способный увлечь русское культурное общество... А может быть, изначально именно так и было, пока щвейцарец не испортил все, закрывшись "древним преданием"... очень похожим на неумелую компиляцию дилетанта.
OrionSK писал(а):
56961534...А куда девать тогда великого Римского-Корсакова?..
Никуда его особенно не денешь. Он привнес роскошь в картину русской национальной музыки. Им продолжаем упиваться, как упивались всегда. - Великий, истинно!
OrionSK писал(а):
56961534...И потом, Вы в самом деле думаете, что Верди или Вагнер, Россини или Моцарт - это "безделки"?..
Думаю, и у каждого из них есть подобные безделки... но не безделки безвкусицы!
OrionSK писал(а):
56961534...Я считаю, что наша культура особенная и отличается от остальных. Весь вопрос в том, отличаемся ли мы от немцев больше, чем, скажем, итальянцы от шведов?..
Несомненно. Живем в другой социальной и культурной среде и, слава Б., не в объединенной Европе. Наши национальные ценности - не ценности европейские... Все больше людей в России осознает это ("демократия - в аду, а в хорошем месте - царство..."). Демократия - не лечит нравственные ошибки общества, а пытается приноровиться к ним. Управлять ими через тотальный контроль, размытие нравственных критериев и их "модернизации" до неузнаваемости (так, заповедь "НЕ УБИЙ!" - стала "законной" смертью нерожденных... и эвтаназией ).
P.S.
OrionSK писал(а):
56961534...Перечислять можно долго: Кремль, построенный итальянцами,...
Знаете, крамольная мысль одолела: Собор-то...того... неизмеримо выше по замыслу и воплощению! Да, я утверждаю: Храм ПокровА на Рву (Собор Василия Б.) - отодвинул "итальянский" Кремль... отдал его государственным чиновникам (по факту ведь так?) - и стал истинным символом российского Государства, художественно явив собой идею единения России! - О последнем утверждении можно писать сотни страниц... рассмотрите хотя бы причудливые формы глав Собора сего. Ну, тут сердце больше скажет... на него не смогли поднять руку даже большевики, не моргнув глазом сносившие все другие храмы на всей территории России! - Они его как будто не замечали... Тут есть какая-то необъяснимая тайна, ведь даже вполне не известны истинные его творцы... глухо упоминается о них в летописях... одни имена их - и ничего больше. Скорее всего, зодчие действительно заплатили за это архитектурное чудо - своими жизнями... А у одной исследовательницы я вычитал такое его (собора) определение: "Икона небесного Иерусалима"! можно задуматься...
[Профиль]  [ЛС] 

yelroh

Стаж: 17 лет 4 месяца

Сообщений: 72

yelroh · 10-Янв-13 17:30 (спустя 18 дней)

Однако! Интересная дискуссия! Неужто опять спор славянофилов и западников?
[Профиль]  [ЛС] 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 20-Янв-13 17:00 (спустя 9 дней)

alfredgps
Извините за долгий перерыв.
Давайте сразу закончим с политической частью и вернемся к музыке.
Для всякого архаичного общества характерна ксенофобия. Наше - не исключение. Раньше это был антисемитизм, теперь болезнь перешла в более мягкую форму - антиамериканизм (и антизападничество). Поскольку американцев и европейцев на расстоянии вытянутой руки меньше, чем евреев, это можно даже приветствовать, раз выздороветь в ближайшее время нам, судя по всему, не светит. Потому спорить по поводу "тотального контроля, размытия нравственных критериев и их "модернизации" до неузнаваемости", я, извините, с Вами не буду.
По поводу преимуществ и недостатков демократии и монархии спорить можно долго. Но, если опустить все промежуточные стадии, аргументы сведутся к личностным убеждениям. Вам нужен царь, вождь, фюрер, лидер, который будет определять Вашу жизнь. Мне - не нужен, предпочитаю жить своим умишком. Впрочем, совершенно искренне понимаю притягательность Вашего выбора. Проблема в том, что если в обществе победит моя точка зрения, Вы всегда сможете найти себе вождя, если победит Ваша - у меня такого выбора не будет.
И, если Вы не возражаете, давайте закончим спор по поводу политики. Дискуссия подобного рода может закончиться только сменой убеждений одной из сторон. Но, думаю, Вы со мной согласитесь, что в рамках форумной переписки это невозможно. И потом, поговорить об искусстве намного интереснее.
Собор Василия Блаженного и Диснейленд, собор Святого Петра и Капитолий - совершенно непонятные для меня сравнения. Как можно сравнивать произведения искусства культовой архитектуры с постройками утилитарного назначения? Какую мысль Вы хотите до меня донести этими сравнениями, если вернуться к разговору об опере?
Когда я умудрился сделать выпад против Александра Сергеевича? И в мыслях не было. А то, почему Пушкин прежде всего явление национальной литературы, а не мировой, вполне понятно. Гений, создавший эталон русского языка всегда будет интересен прежде всего в оригинале, а не в переводе. Приведенная Вами цитата из "Моцарта и Сальери" очень часто появляется в дискуссиях подобного рода. Правда, похоже все забывают кто и по какому поводу ее произносит. Мне же ближе позиция пушкинского Моцарта, а не Сальери.
Бортнянский был придворным композитором, как и многие до него. Ни ему, ни другим это не мешало создавать настоящие произведения искусства. Ничего тяжелого в сюжете я не увидел. По-моему, он вполне банален.
Цитата:
Думаю, и у каждого из них есть подобные безделки... но не безделки безвкусицы!
Ну, вот видите, значит дело не в безделках, как Вы писали ранее. Все дело во вкусе. Мне "Сокол" не кажется безвкусным. Вам он не нравится - Ваше право. Но какой тогда может быть спор? Дело вкуса...
Цитата:
Да, я утверждаю: Храм ПокровА (Собор Василия Б.) - отодвинул "итальянский" Кремль...
А я считаю, что ничего более прекрасного, чем Соборная площадь Кремля в Москве нет. Да и во всей России с ней могут сравниться разве что София в Новгороде, Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире... А вот Покровский собор... Он, конечно, очень необычен, экзотичен... как индуистский храм. Для меня это - не русская архитектура. Татарская, турецкая, цыганская, но не русская. Но это, опять же - вопрос вкусов.
yelroh
Увы, нет. И западники и славянофилы были либералами. Славянофилы выродились в националистов еще в XIX веке. Да и западников уровня Грановского, Кавелина или Герцена, боюсь, не осталось.
[Профиль]  [ЛС] 

robbo

Стаж: 16 лет 5 месяцев

Сообщений: 105


robbo · 05-Фев-13 18:02 (спустя 16 дней)

Спасибо!
Человек я не искушенный, но после такой полемики стало интересно.
А значит смысл в ней (полемике), хоть она вроде и о разном - есть?
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 07-Фев-13 20:24 (спустя 2 дня 2 часа, ред. 13-Фев-13 20:54)

robbo писал(а):
57760225Спасибо!
...после такой полемики стало интересно.
А значит смысл в ней (полемике), хоть она вроде и о разном - есть?
Конечно, спасибо всем за выдержанность мнений, которые здесь высказываются, и за сдержанность оценок.
Зачем я здесь выступаю? казалось бы, хочешь - качай, не хочешь - иди смирно мимо... Но ведь вкусы формируются мнениями. Нас всех идиотизируют - оффиц. СМИ, ложные "звезды эстрады", ложные "деятели культуры", ложные "писатели посредством СМС-штампов"... Мы - в настоящей пустыне, и вокруг нас безжизненный песок - коммерческое, часто эпатажное, искусство невысокого запроса.
Очень хочу собраться с силами, и напомнить настоящий, драматический сюжет, связанный с царским, кстати, ловчим и его соколом... Быль! "жития святых", фактически...
Там о "развлекалово на европейский манер" - нет и речи!
P.S. Вот эта история.
"...Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Что царь был скор и беспощаден на расправу, говорить кажется не приходится... -
Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона..." -
не эту ли историю и пытался поведать первоначально композитор, пока ее не зарубил "вышестоящий цензор" и в дело вступил европейский дилетант?! - этот вопрос меня лично очень занимает. Я где-то читал об истории создания этой оперы. Думаю, что-то подобное и случилось... От русской идеи оперы осталось ОДНО НАЗВАНИЕ. Удивительно символично!
(И день памяти св.мученика Трифона - именно в эти дни! 13 февраля по новому стилю...)
[Профиль]  [ЛС] 

OrionSK

Стаж: 16 лет 11 месяцев

Сообщений: 658

OrionSK · 08-Фев-13 22:18 (спустя 1 день 1 час)

robbo
Значит моя задача выполнена!
[Профиль]  [ЛС] 

Гость


Гость · 08-Апр-13 14:35 (спустя 1 месяц 27 дней)

Более, чем неожиданно услышать такую весёлую штуку от подобного композитора. Как-то не очень в голове складывается, что один и тот же человек написал "Сокола" и, к примеру - Под Твою милость.
 

brolgmail

Top Seed 01* 40r

Стаж: 17 лет 11 месяцев

Сообщений: 276

brolgmail · 21-Апр-13 00:17 (спустя 12 дней)

Спасибо огромное!
К чему все споры, вообще не пойму. Вы только вдумайтесь: это вообще единственная (!) запись данной оперы.
Как ни относиться к разным граням творчества крупнейшего восточнославянского композитора 18 века, надо иметь возможность хотя бы ознакомиться с ними... А записей опер Бортнянского до сих пор - кот наплакал... Насколько знаю, лишь "Алкида" записывали дважды, "Сына-соперника" - лишь единожды и то с купюрами, а "Креонта", "Квинта Фабия" и "Празднество сеньора" - вообще ни разу...
[Профиль]  [ЛС] 

mike-kr

Стаж: 16 лет 6 месяцев

Сообщений: 38


mike-kr · 14-Июн-13 22:11 (спустя 1 месяц 23 дня)

Я эту оперу слушал в оригинале в театре Покровского году в 1986м. Когда я ее нашел здесь впервые (brolgmail раздавал) у меня был шок. Повеяло светом детских чистых воспоминаний. Для меня эта опера как первая любовь.
[Профиль]  [ЛС] 

maksim karpitski

Стаж: 13 лет 5 месяцев

Сообщений: 176

maksim karpitski · 06-Янв-14 02:41 (спустя 6 месяцев)

В этом обсуждении я всё же на стороне OrionSK. В любом случае значение оперы как народного искусства в любой стране проблематично в силу того, что она требует значительных ресурсов и доступна в лучшем случае жителям городов, где имеются театры. Да и в конце концов, если говорить о народности оперы, то это скорее к итальянцам, где оперы Верди сделали больше иных политиков для объединения разобщённой Италии. Собственно, его оперы с успехом демонстрируют универсальность тем патриотизма, народности и далее по списку. Приводить в качестве примера молодую американскую цивилизацию несколько некорректно, хотя и там присутствовали подобные духовные запросы, только реализацию в искусстве они нашли несколько иную.
А Бортнянский замечательный, искренне благодарен автору раздачи.
[Профиль]  [ЛС] 

zaz36

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 357


zaz36 · 13-Фев-15 01:30 (спустя 1 год 1 месяц)

Можно говорить о патриотизме - любви к Путину.
А можно слушать Бортнянского. Его мало кто знает - согласитесь.
Вот мне, допустим, в конце 70--х попалась эта пластинка. И я влюбился в музыку 18-го века не через итальянцев, а через Бортнянского.
Кстати (ГМ) исполнение Сокола просто восхитительно - классно, весело. У нас в Воронеже ставили "Тайный брак" Чимарозы - я ходил на все спектакли. А вот у вас ( в Волгограде, Брянске, Липецке...) ставили оперы 18 века?
Вооот.
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 15-Фев-15 00:11 (спустя 1 день 22 часа, ред. 15-Фев-15 17:16)

Спасибо, уважаемый(-ая) ZAZ36! за этот повод к ответу... вновь отвечаю в день памяти св. Трифона третьего века нашей эры - 14 февраля... Момент для ответа я не специально "подогнал", а так уж вышло - само собой... Прошло два года с момента дискуссии. - А вы, кажется, спросили про 18-й век?.. вот и ответ! старина-то какая... Но многое изменилось, время другое совсем, серьезное... и не до развлекаловок музыкальных ныне, как можно плясать на пепелищах.
zaz36 писал(а):
66856502Можно говорить ...
А можно слушать Бортнянского. Его мало кто знает - согласитесь ...
Его (музыканта Бортнянского) - все знают... Не шутите уж так.
А патриотизм, кстати замечу, - это любовь к Отечеству, а не к правителю. Поправочка небольшая. Что у вас с головой сегодня?.. Или вы с запорожья сами? Давайте поправляйтесь. Святой Трифон в помощь вам! без обид... молиться-то не разучились?
Живу в Чебоксарах, полюбилось красивое место на окраинах старой России и добросердечность и просвещенность жителей. Отсюда во все русские стороны - близко:
До Нижнего, Владимира, Сарова - около 300 км; до Болдино, Темникова, Казани - 150 верст только...
До Москвы - 650 км. - И погода для меня - не случайные цифры городских температур на сайте Яндекса, всегда раздражающе неточные (плюс-минус 10 градусов...), - а необыкновенно высокие темные или светлые кучевые облака в стороне над волжским Заливом... достаточно одного взгляда на них! там - делается погода для всей Русской равнины, оттуда дует ветер... Город же сам официально основан царем Иоанном IV Грозным, возвращавшимся из казанского похода. - Вот какие оперы ставились здесь, на Волге, в старинные-то времена!..))
zaz36 писал(а):
66856502А вот у вас ... ставили оперы 18 века?..
В принципе, искусство оперы не требует особой помпезности, это было под силу... тем же дворянским (графским) крепостным коллективам. Требуется талант, и не один музыкальный - но и актерский вместе... Опера хорошая - гармонична многообразно! и есть множество примеров, когда под роскошной тяжестью костюмов и за внешней титаничностью голосов исчезает куда-то музыкальная сердцевина действа, выставляя наружу одно пошлое и площадное... так Европа превратилась в оперную клоаку ныне. Sic... И любая домохозяйка со средствами - может теперь на сцене известных театров ставить оперы: демократия (в образах свободы, равенства и бл-ва!) взошла и сюда... Давно пал кинематограф, пришел вот черед и оперы.
И да, Бортнянский велик и великолепен со всех сторон. Во множестве музыкальных жанров.
[Профиль]  [ЛС] 

zaz36

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 357


zaz36 · 20-Фев-15 02:46 (спустя 5 дней)

У меня с головой сегодня, да и всегда, нормально. И не стоит, приводя некоего св.Трифона (хер его знает кто это) хамить собеседнику. А то вот вроде все хорошо, лелейно, святой Трифон там, а собеседнику голову проверяем.
Ну, просто, заочно обижаем.
Да я и не с Запорожья. А что, плохо быть с Запорожья?
Я думаю, что ваш св. Трифон (если он действительно св.) никак не отделял "с Запорожья" или "не с Запорожья".
Помните:)) сегодня вы человек официальный... а завтра, хм, НЕофициальный.
А??? Помните, как сынок то Эльвиры конфет нажрался? Хех:))
Кстати, вы взаправду думаете, что ВСЕ знают Бортнянского?
[Профиль]  [ЛС] 

domna

Стаж: 16 лет 1 месяц

Сообщений: 71

domna · 27-Апр-15 09:57 (спустя 2 месяца 7 дней)

Какая богатая дискуссия! Тут же и о Диснейлендах, и о святых, и иное многое — поистине слово вздорных баб россказни, и так все невежественно, что не только ученым и знающим мужам, но и простым и детям на удивление и на осмеяние
[Профиль]  [ЛС] 

kino.muza

Стаж: 11 лет 5 месяцев

Сообщений: 162

kino.muza · 12-Июн-16 14:50 (спустя 1 год 1 месяц, ред. 31-Янв-18 22:07)

OrionSK и alfredgps, спасибо... Любопытно...
Ну, а выпады... некоторых... вызывают лишь улыбку.
[Профиль]  [ЛС] 

alfredgps

Стаж: 13 лет 3 месяца

Сообщений: 287


alfredgps · 19-Июн-16 20:17 (спустя 7 дней, ред. 19-Июн-16 20:17)

...
P.S. О Запорожье (уж простите!) - вырвалось невольно, но если подумать... ведь запорожцы (особенно и собственно казацкие дружины) не желали ни в какую идти под руку Москвы!... Дикий случай был: полковник Некрасов увел своих казаков в Турцию, к султану! и там община казаков-некрасовцев жила автономно почти два с половиной столетия, пока не вернулась, уже в наши дни, назад - в Россию!!..
Фантастический сюжет! но где они - сегодняшние оперные композиторы, создатели шедевра будущего?! -- риторический вопрос. Шедевра, потому что иного и быть не может - тема шикарна неимоверно, и обещает мировой интерес, собственно и поднимет к нему, если не дрогнуть в замахе. Рекомендую!))
..Вспомнил это, - как и царицыны черевички..., и выкрики казацкие на аудиенции у самой царицы: "Так, мамо!..," - из повестей дорогого всем русским - и любимого - Николая Гоголя... видимо, волновала и его тема малороссийского неукоренения... - Чудны дела твои, Господи!)) ...и живут долго, и вызывают восторг публики, в искусстве часто - одни безделицы... где же ты, наш новый Мус`Оргский? или - Танеев?.. Калинников?.. новый - Глинка?
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error