Холодное солнце Скандинавский прог рок
Невезучие San Michael's
Ханс Лундин был пианистом самоучкой, а Томас Эрикксон брал частные уроки игры по классу шестиструнной и бас гитар были обыкновенными парнями, которые, как и многие другие были подвержены музыкомании.
Летом 1964 года, одноклассник Лундина, который играл на барабанах в поп-группе, спросил 16-летнего Ханса, сможет ли он временно поиграть на клавишных и попеть в его группе каждое воскресенье недели. При этом приятель добавил, что это, естественно, не безвозмездно. Этот проект носил название Shakemen, который и положил начало светлой музыкальной карьере Ханса Лундина.
Спустя несколько месяцев после прихода Ханса, ребята узнали, что в другом шведском городе уже есть группа с таким же названием. Поэтому имя срочно было изменено на ST.MICHAEL'S SECT (Секта Святого Михаила).
Группа (несмотря на общий возраст ребят 16-17лет) была полна творческих идей и работоспособности и очень скоро стала популярной в Швеции и однажды выиграла конкурс лучшей поп-группы Швеции 1965 года, что помимо записи трёх синглов давало им право давать концерты несколько раз в неделю. Это формация выпустила синглы своих личных музыкальных изысканий под названием One night dream на старой почтенной фирме Road Runner, также Why not tonight, а потом последовал двухсторонний сингл (And most of all/ I can see на независимой Sweden Records) . Оригинальные композиции и тексты были написаны душой компании - гитаристом Томасом Фриском.
Первое невезение постигло ребят в начале 1968 года. К тому времени поп-бит волна в мире и в Скандинавии пошла под откос, и в скором времени организаторы концертов в Швеции, имевшие свои доли с живых выступлений, стали терпеть немалые убытки. Это то и привело к тому, что из группы стали тихонько разбредаться её члены. К 1968 году в группе остались только Ханс Лундин и бас-гитарист Томас Эрикссон. Из аппаратуры у них на руках были только Hammond M3 и 100–ваттовый бас Fender Bassman. Новоиспечённый дуэт стал сочинять несколько иную музыку, чем было представлено на синглах. И теперь они хотели попытать счастья с текстами на шведском языке, который на самом деле был не модным в то время. Дожидаясь своего звёздного часа, ST.MICHAELS SECT рекруитировали в свои ряды Торда "Толле" Фредрикссона. Фредрикссон ранее играл с Хансом Бруниоссоном (позже в составе откровенных шизиков Samla Mammas Manna). По совету одного чела, ребята урезали своё название до San Michael и в январе 1970 года группа выступили перед несколькими владельцами звукозаписывающих студий. Но результата это не дало и им пришлось снова ждать. На данном этапе группа стала уже квинтетом: Фредрикссон (вокал), Ханс Лундин (орган), Клаус Бьенвернак (гитара), Гуннар Вестберг (ударные) и Томас Эриксон (бас).
Но квинтетом пробыла недолго. В этом же году из-за материальных передряг из группы удрали Фридриксон и Бьенвернак, а остальные музыканты продолжали играть как трио, формируя собственный стиль, построенный вокруг Хаммонда, баса и барабанов в купе со шведской лирикой. Потом ими неожиданно заинтересовались, обещав кучу концертов и кренделя небесные. Однако, вскоре, организаторы концертов были не слишком довольны тем, что троица получает зарплату как квинтет, поэтому под давлением, Лунгин и Эриксон временно ввели в состав группы Кьелла Фридерикссона, брата Торда "Толле" Фредрикссона, чтобы играть на конгах и сделать группу похожими на квартет. Тот факт, что группа не имела гитариста, не осталось незамеченным в некоторых местах, поэтому им пришлось исказить орган еще больше, чтобы это компенсировать. Святые Михаилы имели большой репертуар, но им приходилось дополнять в свои выступления кавер-версии известных исполнителей, дабы уложится в двух часовой сет. Но денег катастрофически нехватало. И вот теперь, на этом этапе, нужен был дебютный лонгплей, рассматриваемый музыкантами как идеальное дополнение к постоянным гастролям. Поэтому в апреле 1971 года ребята вошли в студию ULAB в пригороде Упсалы...
Но из звукозаписываюшей аппаратуры им были предоставлены только микрофоны, усилитель, колонки и двухдорожечный рекордер Revox. Кроме того Святые Михаилы должны были записать партии инструментов на записях неизвестных им исполнителей, потому что денег на запись они так и не собрали. Лейф Мазес, проницательный инженер и владелец студии звукозаписи, связался с небольшим лейблом в Вестерос, от компании Калифорния рекордс, и сразу же получил контракт на выпуск винила. Мазес позже станет известный специалистом по звукозаписи (среди всего прочего он был в числе ответственных за последний студийный альбом гигантов Led Zeppelin). Дополнительно были приглашены гитарист Нан Квиллсатер и флейтист Томас Рулле Эриксон.
Дебютник был таки выпущен. Правда ограниченным тиражом в 1000 экземпляров и в основном продавался на концертах. Ребята много гастролировали, но тем не менее, не могли свести концы с концами.
В это время Ханс Лундин стал архитектором звучания группы, которое в значительной степени основано на его игре на Хаммонде и душевном вокале. Барабанщик Гуннар Вестберг обладал мощной динамикой игры, на которую идеально ложился бас Томаса Эрикссона. Хотя сами участники считают дебютный альбом весьма слабым творением: неурядицы, усталость, сжатые сроки пребывания в студии и примитивные условия для записи наложили свой отпечаток. Даже ремастированное издание 2009 года ни изгладило многие огрехи.
В июне 1971 группе было предложено сопровождать гастроли Эмиля Форда, популярного певца, родом из Вест-Индии, живущего в Лондоне. У него было несколько хитов, крутившихся на шведском радио. Гитаристу Нан Квиллсатер которому ребята предложили временно влится в состав группы. Позже, они присоединились к группе под названием Harpo'S Helicopter, фронтменом которой был вокалист Harpo( в Великобритании фанаты помнят его хит 1976 года "Movie Star).
Осенью того же года группе щекотливое предложение стать частью группы музыкального сопровождения конкурса красоты голых дам "Мисс Нагота". Шоу было организовано итальянским певцом Умберто Маркато. Когда зрители голосовали за ту или иную участницу, пел Маркато и играли ребята. Эту лавочку прикрыли после четырёх шоу в различных городах.
Но группа на этом не остановилась и играла где только можно. Но все же большую часть своих концертов они давали не отъезжая далеко от Упсале. У группы накопилось много нового материала, требующего реализации и весной 1972 группа снова настроила свои инструменты в ULAB студио. На этот раз они были гораздо больше времени в студии, экспериментировали с новыми звуками и воплощали то, что было просто технически невозможно годом ранее, будучи к тому же вдохновлёнными музыкально «прогрессивными» голландцами Ekseption и своими кумирами Beatles.
Квилсатер на записи альбома стал полноправным членом группы, и его гитара заставила по-иному взглянуть на музыку группы. Кроме того, все члены группы выступили в качестве певцов. Запись была закончена. Диск назвали Nattåg (Ночной поезд).
Но и тут не повезло и не обошлось без курьёзов – Калифорния рекордс не заключила контракт с группой на выпуск альбома. Нужно было срочно искать новый лейбл. Удалось изготовить один хрупкий долгоиграющий 12 дюймовик, который и представили несколькими заинтересованным сторонам, но заключить сделку так и не удалось – ни одна компания не дала ни единого пени. Диск пылился на полке, пока его не переиздали в 2009 году на цифре прицепом с дебютником.
Но тут группе предложили одну шабашку, которая, в принципе, довершила разложение коллектива. Один клуб в Норвегии пригласил Михаилов работу. Клуб был расположен в городе Харстад на миром забытом севере норвежского архипелага. Контракт предусматривал ежевечернее выступление. Чтоб доехать от Упсалы в Харстад потребовалось несколько дней, а единственный концерт поставил точку гастролям – организаторам не понравилась громкая музыка, якобы испортившая вечер. Михаилы были уволены на месте, оставшись без гроша в кармане за 3000 километров от дома. Это было не время для паники – их приютили другие клубы, правда за смехотворную плату. Несколько хороших людей также помогли получить концерты в близлежащих городах Нарвик и Моирана, но денег не хватило даже на номер в гостинице и квартету даже пришлось спать в камере местной тюрьмы несколько ночей, дабы не двинуть кони от арктического холода.
Через месяц четыре изнемождённых человека вернулись в Упсале. Неожиданно Вестберг помахал рукой и укатил в турне с Эриком Хеммингсоном, другие члены коллектива не видели другого выхода, как распустить группу весной 1973 года.
Два трека с так и неизданного тогда второго альбома был позже подхвачен Ларсом Сарниссом на лейбле Four Leaf , который выпустил их в сокращенной версии на 7дюймовом сингле под вывеской Ura-Kaipa. Квилсатер позднее стал играть с Ульфом Ланделлом.
Лундин, Эрикссон и новый барабанщик Томас Шеберг (который, к сожалению склеил ласты от рака в 1974) возобновят свою музыкальную карьеру под именем Kaipa в 1973 году, но это уже другая история.
Автор: rubicoon