MundoNarco · 15-Фев-08 22:41(16 лет 11 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Курс дифференциального и интегрального исчисления (в 3 томах) Год: 2001 Автор: Фихтенгольц Г.М. Жанр: Математика Издательство: Физматлит Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 616 + 610 + 662 Описание: Фундаментальный учебник по математическому анализу, выдержавший множество изданий и переведенный на ряд иностранных языков, отличается, с одной стороны, систематичностью и строгостью изложения, а с другой - простым языком, подробными пояснениями и многочисленными примерами, иллюстрирующими теорию.
"Курс..." предназначен для студентов университетов, педагогических и технических вузов и уже в течение длительного времени используется в различных учебных заведениях в качестве одного из основных учебных пособий. Он позволяет учащемуся не только овладеть теоретическим материалом, но и получить наиболее важные практические навыки. "Курс.." высоко ценится математиками как уникальная коллекция различных фактов анализа, часть которых невозможно найти в других книгах на русском языке.
Григорий Михайлович Фихтенгольц (1888 - 1959)
Григорий Михайлович Фихтенгольц
(1888 - 1959)
Деятельность Григория Михайловича Фихтенгольца в Ленинградском университете продолжалась более сорока лет. Почти все ленинградские математики были в какой-то степени учениками Г.М.Фихтенгольца. Среди тех, кто в разное время слушал его лекции - С.Л.Соболев, Л.В.Канторович, П.Я.Полубаринова-Кочина, В.А.Амбарцумян, С.А.Христианович, Д.К.Фаддеев, И.П.Натансон, Б.А.Венков, С.М.Лозинский, Б.З.Вулих, Н.П.Еругин, М.К.Гавурин, А.Г.Пинскер, Н.А.Лебедев и многие другие видные советские математики. Основанная Г.М.Фихтенгольцем кафедра математического анализа и теперь включает ряд его учеников. Григорий Михайлович был ее заведующим до своей вынужденной отставки в1953 году. Г.М.Фихтенгольц был основателем ленинградской школы теории функций вещественной переменной. Эта школа ведет свою историю от его магистерской диссертации по теории интеграла, защищенной в 1918 году. Серия работ по метрической теории функций выдвинула его в первые ряды работавших в этой области математиков. Среди его зарубежных корреспондентов в те годы -- Фр.Рисс, Дж.Витали, Ш.Валле-Пуссен и др. В 1934 году совместной статьей Г.М.Фихтенгольца и Л.В.Канторовича начались ленинградские исследования по функциональному анализу. В эти годы Григорий Михайлович опубликовал несколько работ, которые выделялись необычной для того времени постановкой задачи: в них изучались функционалы, непрерывные относительно существенно неметрической сходимости. Последующее развитие функционального анализа подтвердило важность подобных исследований. Многие годы в университете работал семинар по функциональному анализу, руководимый Г.М.Фихтенгольцем и Л.В.Канторовичем. Этот семинар был центром ленинградских исследований по функциональному анализу; в нем выросло несколько поколений математиков. Григорий Михайлович любил педагогический труд во всех его формах и старался большую часть своих сил отдавать воспитанию молодежи. Он был одним из организаторов советского Педагогического института; много работал со школьниками,читал для них лекции, руководил в тридцатых годах составлением школьных программ. Именно Григорий Михайлович был в 1934 году инициатором первой в СССР математической олимпиады. Наибольшую славу Григорию Михайловичу принес курс анализа, который он читал в Университете более 30 лет. В нашей стране и за ее пределами широко известны книги, написанные на основе этого курса. Трехтомный "Курс дифференциального и интегрального исчисления" представляет собой блестяще написанную энциклопедию математического анализа. Однако, как ни хороши эти книги, они не дают полного представления о педагогическом мастерстве автора. Григорий Михайлович был на кафедре подлинным художником. Без преувеличения можно сказать, что каждая его лекция -- для студентов, для школьников или учителей -- была педагогическим шедевром. Даже классная доска к концу лекции выглядела как произведение искусства. За легкостью и блеском лекций Г.М.Фихтенгольца скрывался огромный труд. После сорока лет преподавания он продолжал тратить многие часы на подготовку к лекциям, обдумывая каждое слово. Точно так же он относился к экзаменам. Он был непревзойденным экзаменатором, строгим и доброжелательным одновременно. С величайшим напряжением, не пропуская ни одного слова, он выслушивал студента, как бы сбивчиво и бессвязно тот не отвечал. Необыкновенная добросовестность, работоспособность и чувство ответственности дополняли талант Григория Михайловича, были наиболее характерными чертами.
daefr, а что за французский первоисточник? И, что, получается, Фихтенгольц, просто с314здил первоисточник?? Я Фихтенгольца не читал, но одобряю. Гипотеза: А если бы у Вас вместо daeFR было бы погонялово ну, скажем, daeDE, Вы бы нашли другой первоисточник? Мне ответ познавателен... и только. ================================== Добавление-извинение от 29 июня. Прочитал о Григории Михайловиче и мне стало очень стыдно за свои слова. Вот только стирать их будет малодушно, хотя технически возможно.
privet888
Со слов проф. Малова (МИФИ 1972г примерно), в основу своей книги Фихтенгольц взял работу Коши ( см http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/kkoshi.htm ). Это нисколько не умаляет достоинств его учебника, это не художественное произведение и не буквальный перевод. Впрочем, достоверных данных у меня нет и на своем предположении я не настаиваю. А учебник хороший, у нас он был основным (в *.ru, а про *.de, *.fr я не знаю).
Спасибо за ответ. Я теперь вспомнил, что и сам слышал студентом эту версию. Ну, теперь осталось сравнивать эти два учебника. Благо, что теперь это можно легко сделать. И это будет наверняка и приятно, и познавательно...
privet888
Со слов проф. Малова (МИФИ 1972г примерно), в основу своей книги Фихтенгольц взял работу Коши ( см http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/kkoshi.htm ). Это нисколько не умаляет достоинств его учебника, это не художественное произведение и не буквальный перевод. Впрочем, достоверных данных у меня нет и на своем предположении я не настаиваю. А учебник хороший, у нас он был основным (в *.ru, а про *.de, *.fr я не знаю).
Час назад я случайно наткнулся на книгу Коши в русском издании 1831 года.
Действительно, есть много общего
учусь на заочном,вчера были первые лекции по матану,нифига не понял))надеюсь он поможет))
На 3 курсе один мой сокурсник пожаловался преподу, что до сих пор неичего в матане не понимает. Препод сказал "Сейчас вы зубрите, понимать начнете после дипломной" Вот так и зубрим потихоньку =) ЗЫ На самом деле очень хорошая книга, ИМХО одна из лучших по мат.анализу и диффурам
privet888
Со слов проф. Малова (МИФИ 1972г примерно), в основу своей книги Фихтенгольц взял работу Коши ( см http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/kkoshi.htm ). Это нисколько не умаляет достоинств его учебника, это не художественное произведение и не буквальный перевод. Впрочем, достоверных данных у меня нет и на своем предположении я не настаиваю. А учебник хороший, у нас он был основным (в *.ru, а про *.de, *.fr я не знаю).
Час назад я случайно наткнулся на книгу Коши в русском издании 1831 года.
Действительно, есть много общего
Что здесь удивительного? Анализ приобрел близкую к современной форму в работах Коши - это первая половина XIX века. Вот Вам и "прекрасная Франция".
В более ранних работах (Даламбер, Бернулли, в меньшей степени, Эйлер) - это почти шаманство.
Налился бетоном и забронзовел анализ - в работах Вейрштрасса - это конец XIX века и "...из Германии туманной привез учености плоды"(С)Пушкин. Фактически с тех пор курс, читаемый на 1-2 курсах больше не менялся. Дальше - тонкости стиля и отделка деталей. Разбиение на теоремы, леммы и следствия, выбор примеров и контрпримеров - всё для того, чтобы студент достиг просветления ещё в этой жизни А трехтомник Фихтенгольца - первый полноценный оригинальный курс анализа на русском языке. И, пожалуй, до сих пор наиболее полный - в смысле охвата тем. Но рекомендовать сегодня его для первого чтения - садизм и снобизм. В курсе уникальная полнота сочетается со своеобразным и очень тяжелым для восприятия стилем. IMHO, Технарям лучше начинать с книг Кудрявцева (любое издание). Математикам - с курса Зорича - впрочем, им лектор подробно порекомендует.
А трехтомник Фихтенгольца - первый полноценный оригинальный курс анализа на русском языке. И, пожалуй, до сих пор наиболее полный - в смысле охвата тем. Но рекомендовать сегодня его для первого чтения - садизм и снобизм. В курсе уникальная полнота сочетается со своеобразным и очень тяжелым для восприятия стилем. IMHO, Технарям лучше начинать с книг Кудрявцева (любое издание). Математикам - с курса Зорича - впрочем, им лектор подробно порекомендует.
Не первый. Есть работа Н.Н. Лузина, которая написана не менее блестяще, а насчёт тяжёлого для восприятия стиля - не согласен категорически. Когда на первом курсе я пользовался Кудрявцевым, то особого понимания и ясности как-то не обнаружилось. в отличие от Фихтенгольца, в котором, напротив, ясно, последовательно и более доступно объяснена большая часть материала. Лузин и Фихтенгольц - это два учебника, с которыми вообще возможно самостоятельно постичь эту дисциплину.
Учебник Кудрявцева появился примерно в 1970 г. и был сборником опечаток. хотя легким для восприятия, за что и ценим студентами МИФИ того времени. Сейчас опечатки, надеюсь, исправлены. В учебниках всегда много опечаток-никто править не хочет-ИМХО!
Да ты, видать, гений в физике, если даже матан в ней не используешь. Как то странно мне представляется разделение этих двух вещей. Ведь в физике и есть основное применение матанализа.
Или просто дальше равномерного прямолинейного у вас не учат?=)
Ну, он действительно тяжеловат... Хотя сейчас приходится его читать.
А вообще для физиков рекомендую Андре Анго - Математика для электро- и радиоинженеров https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2427857
Не соглашусь с Вами JIEHUH990. Математика хороша на своем месте. Например сколько букв в Вашем логине? Вы можете ответить шесть букв, а можете ответить одна буква J, одна буква I, одна буква E, две буквы H, одна буква U. Оба ответа правильные, но математически они разные. Надо занть, что считаешь, а этому учат как раз физика, химия, биология, социология, история, электротехника и т. д... .
Книга потрясающая! Правда студентам ее не советовала бы, не все осилят такой объем материала, тем более в сессию. А вот для понимания, и если время не поджимает - самое то! Спасибо за раздачу!