|
|
|
VerbenaInna
Стаж: 15 лет Сообщений: 5
|
VerbenaInna ·
19-Ноя-10 22:26
(15 лет назад)
Нужно написать научную статью по Международному частному праву на тему :усыновление при участии иностранного элемента..объемом неболее 5 страниц. Помогите с литературой, может какие проблемные вопросы решаемые по данной теме,хоть какой то материал. Как лучше структуировать данную научную статью.
|
|
|
|
demdomin
  Стаж: 18 лет 4 месяца Сообщений: 2331
|
demdomin ·
22-Ноя-10 19:00
(спустя 2 дня 20 часов)
VerbenaInna писал(а):
Нужно написать научную статью по Международному частному праву на тему :усыновление при участии иностранного элемента..объемом неболее 5 страниц. Помогите с литературой, может какие проблемные вопросы решаемые по данной теме,хоть какой то материал. Как лучше структуировать данную научную
скрытый текст
ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ПРИ НАЛИЧИИ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА Семейный кодекс РФ содержит раздел VII, в котором определены правила применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранного элемента. Главное отличие этих норм от ранее действовавших в законодательстве о браке и семье РСФСР заключается в том, что они допускают применение норм иностранного права.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров перед нормами национального права. В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснено, что к общепризнанным принципам и нормам международного права отнесены такие его принципы и нормы, которые закреплены в Конвенции о правах ребенка и положениях Международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. В ст. 6 СК определены условия применения правил международных договоров РФ. Если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Это правило действует и в гражданском процессуальном праве (ч. ч. 4, 5 ст. 11 ГПК).
Очевидно, что нормы международных правовых актов, касающиеся вопросов межгосударственного усыновления, имеют большое значение в правоприменительной практике. Они содержат основополагающие принципы регулирования этого вопроса, позволяют государствам разрешать возникающие коллизии.
Вместе с тем правила п. 2 ст. 165 СК направлены на защиту интересов усыновляемых детей и носят ограничительный характер. В частности, независимо от подлежащего применению законодательства при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено, а состоявшееся подлежит отмене.
Практика показывает, что нередко закрепленные правила усыновления российских детей иностранцами нарушаются. В частности, установлено, что отдельные организации не выполняли требования Министерства образования и науки РФ, изложенные в письме от 14 июня 2001 г. "Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации на отдых, обучение или лечение". Иностранные организации не представляли в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ заявление иностранных граждан с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего гражданина РФ в их семью; не было заключения компетентного органа государства по месту проживания иностранных граждан об условиях их жизни для возможного временного помещения несовершеннолетнего гражданина РФ в эту семью; не соблюдалось обязательство принимающей семьи о своевременном возвращении ребенка в РФ.
Прокуратурой установлено, что организации "Кросроудс Эдопшн Сервисиз" (США) и "Чилдренс Хоуп Интернэшнл" (США), занимающиеся организацией отдыха детей в Приморском крае, не представили требуемые документы, что не помешало бывшему руководителю департамента образования и науки подписать договоры с этими организациями и издать соответствующие приказы, на основании которых воспитанники интернатных учреждений были отправлены в США с условием проживания в американских семьях.
В результате выявлены взаимосвязанные, систематические и грубые нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок передачи детей на усыновление иностранным гражданам. Не соблюдаются правила о приоритете российских граждан при усыновлении детей.
Так, супруги Г., граждане ФРГ, обратились в суд с просьбой об установлении удочерения Р., 1998 г. рождения, воспитанницы Дома ребенка N 3 г. Омска, от которой мать отказалась. Супруги сослались на то, что у них хорошие условия и возможности для воспитания девочки, своих детей нет и по состоянию здоровья быть не может.
Решением Омского областного суда от 11 марта 2000 г. в удовлетворении просьбы отказано.
В кассационной жалобе супруги Г. просили об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении просьбы об установлении удочерения ребенка. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 апреля 2000 г. оснований для ее удовлетворения не нашла, решение областного суда оставила без изменения, указав следующее.
Обсуждая вопрос о возможности удочерения Р. иностранными гражданами - супругами Г., суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности такого удочерения, поскольку в нарушение норм международного права - Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международных уровнях, Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и российского законодательства (ст. ст. 122, 123, 124 СК) - не был соблюден принцип приоритетного устройства ребенка на воспитание в семью российских граждан.
Согласно п. 3 ст. 165 СК защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права консульским учреждением РФ, в котором указанные дети состоят на учете. Постановка детей на учет в консульском учреждении РФ, находящемся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей (при отсутствии консульского учреждения - в дипломатическом представительстве РФ), осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. Нередко эти правила не соблюдаются. Нарушения сводятся к следующему: несвоевременно представляется информация о постановке детей на консульский учет; образуется задолженность по отчетам о детях; нет сведений об усыновленных детях; на консульский учет ставится меньшее число детей по сравнению с фактически усыновленными. Например, в Магаданской области усыновлено 13 детей, а сведения о постановке на консульский учет даны по 9 детям; в Архангельской области усыновлено 28 детей в 2004 г., а сведения даны только по 8 детям; в Смоленской области усыновлено в 2004 г. 19 детей, из них поставлено на консульский учет 2.
В ходе одной из прокурорских проверок установлено, что срок аккредитации у большинства иностранных представительств, подавших документы на продление срока аккредитации, истек в 2004 г. Приказами министра образования и науки РФ от 17 мая 2005 г. и от 9 июня 2005 г. продлен срок аккредитации представительств 52 иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории России. По данным проверки законности продления срока аккредитации установлено, что из 52 аккредитованных представительств иностранных организаций 31 получило такое разрешение в нарушение действующего законодательства. Так, при рассмотрении в мае 2005 г. вопроса о продлении срока аккредитации представительств, Минобрнауки РФ по большинству из них не запрашивало новые заключения из МИДа РФ, МВД РФ, Минюста РФ, а использовало заключения, датированные апрелем, маем, сентябрем 2004 г., т.е. не проверило информацию о представительствах за истекший период.
Одно из оснований для отказа в продлении срока аккредитации - нарушение иностранной организацией своих обязательств по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по контролю за постановкой на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновленного ребенка.
В ходе прокурорских проверок выявлено, что на момент решения вопроса о продлении срока аккредитации у многих агентств была задолженность по представлению отчетов и сведений о постановке усыновленных детей на консульский учет.
Несмотря на это, в нарушение требований законодательства, Минобрнауки РФ 17 мая 2005 г. приняло решение об их аккредитации. Так, Главное управление образования Красноярского края в отчете за 2004 г. о деятельности Family and Children, Agency Inc. (США) сообщило, что с участием этой организации усыновлено 13 детей, отмечено несвоевременное представление отчетов и сведений о постановке детей на консульский учет. Министерство образования Самарской области сообщило, что усыновлено 8 детей и ни по одному из них нет ни отчетов, ни сведений о постановке на консульский учет. В отношении Interador (Испания) Управление образования Ивановской области сообщило, что этим агентством нарушаются сроки представления отчетов.
Представлять интересы кандидатов в усыновители из числа граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории России, иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории РФ может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в РФ.
В соответствии с п. "d" ст. 21 Конвенции о правах ребенка в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не должно приносить неоправданные финансовые выгоды связанным с этим лицам, что на практике зачастую игнорируется. Фиксируются различные нарушения порядка усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также попытки противоправного взаимодействия с посредническими иностранными и российскими организациями, адвокатами, частными лицами, не наделенными соответствующими компетентными органами принимающего государства правом помещения детей в семьи и последующего контроля за условиями жизни и воспитания детей. Допускаются и нарушения законодательства при оформлении документов кандидатов в усыновители.
Подобные действия в РФ в зависимости от степени общественной опасности наказуемы в административном (ст. 5.37 КоАП) или уголовном (ст. 154 УК) порядке. Вместе с тем принятие соответствующих мер реагирования по фактам незаконного усыновления детей, являющихся российскими гражданами, иностранными гражданами на практике крайне затруднительно из-за того, что с большинством иностранных государств нет двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам.
скрытый текст
§ 8. Усыновление при наличии иностранного элемента Увеличение масштабов усыновления иностранными гражданами российских детей, вывоз усыновленных детей из страны поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами. Такая задача возникла и в России, куда обращаются граждане многих государств с просьбой о передаче им детей на усыновление. А причин для этого достаточно много: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории РФ, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие должным образом обеспечить нормальное существование этих детей и т.д. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые не могут иметь детей и почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин - более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. Например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. Кроме того, само число детей, оставшихся без попечения родителей, в странах, которые принято называть развитыми, значительно меньше.
Не на последнем месте среди соображений, по которым иностранные граждане выражают желание усыновить ребенка из России, - причины сугубо нравственного характера, когда милосердие к осиротевшему, попавшему в бедственное положение ребенку не нуждается в объяснении.
Действующее законодательство предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.
Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление" (к сожалению, последняя Россией не была ратифицирована).
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г., также предусматривает, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при соблюдении двух условий.
Первое - если ребенок не может быть передан на воспитание (помещен в семью) в своей стране.
Второе - если обеспечение подходящего ухода для ребенка является невозможным в стране происхождения.
Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны - члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.
Если усыновителями являются супруги, имеющие гражданство разных стран - участниц Конвенции, в отношении условий усыновления применяется законодательство и той и другой страны. Органом, правомочным осуществлять усыновление и его отмену, является компетентный орган страны гражданства усыновителя. Если супруги-усыновители имеют общее гражданство, вопросы усыновления рассматриваются в стране, в которой они имели последнее совместное место жительства или место пребывания.
Согласно п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.
Таким образом, по общим правилам, если усыновители - граждане США, то порядок усыновления (или его отмены) должен соответствовать в первую очередь требованиям, предъявляемым к усыновителям законом об усыновлении соответствующего штата США (в США нет федерального законодательства об усыновлении). Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства(о требованиях к усыновлению в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность ранее осуществленного в России усыновления в иностранном государстве.
Вместе с тем, при усыновлении иностранными гражданами ребенка - российского гражданина должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что, по существу, свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 статьи 165 СК РФ, является не основным, а скорее дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.
В случае если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 ст. 165 СК, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, а также Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г. (к сожалению, Россия не является членом указанных конвенций).
15 сентября 1990 г. для СССР вступила в силу Конвенция ООН о правах ребенка. В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка.
Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.
Усыновление устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка - российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.
Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам в усыновители лично либо высылаться им (при наличии соответствующей возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте. Нередко, до обращения иностранных граждан с заявлениями об установлении усыновления (удочерения) российских детей, этих детей вывозят в целях оздоровительного отдыха, иногда неоднократно, за пределы страны, и они проживают в семьях заявителей.
В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка на усыновление должны осуществляться непосредственно кандидатами в усыновители, так как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
Согласно п. 4 ст. 124 СК усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК.
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". Так, согласно п. 14 данного Постановления усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.
Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ в п. 4 ст. 124 СК были внесены изменения, в соответствии с которыми сроки нахождения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях, по истечении которых они могут предоставляться иностранным гражданам, были увеличены с трех месяцев до шести.
Среди наиболее часто встречающихся случаев нарушения действующего законодательства об усыновлении является искажение сведений о детях в банке данных путем несвоевременного изменения этих данных. В частности, зачастую не снимаются диагнозы, поставленные в первые дни жизни, даже при излечении детей. Дети числятся с патологиями в физическом и психическом развитии, что отпугивает российских граждан, желающих взять детей на воспитание в свои семьи. Случается, что данные медицинского освидетельствования, проводимого при усыновлении, значительно отличаются от данных состояния здоровья, содержащихся в банке данных.
Вместе с тем в соответствии с Порядком предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 218, предоставление сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства для внесения в государственный банк данных о детях должно производиться не позднее десяти календарных дней со дня установления, изменения, уточнения или снятия диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, по мере их поступления, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
В соответствии со ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Такими заинтересованными лицами вполне могут быть признаны родственники ребенка, сведения о которых также должны содержаться в анкете ребенка (подп. 9 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях").
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" сказано, что, поскольку в соответствии со ст. 273 ГПК РФ в необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет, при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует решить вопрос о привлечении к участию в деле указанных лиц для того, чтобы дело об усыновлении было рассмотрено максимально в интересах ребенка.
Пункт 4 ст. 124 СК РФ содержит правило о том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, исключение делается только для родственников ребенка, которые имеют преимущества при его усыновлении независимо от того, где они проживают и гражданами какой страны являются.
Следует отметить, что количество российских граждан, желающих усыновить российских детей, не столь велико, тогда как количество детей, состоящих на учете в банке данных детей, подлежащих усыновлению, значительно больше. В связи с этим так называемое международное усыновление получило значительное распространение. Нередки случаи, когда иностранные усыновители берут детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями, от которых российские граждане отказываются.
Нетрудно заметить, что п. 4 ст. 124 СК РФ не содержит условия относительно обеспечения ребенку "подходящего ухода", более того, в законе нет и определения самого этого понятия. Следуя логике законодателя, учитывая приоритет международного закона над российским, суд, прежде чем принять решение об усыновлении, должен выяснить, осуществлялся ли такой уход за ребенком в детском учреждении или нет. Если такой уход имел место, то в усыновлении ребенка иностранным гражданам должно быть отказано. Однако на практике суды, рассматривающие дела об усыновлении, часто принимают решения формально, не вникая в содержание этих норм.
Был принят специальный Закон о государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным оператором банка данных о детях является Министерство образования и науки Российской Федерации. Операторами региональных банков данных являются специально уполномоченные на это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 указанного Закона целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:
осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правительством РФ были утверждены Правила ведения этого банка данных. Министерством образования РФ издан Приказ от 28 июня 2002 г. "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Правительство РФ утвердило также Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, усыновленных за границу. Действует Постановление Правительства РФ 2000 г. "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением" и ряд других актов, направленных на обеспечение защиты прав ребенка - российского гражданина, усыновляемого за рубеж.
Следует отметить, что положения указанного Закона постоянно нарушаются. В большинстве случаев нарушения допускаются в интересах иностранных усыновителей. В последнее время широкий резонанс получили случаи, когда иностранные граждане получали неоправданные преимущества при принятии российских детей на усыновление. Есть случаи, когда сведения о детях, оставшихся без попечения, либо вообще не передаются в банк данных, либо этот процесс умышленно затягивается, с тем чтобы потом выгодно продать эту информацию иностранным гражданам. Однако в средствах массовой информации сообщалось и о случае, когда иностранным гражданам, усыновившим российского ребенка, отказали в усыновлении его брата близнеца, поскольку он был усыновлен российскими гражданами. При этом от иностранных граждан скрыли наличие брата-близнеца.
По действующему законодательству ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет российское гражданство. Российское гражданство может быть прекращено по ходатайству усыновителей при условии, что ребенку будет предоставлено гражданство государства, гражданином которого является усыновитель (ст. 29 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации").
В действующем законодательстве РФ наряду с возможностью усыновления ребенка - гражданина Российской Федерации на территории РФ п. 3 ст. 165 СК РФ предусмотрена также возможность усыновления детей - граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства (за границей). Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств, с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление признается в России действительным при наличии следующих условий:
- если оно произведено в отношении российского ребенка, постоянного проживающего за границей;
- если оно произведено компетентным органом государства, гражданином которого является усыновитель;
- если на усыновление получено предварительное разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу.
Порядок оформления документов для такого усыновления предусмотрен п. 43 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам".
Поскольку Российской Федерации небезразлична судьба своих несовершеннолетних граждан, то важное значение приобретает возможность контролировать их дальнейшую судьбу. Пункт 3 ст. 165 СК наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять "в пределах, допускаемых нормами международного права" защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.
Для такого усыновления необходимо предварительно получить согласие родителей или иных законных представителей ребенка и компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, когда это необходимо по законодательству страны, гражданином которой является ребенок, должно быть получено и согласие самого ребенка.
В данной норме речь идет о ситуациях, когда законодательство страны гражданства ребенка предъявляет более строгие требования в отношении его согласия, чем российское законодательство. По российскому законодательству необходимо получение согласия ребенка старше 10 лет, за исключением случаев, когда он проживает в семье усыновителей и считает их своими родителями. Зарубежное законодательство может требовать получения согласия ребенка с более раннего возраста и не допускать исключений из правила об усыновлении только с согласия ребенка, достигшего этого возраста.
Данные меры предусмотрены с целью избежать ситуации, когда усыновление будет действительно на территории России, но не будет признано в стране, гражданином которой является ребенок. Согласно ст. 37 Конвенции, как и по российскому законодательству, усыновление и его отмена регулируются законодательством страны, гражданином которой является усыновитель.
В ряде случаев это может привести к возникновению коллизий и противоречий. Поэтому указанное правило, вероятно, следует понимать в том смысле, что обязательно лишь соблюдение императивных требований, предусмотренных законодательством стран, гражданами которых являются усыновители. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, применимо право страны постоянного места жительства лица без гражданства.
С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (в ред. Постановления от 10.03.2005 N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).
В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).
Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).
Согласно п. 5 Правил по желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящих Правил.
В этом случае указанный Департамент пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка, учетную карточку ребенка и его фотографии в консульское учреждение по месту проживания усыновителей и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет.
При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.
Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации.
Вместе с тем на практике такой контроль недостаточно эффективен. В последнее время стало известно о случаях, когда российские дети, усыновленные иностранными гражданами, подвергались жестокому обращению. Если после усыновления ребенка, являющегося российским гражданином, нарушаются его права в семье усыновителя, отмена усыновления российским судом на основании вышеуказанной нормы (п. 3 ст. 165 СК) в принципе возможна, но практически нереальна.
При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление. Отмена усыновления Случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними обусловлены отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой детей, а также уклонением соответствующих иностранных организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.
Следует отметить, что иностранные усыновители не всегда представляют себе сложности, связанные с усыновлением ребенка из другой страны. Нередко после более или менее длительного общения с ребенком они отказываются от своего намерения, однако на практике такое общение часто ограничивается несколькими днями. Во избежание подобных случаев целесообразно в законодательном порядке установить минимально допустимый срок для общения с ребенком с целью установления необходимого контакта между ребенком и будущими родителями. При этом практика приведения решения к немедленному исполнению в части передачи детей в семью должна носить исключительный характер и применяться судами лишь в тех случаях, когда это необходимо в интересах жизни и здоровья ребенка (к примеру, при необходимости неотложного лечения, операции).
Представляется необходимым включить в Семейный кодекс нормы, обеспечивающие защиту интересов детей, от которых отказались усыновители, и закрепить возможность взыскания с усыновителей компенсации морального вреда за причиненные ребенку страдания и переживания.
Отмена усыновления производится только в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он - иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он - лицо без гражданства) на момент подачи заявления об отмене усыновления. Поэтому основания для отмены усыновления ребенка, круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления ребенка, должны будут определяться в соответствующих случаях законодательством государства гражданства или места постоянного проживания усыновителя.
Вместе с тем следует учитывать, что если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, то такое усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в судебном порядке. При этом очевидно, что с учетом этого подлежать применению будет законодательство РФ, в том числе ст. 275 ГПК РФ, предписывающая суду осуществлять рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления по правилам искового производства.
|
|
|
|