Heidegger Martin / Хайдеггер Мартин – Gesamtausgabe (90 Bände) / Полное собрание сочинений (90 томов) [1975–2019 PDF, DEU]

Страницы :   Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Ответить
 

siamets

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 841

siamets · 22-Июн-10 18:08 (14 лет 8 месяцев назад)

Поскольку философский банкет продолжается, я скажу еще один тост. За Незнакомого Человека(тм).
Ибо, следуя пророчеству Morbidvisions "когда-то лучик света и культуры поможет Вам обращаться к незнакомым людям уважительно", я так и буду к нему обращаться. А то еще в суд подаст. Незнакомый так незнакомый. Лучик блеснул.
Незнакомый Человек(тм), как я понимаю, недоволен невниманием к своей, как он выражается, "аргументации". Проблема заключается в том, что эта "аргументация" ему не принадлежит. Она принадлежит Карнапу, Гёделю, Расселу, Фреге, Попперу и другим упомянутым авторам. Верны их взгляды или нет, но они известны. Что абсолютно неизвестно, так это взгляды Незнакомого Человека(тм). Ситуация странноватая: Незнакомый Человек(тм), спрятавшись за широкими спинами других философов, требует чтобы мы согласились с ним по поводу вздорности Хайдеггера и всякой там метафизики. В качестве "доказательства" он ссылается на то, что имярек был такого-же мнения. Но нас не интересует, в данном забеге, мнение имярека, нас интересует, почему слепая вера в авторитеты должна считаться достаточным основанием для подобных заявлений. На этот вопрос ответа у Незнакомого Человека(тм) нет.
Следующая проблема заключается в том, что вера в авторитеты Карнапа, Гёделя и далее по списку у Незнакомого Человека(тм) поистине слепа. Так как, судя по его однообразным "аргументам" (это так, потому что это так), он не видит у перечисленных авторов никаких противоречий и считает их монолитным логическим объектом, который осталось бросить в окно метафизики. Здесь можно и в подробности углубиться...
Как Гёдель задрал Карнапа и приблизился к экзистенциализму
С большим любопытством я узнал от Незнакомого Человека(тм) что "не могучи создать свой формальный язык, будучи ограниченной теоремой Геделя о неполноте исчисления предикатов первого порядка, философия теснее связана с естественным языком, нежели математика или химия". Я не буду здесь говорить о фееричном стиле "Могучи-Будучи", этим займутся историки фольклора. Перейду к делу.
Оказывается, Гёдель ограничил философию. По-моему, речь идет о сенсации! До сих пор никому ничего подобного в голову как-то не приходило. Когда я последний раз открывал текст самого Гёделя, там не было ничего похожего. Тогда я решил проверить еще раз.
На странице 65 английского перевода "On formally undecidable propositions of Principia mathematica and related systems" (издание Dover Publications, New York 1992) я прочел то же, что там находилось и прежде: "Proposition VIII: In every one of the formal systems referred to in Proposition VI there are undecidable arithmetical propositions". Возможно, под formal systems Гёдель имеет в виду непокорную Философию? Я вернулся к началу текста. "In both the systems mentioned there are in fact relatively simple problems in the theory of ordinary whole numbers which cannot be decided from the axioms" (страница 38), под каковыми системами имелись в виду Principia Mathematica Рассела-Уайтхеда и теория множеств Френкеля-Цермело. И совсем просто: "we restrict ourselves here to the system PM" (там же). Я думаю, что Берти даже в самые лучшие минуты своей научной жизни не считал свой совместный с Уайтхедом труд синонимом всей мировой философии. Но даже если и считал, то именно статья Гёделя убила эту претензию навсегда. Претензию Рассела, но не Философию.
Напоследок я обратился к (весьма содержательному) предисловию к переводу. Среди многих других формулировок открытия Гёделя я нашел самую четкую - "Godel`s two great theorems are theorems about his calculus P: they assert the 'unprovability' within P of certain well-formed folmulae of P (on the assumption that P is 'consistent')" (страница 31)
Нужно обладать невероятной логической "вежливостью" (любимый фетиш Незнакомого Человека(тм)), чтобы из конкретной логической проблемы сделать надувной тезис об ограничении философии проблемами Бертрана Рассела. Философия может создать формальный язык и неоднократно (начиная с Лейбница) его создавала. Но ее задачи шире и глубже, чем может постичь логика (формальная или математическая), поэтому для самых сложных и важных вопросов она использует "естественный" метафизический язык, от которого абсолютно зависимы именно математика и логика как вторичные системы мышления.
Но я человек вредный. Если уж я взялся за Гёделя, то надо было рассмотреть его взгляды в развитии. И вот каковы результаты моих ленивых (то есть не исчерпывающих) изысканий.
В третьем томе Kurt Godel COLLECTED WORKS by OXFORD UNIVERSITY PRESS 1995 я обнаружил весьма любопытную статью "Is mathematics syntax of language?", написанную в 1953 году. Работа эта есть ничто иное, как контрольный выстрел в голову неопозитивизма. Для меня особенно интересным было то, что главной головой, которую здесь разнес Гёдель, была голова Карнапа. Главного телохранителя Незнакомого Человека(тм).
Итак, прямым текстом (статья занимает страницы 334-356, но я выбрал наиболее общие предложения):
"Around 1930 R. Carnap, H. Hahn, and M. Schlick, largely under the influence of L. Wittgenstein, developed a conception of the nature of mathematics which can be characterized as being a combination of nominalism and conventionalism."
"Carnap puts it: Mathematics is a system of auxiliary sentences without content or object. In his Logical Syntax of Language ([1937,] pages 102-129) Carnap has carried this program out."
"[Carnap] Scheme of the syntactical program to replace mathematical intuition by rules for the use of symbols fails because this replacing destroys any reason for expecting consistency, which is vital for both pure and applied mathematics, and because for the consistency proof one either needs a mathematical intuition of the same power as for discerning the truth of the mathematical axioms or a knowledge of empirical facts involving an equivalent mathematical content."
"For these axioms there exists no other rational (and not merely practical) foundation except either that they (or propositions implying them) can directly be perceived to be true (owing to the meaning of the terms or by an intuition of the objects falling under them), or that they are assumed (like physical hypotheses) on the grounds of inductive arguments, e.g., their success in the applications."
"To eliminate mathematical intuition or empirical induction by positing the mathematical axioms to be true by convention is not possible." [Попутный выстрел в попперизм]
"Mathematics is some kind of second-order theory, in the same sense as a physical theory which presupposes other parts of physics, e.g., a physical theory which does not imply physical geometry, but cannot be verified without a measuring of spatial magnitudes. That the existential assertions, also in mathematics, are not a mere "faсon de parler" follows from the fact that they can be disproved (by inconsistencies derived from them) and that they have consequences as to ascertainable facts."
Иными словами, претензия Карнапа логически обосновать математику (и философию, как он её понимал), без обращения к экзистенциальным (внелогическим) утверждениям и эмпирической индукции (также в основе внелогической, отчего её так не взлюбил Поппер), без использования прямой интуиции сущностей (Wesenschau Гуссерля), обречена еще не выходя за пределы самой логики.
Это к реплике "Вы бы сначала Карнапа попытались опровергнуть, хоть один-единственный рациональный и обоснованный аргумент привести вместо этого Вашего «заскорузлой статьи»".
А вот реплика "Для получения истинности или для фальсификации нужна связь с опытом. Поэтому [NB] большинство рассуждений Карнапа можно признать вполне справедливыми, особенно требование ясно излагать свои мысли, не вступая в противоречия с правилами языка и опытом. Метафизические предложения не являются ни доказуемыми, ни ценностными одновременно. [Незнакомый Человек(тм), знает ФСЁ! А доказывать ему не обязательно] Они вообще не имеют смысла. [Так говорил Зарату..., тьфу, Незнакомый Человек(тм)] Не имея смысла, значения они также иметь не могут, ибо, как известно со времен Рассела и Фреге, первое является условием для второго. В конце концов, заниматься чем-либо - личное дело каждого человека." оставляет простор для предположений.
То, что она содержит внутреннее противоречие (связь с опытом, но не вступая в противоречия с правилами языка - как, позвольте узнать?! что же первично? Кант жил напрасно?! ), это полбеды. Она еще предполагает, что Рассел и Фреге - братья-близнецы. Между тем, вся история неопозитивизма, особенно его логических теорий, представляет собой длинный ряд взаимных опровержений. Рассел в известном письме 1902 года уничтожил мечту Фреге о полной формализации математики, Витгенштейн указал на границы логического атомизма, наконец, Гёдель раз и навсегда похоронил Principia Mathematica, а вместе с ней и претензии логиков на тотальную систему пропозиций. Если присоединить сюда Стросона, то метафизическая змея вообще поднимает голову в самом центре аналитической мысли. Но все эти сложности не существуют для Незнакомого Человека(тм), он свято верит в вечную истину той самой "замечательной" статьи, которая ныне интересует только историков философии.
Сам Карнап (аватар Истины по Незнакомому Человеку(тм)) был несколько сложнее. В своем дневнике за 1929 год он сделал (12 декабря) следующую запись: "We admit as legitimate mathematics certain reflections on the grammar of a language that concerns the empirical. If one seeks to formalize such a mathematics, then with each formalization there are problems, which one can understand and express in ordinary language, but cannot express in the given formalized language. It follows that mathematics is inexhaustible: one must always again draw afresh from the ‘fountain of intuition’. There is, therefore, no characteristica universalis for the whole mathematics, and no decision procedure for the whole mathematics. In each and every closed language there are only countably many expressions. The continuum appears only in ‘the whole of mathematics’ . . . If we have only one language, and can only make ‘elucidations’ about it, then these elucidations are inexhaustible, they always require some new intuition again." (Handbook of the History of Logic, Volume 5, Logic from Russell to Church, Elsevier 2009, стр.498)
Таким образом, в самый разгар наиболее радикальной стадии своего философствования Карнап приватным образом фактически признал, что его позиция невозможна. Незнакомый Человек(тм) действительно незнаком с теми, за кем о прячется.
Тут вспоминается еще одна фраза Гёделя - "The Mathematics either is too big for the human brain or the man`s mind is something besides a simple machine". Последняя и самая тяжелая проблема Незнакомого Человека(тм) в том, что он как раз пример слишком простой рассудочной машины, помешанной на иерархии авторитетов.
Morbidvisions писал(а):
про замечательную статью рассказал зачем-то? Даже уж почти разжевал ее
Возможно, вы слишком долго её жевали. Запейте чем-нибудь!
troisvi писал(а):
философия (во всяком случае в том смысле, в каком это понимается у Хайдеггера) никак не наука
У Хайдеггера метафизика - болезнь. Но если вернуться к Фихте, то вопрос о возможности философии как науки успешно снимается. В том числе, и в гегелевском понимании этого слова (Aufheben).
troisvi писал(а):
философские построения неосмысленно "опровергать". Они могут быть вам близки или не близки - и все тут.
Опять таки Фихте дал такую формулу "Какую философию изберешь, зависит от того, какой ты человек". Этически этот вопрос не может быть неоднозначным. Есть Философия Рабства и есть Философия Свободы.
[Профиль]  [ЛС] 

d25

Top Seed 03* 160r

Стаж: 17 лет 2 месяца

Сообщений: 1470

d25 · 22-Июн-10 19:38 (спустя 1 час 30 мин.)

siamets
Цитата:
Есть Философия Рабства и есть Философия Свободы.
Бердяев dixit?
[Профиль]  [ЛС] 

siamets

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 841

siamets · 22-Июн-10 20:06 (спустя 27 мин.)

Бердяев читал более глубоких философов, чем он сам.
[Профиль]  [ЛС] 

d25

Top Seed 03* 160r

Стаж: 17 лет 2 месяца

Сообщений: 1470

d25 · 23-Июн-10 00:50 (спустя 4 часа, ред. 23-Июн-10 00:50)

siamets
ok, поясните про рабство и свободу, мне интересно. Каких только тем не поднимает раздача Хайдеггера.
[Профиль]  [ЛС] 

siamets

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 841

siamets · 23-Июн-10 14:29 (спустя 13 часов)

Под более глубокими философами я имел в виду Бёме и Шеллинга.
Что касается разделения на фил-ю рабства и фил-ю свободы, то оно вроде бы появляется только в немецком идеализме, даже у Канта его еще нет. Первым был, конечно, Фихте, когда четко развел идеализм и догматизм (последний опять же не в кантовском смысле). Догматизм (если упрощенно) предполагает, что человек всегда определен извне, не свободен. Давление может быть материальным (самая очевидная форма ограничения свободы - природа) и духовным (Бог в понимании Спинозы). Идеализм, в ходе исследования первичных элементов бытия (Я и не-Я), открывает, что человек становится свободным в деянии (Tathandlung), когда отношения между субъектом и объектом, материией и духом размываются во взаимных переходах.
Ну, известный трактат Шеллинга о свободе, полагаю, общеизвестен. Тем более, что у Хайдеггера есть специальная работа об этом трактате.
Гегель начинал с философии свободы (теологические сочинения раннего периода, Феноменология), но потом выбрал вариант философии рабства. История раздавила конкретную личность. Вообще, этика - самая уязвимая точка гегелевской системы.
Трудность с философией свободы в том, что в разных традициях она понимается разно. У французов (кроме разве Паскаля, Руссо и спиритуалистов от Мен-де-Бирана до Бергсона) свобода чаще всего понимается, как свобода от санкции, здоровый возврат к телесности, материи. В крайней форме это выразил Сад.
У немцев (имею в виду классику), как правило, речь идет о внутренней свободе, а материя понимается как "спящий дух".
Русское понимание свободы это вообще такая тема, что лучше её и не трогать мимоходом.
А в последнее время происходит любопытное перемешивание. В предисловии к "Логикам миров" Бадью прямо называет то мировоззрение, с которым он хочет бороться - демократический материализм. Это когда "существуют лишь тела и языки". То бишь глобализированный капитализм продающий одни тела другим с помощью ложных языковых моделей. Очевидно, это и есть определение современной философии рабства. Но я не уверен, что сам Бадью выбрал правильную форму философии свободы. Математический маоизм? Капитализм и не такое хавал...
[Профиль]  [ЛС] 

Morbidvisions

Стаж: 15 лет 6 месяцев

Сообщений: 27

Morbidvisions · 23-Июн-10 19:18 (спустя 4 часа, ред. 23-Июн-10 19:18)

Что же, у нас прогресс наметился. Теперь тактика мелких провокаций и обзывательства сменилась тактикой оверквоти… т.е. обильного цитирования на языке оригинала и завуалированных обвинений в плагиате. Между тем, могу заметить, что я нигде не претендовал на авторство приводимых мною позиций (если Вы понимаете в чем разница между отстаиваемой и выработанной кем-либо позицией), всегда честно называя их творца, а по поводу ссылок на чьи-либо работы или взгляды, милостивый государь, я не сотрудник ВАК, это Вам к ним надо обратиться, они-то быстро объясняют, кто, где, когда и каким образом имеет право на что-то ссылаться, а также, думаю, они с удовольствием выслушали бы Ваши объяснения, например, при отсутствии в работе списка прочитанной литературы, что, дескать, Вы не верите в авторитеты, все пишете из головы, мол, и все тут! Также добавлю, что если бы Вы все-таки прочитали «замечательную статью» (а еще программный документ неопозитивистов – «Научное миропонимание. Венский кружок»), то могли бы заметить, что прямого отношения к теоремам Геделя она не имеет – в ней предлагается давно устаревший критерий демаркации науки и метафизики на основе принципа умеренной верификации и редукции высказываний науки к предложениям физики. Но идеи изоморфизма грамматического и логического синтаксисов, а также верификации содержались уже в «Трактате…» Витгенштейна. Итак, Карнап слепо верил в Витгенштейна. Несомненно, что идею подразделения мира на факты Витгенштейн взял не у кого-нибудь, а у самого Рассела. Витгенштейн, таким образом, слепо верил Расселу. А Рассел, меж тем, слепо верил в семантический треугольник Фреге… Вот оно что, а мы-то думали! С помощью Вашего метода была разоблачена самая настоящая секта фанатиков. И как же так им удавалось надувать порядочных людей по всему миру в течении ста с лишним лет?! Уму непостижимо. Но теперь, благодаря Вашим героическим усилиям они больше не смогут никого надуть! В заключение же я предлагаю свою версию «краткой истории вопроса».
скрытый текст
То, что вы нам поведали посредством оверквоти… т.е. обильного цитирования Геделя было весьма интересно. Хотите мой вариант. Пожалуйста. Итак. Соединенная с методом определенных дескрипций Рассела алгебра Буля дает каждому первокурснику знакомое исчисление предикатов (первого порядка, когда предикаты берутся от индивидов, второго, когда от предикатов и т.д.). Рассел использовал подобную систему для построения теории типов (нужной ему для сохранения программы логицизма, сторонником которой были он и Фреге, а не Карнап вовсе) – это позволяло ему обойти обнаруженный самим же парадокс, который был источником третьего кризиса оснований математики (другие решения были предложены в рамках уже неклассической многозначной логики Я. Лукачевичем, Д. Бочваром и С. Клини). Конкурирующими с логицизмом (восходящим к Лейбницу и Больцано) были программы формализма, отстаиваемая Гильбертом, и доктрина интуиционизма Гейтинга, поддержанная, кстати, Брауэром. Тот же Гильберт в целях спасения классической логики предложил использовать метод аксиоматики, т.е. метод построения формальных систем, состоящих из финитного набора аксиом, алфавита, логических связок и правил вывода. Предполагалось, что представив классическую математику в виде аксиоматической теории, можно будет доказать ее непротиворечивость. Но в 1931 году Гедель показал, что это невозможно. Результат, полученный Геделем, предельно емко выразил Тьюринг: «The best known of these results is known as Gödel's theorem, and shows that in any sufficiently powerful logical system statements can be formulated which can neither be proved nor disproved within the system, unless possibly the system itself is inconsistent». (cit. from «Mind Design II», MIT Press, 1997, p. 40). Получается, что сколь богатую систему не создавай, если она непротиворечива, все равно в ней можно будет сформулировать утверждения, которые не будут ни доказуемыми, ни опровержимыми. Логицизм и формализм отступили в своих тщетных попытках обосновать математику и уступили дорогу неклассической логике. На самом деле это означает крах целой философской традиции – логицизма и идущей от Лейбница идеи «а давайте посчитаем». И служит предостережением всем логицистски ориентированным доктринам – можете создавать какие угодно формальные системы и языки, но не надейтесь, что вам удастся решить тем самым все проблемы методом простой калькуляции – однако нам было замечено, что это-де не ограничение вовсе. Очень интересно. Но главный вопрос – какое это все имеет отношение осмысленности метафизики второго пророка тоталитаризма Георга Г. и его достойного ученика Мартина Х., ректора немецкого университета во времена Адольфа Гитлера (причем, не просто «бывшего во времена», а очень даже сотрудничавшего с НСДАП). Ответ на этот вопрос я действительно не знаю. Ваша вялая реплика про экзистенциализм Геделя меня удивила: не меньшими экзистенциалистами были Рассел и все, кто пользовался его методом определенных дескрипций (в том числе и непозитивисты), предполагающего разделение предикатов и индивидов (только экзистенция теперь не считалась свойством, а выражалась через кванторы всеобщности и существования, а также через отрицание) – отсюда растут ноги куайновского «существовать, значит, быть значением квантификационной переменной». Но я был весьма рад узнать от Вас, что оказывается, ранние идеи Карнапа давно раскритикованы (для кого я писал пост про Поппера и Куайна, непонятно). Вот уже сенсация так сенсация! Действительно, Карнап несколько погорячился, необоснованно критикуя Декарта (зато, к примеру, весьма обоснованной была критика Райлом картезианского духа в машине) и Канта. Действительно, в 1950 – 1960 годах в англоязычной философской литературе произошла некоторая реабилитация метафизики. Но отнюдь не тотальная и повсеместная. А что если предпочесть, например, метафизике Стросона раскаленную терапевтическую кочергу Витгенштейна с ее аргументом личного языка (являющегося условием для всякой метафизики, хоть дескриптивной, хоть ревизующей). Или, например, страдавших аллергией на метафизику Райла и Остина? Да даже если предпочесть Стросона с его делением на метафизику дескриптивную (к которой он относил Аристотеля и Канта) и ревизующую (к которой относил Декарта, Лейбница и Беркли), то все равно не ясно, что это нам дает в случае Георга Г. и Мартина Х.? И фигурировали ли эти два персонажа хоть как-то в его работе «Индивиды», например, хочу я Вас спросить? Странно, что если они такие метафизичные, то почему-то метафизик Стросон обошел их стороной? А Вы бы куда их занесли, интересно, к дескриптивистам, к ревизионистам? Однако, к Вашему удивлению, даже Стросон отнюдь является не последним словом в англоязычной философии. Уже прошло 25 лет как вышла в свет книга «Пост-аналитическая философия», ознаменовавшая новый этап в англоязычной философии («Post-Analytic Philosophy / Ed. by J. Rajchman and C. West. N.Y., 1985). Среди ее авторов числился и небезызвестный Хилари Патнэм. Чуть ранее Патнэм в своей статье «Значение значения» выделил четыре необходимых компонента для описания нормальной формы понятия «значения»: 1) синтаксические указатели; 2) семантические указатели; 3) стереотип; 4) экстенсионал (Х. Патнэм, Философия сознания, М, 1999, стр. 232). Подберите, пожалуйста, описание по всем четырем пунктам, например, для термина Dasein из работы Хайдеггера (ведь только в этом случае можно будет сказать, согласно Патнэму, что этот термин обладает значением). Подобрали? Отлично! Теперь соединим этот термин с другими, не менее «значащими» терминами из словаря Хайдеггера, и получим вполне себе осмысленное предложение (даже много предложений - в незабвенном переводе Бибихина): «Но экспликация присутствия (то бишь, Dasein – примечание мое – M-s) в его средней повседневности дает не только где-то усредненные структуры в смысле расплывчатой неопределенности. Что онтически есть способом серединности, то онтологически может быть схвачено в содержательных структурах, которые структурно не отличаются от онтологических определений скажем собственного бытия присутствия» (М. Хайдеггер, «Бытие и время», М., 2006, стр. 44). В результате, получается через чур осмысленные предложения, «которые структурно не отличаются» от «зеленых идей» Ноама Хомского, к примеру, или «глокой куздры» Льва Щербы. Надо ли еще что-то говорить после этого? По-моему, хватит, так что верьте в Хайдеггера, абсолютный дух, в «себе и для себя через себя» бытие и прочую ахинею. Мне все равно. Лишь бы только эта ахинея никоим образом не способствовала возникновению нового вида тоталитарных обществ – попутный привет Вам от Карла Поппера!
[Профиль]  [ЛС] 

siamets

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 841

siamets · 23-Июн-10 19:22 (спустя 4 мин.)

Morbidvisions писал(а):
верьте в Хайдеггера, абсолютный дух, в «себе и для себя через себя» бытие и прочую ахинею. Мне все равно. Лишь бы только эта ахинея никоим образом не способствовала возникновению нового вида тоталитарных обществ – попутный привет Вам от Карла Поппера!
Верю. Потому что мне не все равно. Привет от Поппера можете ему попутно вернуть обратно, пусть с другими мертвецами его фальсифицирует.
[Профиль]  [ЛС] 

sadovnitsan

Стаж: 15 лет

Сообщений: 76


sadovnitsan · 23-Июн-10 22:28 (спустя 3 часа)

Kokodisaster
Конечно, выкладывайте 17 том. Вообще хорошо бы, чтобы ваша необыкновенная раздача постоянно пополнялась. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от вашей раздачи и считаю ее одной из лучших на форуме. Кстати, об этом свидетельствует и совсем небольшое количество скачавших ее.
[Профиль]  [ЛС] 

d25

Top Seed 03* 160r

Стаж: 17 лет 2 месяца

Сообщений: 1470

d25 · 24-Июн-10 01:28 (спустя 3 часа)

Morbidvisions
Сталкиваются слишком разные дискурсивные традиции. Язык раннего Хайдеггера отягощен, это факт. Но кроме Бытия и Времени есть много других работ (я давно читал и подзабыл как это называют - после "Поворота"?), не отягощенных стилем выражения мысли и трудностями перевода.
Что касается лингвистики в целом, то для философов имхо системная лингвистика Хэллидея и дискурс-анализ должны быть интереснее теорий Хомского и лингвистических штудий некоторых философов.
[Профиль]  [ЛС] 

Morbidvisions

Стаж: 15 лет 6 месяцев

Сообщений: 27

Morbidvisions · 24-Июн-10 16:46 (спустя 15 часов)

d25
История философии XX века показывает, что эти традиции практически не сталкивались друг с другом, в лагере аналитиков преобладают слишком консервативные настроения - самый наглядный пример здесь Деннет (некоторое исключение составляют Серл и Патнэм). Что касается континентальных философов - то здесь выделяется (выделялся) лишь Поль Рикер с его любовью к Стросону и, пожалуй, все.
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 26-Июн-10 17:06 (спустя 2 дня, ред. 03-Июл-10 16:09)

sadovnitsan писал(а):
Кстати, об этом свидетельствует и совсем небольшое количество скачавших ее.
На этот счёт могу вам сказать, что каждый раз, когда я добавляю том(а) и обновляю раздачу (перезаливаю торрент-файл), количество скачавших автоматически обнуляется. Я подозреваю, что и сама раздача регистрируется как новая. И пока с 17 томом* повременю: до лучших времён. Может, ещё что в сети отыщется.
И прошу прощения, что только сейчас заметил ваше пожелание по поводу 17 тома (даже в плохом качестве), потому что только сейчас заметил, что дискуссия переметнулась на вторую страницу:)
_________________________
* Это, кстати, первая из Марбургских лекций второго периода Einführung in die phänomenologische Forschung (Wintersemester 1923/24), Ведение в феноменологическое исследование (Зимний семестр 1923/24); первый том второго отделения.
[Профиль]  [ЛС] 

sadovnitsan

Стаж: 15 лет

Сообщений: 76


sadovnitsan · 27-Июн-10 00:30 (спустя 7 часов)

Kokodisaster
А сколько примерно скачавших вообще, Вы не подсчитывали? Мне это крайне интересно. Действительно, я не подумал, что количество скачавших должно обнуляться каждый раз. И не может быть, что скачавших так мало в связи с чрезвычайною до сих пор (хотя не такой как в 90-е) популярностью Хайдеггера.
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 27-Июн-10 09:11 (спустя 8 часов)

К сожалению, не считал. Думаю, человек 50 должно быть. Может быть, где-нибудь у модераторов и есть такая статистика...
[Профиль]  [ЛС] 

sadovnitsan

Стаж: 15 лет

Сообщений: 76


sadovnitsan · 27-Июн-10 11:45 (спустя 2 часа 33 мин.)

Kokodisaster
В любом случае, повторяю, я не сомневаюсь, что это одна из лучших раздач на форуме. Если бы мог, то помог бы Вам (сканировав хотя бы пару томов), но не имею никакой возможности. Спасибо!!!
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 27-Июн-10 18:07 (спустя 6 часов)

У MIMа есть что-то, но я не знаю, что именно.
[Профиль]  [ЛС] 

MIM

Стаж: 18 лет

Сообщений: 411


MIM · 28-Июн-10 20:03 (спустя 1 день 1 час, ред. 28-Ноя-10 11:37)

Kokodisaster,
из того, чего нет у Вас, у меня завалялись необработанные сканы:
Bd. 31: Vom Wesen der menschlichen Freiheit
Bd. 32: Hegels 'Phaenomenlogie des Geistes'
Bd. 39: Holderlins Hymne 'Germanien' und 'Der Rhein'
Bd. 50: Nietzches metaphysik
Bd. 51: Grundbegriffe
Bd. 52: Holderlins Hymne 'Andenken'
Я давно уже решил выкладывать здесь только русскоязычные издания. Но из уважения к начатаму Вам делу могу обработать и переслать первые два тома, 31-й и 32-й.
Скажем, в течении ближайшего месяца с небольшим. А там видно будет.
Ну, а мне необходимо:
В первую очередь:
16: Reden und andere Zeugnisse eines Lebensweges (1910-1976) (2000)
71: Das Ereignis (2009)
75: Zu Hölderlin - Griechenlandreisen (2000)
88: Seminare: 1. Die metaphysischen Grundstellungen des abendländischen Denkens. 2. Einübung in das philosophische Denken (2008)
Во вторую:
21: Logik. Die Frage nach der Wahrheit (Wintersemester 1925/26) (1976 или 1995)
34: Vom Wesen der Wahrheit. Zu Platons Höhlengleichnis und Theätet (Wintersemester 1931/32) (1988)
43: Nietzsche: Der Wille zur Macht als Kunst (Wintersemester 1936/37) (1985)
44: Nietzsches metaphysische Grundstellung im abendländischen Denken: Die ewige Wiederkehr des Gleichen (1986)
48: Nietzsche: Der europäische Nihilismus (II. Trimester 1940) (1986).
Если что-либо из названного добавится в Вашу раздачу, знаю где найти (и сканировать) остальные тома.
...Кстати,
Цитата:
...помог бы Вам ... но не имею никакой возможности...
- У Вас, sadovnitsan, эта возможность есть. Также, как и у всех других, кто слышал про существование Амазона, библиотек и сканеров.
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 03-Июл-10 16:23 (спустя 4 дня, ред. 04-Июл-10 20:35)

Мучает вопрос о форме лекций, которые читал Мартин Хайдеггер на протяжении всего философского пути и которые собраны во втором отделении Gesamtausgabe. Мне до сих пор не совсем ясно, для кого эти лекции были предназначены: для студентов Марбургского/Фрайбургского университетов или для всех желающих? Что значит «летний семестр», «зимний семестр»? Если кто в курсе, отзовитесь.
Интересно, что опубликованные при жизни сочинения занимают всего 16 томов (и то в 8 и 10 томах – два цикла лекций), тогда как лекции – 47 томов (если с теми двумя – 49). Бытию и времени предшествовал период ранних фрайбургских и марбургских лекций: ок. 15 томов. Однако всё наше познание философии Мартина Хайдеггера вращается вокруг Бытия и времени. Когда же мы наконец пойдём в школу Хайдеггера, учиться мыслить вместе с ним?
[Профиль]  [ЛС] 

MIM

Стаж: 18 лет

Сообщений: 411


MIM · 03-Июл-10 22:10 (спустя 5 часов, ред. 05-Июл-10 21:20)

Kokodisaster
Немецкий зимний семестр начинался в период с 1 по 15 октября (в зависимости от федеральной земли) и длился по февраль (также +/- неделю). Летний - примерно с середины апреля по середину (начало) июля.
Лекции немецкие профессора и доценты всегда читают, конечно, для студентов собственных университетов. Все другие выступления и доклады по приглашению обществ, других высших учебных заведений, фондов и т.п. - дело значительно более редкое. В издании Хайдеггера эти материалы всегда отмечаются особо, напр., том 79 - доклады 1949 и 1957 г. в Бремене и Фрайбурге.
Очень часто такие выступления становятся самостоятельными произведениями, входя затем в различные хрестоматии и сборники. Так обстоит дело с бременскими докладами "Вещь" и более известным "Поворотом" (русские переводы здесь).
Процент лекций в изданиях немецких классиков тоже не должен удивлять. Именно в них и впервые и озвучиваются все главные открытия; книги - лишь резюме. Так, наверное, для всех немецких профессоров. Из классиков разве что Кант еще читал по книгам (учебникам), которые не он сам написал.
Цитата:
...Когда жу мы наконец пойдём в школу Хайдеггера...
...полагаю, через некоторое время после того, как научимся не устраивать мордобой при обсуждении философских тем.
Ну, и язык бы знать не помешало ))
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 04-Июл-10 18:00 (спустя 19 часов, ред. 04-Июл-10 20:36)

А эти лекции обязательны для студентов, факультативны? По ним никаких зачётов-экзаменов нет?
[Профиль]  [ЛС] 

Здравствуйте

Стаж: 14 лет 8 месяцев

Сообщений: 19


Здравствуйте · 05-Июл-10 11:22 (спустя 17 часов)

Kokodisaster писал(а):
Однако всё наше познание философии Мартина Хайдеггера вращается вокруг Бытия и времени.
Да ну?
Везёт вам(без сарказма).
[Профиль]  [ЛС] 

sadovnitsan

Стаж: 15 лет

Сообщений: 76


sadovnitsan · 09-Июл-10 01:32 (спустя 3 дня)

MIM
Про амазон знаю, но Вы же не думаете серьезно, что я, человек из глубинки с доходом ниже среднего, буду там заказывать Хайдеггера? Признаюсь, что последние пару лет я вообще не захожу в книжные магазины, как и в библиотеки. Они производят на меня гнетущее впечатление. Библиотеки до сих пор заставлены советской (!) философией. А магазины - Ницше.
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 09-Июл-10 08:59 (спустя 7 часов, ред. 09-Июл-10 14:21)

Гоголь писал(а):
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие...
Переделал наконец-таки 3 том из djvu в pdf, добрались руки. Теперь решил заняться и OCR всех имеющихся у меня томов. Буду делать Text under the Page Image (Текст под изображением страницы), по совету MIMа. Однако обновлю я всё это дело, только когда до конца доведу.
Пожелайте мне удачи и терпения.
[Профиль]  [ЛС] 

kintairos

RG Торрентс-Книги

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 501

kintairos · 06-Авг-10 13:43 (спустя 28 дней)

Цитата:
Переделал наконец-таки 3 том из djvu в pdf, добрались руки
А зачем? Djvu с текстовым слоем все равно будет весить гораздо меньше pdf, ничуть не уступая при этом по качеству, а то и превосходя. К тому же djvu удобнее просматривать на компьютере, по сравнению с медлительными и тяжеловесными pdf. Так что я Вас прошу не заниматься впредь бессмысленным уродованием djvu в pdf. Лучше почитайте литературу про эти форматы. Могу дать все необходимые разъяснения и рекомендации через ЛС.
[Профиль]  [ЛС] 

kapump

Стаж: 17 лет 1 месяц

Сообщений: 151

kapump · 15-Авг-10 21:19 (спустя 9 дней, ред. 17-Авг-10 23:16)

Лень читать все страницы, извиняюсь, если кто уже предложил то же самое, у меня есть:
16
21
22 (есть черная полоса в серединке, но в целом читабельно)
60
Есть приличное количество английских переводов (я, признаться, хотел сдалать подобную раздачу, только плюс переводы, но так как никак не получалось собрать ни оригиналы, ни переводы полностью, то все откладывал).
Так что вдруг пригодится...
Кстати, сейчас подобная же ситуация с A. Badiou - не решаюсь выложить недокомплект (есть что-то в виде оригинал+перевод, что-то только в оригинале, что-то только в переводе, почти все с OCR слоем). Если кому-нибудь надо, хоть и в таком виде, пишите. Вроде на трекере пока нет.
siamets писал(а):
А в последнее время происходит любопытное перемешивание. В предисловии к "Логикам миров" Бадью прямо называет то мировоззрение, с которым он хочет бороться - демократический материализм. Это когда "существуют лишь тела и языки". То бишь глобализированный капитализм продающий одни тела другим с помощью ложных языковых моделей. Очевидно, это и есть определение современной философии рабства. Но я не уверен, что сам Бадью выбрал правильную форму философии свободы. Математический маоизм? Капитализм и не такое хавал...
1. А Бадью и не говорит, что "существуют лишь тела и языки" - это ложное утверждение, оно всего лишь неполное: современнная софистика на службе у капитало-парламентаризма (с которой Бадью начал бороться задолго до "предисловия к Логикам Миров") утверждает, что нет истин, и это главная демаркационная линия между софистикой и философии (только на этом основании и можно утверждать, что что-то является философией, а что-то ее зеркальным отражением - софистикой). Существуют только тела и языки, но еще и истины - это посылка материалистической диалектики Бадью.
2. Математический маоизм? Если бы Бадью это утверждал, ему бы сразу нужно было бы сжечь все свои книги и обратить свой неуемный таллант на что-нибудь другое, на литературу, например. Это абсолютное непонимание проекта Бадью: любое "подшивание" философии к одному из своих условий (науке или политике, искусству или любовной встрече двоицы) оборачивается для философии катастрофой (вот что и произошло с Хайдеггером), она теряет самое себя, переставая выполнять функцию интервала, логической пустоты, дарующей совозможность существования истин, отыскиваемых в науке, политике и т.д.
3. Свобода для Бадью - это разрыв в существующем порядке вещей, в существующем дискурсе. А математика (в случае Бадью событие-"Кантор") или маоизм - это лишь примеры таких разрывов, которым человек может быть верным или нет (субъект может возникать и в модусе отрицания/игнорирования того или иного события). Свобода - возникновение субъекта истины (в модусах верности/отрицания/игнорирования), которая возможна лишь в момент прорывания события в текущий порядок вещей: яркий пример - Христос и ранние христиане.
Прямо обидно за такой поклеп на Бадью))) Уж в чем, а в непоследовательности его упрекнуть сложно.
UPD: по поводу того, что-де с хорошим переводом оригиналы и не нужны. Перевод не невинная забава - это первая линия интерпретации. Так что, конечно, если я всецело доверяю переводчику, то да - можно и без оригинала. Но мне хочется и свою собственную интерпретацию иметь, а не только лишь переводческую. В случае же с Хайдеггером - не обращаться к оригиналу или к параллельным переводам особенно ненадежно.
[Профиль]  [ЛС] 

Markismus

Стаж: 14 лет 5 месяцев

Сообщений: 7

Markismus · 15-Сен-10 17:36 (спустя 30 дней, ред. 15-Сен-10 17:36)

Цитата:
Martin Heidegger – Von Gesamtausgabe / Мартин Хайдеггер – Из Полного собрания сочинений [PDF, DEU]
Thanks for your scans.
Apologies for the use of english. I am dutch and not quite proficient at Russian.
I've uploaded my collection at http://******************
The collections have a strong overlap, since I've included 15 of your files.
Check the filesize to see whether the quality is higher.
[Профиль]  [ЛС] 

DIRTY_ROCKER

Стаж: 16 лет 9 месяцев

Сообщений: 10


DIRTY_ROCKER · 22-Сен-10 00:02 (спустя 6 дней)

Наиболее "логически стройная" работа у Хайдеггера - это "Основные проблемы феноменологии". Все ниспровергатели метафизики и философы языка должны как следует ее проштудировать, прежде чем обрушиваться на другие работы Хайдеггера.
Вот, кстати, что упоминает о статье Карнапа сам Хайдеггер ("Введение в метафизику").
"Еще дальше в том направлении, которое в определенном смысле было намечено со времен Аристотеля и согласно которому «бытие» оп¬ределялось из «есть» предложения и, таким образом, окончательно уничтожалось, идет философское движение, сконцентрированное во¬круг журнала «Erkenntnis». Здесь полагают, что прежняя логика должна быть прежде всего строго научно обоснована и выстроена при помощи математики и математического исчисления, чтобы затем создать «логи¬чески корректный» язык, в котором положения метафизики, будучи лишь видимостью предложении, станут невозможны. Так, одна статья в этом журнале (II, 1931, с. 219 сл.) называется «Преодоление метафизики логическим анализом языка». В ней происходит крайнее уплощение и выхолащивание традиционной теории суждения под видом математиче¬ской научности. Здесь подводится черта под последними результатами философской мысли, начатой Декартом, для которого истина была уже не открытостью сущего и вследствие этого укоренением и внедрением сиюбытности в раскрывающееся сущее, но истиной, переведенной в дос¬товерность — в простую гарантированность мышления, и именно математического — против всего для оного немыслимого. Это понимание истины как гарантии мышления привело к окончательному обезбоживанию мира. Мнимое «философское» направление сегодняшнего математико-физикалистского позитивизма намеревается обеспечить обоснование этой позиции. Не случайно, что этот вид «философии» готов обеспечить и основания современной физики, в которой разрушены все связи с природой. Не случайно и то, что этот вид «философии» внут¬ренне и внешне связан с русским коммунизмом. Не случайно далее, что этот вид мышления празднует свои триумфы в Америке. Все это суть лишь последствия того якобы только грамматического обстоятельства, что бытие понимается из «есть» и «есть» истолковывается в зависимо¬сти от той или иной концепции высказывания и мышления"
Слово должно выражать истинное положение вещей - с этим Хайдеггер и не спорит. Вопрос только в том, "что есть истина". А это - вопрос метафизический и бытийно-исторический, а не узко-логический (впрочем, каждый тут волен придерживаться своей точки зрения)
[Профиль]  [ЛС] 

d25

Top Seed 03* 160r

Стаж: 17 лет 2 месяца

Сообщений: 1470

d25 · 22-Сен-10 02:47 (спустя 2 часа 45 мин.)

Kokodisaster
Зачем ждать ???
Инвайты (приглашения) только на Tapochkи, Demonoid и STMusic
[Профиль]  [ЛС] 

siamets

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 841

siamets · 22-Сен-10 16:46 (спустя 13 часов)

kapump писал(а):
Прямо обидно
Да я вроде и не "клепал"... Одно дело, что говорит сам Бадью, другое - как это выглядит со стороны.
С точки зрения капитализма, истины есть. Но только в виде языков (кодов, как сказал бы Делёз). С этим Бадью хочет бороться. На мой взгляд, он делает это как раз "подшиваясь" к конкретным истинам, прежде всего к теории множеств и маоизму. Без Мао и Кантора его философия, возможно, существовала бы, но имела бы совсем другой образ. В этом, по-моему, и заключается его непоследовательность. "Некоторые истины истиннее", например, истина события под названием "Май 1968". Или культурная революция в Китае. Бадью никак не согласится с тем, что это просто "одно из" событий истины. Для него это всемирно-исторические моменты. А для меня, к примеру, нет. Я не понимаю, чему здесь надо быть верным: граффити на парижских стенах, борьбе с воробьями, красным цитатникам или выселению городской интеллигенции в сельские коммуны. Маоизм это просто классическая детская болезнь французских интеллектуалов, которые в Китае, как правило, никогда не бывали.
Да и признание математики абсолютной онтологией, на мой взгляд, недалеко уходит от карнаповских представлений о метафизике. Спасает Бадью именно непоследовательность, иначе мы бы им не восхищались.
[Профиль]  [ЛС] 

kapump

Стаж: 17 лет 1 месяц

Сообщений: 151

kapump · 22-Сен-10 20:36 (спустя 3 часа, ред. 22-Сен-10 20:36)

Ну если восхищаетесь, тогда ладно - не буду рубиться за любезного Бадью))) Хотя и не согласен: теория множеств им используется для освобождения философии от онтологии или скорее наоборот; когда он обращается к матеме, он всего лишь анализирует одно из условий философии, так же как в других книгах, обращаясь к политике, поэме и любви. Когда Делёз пишет о кино, он же не "подшивается" к кинематографии, правда же. А насчет маоизма, во первых, его маоисткость под большим вопросом, и в конце концов маоизм был поводом для критики Делеза и Лиотара - мол не блюдете заветов учителя Альтюссера, отходите от научного марксизма (ну был молод, глуп, горяч, что поделаешь:)), да и в целом открыто маоистом он был до Théorie du sujet, сегодня же огнем и мечом не обращает никого в свою веру.)))
[Профиль]  [ЛС] 

Kokodisaster

Стаж: 15 лет 2 месяца

Сообщений: 234

Kokodisaster · 23-Сен-10 19:17 (спустя 22 часа, ред. 16-Дек-10 13:32)

Нашёл у В.В. Бибихина цитату из В.В. Розанова («О понимании», 1886 (sic!), глава V «Учение о Космосе и его формы: О существовании») и… опешил! Насколько это совпадает с тем местом из Хайдеггера, которое я уже приводил выше! –
скрытый текст
    Таким образом, неудивительно, что мы полностью уже не замечаем собственно неуслышанное в предложении «сущее есть», не говоря уже о том, чтобы быть им задетым настолько, что происходит потрясение до самой глубины нашей сущности, потрясение, которое уже никогда нас не оставляет. Это предложение сквозь все века во множестве вариаций и в многообразии способов, явно или не явно, было и осталось ведущим проектом мышления. Пер. Э. Сагетдинова (М., 2010. С. 266.)
    Kein Wunder also, wenn vollends wir das Unerhörte dieses Satzes »Das Seiende ist« überhaupt nicht mehr merken, geschweige denn von ihm so angegangen werden, daß hierbei eine Erschütterung unseres ganzen Wesens eintritt, die uns nie mehr verläßt. Der Satz ist durch die Jahrhunderte hindurch in vielerlei Abwandlungen auf mannigfache Weise, ausgesprochen oder unausgesprochen, der leitende Vorwurf des Denkens gewesen und geblieben. Band 8. S. 184.

А вот Розанов (книга есть здесь):
    Понять существование есть первая и самая трудная задача науки, как цельного миропонимания. Выходя из внутренней сосредоточенности разум прежде всего встречает его. Познав себя и то, что совершается в себе, мышление обращается к тому, что лежит вне его, и первое невольное удивление и невольные вопрос его – чтó это такое, что существует этот мир? т.е. что такое это существование мира, что лежит в мире, отчего он существует, что такое это существование само по себе? Цит. по: [Цит. по: Розанов В.В. Сочинения. О понимании М.: Танаис, 1996. С. 153.
Или, например, онтологическое различие:
скрытый текст
Изучая существование Космоса (или чего-либо единичного в нём), мы изучаем Космос в одном из его проявлений; но не изучаем ещё самое существование как нечто проявляющееся в Космосе. Это чистое существование, изучение которого мы выделяем в особую форму науки, общее, первоначальнее и неуничтожимее Космоса; потому что и тогда, когда он не появился ещё, уже было существование того, что потом вызвало его к бытию; и тогда, когда исчезнет он в наблюдаемых формах своих, останется ещё существование того, что уничтожит его; только тогда, когда исчезнет самое существование, не останется уже ничего, – не будет даже пустоты, не будет этого самого ничего. Правда, существует всегда что-нибудь; но это существующее изменяется, тогда как самое существование остаётся неизменно. Следовательно, существование не нужно смешивать с существующим; оно не то же, что последнее, отлично и отдельно от него, хотя и является всегда вместе с ним. Там же. С. 129–130. Курсив – Розанова, жирный шрифт – мой.
И так далее…
Вот истоки русского экзистенциализма! Срочно, срочно читать Розанова!..
Надеюсь, я не Америку второй раз открыл?..
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error