yarnam · 01-Май-10 23:41(14 лет 8 месяцев назад, ред. 04-Янв-19 11:43)
Игорь Лисевич - Китай [Востоковедение](Полный курс в одной раздаче)Жанр: востоковедение, синология (история, философия, религия, культура, язык, литература, экономика, политика древнего и современного Китая) Язык: русский Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 128 Общая продолжительность: 11:59:09Описание: Курс лекций, прочитанный в Институте журналистики и литературного творчества Автор/Исполнитель: Игорь Самойлович Лисевич (26 мая 1932 - 27 января 2000)
Окончил МГИМО в 1955 году, аспирант Института восточных языков при МГУ в 1961. С 1961 работал в Институте востоковедения АН СССР (РАН), где являлся заведующим сектором сравнительного религиоведения. Был главным научным сотрудником института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, членом Международной Академии информатизации.
Докторская диссертация - "Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков" (1979). Исследуя проблему культурных взаимосвязей, Игорь Самойлович отрицает представление об изолированности центров древней цивилизации. В трудах Лисевича анализируются китайская традиционная модель мира, ее элементы (дао, дэ, ци, усин) и их роль в становлении литературной мысли Китая.
Перевел и исследовал основной даосский канон, "Книгу Пути и Благодати" ("Даодэцзин"), отметив ее мистический, медитативный аспект, параллели с рядом древних эзотерических учений. Участвовал в разработке гипотезы о космическом палеоконтакте. На ряде международных конференций по проблеме SETI говорил об опасности контакта с гипотетическим "внеземным разумом".
Аудиокурс, прочитанный И.С. Лисевичем в вузах Москвы в 1995~1997 годах.
Раздача включает оцифровки аудиокассет
Лао-Цзы
Лао-ЦзыЛао-цзы (VI в. до н.э.) считается основоположником философско-религиозного учения даосизма, оказавшего колоссальное влияние на всю традиционную культуру Китая, да и других стран Дальнего Востока - Вьетнама, Кореи, Японии. Своеобразным сплавом учения даосов с пришедшим из Индии буддизмом стала школа чань, более известная в Европе уже под своим японским именем цзэн. Идеи даосизма лежат в основе дальневосточных воинских искусств, в т.ч. кунфу, тайцзицюань и других, учения о достижения долголетия, в основе китайской традиционной медицины вообще. Им вдохновлялись создатели тайных китайских обществ - и величайшие поэты Китая, оно определяло духовный мир творцов знаменитых пейзажей и было тесно связано со многими тайными науками: астрологией, алхимией, физиогномикой, магией... Что же касается самого "Дао дэ цзина", то в учении даосов он занимает то же место, что Новый завет в христианстве или Коран в исламе, а в нашем столетии стал одной из самых переводимых в мире книг... (И. С. Лисевич "Лао-Цзы. Книга Пути и Благодати")Лао-Цзы.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 40:40
Конфуций
КонфуцийКонфуций родился в небольшом, но высококультурном царстве Лу, куда его отец, потомок древних иньцев, переселился уже на склоне лет. Известно также, что Конфуций был вторым - и долгожданным - сыном, появившимся в декабре 551 г. до н. э. у престарелого отца и очень молодой матери, которая овдовела уже на третий год после рождения сына. Трудное "сиротское" детство способствовало становлению его сильного характера. В зрелые годы Конфуцию пришлось немало странствовать по разным царствам, ибо нигде не мог он воплотить свой идеал и найти применение своим талантам - служить государю ему довелось очень недолго. Мысль Конфуция больше всего занимали проблемы Ритуала, т.е. регулирования общественных взаимоотношений, и проблемы истории, в которой он видел путеводную нить для обретения правильного пути правления. Слава о его мудрости распространилась по всему Китаю. У Конфуция насчитывалось около трёх тысяч последователей, однако лишь семьдесят два из них "постигли учение" и только двенадцать находились при его особе постоянно - цифры, совпадающие с теми, что сообщают нам "Деяния апостолов" об учениках Христа. (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Конфуций 01.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 46:35 Конфуций 02.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 09:27
Цин Шихуан
Цин ШихуанПервым в борьбе за объединение Китая победил тот, кто прибег к помощи самого безжалостного и рассудочного учения - легизма, или "школы закона". Его избрали правители окраинного царства Цинь - наименее просвещённого и наиболее благоговевшего перед властью силы. Циньские цари охотно восприняли идею "сильного царства и слабого народа", им импонировала мысль об "оглуплении" подданных - "черноголовых", нравилась теоретически оправданная неразборчивость в средствах, а идея абсолютной власти над всей Поднебесной кружила голову. Вереницу циньских правителей, сознательно и упорно шедших к "мировому господству", замыкал печально известный Цинь Ши-хуан - "Первый божественный повелитель династии Цинь". В 221 г. до н. э. полчища его "стальных", не ведающих сомнений солдат уничтожили последнее независимое царство Китая - и Поднебесная стала единой. (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Цин Шихуан 01.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 18:11 Цин Шихуан 02.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 28:10
Жизнь Ван Мана
Жизнь Ван МанаУзурпировавший престол в 9 г. н. э. Ван Ман чем-то удивительно напоминал Цинь Ши-хуана - старые авторы нередко ставили эти фигуры рядом. Нет, династию Цинь он порицал, так же, как следующую за ней Хань, за невнимание к нуждам народа, хорошо подмечал ошибки предшественников и обещал привести народ к счастью твёрдой рукой. Однако десяти лет хватило, чтобы убедиться: его реформы не лечат, а лишь доводят болезнь до крайности. Указ "сделать поля общими" почти ни у кого не вызвал восторга, ужесточение наказаний озлобляло людей, вторжение государства в различные сферы деятельности становилось невыносимым. Каждый должен был следить за соседями с четырёх сторон, ибо недоносительство влекло за собой кару, а за проступок отвечали все пять семей. Множество "преступивших закон", как зверей в клетках, везли по дорогам, "сотни тысяч осуждённых, их жён и детей шли пешком с бряцавшими на шее цепями"... (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Жизнь Ван Мана.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 42:23
Ли Бо и Ду Фу
Ли Бо и Ду ФуКак-то раз Ли Бо во время своих странствий очутился в Хучжоу, оживлённом торговом городе на берегу озера Тайху. На вопрос местного градоправителя, кто он такой, поэт ответил: Я - цзюйши из Цинляня, изгнанный сянь.
В кабаках хороню своё имя вот уже тридцать лет.
А тебе, правитель Хучжоу, чего же и спрашивать?
Я - будда Цзиньсу, его воплощение. (Н. И. Конрад "Ли Бо. Нефритовые скалы")Ду Фу начал понимать, что в жизни есть не только зло и страдание, но и добро, и радость, что сам человек есть прежде всего носитель именно доброго и светлого. В связи с этим в стихах Ду Фу появляется душевная теплота, неожиданная для него при всех неудачах в его личной судьбе, при всех несчастиях его страны. Поэт, до этого говоривший о человеческом горе, как бы понял, что за этим горем он перестал видеть самого человека, а через него - вечное в людях и в жизни. Именно благодаря этому пониманию в его стихи проникло тёплое чувство к людям, соединённое с сознанием величия человеческого духа. Об этом и говорит данное ему имя поэта-мудреца. (Н. И. Конрад "Ду Фу. Сто печалей")Ли Бо и Ду Фу.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 49:19
Даосизм
Даосизм...В самом начале Дао породило пределы в пустоте. Пределы пустоты породили Время и Пространство. Время и Пространство породили Изначальный Эфир - Юань ци, который затем разделился на два мировых начала Инь и Ян, в свою очередь породивших Небо, Землю и Человека, а уже эта Триада породила всё сущее, всю тьму вещей, существ и явлений. Как пишет сам Лао-цзы в стихе сорок втором: "Одно родило два, два родили три, три родили десять тысяч вещей". Древний даосизм не знает ничего, что было бы по времени прежде Дао, ибо только оно "одухотворило духов и верховного Владыку Неба" (Чжуан-цзы) и, согласно самому Лао-цзы, предшествовало Всевышнему Владыке (стих 4), оно - то, что "вечно живёт, но (само) не имеет причины" (Ле-цзы). (И. С. Лисевич "Лао-Цзы. Книга Пути и Благодати")Даосизм.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 35:40
Магия даосизма
Магия даосизмаМного удивительных рассказов о даосских магах сохранили старые книги, и, наверное, еще больше их бытовало в ту пору в народе. Даосы творили чудеса, изгоняли "нечисть", исцеляли и делали предсказания. (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Магия даосизма.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 40:21
Книга Перемен
Книга ПеременТрадиция утверждает, что в страшной подземной тюрьме последнего иньского владыки, где находился в заточении Царь Просвещённый, его посетило озарение: на основе прежних восьми триграмм он создал гексаграммы знаменитой "Книги Перемен". Впоследствии эта книга стала квинтэссенцией мировосприятия китайцев с их делением всего сущего на Инь и Ян, смена которых передаёт космическую пульсацию незримого Пути Вселенной - Великого Дао. Шестьдесят четыре гексаграммы "Книги Перемен" как бы вобрали в себя всю совокупность возможных в мире ситуаций, подобно шестидесяти четырём полям шахматной доски, моделирующим различные ситуации борьбы, или шестидесяти четырём кодонам ДНК, определяющим всё многообразие человеческих типов. (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Книга Перемен 01.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 12:36 Книга Перемен 02.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 25:21
Конфуцианство
КонфуцианствоСлово "конфуцианство" пустили в ход европейцы, в самом же Китае оно всегда именовалось "школой книжников", ибо вело своё начало от мудрости далёкого прошлого. И пусть все учения Древнего Китая выросли из ещё более древнего знания и благоговели перед традицией - консервативность конфуцианства бросается в глаза. "Люблю древность и верб в неё!" - провозгласил Конфуций, и тщетно после этого старались вольнодумцы типа Ван Чуна доказать, что "нынешний день не уступит древности": все почитали легендарное "далёкое" и с пренебрежением отворачивались от реального "близкого". (И. С. Лисевич "Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы")Конфуцианство 01.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 40:26 Конфуцианство 02.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 08:00
О философииИстоки своей философской мысли китайская традиция ко временам легендарным, когда письменный знак и философская абстракция были порождены гением совершенномудрого государя древности Фу Си, современника строительства Великих египетских пирамид. Подъемля взор к небесам и любуясь узором созвездий, читая на земле строчки следов животных и птиц, мудрец создал восемь знаков-триграмм - комбинаций сплошных и прерывистых черт, воплотивших в себе основные образы мира, а в них - движение Пути Вселенной, неизречённого Великого Дао. (И. С. Лисевич "Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая")О философии.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 40:04
О буддизме
О буддизмеКак далеко простирается во времени Древний Мир и где кончается древнекитайская литература - об этом среди учёных нет единого мнения. Чаще всего закат древности в Китае отождествляют с падением Поздней Ханьской династии (начало III в.), когда великая мировая держава делится на три царства и медленно изменявшиеся ранее отношения зависимости между людьми обретают новые формы. Китай впервые утрачивает свою относительную отгороженность от внешнего мира: его Север постепенно захватывают орды кочевников-тюрок, создающих свои династии и "империи", а в сфере идеологии утверждает себя пришедший из Центральной Азии буддизм, который встаёт в один ряд с исконно китайскими учениями - даосизмом и конфуцианством. (И. С. Лисевич "Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая")О буддизме.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 25:14
Рассказы о чудесах в китайской литературеРассказы о чудесах в китайской литературе.mp3 Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128kbps Продолжительность: 14:54
Это лекции? Если да, то укажите в описании по возможности источник этих лекций.
Я так понял, что раздача будет пополнятся путем добавления новых лекций - укажите это.
Дайте название, например - Лисевич Игорь Самойлович Востоковеденье. Сборник лекций. (Философия, история, религиоведение, синология)
*torrent обновлён 06.05.2010 Лао-Цзы исправлено Магия даосизма исправлено Конфуцианство добавлено О буддизме добавлено Идея реинкарнации добавлено Конфуций добавлено Китайская мифология добавлено О переводах добавлено Книга Перемен добавлено Рассказы о чудесах в китайской литературе добавлено Китайский сюжет. Дин Лин добавлено Ли Бо и Ду Фу добавлено О музыке добавлено Цин Шихуан добавлено О медицине добавлено О философии добавлено Жизнь Ван Мана добавлено Летящая ласточка добавлено
Преогромнейшее спасибо!.. Замечательный лектор!.. Жаль только, что имеющегося времени звучания, конечно, не может хватить для достаточно глубокого раскрытия столь многогранных тем... Однако, до сих пор значащееся "будет обновляться строго до победного" весьма обнадёживает - буду безмерно рад продолжению, если оно, действительно, намечается...
sputn1k
Спасибо за приглашение. Начал слушать в скептическом настроении, но лекции оказались довольно интересными, узнал много нового о Китае. Хотел за звук поругать, а сейчас заметил, что лекциям уже много лет.
Возник вопрос. "Книга пути и благодати" переведена Лисевичем в полном объеме?
Судя по лекциям, этот человек мало что понимает в вопросах духовности.
На мой взгляд он больше путешественник, географ, историк, но никак не религиовед.
Очень поверхностное понимание предмета веры и всего что связано с мистическими практиками.
Скучно, сухо и совершенно не вдохновляет.
Конечно нужно понимать что изучал он по большей части все это в эпоху советского ультра-материализма, поэтому почвы для духвного понимая предмета у него быть не могло.
И при всем уважении к этому человеку, его работе, его трудам, его жизни - все же он уже не интересен. Совсем.
При чем тут духовность? Лисевич в лекциях рассказывает исторические сведения о великих китайцах, ну и немного о религии, естественно с точки зрения ученого, а не мистика. Главная ценность этих лекций в том, что он сам переводил китайские тексты, общался с китайцами, а не брал готовые переводы отредактированные цензорами партии.
На счет не интересен как человек - не знаю, я его зауважал и с удовольствием бы почитал "Бамбуковые страницы".
При чем тут духовность? Лисевич в лекциях рассказывает исторические сведения о великих китайцах, ну и немного о религии, естественно с точки зрения ученого, а не мистика. Главная ценность этих лекций в том, что он сам переводил китайские тексты, общался с китайцами, а не брал готовые переводы отредактированные цензорами партии.
На счет не интересен как человек - не знаю, я его зауважал и с удовольствием бы почитал "Бамбуковые страницы".
А зачем он берется комментировать и объяснять Даосизм, Буддизм и проч восточные учения. Зачем, если он лишь поверхностно понимает их суть?
Его лекции вызывают лишь недоумение.
А вообще мне все равно, слушайте что хотите.
GeorgyIvanov
а в институтах как эти темы раскрываются?
все садятся в позу лотоса и внимают речам великого Перпода, медитируют и впадают в Нирвану?
Эта раздача ЛЕКЦИЙ. За духовностью вам в раздел Эзотерики.
А раздела антирелигия на трекере то и нет? Непорядок. Предлагаю всем эволюционистам, атеистам, игностикам, нучной интеллигенции и всем другим разумным личностям перейти в созданною мной для этого тему для совещания https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3057670 по поводу названия раздела и другим смежным вопросам.
Такое впечатление...все только и занимаются,что изучают Восток...а я не стесняясь признаюсь-мало про это знаю...потому и скачиваю ..надеюсь прослушаю и повышу уровень свой в этом тонком деле-Востоке...Спасибо за раздачу...
Огромное вам спасибо, дорогой вы наш человек! Может у кого есть записи лекций Торчинова, Конрада, Алексеева?
[последние два -- абсолютно нереально, но вдруг?]
Большое спасибо, очень интересно послушать такого маститого ученого. Всегда зачитывался его проникновенными статьями.
Критики, довольно скеписиса! Даже если мы пойдем в чем-то дальше и знаем (узнаем) в чем-то больше, само по себе мнение такого эксперта очень интересно
to 07.11.1917 проще дождаться личной встречи, имхо.