Elnur80
Стаж: 17 лет 3 месяца Сообщений: 399
|
Elnur80 ·
12-Апр-10 13:22
(14 лет 7 месяцев назад)
Чудеса Азербайджана
Девичья башня
Девичья башня – Возвышается в юго-западной части Ичеришехер в Баку. Согласно последним исследованиям это уникальное сооружение воздвигнуто в два этапа: нижняя часть в VI-VII столетиях, а верхняя надстройка в XII веке. Высота башни составляет - 29,7 м, а диаметр - 16,5 м. Башня имеет цилиндрическую форму. Она состоит из восьми ярусов соединенных между собой каменной лестницей прорубленной в толще сооружения. О ее предназначении имеется много версий и различных легенд. Фактически является символом города Баку и по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в архитектуре всего Востока. Девичья башня вместе с Дворцом Ширваншахов и крепостными стенами включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. История Наименование памятника «Гыз галасы» — нередкое в тюркоязычных областях — связанно, видимо, с тем, что считалась девственницей, то есть никогда не была захвачена неприятелем.
Дата постройки Девичьей Башни неизвестна. Считается, что башня была построена около XII века. Об этом говорит возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны верхней части башни. Начертанная архаическим куфи, надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Из этой надписи мы узнаём имя строителя — Мас’уд, сын Давуда. Башня строилась в два этапа. Первый предположительно относится к доисламской эре, а надпись принадлежит к более позднему времени, очевидно, XII веку. Изучив известковый раствор и цвет камня, из которого сделана башня, ученые пришли к выводу, что она была возведена не раньше I века (самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется тем же временем), но не позднее X века нашей эры, поскольку камни, из которых построены башня совпадают с камнями Мечети Мухаммеда. Легенда О возникновении Девичьей башни ходят много легенд. Большинство из них связано со значением слова "Дева". Одна из легенд гласит, что шах влюбился в свою дочь и решил на ней жениться. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства царь не изменл своего решения и тогда девушка забралась на башню и оттуда бросилась в море. После этого, камень, о которой царевна разбилась, называли "Камнем девственницы", и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Специалисты отмечают факт, что отец хотел взять свою дочь в качестве жены, свидетельством того, что эта легенда носит доисламский характер. Легенда свидетельствует также и о том, что каспийское море находилось у самого подножия Девичьи башни.
Согласно библейской легенде, возле Девичьей башни был казнён один из двенадцати апостолов Иисуса Христа святой Варфоломей. На территории Баку Варфоломей появился в I столетии н.э., пропагандируя христианство среди языческих племен. Однако учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен «Девичьей башни». На месте казни была возведена маленькая часовня Гыз Галасы, Баку. Маяк В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться, с ночными огнями города и в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря). Башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенной в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. Последний раз башня реставрировалась в 1960-х годах. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО. Строение В XII веке Девичья башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. Но все поздние исследования Девичьей башни, полностью опровергли все предположения об оборонительном предназначении башни. Ни по своей форме, ни по внутреннему устройству, ни по расположению, она не обеспечивала никаких оборонительных целей, и была просто непригодна для этого. Наглядным примером, данного является, расположение окон, их всего несколько во всей башне, расположены они не на этажах, а вдоль поднимающейся вверх лестнице, и смотрят не вниз, а вверх, во-вторых, чрезмерная малая площадь его крыши, где не возможно расположение каких либо орудий. Третье, отсутствие постоянной связи между первым и всеми остальными этажами, то есть, от первого этажа вверх вела не постоянная лестница, а временная которую можно убрать. Для оборонительных целей, эта есть самая удобная для захвата башни средство, достаточно убрать временную лестницу, и защитники башни фактически сами себя бы замуровали бы на верхних этажах. Это подтверждает изначально существовавшее мнение, о религиозном предназначении Девичьей башни.
Плоскими каменными куполами внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов, соединенных винтовыми лестницами и освещенных щелевидными оконцами, расположенными южнее выступа. Обитателей башни, число которых могло достичь 200 человек, обеспечивал водой глубокий колодец. Своими размерами (высота 30 м) и мощностью стен (5 м у основания и 4 м вверху) Девичья башня значительно превышает замки Абшерона. Не встречает аналогии и ее таинственный выступ, который не был ни контрфорсом, ни тайником, ни отражавшей каменные ядра «шпорой». Средства защиты, видимо, сосредоточивались на верхней площадке, характер архитектуры которой документально не установлен.
Необычна и ребристая поверхность корпуса, образованная чередованием выступающих и утопленных рядов кладки. Девичья башня в культуре
В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму под названием "Девичья башня". В следующем году на экраны вышел первый советский фильм, снятый в Азербайджане, который основывался сюжете легенды. "Девичья башня" называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году. Символу города Баку посвящено и стихотворение Расул Рзы]: Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.
И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.
Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи -
Планета слушает в тиши.
Азыхская пещера
Азых – Одна из наиболее крупных карстовых пещер на территории Азербайджана.
Находится в Ходжавендском районе. В пещере имеется шесть соединяющихся друг с другом комнат. Изучение этого уникального археологического памятника началось в 1960 году. В 1968 году здесь была обнаружена нижняя челюсть первобытного человека. Возраст этой находки составляет 350 000 лет. Это третья подобная находка в мире.Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Это обстоятельство позволило антропологам впервые сделать вывод о существовании обширной области обитания пренеандертальцев на территории Европы.
В процессе раскопок было выявлено 10 культурных слоев, которые свидетельствуют о том, что первобытные люди жили здесь в течение длительного периода. Населявшие пещеру люди занимались собирательством, охотой и рыболовством. Отметим, что в прошлом в исторической литературе практически не упоминалось о том, что еще в каменном веке на территории современного Азербайджана жили люди. Азыхская пещера, расположенная на левом берегу реки Гуручай, находится на высоте 900 метров над уровнем моря, с севера и юга ее окружает густой лес. Первобытный человек поселился в Азыхской пещере около 400 тысяч лет тому назад. В течение многолетних исследований в пещере были также обнаружены первобытные орудия труда. Кроме них, в Азыхской пещере были обнаружены кости доисторических животных - пещерных медведей, саблезубых тигров и других. Было доказано, что средний палеолит охватывал 140-150 тысячелетий. В пещере обнаружены также очаги, свидетельствующие о том, что в эпоху каменного века люди пользовались огнем. Свидетельство поклонения огню можно найти и на наскальных рисунках. Отметим, что поклонение огню с отдаленных времен сказалось и на культуре и быте азербайджанского народа. В течение двадцати лет в зоне входа в пещеру Азых во время раскопок вскрыты 10 разновременных слоев древнего палеолита, общая толщина которых достигает 14 метров. В этих слоях зафиксированы последовательно все периоды древнего палеолита: галечная культура, ранний ашель, средний ашель, поздний ашель и мустье. Самые нижние слои пещеры Азых вмещают примитивные каменные орудия так называемой галечной культуры и имеют свою типологическую особенность, что дало основание выделить их под названием “гуручайской культуры”. Новая неизвестная до сих пор в Азербайджане культура, которая напоминает галечную культуру олдувайского типа, обнаружена под шестым слоем пещеры, возраст которого 1,8 млн лет. Здесь зафиксированы многочисленные грубые рубящие орудия: протогопперы, грубые скребла, скребки из отщепов, отщепы с ударными площадками и так далее. Одним словом, по хронологическому диапазону культурных слоев, охватывающих большую часть первобытной истории человечества (от культуры галек до мустье), пещера эта является пока единственной в мире. Изучение палеолита Азербайджана позволяет сделать обоснованные выводы о времени первоначального заселения территории Кавказа. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что древнейшие люди появились на территории Азербайджана не в раннем ашеле (ранний плейстоцен), как полагалось раньше, а в более древние времена, в эпоху галечной культуры, около двух миллионов лет назад.
Атешгях- храм огнепоклонников
Атешгях – Храм вечного огня, самая настоящая азербайджанская экзотика. О нем знают практически во всем мире. Он расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Однако, история Храма гораздо более древняя. Издавна на этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне. После принятия ислама Храм зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы ушли в Индию и там продолжили свою веру. Но в XV - XVII веках индусы-огнепоклонники, попавшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в Сураханы. И на месте древнего Храма индийские купцы вновь начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним - центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма. В начале XIX века Храм уже имел вид, сохранившийся до наших дней. Атешгях - пятиугольное сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора возвышается алтарь-святилище, выполненный в виде каменной беседки, по углам которой расположено еще несколько очагов. В центре алтаря – колодец, из которого бил «вечно» горящий газ. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма находится большая яма, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне. В середине XIX века, в связи с движением земной поверхности, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года. Но сегодня древний зороастрийский Храм вновь открыт для посещения и манит туристов, только уже искусственными огнями.
Гандзасарский монастырь
Гандзасарский монастырь – находится на территории селении Вангли Кяльбаджарского района. На протяжении столетий монастырь являлся не только резиденцией католикосов Кавказской Албании, но и родовой усыпальницей албанских князей. Основные строения монастыря воздвигнуты в XIII веке. Монастырский комплекс состоит из храма, зала и вспомогательных комнат. Весь комплекс обнесен крепостными стенами, имеющие входы с южной и западной сторон. Молельный зал церкви имеет крестообразную форму. Центральную часть зала перекрывает высокий барабан купола. С наружной части на барабане имеются различные сюжеты и изображения исполненные в технике барельефа. С момента своего основания в XIII веке и вплоть до XIX столетия Гандзасарский монастырь являлся духовным и культурным центром Кавказкой Албании.
Гарабагларский мавзолей
Гарабагларский мавзолей - Находится в одноименном селе Кенгерлинского района Нахчыванской Автономной Республики. Мавзолей является составной частью целого архитектурного комплекса, в который также входят два минарета и строение, расположенное между ними. Время постройки датируется XIII столетием. Предполагается, что он воздвигнут в честь Гути Хатун, супруги правителя государства Эльханидов Хулагу хана. Мавзолей представляет собой 12 полуцилиндрических окружностей, образующих барабанную конструкцию. Поверхность мавзолея покрыта глазурованными изразцами бирюзового цвета. Входной проём сооружения богато декорирован.Карабагларский мавзолей запоминается изысканностью пропорционального строя, скульптурно-
стью архитектурных форм и филигранным изяществом убранства. Незабываемое впечатление оставляют
«импрессионистические» изменения его колорита. В лучах восходящего солнца, когда искрится «зло
отвращающая и радость приносящая» бирюза и преобладают насыщенные теплом тона облицовки, об-
лик мавзолея легок и подчеркнуто мажорен. В часы заката, когда доминируют холодные синевато-зеле-
ные тона, он приобретает иное художественное звучание, неизмеримо более строгое и весомое.
В 2003 году мавзолей был отреставрирован.
Гобустан
Гобустан – Национальный историко-художественный заповедник является уникальным памятником мирового значения и включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
На территории заповедника на склонах гор Кичикдаш, Беюкдаш, Джингирдаг, Шонгар и Шыхгая обнаружена целая галерея наскальных изображений, охватывающих гигантский исторический промежуток от эпохи верхнего палеолита до позднего средневековья. Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать и рисунки животных, обитавших здесь в период последних 25 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.
Здесь выявлено около 6000 наскальных рисунков и композиций отражающих мировоззрение, занятия и образ жизни первобытных людей. Помимо наскальных рисунков на территории заповедника имеются курганы, укрытия и убежища первобытных людей, изобилующих богатым археологическим материалом.
Помимо этого в процессе исследований на ряде камней обнаружены надписи на арабском языке, фарси и латыни. Последняя свидетельствует о пребывании в этих краях в I столетии нашей эры римских легионеров.
Многие наскальные рисунки помимо исторической значимости, обладают большими художественными качествами, свидетельствующие об уровне развития людей, населявших эту территорию в ту эпоху.
Гыз Галасы (Девичья башня) в Гядабее
Гыз Галасы в Гедабеке – Крепость-цитадель сооружена в труднодоступной местности близ селения Сёюдлю Гедабекского района. Она собрана из местного грубо-обтесанного камня. Крепость находится на вершине горы, что позволяю обозревать с ее помощью большую территорию. Возможно, что она была связана с другими замками и крепостями, расположенными по соседству, а вместе они образовывали единую оборонительно-наблюдательную систему. К сожалению, до настоящего времени этот памятник мало изучен.
Дворец Сардара
Дворец Сардара - Являлся резиденцией азербайджанских правителей Эриванского ханства. Предположительно дворец был построен в XVIII столетии. Дворец богато декорирован. В оформлении его интерьера активное участие принимал известный азербайджанский художник Мирза Гадим
Эривани. К сожалению дворец был разрушен в XX веке армянскими националистами. Поэтому составить целостную картину его архитектурно-композиционных особенностей представляется затруднительным.
Дворец Шекинских ханов
Дворец Шекинских ханов - воздвигнут в исторической части города Шеки во второй половине XVIII столетия. Дворец имеет два этажа, шесть комнат, четыре коридора и два украшенных зеркалами эйвана. Дворец помимо архитектурных особенностей знаменит своим декоративным убранством. В декоре интерьера дворца использована резьба по гяжу, стенные росписи и деревянные шебеке. Из всех этих элементов наибольший интерес представляют стенные росписи, которые отражают не только эстетические вкусы того времени, но одновременно служат ценным источником по истории Шекинского ханства, правители которого использовали этот дворец в качестве своей летней резиденции.
Джума мечеть в Гяндже
Джума мечеть в Гяндже. Также часто называется мечеть Шах Аббаса. Расположен в центре Гянджи. Построен в 1606 году по проекту архитектора Шейх Бахеддин Мохаммеда Амиля. В 1776 году к зданию мечети были пристроены два минарета. Мечеть построена из красного кирпича - традиционного для этого региона строительного материала. Выдающийся азербайджанский поэт и ученый Мирза Шафи Вазех преподавал каллиграфию при медресе этой мечети
Раманинский замок
Раманинский замок – Замок, расположенный на Абшероском полуострове в селе Раманы. Замок находится на возвышенности и воздвигнут на скале.
Высота замка составляет 15 метров. В качестве строительного материала использовался местный песчаник.
Время основания этого замка не известно. Специалисты - архитекторы считают, что он по-
строен не позднее XIV B., а скорее всего ранее, в XII-XIII вв. Известный историк архитектуры И.
П. Щеблыгин, в 40-ых годах описавший этот замок, относит его строительство к эпохе Низами. Он
же дает и следующее описание его местоположения: «Замок стоит на высоком скалистом холме,
благодаря чему занимал командное положение над окружающей местностью. Он служил как за-
щитным пунктом, так и наблюдательным; с его центральной башни открывались широкие виды во
все стороны и прекрасно просматривались подходы и дороги к селению». Достаточно посмотреть на карту расположения замков и башен Апшеронского полуостро-
ва, чтобы увидеть центральное положение Раманинского замка между Баку с одной стороны и
прочими замками северного и восточного побережья Апшеронского полуострова - с другой. Это
позволяет предположить, что высокий холм, на котором был построен Раманинский замок, издав-
на привлекал внимание своим стратегическим положением. Об этом же свидетельствуют и остат-
ки неглубоких, выбитых в скале и служивших для хранения пищи колодцев - ям, которые оказа-
лись под крепостной стеной.
|