До свидания, мальчики Год выпуска: 1964 Премьера:3 января 1966 Жанр: Драма ,мелодрама Продолжительность: 01:17:40 Режиссер: Михаил Калик Сценаристы: Борис Балтер, Михаил Калик Оператор: Леван Пааташвили Композитор: Микаэл Таривердиев Художник: Тамара Антонова В ролях: Евгений Стеблов — Володя Белов Николай Досталь — Саша Кригер Михаил Кононов — Витя Аникин Наталия Богунова — Инна, подруга Володи Анна Родионова — Катя, подруга Саши Виктория Фёдорова — Женя, подруга Вити Ангелина Степанова — мать Володи Евгения Мельникова — мама Саши Евгений Перов — Пётр Андреевич, отец Вити Николай Граббе — военком Алексей Кузнецов — Алексей Переверзев, представитель горкома Ефим Копелян — жестянщик Эльза Леждей — спутница жестянщика Борис Сичкин — конферансье Павел Винник — парторг в порту Гурген Тонунц — Джон Данкер, король гавайской гитары Геннадий Юхтин — матрос с «Посейдона» Георгий Тусузов — главврач на медкомиссии военкомата Евгений Моргунов — пляжник с ребёнком Эммануил Геллер — фотограф на пляже Максим Греков — торговец вином Микаэла Дроздовская — эпизод Описание: Экранизация одноименной повести Бориса Балтера. О дружбе мальчишек, первой любви и смысле жизни, в которой завтра будет война...
Рецензия
В основе фильма талантливая одноименная повесть Бориса Балтера, посвященная предвоенному поколению, к которому принадлежал писатель. Проза Балтера отмечена своеобразным колоритом: сочетанием лиризма и иронии, прозы жизни и романтической устремленности молодых героев. Работая над картиной, Михаил Калик максимально такой колорит сохранял, однако создал вполне оригинальное, чисто кинематографическое произведение. Ему удалось не разрушить лирическое начало автора даже включением в фильм фрагментов немецкой военной хроники. Хроника существует в картине параллельно с рассказом о довоенной жизни героев, трех школьников из южного приморского города, и их друзей. Володя (Алексей Локтев), Виктор (Михаил Кононов), Алик (Николай Досталь) еще до конца не расстались со своими детскими забавами, но они уже ощущают начало взрослой жизни. Они уже влюбляются, надеются, ссорятся и расстаются. Порой — навсегда. В этой части картины Михаил Калик, как и в предыдущих своих работах, остается поэтом. Светел, прозрачен, почти графичен кадр — его называли «хрустальным». Манит покачивающийся на волнах белый корабль. Бегут последние беззаботные дни мальчиков, девочек, которые каким-то седьмым чувством понимают — на пороге война. Калик как бы заново осмысливает и переосмысливает конец 30-х — начало 40-х. В безмятежности солнечных дней проступает некая тень. Она скользит, мелькает во взаимоотношениях Володи и его матери, местной партийной деятельницы Беловой (Ангелина Степанова), в каких-то очень коротких репликах, давая понять, что уже давно гниль царит в системе, которая давит, указует, лишает полноты духовного существования. Но все это еще не мешает радости вступления в новую жизнь трех друзей. Именно их страстная естественная любовь к жизни вносит драматическую ноту. Зрители знают, что уготовано этим ребятам, и очень скоро. Они же мечтают о военной карьере, готовятся поступить в военное училище, надеясь никогда не разлучаться. Для Калика главным остается изобразительный ритм, эмоциональность образов, в которых характеры обозначены индивидуальностью актеров, поставленных в определенную ситуацию. Художественное видение режиссера подсказало ему стилистику фильма, образную систему, рассчитанную на ассоциативное восприятие происходящего. Это оказалось существенно и для линий, связанных с эпизодическими фигурами, сыгранными точно и мастерски Ефимом Копеляном (Чистильщик) и Эльзой Леждей (прекрасная Дама). По завершении работы у фильма была трудная судьба. Многие фрагменты были вырезаны цензурой, и авторский вариант пришел к зрителям только в конце 80-х, когда режиссеру позволили восстановить картину в том виде, в каком он снял ее в середине 60-х годов. Эльга Лындина
Смотрел фильм, и вся юность прошла перед глазами........
Я не из этого поколения мальчишек, но ...
Чудный фильм, фантастическая музыка гениального композитора, и жизнь...
СПАСИБО от мальчишек Евпатории! С раздачи не уйду, пока живу Я и моя железяка!
В свое время скачал релиз Kэt. Потом гикнулся комп. Вторично скачал уже эту раздачу. Спасибо за неё. Но повторить хочу то же, что сказал раньше.
Светлый и добрый фильм с щемящей интонацией, с щемящей концовкой.
А вот стихи еще одного мальчика довоенных годов. О том же.
скрытый текст
Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ
МАЛЬЧИКИ
Мальчики как мальчики –
дерутся,
меняются марками,
а едва городские сумерки
за окном растают,
занавесив лампы
газетами или майками,
мальчики читают,
мальчики читают.
Взмыленные лошади
мчатся по полям и рощам.
Бородатые всадники
пьют воду из медных фляг.
Летит бригантина,
и ветер над ней полощет
с белым черепом
черный пиратский флаг.
А они упрямо отсчитывают
версты и мили.
А они до рассвета не гасят огонь.
Мальчики живут еще
в придуманном мире
скальпов,
томагавков
и дерзких погонь.
Еще к ним придет
та нелегкая доблесть,
тот ответ за обещанное
«всегда готов!».
На них уже бросили
грозный отблеск
малые войны тридцатых годов.
По ночам через город
войска идут на ученье.
Тишина над городом
как часовой стоит.
Тишина эта тоже подчеркивает
значенье
того, что завтра
мальчикам предстоит.
Еще их фамилий
не знают военкоматы,
еще невелик
их начальный житейский опыт.
Но время,
неумолимое,
как слова команды,
уже их зовет,
и требует,
и торопит. Из старой тетради. 1940
Смотришь на кадры немецкой кинохроники и думаешь: "А ведь там такие же точно мальчики". Одних призывал комсомол, других рейх. Страшно. Как же легко людям промыть мозги, особенно таким вот мальчикам, и отправить их в мясорубку...
Самая дорогая картина тех лет - «До свидания, мальчики!» - очередная работа с Михаилом Каликом. Мы не предполагали, что эта картина станет для нас воспоминанием о будущем, ностальгией по юности. Когда мы ее снимали, мы были юными. Это как бы ностальгия вперед. Фраза, которая проходит через весь фильм: «Впереди мне казалось нас ждет только радость» - это было философией нашей жизни.
Я долго думал, как делать музыку к этой картине о трех мальчишках. Они только начинали жить, пробовали жить. И поэтому я решил, что музыка появляется сначала как бы неоформленной. Как бы говоря, что вот я не знаю, какая она должна быть, жизнь. Я знаю одно - впереди меня ждет только радость. И я просто пробовал, не думая, что это и будет началом фильма. Мы записали эскиз. Он и стал увертюрой фильма. В ней не было слов. Только мотив, в котором скрыта фраза: «До свидания, мальчики!» - па-па-рам-па-рарарам. Слова есть в ритме фразы, которая даже не пропета, а как бы промурлыкана. Слова появляются в самом конце фильма. Я снова напеваю этот мотив. Колеса стучат, девочка бежит берегом моря и кричит: «До свидания, мальчики!» И колеса, колеса, колеса... Микаэл Таривердиев
Может кто подскажет, а что значит Посмертно реабилитирован? В фильме было написано Сашка в 1956 году был посмертно реабилитирован... Какое то странное словосочитание...
После смерти И. В. Сталина Президиум ЦК КПСС затребовал от правоохранительных органов СССР данные о численности осуждённых за «контрреволюционные преступления». В докладе, представленном в феврале 1954 года генеральным прокурором СССР Руденко, министром внутренних дел Кругловым и министром юстиции Горшениным было сообщено о 3 777 380 осужденных по контрреволюционным статьям с 1921 года по 1 февраля 1954 года, из них к высшей мере наказания были приговорены 642 980 человек, заключены в лагеря и тюрьмы — 2 369 220 человек, к ссылке и высылке — 765 180 человек. Около 2,9 млн человек были осуждены внесудебными органами (коллегией ОГПУ, «тройками» и Особым совещанием), около 900 тысяч человек — судами, военными трибуналами, Спецколлегией и Военной коллегией Верховного Суда.
реабилитирован посмертно это значит что с человека сняли клеймо "врага народа". только уже с мертвого.
korzhemelik
Вот оно что.. спасибо... смутно догадывался , но не был уверен....
Фильм хорош... Страшно... война ещё впереди и так как то всё уныло и жутко... Некий контраст - счастливая молодость, а впереди смерть...
Много слышал об этом фильме и отрывки видел, но посмотрел только сегодня. А... ещё добавлю рип плохинький... несколько раз вылетал момент, где можно было видеть что именно здесь была вырезана реклама. И звук... когда герои говорили тихо, то расслышать что либо можно было только врубив колонки на полную мощность... Скорее бы уже появился нормальный двдрип...
Актриса театра и кино Наталия Богунова скончалась 9 августа на 66-м году жизни, сообщили в понедельник в Союзе кинематографистов России. Н.Богунова родилась 8 апреля 1948г. в Ленинграде. В 1970г. она окончила ВГИК. В 1970-1987гг. играла в Театре им. Моссовета. Н.Богунова дебютировала в кино в 11 лет в фильме Игоря Таланкина "Вступление". В послужном списке актрисы - несколько десятков киноролей - главных и эпизодических: Дэзи ("Бегущая по волнам"), Инна, подруга Володи ("До свидания, мальчики"), Снегурочка ("Весенняя сказка"), балерина ("Гранд па").
Спасибо за раздачу!
Слушал книгу по радио "Культура", и даже не знал, что есть фильм. А на фильм вышел, заинтересовавшись судьбой Виктории Федоровой. Душераздирающая, кстати, история.
В 1966 году, когда фильм вышел в прокат, я учился в 6-м классе и его не посмотрел, поскольку в том возрасте меня интересовали фильмы совсем других жанров. Вчера почитал здесь такие восторженные отзывы и решил, что нужно наверстать упущенное, скачал и посмотрел. Как страстный поклонник кино, за свою длинную жизнь, я посмотрел огромное количество фильмов, отличных, хороших и не очень хороших, ну и откровенно плохих. Так вот, этот фильм я отношу к последней категории. Нудный, растянутый, скучный, одним словом - тягомотина. В 1966 году в прокат вышло много гораздо более достойных, и по-настоящему талантливых киноработ. Перечислять все не стану, достаточно посмотреть здесь ruskino.ru/mov/year/1966/1 и думаю многие со мной согласятся
64333885Нудный, растянутый, скучный, одним словом - тягомотина
Очень слабый в драматургическом плане, я бы сказала. Банальная история, несимпатичные (речь не о внешности, естественно) герои, надуманные диалоги, полное отсутствие какого-либо внутреннего нерва в повествовании. Смотреть действительно скучно.
Очень слабый в драматургическом плане, я бы сказала. Банальная история, несимпатичные (речь не о внешности, естественно) герои, надуманные диалоги, полное отсутствие какого-либо внутреннего нерва в повествовании. Смотреть действительно скучно.
А какая драматургия у детства? Какой нерв? Я не скажу, что фильм шедевральный, но он прекрасно передает атмосферу книги, а книга - атмосферу беззаботного детства перед близкой катастрофой. Причем это детство проходит на курорте, а это, говорят, особая тема. Жара, лень, скука, бесконечные отдыхающие, придуманные враги, плавно накатывающая первая любовь. Ну какой в детстве нерв? В Голливуде, конечно, нерв вживили бы куда-нибудь - например, в musculus gluteus. Вот тогда было бы дело.
Этот фильм не из тех, что вызывают сильные эмоции. Во время его просмотра не получится описаться от смеха или страха.
Нерв, а точнее - боль, не в сюжете, а в том, что случится с этими самыми мальчишками и девчонками через пару лет.
Ну почему невежественные идиоты не могут удержать своего драгоценного мнения при себе?
Почему обязательно нужно обгадить то, что недоступно их тупым мозгам и чёрствым душам?
Потому что они невежественны? Или потому что идиоты?