Артёмов, Вячеслав Петрович - In memorial
Жанр: классическая музыка
Производитель диска: Россия
Аудио кодек: CD
Тип рипа: tracks
Битрейд: VBR ~192 kbps
Трэклист:
1.Гурийский гимн - для 3х солирующих скрипок, струнного оркестра и ударных - 13.41
2.Плачи - для струнного оркестра, ударных, фортепиано и органа - 12.35
3.In memoriam - симфония с солирующей скрипкой - 20.27
Исполнители:
Е.Смирнов, Т.Гринденко, Е.Аджемова - скрипки (1); О.Крыса - скрипка (3); Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д.Китаенко; О.Янченко - орган (2)
Доп. информация:
Звучащие на этой пластинке три симфонические произведения Вячеслава Артёмова обладают огромным эмоциональным зарядом и в то же время принадлежат сфере концептуального симфонизма. «Музыка — это религиозный акт, это акт веры», — такое высоконравственное отношение Артёмова к своему искусству проливает свет и на содержательный аспект его сочинений. Эта линия, в русской культуре выраженная идеями философа Николая Бердяева и символической музыкальной драматургией Александра Скрябина, получает новое развитие в художественно много¬образном и духовно едином звуковом мире Артёмова, где каждое произведение есть обращение автора к своему Идеалу, насыщение музыкаль¬ных процессов этосом универсальных духовных сущностей, стремление к созданию новых духовных орбит.
"In memoriam" (1968 — 1984 гг.) — симфония с солирующей скрипкой — одно из центральных произведений Артёмова, страстная исповедь, посвященная тому периоду, когда личность, вступая в пору зрелости, оплакивает идеалы юности и, вместе с тем, в огне крушений обретает абсолютную истину, становящуюся основой для более умудренного и проницательного взгляда на мир, на ценности, на бытие духа. Контрастируя и медитативной «Симфонии элегий» (1977), и симфонической поэме "Tristiа" (1983) с солирующей трубой и фортепиано, симфония "In memoriam" представляется далеким прологом к симфонии «Путь к Олимпу» (1978 — 1984), героическое вдохновение которой, равно как и концепция пути к Идеалу через бесчисленные преодоления рождены в горниле " In memoriam ". Жанр " In memoriam " именно симфонический, и о концертировании здесь можно говорить лишь настолько, насколько концертирующим может представиться внутренний голос человеческого «я» на фоне целостного «я». Через это шеллингианское тождество субъекта и объекта можно увидеть проблески той суперсилы, что роднит Большой Взрыв, давший начало Вселенной, и слезы Алеши Карамазова... Самопознание духа в " In memoriam" осмысляется как синкретическая стадия в эволюции личности и мира, которая преодолевает их самодовлеющую замкнутость и, рождая время, открывает путь к бесконечной недосягаемости цели.
«Плачи» (1985) для струнного оркестра с участием ударных, фортепиано и органа — оркестровая оригинальная версия трех эпизодов из Реквиема (1985 — 1988) объединены концепцией скорби, полностью имманентной представленному здесь материалу. Жанр плача — ив библейском, и в фольклорном смысле — это важнейший нравственно-психологический процесс духовного очищения, это исповедь и проповедь, это пища души, жаждущей порвать оковы материальной конечности. Каждый звук плачевой интонации в первом разделе «Плачей» как бы прожигает пространство, зависая во времени, оставляя за собой кластерные ауры, которым отвечают глухие колокольные удары и интонационно обращенный плач органа. Молитвенные черты всех трех плачей усиливаются во втором и третьем разделах, усиливается «хоровой» колорит звучания струнного оркестра и эквиритмичность действия звучащих масс. Скорбь — великая сила возвышения, но лишь тогда, когда она остранена, когда муки непосредственного переживания горя допускают рефлекцию, переходящую в медитацию. Надежда и отчаяние плача порождают веру, ибо тот, кто отчаялся, но надеется на чудо, — воистину верит. Любовь, добро, эстетически выводимые через красоту переживания, пронизывают «Плачи», еще более дематериализуя голоса оркестровые, одновременно создавая почти чувственно ощутимую пластику духовности.
«Гурийский гимн» (1986), в основу которого положено подлинное пасхальное песнопение, известное в Западной Грузии, гурийское «Христос Воскресе», — лишь только изначально апеллирует к каноническому национально-конфессиональному колориту. «Троице» виолончелей, излагающих гимническую тему на протяжении всего произведения, отвечает «троица» солирующих скрипок с их трепетным миром личных высказываний, стонов (эта интонация является общей для всех звучащих на пласстинке вещей), парений и взлетов. Сплетаясь по ходу развития, они образуют триединый переливающийся солнечный клубок. Звончатые ударные — колокольчики, вибрафон, колокола — в изысканной пуантилистической полифонии создают захватывающую, сияющую звуковую ткань. Часть струнных выполняет роль «общины», выражающей здесь некое «массовое сознание».