Собранiе византiйскихъ, грузинских и древнерусскихъ орнаментовъ и памятниковъ архитектуры / Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры
Год выпуска: 1897-1903
Автор:Кн. Гагаринъ / Гагарин Г.Г.
Жанр: Альбом
Издательство: СПБ. Экспедиция изготов. государств. бумаг
Формат: JPEG
Качество: Отсканированные страницы,
Количество страниц: 96
Язык: Русский (дореформенный)
Без текста.
Описание:
Ученик Брюллова, князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893), известен картинами из жизни народов Кавказа, иллюстрациями произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и ряда других писателей.
Изучение памятников древнего зодчества и предметов прикладного искусства явилось основой для его, посмертно изданного, монументального труда "Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов" (1897-1903 гг.).
Гагарин Г.Г.
Гагарин Григорий Григорьевич - русский художник, архитектор, историк искусств, мастер живописи и графики, представитель романтизма. Родился в Петербурге 29 апреля (11 мая) 1810 в семье видного дипломата князя Г.И.Гагарина. С 1816 жил за границей, с 1822 – в Риме, где брал уроки у К.П.Брюллова. В 1829–1839 состоял на дипломатической, в 1841–1864 – на военной службе.
Участник заключительного этапа Кавказской войны.
В 1834–1839 жил в Константинополе, в 1848–1854 – в Тифлисе.
По своей творческой судьбе – типичный аристократический дилетант-самоучка, Гагарин показал себя виртуозным рисовальщиком и акварелистом. Исполнил целый ряд живых и ярких путевых, этнографически-пейзажных циклов, рисунков «на случай», литературных иллюстраций (в том числе к поэзии А.С.Пушкина, 1833–1834). Был дружен с М.Ю.Лермонтовым, создав (с 1839) ряд акварелей совместно с поэтом (две батальные композиции – Валерик и Схватка, 1840, – имеют подписи: «Лермонтов рисовал, Гагарин расцвечивал»). Лучшим его иллюстративным циклом являются рисунки к Тарантасу В.А.Соллогуба (издан с рисунками, награвированными Е.Е.Бернардским в 1845; последнее издание – 1982), сам замысел которого рождался в общении с художником. Наряду с чисто бытовыми зарисовками здесь содержится ряд острых гротесков, усиливающих сатирический заряд книги (такова, в частности, заставка к главе «Станция», где две могучие руки держат классическую колоннаду, заслоняя ею грязные лужи). Напротив, в альбоме Живописный Кавказ (издан в 1847 на французском языке в Париже) преобладает романтическая созерцательность.
Выступал как зодчий, развивая идеи, намеченные во фронтисписе к Тарантасу, где будущее России представлено в виде сказочного конгломерата древнерусских архитектурных мотивов. По его проектам на Кавказе был построен Сионский собор в Тифлисе (1853), который сам Гагарин расписал восковыми красками в неовизантийском духе, и ряд других храмов. В 1859–1872 занимал должность вице-президента Академии художеств.
До вступления в Академию художеств начал собирать материалы для "византийского обновления русского искусства" и готовил к распространению среди иконописцев иконографических форм.
Президент академии художеств Великая Княгиня Мария Николаевна начала принимать меры к лучшему устройству академии. Древняя церковная византийская живопись, служившая образцом для наших иконописцев, после падения Константинополя, как известно, уцелела преимущественно на св. горе Афонской. Остатки этой живописи заключались не в одних иконах, но и в фресках. Чтобы сохранить эти драгоценные образцы византийской живописи лучших ее времен и усвоить их нашему Отечеству, Великая Княгиня Мария Николаевна в 1850 году учредила при академии специальный класс для образования живописцев к распространению иконописания.
Заведование этим классом поручено было Ее Высочеством флигель-адъютанту полковнику князю Г.Г.Гагарину, назначенному по Высочайшему повелению, от 15-го декабря 1955 г., состоять при Президенте академии художеств.
Как администратор, равно как и историк, способствовал развитию «русского стиля» (в его неовизантийском варианте). Сочетая в себе функции педагога, предлагающего образцы для подражания, и исследователя-медиевиста, еще в середине 1850-х годов подготовил альбом Изображения из святых евангелий в свободных подражаниях древнейшим источникам (издан без даты), позднее же опубликовал работы Краткая хронологическая таблица и пособие к истории византийского искусства (1856) и Происхождение пятиглавых церквей (1881).
Часто наезжая во Францию, Гагарин умер в своем имении в Шательро (Пуату) 30 января 1893. Наиболее полное собрание его произведений хранится в Русском музее.
Примеры листов
Все листы подписаны.
Гагарин Г.Г. - Живописный Кавказ. Литографический альбом