Симфонии Войны - Шостакович против Сталина / The war symphonies - Shostakovich against Stalin
Год выпуска: 1997
Страна: Canada, Germany, Netherlands
Жанр: Документальный
Продолжительность: 1:16:44
Язык: русский и английский. Слова автора на английском, Гергиев - на английском, остальные персонажи - русский.
Режиссер: Ларри Вайнштейн / Larry Weinstein
В ролях: Валерий Гергиев
Флора Литвинова - друг Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович
Иосиф Сталин
Ирина Лоскутова в роли Катерины - операa "Леди Макбет Мценского Уезда"
Карен Хачатурян - композитор
Мариана Сабинина - музыковед
Натан Перельман - друг Дмитрия Шостаковича
... и другие...
Описание: Документальный фильм о так называемых шести "военных" симфониях великого советского композитора - Дмитрия Шостаковича. Его авторам удалось с помощью кадров кинохроники, популярных песен 30-40-х годов, эпизодов из симфоний композитора воссоздать атмосферу сталинской эпохи. В фильме мы увидим интереснейших людей, близко знавших Шостаковича. Погружаясь в прошлое, они рассказывают о важных событиях его жизни, жизни всей страны. Вот лишь некоторые имена: дочь композитора Галина, Исаак Гликман, Флора Литвинова, Натан Перельман. О легендарном исполнении Седьмой симфонии 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде рассказывает участница этого события гобоистка Ксения Матус. Благодаря сохранившимся записям мы услышим и увидим самого Дмитрия Дмитриевича. Фильм, созданный в 1997 году, насыщен его музыкой в первоклассной интерпретации Валерия Гергиева. Вы спросите: "Как же всё это уместилось в одном фильме?.." Приходите, и сами всё увидите!
На фотографиях 70-х годов прошлого века перед нами - отстранившийся от мира пожилой человек со скорбной складкой рта и непроницаемым взглядом за необыкновенно толстыми линзами. Совершенно очевидно, что за этим обликом скрывается сложный характер и тяжёлая судьба…
Каждый, кто хотя бы немного изучал творческий путь Шостаковича, неминуемо сталкивался с противоречиями. Приведу лишь некоторые факты. С одной стороны, он не раз бывал на краю гибели: разгромная правительственная (а по сути - сталинская) статья "Сумбур вместо музыки", опубликованная в "Правде" 28 января 1936 года; аресты родственников и близких друзей композитора в том же 36-ом. В феврале 1948 года появилось постановление ЦК ВКП (б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", в котором крупнейшие советские композиторы (среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян!) были отнесены к "формалистическому, антинародному направлению советской музыки". В такой ситуации до печального клейма "враг народа" оставалось полшага. Шостакович вынужден был уйти с работы из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался вихрь несправедливой (и крайне болезненной для композитора) критики…
С другой стороны, Шостакович (как и Прокофьев) был неоднократно удостоен Сталинской премии. По личной просьбе Сталина в марте 1949 года он участвовал во Всеамериканской конференции в защиту мира. Седьмая симфония, "Ленинградская", с триумфальным успехом исполнялась в военные годы во многих городах СССР, в Англии, Соединённых Штатах, вызвав международный антифашистский резонанс. А воодушевляющая песенка "Нас утро встречает прохладой", весьма благосклонно воспринятая вождём, была, наверное, самой популярной в народе…
Как же объяснить эти противоречия? На мой взгляд, вплоть до смерти Сталина между композитором и диктатором шёл непрерывный психологический поединок. Во время разгула репрессий и торжества страха, когда вождь провозглашает: "Жить стало лучше, жить стало веселее", Шостакович, не питая ни малейших иллюзий по отношению к советской действительности, находясь под давлением травли и личных невзгод, пишет грандиозную Четвёртую симфонию, пронзительно-трагическую летопись своего времени. Сохранилось одно очень важное высказывание композитора периода кошмара 30-х годов: "…Переживать всё плохое, окружающее тебя, внутри себя, стараясь быть максимально сдержанным, и при этом проявлять полное спокойствие куда труднее, чем кричать, беситься и кидаться на всех".
Отныне единственным орудием борьбы с режимом для Шостаковича станет музыка, а его словесные выступления превратятся в формальные, ничего не значащие декларации…
В. Недосекин,
преподаватель ЧДШИ и Института музыки им. А. Шнитке (Москва)
Качество: DVDRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Видео: 576x320 (1.80:1), 29.970 fps, XviD MPEG-4 ~1135 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg