VA - Антология Армянской МузыкиГод выпуска: 2005 Страна выпуска диска: Россия Лейбл: ООО "Комета" Жанр: Armenian Folk Аудио кодек: MP3 Тип рипа: tracks Битрейт аудио: 256 kbps Продолжительность: 05:38:14
Именно Комитас (Согомон Геворкович Согомонян) стал основоположником армянской национальной научной музыкальной этнографии.
Творчество Комитаса сыграло важнейшую роль в формировании национальной композиторской школы. А его произведения, преимущественно вокальные, придали новое звучание армянской народной музыке. На данном компакт-диске представлены армянские песни в исполнении Комитаса и его друга и ученика Арменака Шахмурадяна, записанные в 1912 году в Париже
Том 2 - Армянские танцы.
1. Manar Nanar Людвиг Гарибян, Арменак Ованесян, Гурген Арутюнян
2. Mesjok Cur А. Валериан, Артур Степанян, Г. Дабагиан, А. Петросян, К. Асланян, А. Аракелян, Х. Кхалатян, Арам Хачатурян, Н. Матуросян
3. Kelek Vrem Людвиг Гарибян, Арменак Ованесян, Гурген Арутюнян
4. Hodaghneri Bar Ансамбль студентов Ереванской консерватории
5. Nino Ансамбль студентов Ереванской консерватории
6. Barmani Ансамбль студентов Ереванской консерватории
7. Matsoun Deri Web Tarin А. Валериан, Артур Степанян, Г. Дабагиан, А. Петросян, К. Асланян, А. Аракелян, Х. Кхалатян, Арам Хачатурян, Н. Матуросян
8. Yes Siretsi Ансамбль студентов Ереванской консерватории
9. Shughkerdan Aghchik А. Валериан, Артур Степанян, Г. Дабагиан, А. Петросян, К. Асланян, А. Аракелян, Х. Кхалатян, Арам Хачатурян, Н. Матуросян
10. Wartawar Ансамбль студентов Ереванской консерватории
11. Sham Keletsi Dam Keletsi А. Валериан, Артур Степанян, Г. Дабагиан, А. Петросян, К. Асланян, А. Аракелян, Х. Кхалатян, Арам Хачатурян, Н. Матуросян
12. Kochari А. Валериан, Артур Степанян, Г. Дабагиан, А. Петросян, К. Асланян, А. Аракелян, Х. Кхалатян, Арам Хачатурян, Н. Матуросян
13. Gyoland Людвиг Гарибян, Арменак Ованесян, Гурген Арутюнян
14. Berd Par Людвиг Гарибян, Арменак Ованесян, Гурген Арутюнян
15. Gyond-Wer Weri Людвиг Гарибян, Арменак Ованесян, Гурген Арутюнян
16. Tars Bar Ансамбль п/у Р. Мурадяна
17. Erzeroumi Shoror Ансамбль п/у Р. Мурадяна
Доп.информация
"Армянские танцы" - это коллекция традиционной танцевальной музыки различных регионов Армении. В основном, это - танцы горных селений (Yes Siretsi, Wartawar, Barmani, Nino, Hodaghneri Ваг). По большей части, это танцы уже театрализованные, претерпевшие некоторую оркестровую и хореографическую обработку, стилизацию. И именно эти музыкальные версии старинных фольклорных шедевров, на наш взгляд, наиболее любопытны как современная сценическая версия традиционного народного музыкального творчества. Записи 1986-91 гг. (Амстердам). В XIII-XIX веках на основе старинной классической народной музыки и поэзии возникает обновленная армянская фольклорная традиция - инструментальная музыка народного танца. Широкое использование при ее исполнении находят народные музыкальные инструме-струнно-смычковые - кемани, кеманча; струнно-плекторные - саз, тар, уд; струнно-щипковые - кнар, тавиг канон, пандири; духовые - сринг, шви, дудук, зурна, пох, галарапох, шепор паркабзук; струнно-ударные - сантур; ударные -доол, тмбук, дапп, нагара.
Том 3 - Мир армянской музыки.
1. Trabzoni Ba r- Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
2. Hoi Nare Nare - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
3. Vai Mayrik - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
4. Corani - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
5. Abrani Shoror - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
6. Tamri Shoror - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
7. Tamzara - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
8. Shoror - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
9. Ninam Ninam - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
10. Mesjok Cur - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
11. Zartoung - Цогик- Саркисян, Тикран Богосян, К. Арапетян, Карен Арутюнян, Самвел Саркисян, Г. Саркинян, Вагик Татосян, Ратча Мурадян
12. Mesho Sarer - Цогик Саркисян, Тикран Богосян, К. Арапетян, Карен Арутюнян, Самвел Саркисян, Г. Саркинян, Вагик Татосян, Ратча Мурадян
13. Yaman Yar - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
14. Ine Votk - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
15. Glglalen Djourn E Galls - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
16. Dzangjouloum - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
17. Мауroume - Ратча Мурадян, Цогик Саркисян, Людвиг Гарибян, Г. Мкртчан, А. Ординян, Карен Арутюнян
Доп.информация
Инструментальная народная музыка Армении, в особенности, музыка народных ансамблей, наиболее интенсивно начала развиваться в XIX веке. Для фольклорных традиций этого периода характерно использование классических образцов народной поэзии и мелодии одновременно с европейскими романсовыми интонациями. В этот же период не только в Армении (Эчмиадзин, 1874), но и в Москве (1815), Тбилиси (1824), Константинополе (1 857), Париже, Венеции и Вене создаются армянские просветительские культурные центры. В конце XIX - начале XX века Западная Армения часто подвергалась набегам со стороны Турции. Но армяне-беженцы, вынужденно поселившиеся в разных странах мира, бережно хранили и развивали там свою национальную культуру. Организовывались музыкальные студии, национальные театры и фольклорные коллективы. Появлялись музыкальные произведения, отражавшие и территориальные особенности их возникновения, и исторический путь армянского народа, ставшие своеобразными "хрониками" каждой конкретной армянской диаспоры. Записи 1988-91 гг. (Париж, Амстердам).
Том 4 - Магия армянского дудука
1. Your Strong Mind
2. Brother Hunter
3. Look Here, My Dear
4. The Ploughman
5. Die Yaman
6. I Will Not Be Sad In This World
7. Little Flower Garden
8. A Cool Wind Blowing
Доп.информация
Армянский дудук - древний язычковый духовой музыкальный инструмент. По своей конструкции он достаточно близок к баламану (балабану) - духовому инструменту, распространенному в Азербайджане, Дагестане, Таджикистане, Узбекистане и других районах Средней Азии. Грузинский "дудуки" практически аналогичен армянскому дудуку. Близкие по конструкции и звучанию духовые инструменты есть и у народов России, Белоруссии, Болгарии, Югославии и Турции. Дудук обладает мягким, глухим звуком, бархатистым тембром. Как правило, он используется в ансамблях. На дудуке исполняются мугамы (пастушеские наигрыши), танцевальные мелодии, а иногда и своеобразные дуэты (первый играет мелодию, второй - монотонную басовую партию).
В начале XX века В.Г Буни сконструировал три разновидности дудуков разных регистров, которые успешно звучат в фольклорных ансамблях и по сей день. Дживан Гаспарян, в исполнении которого звучат представленные на данном компакт-диске народные мелодии - наиболее известный армянский музыкант-исполнитель. Его трактовка древних армянских народных мелодий интересна не только точным следованием фольклорной традиции и виртуозной исполнительской техникой, но и удивительной интонационной окраской и эмоциональной насыщенностью. Он, единственный играющий на дудуке музыкант, удостоен почетного звания "народного артиста Армении". Записи 1981-83 гг.
Том 5 - Играет трио Людвига Гарибяна.
1. Peti Genam Djampanerov & Harsanik Par
2. Berd
3. Nanar Nanar
4. Nanar Nanar & Hovere Engane
5. Mie Chosh Oenim
6. Mirzei
7. Gharsi Shoror
8. Eijar Dzjan Toun Ari & Moralo
9. Otaramaji
10. Toui Toui
11. Ari Ins Ankanch Gal & Tarkjama
12. Sjalago & Kintaorie
13. Yes Mi Tsar Em Tsirani
14. Kochari Sjark
Доп.информация
Негативные причины политического характера, турецкая агрессия вынуждали армян покидать Родину, расселяясь по всему миру. Это вело к возникновению армянских общин (диаспор) в Америке, Западной Европе и России. В каждой из таких общин народное музыкальное творчество, развиваясь, приобретало характерные стилистические особенности, которые базировались иногда не только на армянской фольклорной традиции, но и на местной мелодической специфике. Таким образом, возник современный армянский музыкальный язык - музыка близкая и понятная представителям армянского народа практически во всем мире, независимо от места их проживания. Это - обновленная армянская музыкальная традиция. Людвиг Гарибян играет на дудуке, духовом инструменте, наиболее тонко передающем ностальгические чувства, переживания и свойственную армянской музыке меланхолию. Впрочем, он мастерски владеет и искусством игры на зурне и на кларнете, которые также традиционно на протяжении нескольких столетий встречаются в армянских музыкальных ансамблях. Записи 1986-92 гг (Амстердам).
Том 6 - Песни гор: Ансамбль Мурадяна.
1. Tsolako
2. Shawali
3. Oi Oi
4. Taltala
5. Hovergakan
6. Hazjare
7. Nounou Var
8. Siro Verk
9. Martakan Lorke
10. Shirak
11. Spasoum
12. Yarkoshda
13. Sewani
14. Ou Lour Menak
15. Veraz
16. Zouika
Доп.информация
Ратча Мурадян (Hratchja Muradian) родился 4 февраля 1927 года в Ленинакане. Он закончил Ереванскую консерваторию по классу виолончели, но с 14-ти лет играл на армянском народном инструменте - кеманче. С 1944 года он выступал в составе ансамбля Багдасаряна, а с 1950 года солировал в ряде ведущих музыкальных коллективов СССР. В их составе он неоднократно гастролировал по Европе, Японии, США, на Ближнем Востоке и в странах. Южной Америки. Создав свой ансамбль народных инструментов, Ратча Мурадян посвятил свою жизнь популяризации армянского фольклора. Точное следование народной музыкальной традиции, яркая эмоциональная насыщенность и тонкая деликатная интонационная проработка характеризуют исполнение старинной армянской музыки ансамблем Мурадяна. Записи 1988-89 гг. (Амстердам).
Том 7 - Армянский Фольклор В СCCP. Записи с 1926 по 1953 Год
1. Yar Shvaral Em Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
2. Hov Gisher, Zov Gisher Гусанский ансамбль песни и пляски им. Саят-Нова, В. Саакян
3. Ov Sarer, Mov Sarer Гусанский ансамбль песни и пляски им. Саят-Нова, В. Саакян, О. Амбарцумян
4. Tsolako Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
5. Kele Kele Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
6. Milar Blbul Ансамбль народных инструментов п/у Л.Карахана, С. Сейранян
7. Apharan Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
8. Aliagyaz Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
9. Du Im Asthanas
10. Shoger Dzjan Государственный хор Армении
11. Kahnan Государственный хор Армении
12. Hanum Bva Ozhan
13. Spitak Mother Государственный хор Армении
14. Ervum Er Государственный ансамбль народной песни и пляски п/у Т.Алтуняна
15. Lepo Le Le Государственный хор Армении
16. Hald Гусанский ансамбль песни и пляски им. Саят-Нова, В. Саакян
Доп.информация
Армянская музыка формировалась на протяжении тысячелетий, сливаясь с музыкальной культурой древних народов Передней и Малой Азии. Особое место в армянской музыкальной традиции занимают жанр антупи и песни скитальцев - пандухтов. Формирование армянского народного эпоса (VI-IV вв. до н.э.) связано с искусством випасанов (певцов-сказителей) и гусанов (музыкантов-поэтов и актеров), образовавших ветвь профессионального народного творчества. Такого рода певческое искусство первоначально было связано с церковными жанрами. После принятия Арменией христианства в 301 году распространение получают псалмы, духовные гимны и шараканы, с Х века - гандзы, духовные и светские таги, вокальные импровизации и лирико-эпические композиции. Величайшими мастерами тага явились Г. Нарекаци (X в.), О. Имастасер (XI-XII в.), Н. Шнорали, Х. Торанаци (XII в.), Х. Кечареци (XIV в.). Развивалась и теория армянской музыки. Для записи мелодии применялись особого рода армянские ноты, так называемые хазы, которые с XV в. вышли из употребления. Новую армянскую нотацию создал композитор и теоретик А. Лимонджян (XIX в.). С XVII в. получило развитие искусство ашугов (актеров-музыкантов), приемников гусанов. Среди них наиболее чтимы имена Саят-Нова (XVIII в.), Ширин, Дживани (XIX-XX в.), Ширам и Аваси(ХХв.). "Армянский фольклор в СССР - записи 1926-1953 гг." - уникальная подборка тщательно отреставрированных, редких архивных записей армянской народной музыки. Бережно воссозданные фольклорными коллективами Армении музыкальные шедевры многовековой давности удивительно тонко передают колорит армянского средневековья.