Мишель Петруччиани - французский джазовый пианист и композитор с международным призванием. Родился 28 декабря 1962 года, умер 6 января 1999. Свою карьеру он начал в 13 лет, когда дал свой первый концерт как профессионал в «Cliousclat Festival». Мишель работал с лучшими джазовыми музыкантами мира.
Мишель родился с диагнозом: несовершенный остеогенез. Людей с таким диагнозом называют «хрустальными», потому, что их кости подобны самому хрупкому хрусталю. Болезнь Мишеля выразилась в остановке роста. Петручиани не легко было выходить на сцену, а на ней он использовал специальное устройство для работы с педалями фортепиано. Болезнь не затронула его руки, и он играл с неистощимой энергией и энтузиазмом. В 4 года он открыл для себя фортепиано. Однажды вечером он в первый раз увидел по телевизору выступление Дюка Эллингтона. Он указал на экран и произнес: «Я хочу играть на этом». В это же рождество он получил от родителей подарок – маленькое игрушечное пианино. В одну минуту Мишель с помощью молотка разбил игрушку на куски. «Я хочу настоящее!», сказал он. Намерения юного Мишеля были серьезны, и отец купил ему старое пианино и переделал его так, что Мишель смог дотягиваться до педалей инструмента. В течение 8 лет Мишель учился играть классическую музыку, и только после этого его внимание обратилось на джаз. И прежде всего потому, что он любил импровизировать и сочинять собственную музыку.
Свою карьеру он начал в 13 лет, когда дал свой первый концерт как профессионал в «Cliousclat Festival». На фестивале также должен быть выступать американский трубач Clark Terry, которому нужен был пианист. Когда Мишель предложил Кларку свои услуги пианиста, тот сначала отнесся к этому скептически. «Сыграй-ка мне блюз», - предложил он. Через минуту после игры мальчика, трубач присоединился к нему. Мишель впервые встретил Aldo Romano в 17 лет. Он часто обращался к нему следующими словами: «Мой ангел-хранитель». Вместе они записали музыку, которой было дано название «Flash». Этот альбом стал хитом. На вершине успеха Мишель Петруччиани наконец сумел создать постоянное трио с Aldo Romano и басистом Jean-Francois Jenny-Clark. В тот год, выступил на «Paris Jazz Festival» и он стал сенсацией «Theatre de la Ville». На следующий год он решил покорять США. Он отправился в Нью-Йорк, где друзья дали ему адрес музыканта, живущего на West Coast. Когда Мишель посетил Charles Lloyd’s Californian, он еще не осознавал, что тот был человеком, который первый открыл миру тогда еще юного пианиста Keith Jarrett в далеких 60х годах. Узнав, что Мишель является джазовым пианистом, Ллойд попросил его сыграть что-нибудь на своем рояле от фирмы Steinway. Чарльз Ллойд прослушал несколько тактов и схватился за свой саксофон. В течение двух дней они играли вместе без передышки. Путешествие Петруччиани в США продолжалось пять лет и отразилось в трех его альбомах. Чарльз Ллойд открывал перед Мишелем все двери – лучшего старта карьеры в Америке и быть не могло. В 1982 году он приехал в Калифорнию и вошел в состав нового Charles Lloyd’s quartet. А результатом соло-выступления в Карнеги Холле в рамках «Kool Jazz Festival» стали шумные приветствия.
В течение нескольких лет Мишель работал с лучшими джазовыми музыкантами мира. Среди них drummers Al Foster, Jack DeJohnette; bass players Dave Holland, Gary Peacock, Eddie Gomez, Stanley Clarke, Cecil McBee; guitarists Jim Hall, John Abercrombie, John Scofield; saxophonists Lee Konitz, Warne Marsh, Joe Lovano, Joe Henderson, Wayne Shorter, David Sanborn and Gerry Mulligan, а также легендарный Dizzy Gillespie. В 1986, в возрасте 21 года, он стал первым французским музыкантом, записывающимся на престижной студии Blue Note Label, где он записал 6 альбомов. Далее Мишель путешествует по миру с юношеской энергичностью, изменяя свое музыкальное окружение. Он играет и записывается с Lee Konitz. Благодаря сочетанию альта Коница и фортепиано Петруччиани выходит альбом «Toot Sweet».
Между 1986 и 1994 Петруччиани выпускает 7 альбомов на Blue Note Records, включая Power of Three” (with Wayne Shorter and Jim Hall) и вызвавший шумные овации альбом “Michel Plays Petrucciani”. В 1992 году Мишель Петруччиани играл в дуете с отцом на гастрольном туре, названном “Like Father, Like Son”, выражая свою любовь и признательность человеку, который так много помогал ему во всем. В 1994 Мишель получает в Париже орден Почетного Легиона. В 1997 Мишель посещает Германию, Италию и Францию, участвуя во всех фестивалях. Участвует в секстете с Anthony Jackson, Steve Gadd, Bob Brookmeyer с трубачом Flavio Boltro и Stefano di Battista, играющего на альте и сопрано. Эта группа была наилучшим достижением Петруччиани. В 1997 году он записал альбом «Both Worlds». Этот диск полностью состоит из композиций Мишеля, красиво аранжированных Bob Brookmeyer’ом.
Петруччиани считали большим романтиком джазового фортепьяно. Он записывал много альбомов, по несколько в год, как будто торопился больше сыграть, больше сделать. Перед сметрью он надеялся постороить международную джазовую школу во Франции. “Это - работа моей жизни, джаз вымирает”, - сказал он.
Иногда Мишеля сравнивают с Биллом Эвансом, который был кумиром для музыканта, но Петруччиани нашел свой собственный стиль, который был более агрессивен и был более солнечный, чем у его идола.
Петруччиани был национальным героем франции, а его записи были бестселлерами в Европе. Мишель отдавал себя искусству со страстью, храбростью и музыкальной гениальностью.
Дискография музыканта обширная, включает около 30 дисков.
http://musichall.unixnews.ru/index.php/2008/11/14/michel-petrucciani/