jonathancowl · 18-Апр-08 04:15(16 лет 6 месяцев назад, ред. 10-Янв-10 22:50)
J.S.Bach. Double Violin Concerto in D minor, BWV 1043
(И.С.Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром ре-минор) - И.Менухин/Д.Ойстрах. Жанр: концертная запись Продолжительность: 18:03 Описание: запись найдена в сети без опознавательных знаков (год, место исполнения, дирижер). кое-где упоминается нечто подобное: И.С. БАХ Концерт для двух скрипок с оркестром ре-минор, BWV 1043
Давид Ойстрах и Иегуди Менухин
Orchestre de chambre de la RTF
дир. Пьер Капдевиль
Зал Плейель, Париж, 24 октября 1958 на 1958 год эта запись весьма похожа, посему, возможно, именно она и есть. Качество: TVRip Формат: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: MP3 Видео: DivX 5 704x544 25.00fps 1030Kbps Аудио: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 128Kbps
Давно хочу узнать ответ на вопрос (может кто-то из продвинутых музыкантов знает) - почему тональности фортепианных концертов И.С. Баха и их аналогичных скрипичных концертов (в частности BWV 1041, 1041, 1043, 1060, фортепианных концертов 1052-1059 etc.) отличаются, в частности, даже когда BWV 1060 перекладывают в концерт для двух скрипок (См. бесподобное исполнение Гидон Кремер + Татьяна Гриденко) также изменяют тональность?
Robert I king of Scotland
В процессе аранжировки, чтобы разрешить многие сложности, в том числе интонационные, обусловленные характеристиками диапазона и регистров инструмента или группы инструментов, для которых выполняется переложение/аранжировка, аранжировщик имеет несколько, так скажем, способов исполнить переложение наилучшим образом. Здесь подразумевается всё тот же врачебный принцип "не навреди".
Проще сказать, конечное удобство исполнения подразумевает некоторые вредные операции, самая безболезненная их которых и есть транспорт или Транспонирование. В этом случае музыкальное полотно не претерпевает ровно никаких изменений. Однако же, в итоге общая картина транспонированного муз. произведения может нести несколько иные краски и свойства, способные повлиять на суть повествования. Потому подчас аранжировки вообще называют произведениями отличными от оригинальных, то есть - новыми, а самого писца, за глаза, - Соавтором или плохим композитором.
Robert I king of Scotland
В процессе аранжировки, чтобы разрешить многие сложности, в том числе интонационные, обусловленные характеристиками диапазона и регистров инструмента или группы инструментов, для которых выполняется переложение/аранжировка, аранжировщик имеет несколько, так скажем, способов исполнить переложение наилучшим образом. Здесь подразумевается всё тот же врачебный принцип "не навреди".
Проще сказать, конечное удобство исполнения подразумевает некоторые вредные операции, самая безболезненная их которых и есть транспорт или Транспонирование. В этом случае музыкальное полотно не претерпевает ровно никаких изменений. Однако же, в итоге общая картина транспонированного муз. произведения может нести несколько иные краски и свойства, способные повлиять на суть повествования. Потому подчас аранжировки вообще называют произведениями отличными от оригинальных, то есть - новыми, а самого писца, за глаза, - Соавтором или плохим композитором.
Видимо не совсем друг друга поняли. В оригинале большинство клавирных концертов были написаны для скрипки (исключение - гобой д'Амур, будущий BWV 1055) , во всяком случае, точно оригинальным (и кстати, очень неудачный, во всяком случае, на мой взгляд) был концерт до мажор BWV 1061. Потом И.С. Бах сам же их перекладывал для клавира. Однако, оригинальные партитуры сохранились только в отношении концертов 1041, 1042, 1043, которые соответствуют фортепианным BWV 1058, 1060 и 1054. Остальные концерты в оригинале не сохранились, и их уже "обратно" перекладывали в концерт для скрипки, для двух скрипок, гобоя д'Амур и т.д.). Но, уже сам И.С. Бах, перекладывая скрипичные концерты, изменял тональность. В результате получилось: 1) Концерт № 3 для двух фортепиано и струнного оркестра до минор, BWV 1062 ему соответствует оригинальный концерт для двух скрипок BWV 1043 ре минор 2) Концерт № 3 для фортепиано и струнного оркестра ре мажор, BWV 1054 ему соответствует оригинальный концерт для скрипки BWV 1042 ми мажор 3) Концерт № 7 для фортепиано и струнного оркестра соль минор, BWV 1058 ему соответствует оригинальный концерт для скрипки BWV 1042 ля минор. И.С. Бах когда перекладывал скрипичные концерты в фортепианные не оставил как в оригинале ре минор, ми мажор и ля минор, а взял тональности на то ниже - до минор, ре мажор и соль минор.
Возможно, причина в гармонии, "музыкальной грамматике", в отличие тембра скрипки от фортепиано и еще что-то. Соответственно, когда уже в наше время (или 19 век - не знаю), стали обратно перекладывать фортепианные концерты в скрипичные (т.е. те, у которых скрипичных партитур не сохранилось - BWV 1052, 1053, 1054, 1055, 1058 и 1060), то и здесь изменили тональность (теперь уже на тон выше), т.е. не стали просто заменять в партитуре "автоматом" скрипку (две скрипки) вместо ф-но (двух ф-но).
Тональности писать не буду - сами можете проверить тональности указанных выше концертов для скрипки (BWV 1052, 1053, 1054, 1055, 1058) или двух скрипок (BWV 1060).
Вероятно есть ответы:
1) почему вообще И.С. Бах изменил тональность, а не оставил ту же;
2) почему на один тон (а не, например, на два), и именно ниже (а не выше).
Спасибо...
Возможно, причина в гармонии, "музыкальной грамматике", в отличие тембра скрипки от фортепиано ...
зачем спрашивать, когда ответ Вам уже известен! (под "гармонией" ещё нужно понимать особенности темперации (в ТО время! когда равномерная темперация не была так распространена, как сейчас) и звучание использованных музыкальных оборотов в конкретных тональностях. Ну, и особенности аппликатуры - вполне возможно, что выбранные тональности "удобнее".) А так ли это важно?!
Возможно, причина в гармонии, "музыкальной грамматике", в отличие тембра скрипки от фортепиано ...
зачем спрашивать, когда ответ Вам уже известен! (под "гармонией" ещё нужно понимать особенности темперации (в ТО время! когда равномерная темперация не была так распространена, как сейчас) и звучание использованных музыкальных оборотов в конкретных тональностях. Ну, и особенности аппликатуры - вполне возможно, что выбранные тональности "удобнее".) А так ли это важно?!
Нет - не известен - поэтому и спрашиваю. Мне интересно, почему вообще изменена тональность, почем изменена таким именно образом, а не другим. Можно ли было просто оставить старую партитуру и написать вместо "скрипка" - "ф-но", понятно, что в любом случае две руки ф-но нужно было переложить на "одноголосую" скрипку. "Ну, и особенности аппликатуры - вполне возможно, что выбранные тональности "удобнее" - а это очень ценное замечание, я не подумал. Может действительно, "много черных клавиш" - кто знает, все-таки "ми мажор" тональность не частая, по моему.
Мне интересно, почему вообще изменена тональность, почем изменена таким именно образом, а не другим. Можно ли было просто оставить старую партитуру и написать вместо "скрипка" - "ф-но", понятно, что в любом случае две руки ф-но нужно было переложить на "одноголосую" скрипку.
думаю, подобные вопросы лучше задавать здесь http://www.forumklassika.ru/ - там профессионалов нааамного больше! Мне лично кажется, что главная причина - особенности "звучания" тех или иных тональностей (с учетом темперации; или даже - её отсутствия) и их "пригодности" для выражения замысла. Почему получилось на "один тон" - не знаю... может, случайно... нужно спрашивать у музыкантов-профессионалов (возможно, одни тональности были более популярны для клавира, а другие для скрипки. То, что не все тональности одинаково часто использовались - точно, не зря же Бах написал Хорошо темперированный клавир! ;-))
А того же концерта но в исполнении обоих Ойстрахов (Давида и Игоря) здесь не проходило?
не видно. здесь ( https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1375198 ) есть их совместная запись сонаты Баха, а концерта этого нема. акмид, очень рад, что моя раздача доставила Вам такое удовольствие.
Слушаешь такую Великую музыку в исполнении Великих Гениев - и почему-то слёзы наворачиваются. Почему - не знаю. Наверное здесь есть нечто большее, какая-то светлая энергия, исходящая от музыкантов. Спасибо за уникальную запись! Сохраню насовсем. Подобные видео - мировое достояние.