Бросай читать, собираемся на улицах! / Throw Away Your Books, Rally in the Streets
Год выпуска: 1971
Страна: Япония
Жанр: экзистенциальная авангардная музыкальная драма
Продолжительность: 137 мин
Перевод: Субтитры
Русские субтитры: есть
Режиссер: Тераяма Сюдзи
В ролях: Hideaki Sasaki, Masahiro Saito, Yukiko Kobayashi...
Описание: "Вы все знаете, что фильм живет только в темноте.
Когда загорается свет, мир фильма разрушается.
Полански, Нагиса Осима, Антониони...
Их мир исчезает, когда загорается свет.
Я же просто пробую показать фильм средь бела дня на стене здания...."
Так же как "Лабиринт травы" и "Пастораль", это фильм, в котором главным героем является подросток, посвящен взрослению, осознанию причастности этому миру и поиску своего места в обществе.
Но на это раз Тераяма Судзи фоном своей картины выбрал не пасторальную, а урбанистическую тему и движение ситуационалистов (модное в то время на западе течение ищущей и думающей молодежи). Недаром название фильма звучит ситуацианистическим лозунгом, перекликающимся с другим аналогичным призывом этого движения : "Выйди на улицу, верни себе город". Именно в аспекте ситуационализма и надо рассматривать некоторые эпизоды данного фильма (монолог девочки с боксерской грушей, уличные акции, некоторые музыкальные вставки, многочисленные лозунги на стенах и тротуарах Токио, "приставание" героя к прохожим и т.д. и т.п.).
Местами цветной, местами черно-белый, местами разноцветный монохром. И так же как сменяются цвета в фильме реальность перекликается с фантазиями, фантазии с мифологией (монолог старца в болотах ада), мифология с надеждой, надежда с печалью.
Это фильм об одиночестве, неприкаянности, борьбе и надежде.
А теперь несколько слов о том, что такое ситуационализм
(без этого знания фильм будет не до конца понятен):
Человек в современном капиталистическом обществе подвергается ежедневному, ежеминутному скрытому информационному прессингу, призванному стандартизировать людей, заставить их соответствовать той системе ценностей, которую это общество в лице своего политического руководства провозглашает легитимной, а также создать у масс комплекс искусственных потребностей для процветания экономики. Деться от пропаганды человеку некуда, она преследует его везде — в автобусе и в автомобиле, дома и на работе, причем, формы пропаганды не исчерпываются транспарантами и речами политических руководителей, на службу машине оболванивания угнетаемых масс поставлено все: коммерческая реклама, внешний вид городских зданий, а также политиков и телезвезд и т.д. Современный человек «свободного общества» подвергается унизительной политической накачке мозгов даже когда чистит зубы.
Ролан Барт — французский «новый левый», создатель метода структуралистского анализа еще в 60—70-е годы ХХ века объявил, что залогом прочности современного капитализма является то обстоятельство, что этот строй научился продуцировать и внедрять в общественное сознание мифы — особого рода семиотические (знаковые) системы, предназначенные для того, чтобы имеющийся в обществе порядок выдавать за естественный, природный порядок вещей. Действенность мифов основана на том, что они, кроме непосредственного, «поверхностного смысла», несут в себе некое скрытое идеологическое сообщение, которое человек «проглатывает» даже не замечая этого. Итак, буржуазная мифология есть разновидность идеологического прессинга на человека, страшная тем, что в отличие от открытого идеологического воздействия, как, например, в случае советской, рациональной пропаганды, тут человек и не сознает, что ему внушают и, таким образом, лишен возможности критического восприятия. Буржуазная, либеральная пропаганда обращается с человеком как с вещью, а не как с разумным существом, она манипулирует им и именно в этом суть «мягкого» либерального тоталитаризма. Как показал тот же Р. Барт не существует общества без идеологии, так как идеологичен уже сам язык, наличие идеологических сообщений-мифов объясняется тем, что в слове, кроме логического, констатирующего значения (денотата), есть и оценочное и, значит, призывающее к какому-либо действию значение (коннотат). Добавим к этому, что ни человек, ни общество не могут прожить, не имея каких-либо идеалов, не строя никаких проектов будущего и т.д.
Р. Барт же одним из первых заговорил о том, что теперь настоятельно необходимо, чтобы появился новый типаж интеллектуального борца с капитализмом — мифолог, который занимался бы дешифровкой таких мифов, показывая людям, какую систему идей и ценностей пытаются внушить им под видом вроде бы безобидной коммерческой рекламы или газетного сообщения. В принципе, раскрыть идеологическое сообщение рекламы — уже почти что победить ее, ведь на уровне рациональности человек может сомневаться, не соглашаться и критиковать, тогда как на уровне подсознания он был обречен просто «заглатывать» наживку. Однако, понять природу болезни — еще не значит вылечить ее.
В среде западных антибуржуазных интеллектуалов был выработан один из радикальных способов борьбы с буржуазным идеологическим террором — ситуационизм. Он был предложен в 50-х годах западными «новыми левыми», создателями авангардистского Ситуационистского Интернационала и теоретиками и участниками парижской революции 68 года — Ги Дебором, Раулем Ванегеймом и т.д.
Они исходили из того, что фундаментальным элементом современного капиталистического общества является «Спектакль» — игровое действо, которым может быть все — от рекламы сигарет до кампаний по выбору депутатов парламента. Простой человек, вовлеченный в пространство Спектакля и спектаклей, становится рабом, не осознающим своего рабства. Противопоставить же Спектаклю можно Ситуацию — искусственно сконструированное событие, которое разрушает чары Спектакля, действует на человека ошеломляюще и освобождающе. Это может быть художественное, авангардное действо — рисунок, песня, перфоманс, демонстрация или просто речь, главное — побольше фантазии, которая столь опасна для стереотипной квазиреальности Спектакля. Важно только не забывать за веселой художественной агрессией кропотливой аналитической и созидательной работы. Ведь тут необходим не протест ради протеста, не эксцентричное самовыражение, которое как раз вполне вписывается в либеральный дискурс с его крайним эгоцентризмом, а культурная революция, восстание против спектаклей, повстанческая борьба против капитализма средствами искусства и воображения. Всякая революция не закончится неудачей лишь в том случае, если она кроме закономерного протеста несет в себе еще и положительные ценности.
Качество: DVD9
Формат: MPEG
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: NTSC 720x480 4:3
Аудио: DD1.0 японский + субтитры русские, английские