intellect · 22-Мар-08 01:05(17 лет 2 месяца назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Линия жизни. Валентин Гафт Год выпуска: 2008 Продолжительность: 00:51:37 Режиссер: Константин Владимиров Описание: Народный артист России Валентин Гафт рассказывает о школьной самодеятельности в мужской школе, где ему приходилось играть женские роли, о Школе-студии МХАТ и ее педагогах, об Олеге Ефремове и Михаиле Роме, об Анатолии Эфросе и Олеге Дале, о театре "Современник" и режиссере Галине Волчек, о спорте и о своей первой любви. В исполнении автора прозвучат стихи и эпиграммы Валентина Гафта. ГАФТ, ВАЛЕНТИН ИОСИФОВИЧ (р. 1935), русский актер. Народный артист РСФСР (1984).
Родился 2 сентября 1935 в Москве. Увлекся театром еще в школе, принимал участие в школьной театральной самодеятельности. В 1953, после окончания школы, поступил в Школу-студию МХАТ, на курс В.О.Топоркова, выдающегося мастера, ученика К.С.Станиславского. На курсе преподавали П.Массальский и О.Ефремов, которого Гафт считает своим главным учителем. Соучениками Гафта были будущие звезды российского театра и кино: Олег Табаков, Евгений Урбанский, Майя Менглет.
скрытый текст
Уже на третьем курсе Валентин Гафт начал сниматься в кино: это была эпизодическая роль в фильме Убийство на улице Данте (1956, режиссер Михаил Ромм). Однако, несмотря на кажущуюся удачу дебюта, В.Гафта нельзя отнести к актерам, с самого начала творческого пути получившим признание режиссеров, любовь зрителей и популярность у критики. Гафт обладает уникальным дарованием. Он органично сочетает в своей актерской палитре психологическую убедительность и эксцентрику, острую характерность и истинную интеллектуальность. Но после окончания Школы-студии МХАТ творческая жизнь артиста складывалась непросто.
Сценический дебют В.Гафта состоялся на сцене театра им. Моссовета (1957). С глубоким уважением и восхищением вспоминает он своих партнеров – Л.Орлову, В.Марецкую, Р.Плятта, а также режиссера Ю.Завадского. Гафт прочно вошел в репертуар театра; казалось, что его дальнейший путь предопределен. Однако именно тогда впервые проявились личностые качества артиста, которые способствовали его истинному творческому становлению, помогли обрести свою индивидуальность. В первую очередь, это – высочайшие художественные критерии, эстетическая взыскательность, стремление к творческому поиску.
Для каждого актера решающий фактор успеха – это встреча с режиссером, близким ему по эстетическим принципам; режиссером, бережно помогающим раскрытию и обогащению индивидуальности артиста. Творческая неудовлетворенность В.Гафта эстетическими принципами тогдашнего театра им. Моссовета, острое чувство современности побудили артиста уйти из стабильной труппы и повели на поиски «своего» режиссера.
В.Гафт сменил несколько московских театров, ни в одном из них не задерживаясь надолго: театр Сатиры, театр на Малой Бронной, театр им. Ленинского Комсомола; он работал с молодыми режиссерами А.Гончаровым, А.Эфросом. Именно работа с А.Эфросом положила начало творческому становлению артиста, привела к первым настоящим успехам. Сохранились зримые свидетельства этого содружества: позже, уже в 1974, на экраны вышел телефильм А.Эфроса Таня по пьесе А.Арбузова, где В.Гафт сыграл роль Германа.
Однако из всех ролей, сыгранных в 1960–1970, В.Гафт вспоминает одну: граф Альмавива (Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше, театр Сатиры, режиссер В.Плучек, 1969). Эта роль в самом деле стала легендарной: несмотря на признанный успех А.Ширвиндта, позже игравшего Альмавиву в течение многих лет, ни один серьезный разговор о Женитьбе Фигаро в театре Сатиры не обходится без упоминания В.Гафта.
После роли Альмавивы, в 1969, О.Ефремов пригласил Гафта в театр «Современник». Период актерской «неприкаянности» наконец закончился, совпадение творческих позиций с режиссером, их общий взгляд на тенденции и развитие современного театра помогли В.Гафту обрести свой настоящий актерский «дом». В театре «Современник» раскрылось и в полную силу зазвучало дарование актера.
Многие актерские удачи В.Гафта связаны с именем нынешнего главного режиссера театра Г.Волчек (спектакли Спешите делать добро, Вишневый сад, Пигмалион, Трудные люди и др.)
В.Гафт продолжает работать в «Современнике». Среди его лучших ролей – Глумов (Балалайкин и Ко М.Салтыкова-Щедрина, 1973, постановка Г.Товстоногова), Лопатин (Из записок Лопатина К.Симонова, 1974, постановка И.Райхельгауза), Горелов (Спешите делать добро М.Рощина, 1980, постановка Г.Волчек), Вершинин (Три сестры А.Чехова, 1982, постановка Г.Волчек), Джордж (Кто боится Вирджинии Вульф? Э.Олби, 1984, постановка В.Фокина). В репертуаре Гафта такие роли, как Городничий (Ревизор Н.Гоголя), Хиггинс (Пигмалион Б.Шоу), Рахлин (Кот домашний средний пушистости В.Войновича, Г.Горина), Изольд Кукин (Аккомпаниатор А.Галина), Лейзер (Трудные люди Й.Бар-Йосефа), Валентин (Уйди-уйди Н.Коляды). Уже простое перечисление ролей и авторов дает наглядное представление о широте творческой палитры В.Гафта, жанровом и стилистическом разнообразии актера. В 2001 на сцене «Современника» состоялся режиссерский дебют В.Гафта: вместе с И.Квашой и А.Назаровым он возобновил спектакль Балалайкин и Ко М.Салтыкова-Щедрина, где сыграл ту же роль, что и более четверти века назад – Глумова.
Кинематографическая судьба В.Гафта складывалась примерно по той же схеме, что и театральная. Снимался актер довольно много, но роли поначалу были эпизодическими или проходными. Сам Гафт достойными работами своего первого периода считает лишь роли в телефильмах Таня (1974) и На всю оставшуюся жизнь (1975). Пожалуй, к списку удач можно добавить еще телефильм Здравствуйте, я ваша тетя! (1975), где эксцентрически-невозмутимый герой Гафта составлял контрапункт суматошному действию.
Однако в 1979, благодаря Э.Рязанову, состоялось настоящее кинематографическое открытие актера. Это произошло в фильме Гараж, где Гафт поистине блистает даже на фоне всего звездного ансамбля. Парадоксальное сочетание острохарактерного, почти гротескного рисунка роли с неожиданными, психологическими ходами в разработке характера Сидорина раскрыло настоящий масштаб дарования актера. Позже Гафт снялся во многих фильмах Э.Рязанова. Во всех этих работах многогранность и масштаб персонажей достигались крайне редким для российского сценического искусства методом, который можно определить, как катахрезу, оксюморон, т.е. органичным сочетанием контрастных, казалось бы, несоединимых понятий. Этот метод, несомненно, требует высокого мастерства, тонкого художественного вкуса и чувства метафоры.
Плодотворность содружества В.Гафта с Э.Рязановым закономерно привела к тому, что на актера обратили серьезное внимание и другие режиссеры кино. В багаже актера – более 70 кинематографических ролей. К сожалению, не вышел на экраны фильм Мастер и Маргарита (1994), где В.Гафт снялся в роли Воланда.
да Гафт отличный актёр...я бы даже сказал он один из полдесятка самых лучших актёров советского времени...жаль ролей ему мало давали действительно значимых...но талант он и в Африке талантом остаётся