vinyljazz · 04-Фев-25 21:25(7 месяцев назад, ред. 04-Фев-25 21:28)
Иван Алчевский, Лев Клементьев, тенор - ИСМИИ (Мелодия М10 45317 003) Жанр: Classical, Opera Носитель: LP Год выпуска: 1983 Лейбл: Мелодия М10 45317 003 Страна-производитель: USSR Аудио кодек: FLAC Тип рипа: image+.cue Формат записи: 32/192 Формат раздачи: 24/192 mono Продолжительность: 50:32 Треклист: ИВАН АЛЧЕВСКИЙ, тенор
01 Н. Римский-Корсаков - Песня Индийского гостя (Садко, 4 к.)
02 C.Gounod - Faust's Cavatina (Faust, Act II)
03 А.Даргомыжский - Каватина Князя (Русалка, 3 д.)
04 G.Meyerbeer - Raoul's Recitative And Romance (Les Huguenots, Act I)
05 Н. Римский-Корсаков - Речитатив и ария Садко (Садко, 1 к.)
06 R.Wagner - Lohengrin's Narration (Lohengrin, Act III)
07 П.Чайковский - Ария Ленского (Евгений Онегин, 2 д.) ЛЕВ КЛЕМЕНТЬЕВ, тенор
08 G.Bizet - Jose's Aria (Carmen, Act II)
09 А.Бородин - Каватина Владимира Игоревича (Князь Игорь, 2 д.)
10 А.Рубинштейн - Строфы Нерона (Нерон. 2 д.)
11 G.Meyerbeer - Raoul's Recitative And Romance (Les Huguenots, Act I)
12 G.Verdi - Riccardo's Canzonetta (Un Ballo In Maschera)
13 П.Чайковский - риозо Германа (Пиковая дама, 2 к.) Источник оцифровки: автором раздачи Код класса состояния винила: NM- Устройство воспроизведения: Technics SL D3 Головка звукоснимателя: Technics 270C Предварительный усилитель: Dual TVV47 АЦП: M-Audio AIR 192|6 Программа-оцифровщик: Adobe Audition CS5.5 Обработка: нет
Содержание индексной карты (.CUE)
REM COMMENT vinyl rip sergjazz (2025y.) REM GENRE Opera REM DATE 1983 REM LABEL Мелодия М10 45317 003 PERFORMER "Иван Алчевский, Лев Клементьев" TITLE "Из Сокровищницы Мирового Исполнительского Искусства" FILE "Иван Алчевский, Лев Клементьев, тенор - ИСМИИ (1983)(М10 45317 003).flac" WAVE TRACK 01 AUDIO TITLE "Н. Римский-Корсаков - Песня Индийского гостя (Садко, 4 к.)" INDEX 01 00:00:00 TRACK 02 AUDIO TITLE "C.Gounod - Faust's Cavatina (Faust, Act II)" INDEX 01 03:10:00 TRACK 03 AUDIO TITLE "А.Даргомыжский - Каватина Князя (Русалка, 3 д.)" INDEX 01 07:28:00 TRACK 04 AUDIO TITLE "G.Meyerbeer - Raoul's Recitative And Romance (Les Huguenots, Act I)" INDEX 01 11:46:00 TRACK 05 AUDIO TITLE "Н. Римский-Корсаков - Речитатив и ария Садко (Садко, 1 к.)" INDEX 01 16:18:00 TRACK 06 AUDIO TITLE "R.Wagner - Lohengrin's Narration (Lohengrin, Act III)" INDEX 01 20:22:00 TRACK 07 AUDIO TITLE "П.Чайковский - Ария Ленского (Евгений Онегин, 2 д.)" INDEX 01 24:35:00 TRACK 08 AUDIO TITLE "G.Bizet - Jose's Aria (Carmen, Act II)" INDEX 01 29:00:00 TRACK 09 AUDIO TITLE "А.Бородин - Каватина Владимира Игоревича (Князь Игорь, 2 д.)" INDEX 01 32:03:00 TRACK 10 AUDIO TITLE "А.Рубинштейн - Строфы Нерона (Нерон. 2 д.)" INDEX 01 36:37:00 TRACK 11 AUDIO TITLE "G.Meyerbeer - Raoul's Recitative And Romance (Les Huguenots, Act I)" INDEX 01 40:30:00 TRACK 12 AUDIO TITLE "G.Verdi - Riccardo's Canzonetta (Un Ballo In Maschera)" INDEX 01 44:31:00 TRACK 13 AUDIO TITLE "П.Чайковский - риозо Германа (Пиковая дама, 2 к.)" INDEX 01 47:36:00
Спектр - АЧХ - Уровень записи
Информация
В начале столетня русская оперная сцена располагала целой плеядой выдающихся артистов, в том числе замечательными тенорами. Среди них обращает на себя внимание творческий путь и искусство двух артистов — Ивана Алексеевича Алчевского и Льва Михайловича Клементьева. Оба прожили короткую жизнь, оба провели на оперной сцене немногим более пятнадцати лет, успев за это время сказать веское слово в искусстве, завоевав признание и слушательской аудитории и строгих, взыскательных авторитетов.
Иван Алексеевич Алчевский родился 27 декабря 1876 года в Харькове в семье крупного горнозаводчика. В юности его педагогом был старший брат Григорий Алексеевич, ученик С. И. Танеева. Не связывая с пением планов на будущее, Иван Алчевский в 1896 году поступил на естественный факультет Харьковского университета. Трагическое семейное событие (банкротство и самоубийство отца) резко изменило его судьбу. Чтобы обеспечить мать и младшую сестру, он отправляется в Петербург с целью стать солистом Мариинского театра. Это ему удается В салоне меценатки Ю. Ф. Абаза он исполняет песню Индийского гостя („Садко" Н. Римского-Корсакова) перед представителями театра и получает дебют, который состоялся 18 сентября 1901 года. Алчевский имел успех и был принят в труппу прославленного театра. Через два месяца он уже пел заглавную партию в „Фаусте" Ш. Гуно. Не рассчитывая только на природные данные, артист уезжает летом 1902 года в Париж к знаменитому артисту и педагогу Жану де Решке; повторяя эти „учебные" поездки в 1903 и 1904 годах, Алчевский заметно повысил свою вокально-техническую подготовку. Уже в свой второй сезон он выступил в шести операх, в том числе таких сложных вокально и сценически, как „Гугеноты" Дж. Мейербера и „Лоэнгрин" Р. Вагнера. Неудовлетворенный звучанием голоса и своей сценической работой, Алчевский неожиданно покидает театр и снова отправляется во Францию, где работает и над голосом и над оперными партиями на этот раз под руководством великой певицы Фелии Литвин. В сезоне 1906/06 года по рекомендации Литвин артиста приглашает театр „Ла Монне" в Брюсселе. Алчевский покоряет публику исполнением партий Лоэнгрина в одноименной опере Р. Вагнера, Рауля в „Гугенотах" Дж. Мейербера и Ромео в „Ромео и Джульетте" Ш. Гуно, затем в операх К. В. Глюка „Альцеста" и „Армида" вместе с Ф. Литвин. Летом 1906 года артист гастролирует в лондонском „Ковент-Гарден", в его репертуаре „Фауст", „Лоэнгрин", партию Ленского в „Евгении Онегине" П. Чайковского Алчевский исполнил в ансамбле с великим баритоном М. Баттистини и знаменитой чешской певицей Э. Дести-новой. Затем следует приглашение в Нью-Йорк, в труппу „Манхэттен опера", располагавшую сильным составом певцов, конкурировавших с солистами „Метрополитен опера". Алчевский выступил в трех операх: „Фауст", „Динора" Дж. Мейербера, „Наваррка" Ж. Массне. Летом 1907 года артист вернулся на родину, сезон 1907/08 года он проводит в основном в театре С. И. Зимина в Москве, выступал гастролером в Большом театре и частных антрепризах, а в мае 1908 года снова выступает в Париже в роли Шуйского в дягилевской премьере „Бориса Годунова" с Шаляпиным в главной роли. С июля 1908 года Алчевский — солист парижской „Гранд опера". В 1909 году в дягилевском сезоне он поет вместе с Шаляпиным в „Псковитянке" и „Борисе Годунове". В 1910 году Алчевский вступает в труппу Большого театра, сразу же взявшись и за драматические (Садко, Радамес) и лирические (Ромео, Фауст) партии. Алчевский не был похож на современных ему теноров прежде всего характерной особенностью голоса: баритональные середина и нижний регистр в сочетании со звонким, „теноровым" верхним регистром, простиравшимся до „ре" второй октавы. Голосу Алчевского была свойственна необычайная подвижность, филигранная, „бисерная" техника. Записи певца, выполненные в начале его карьеры в 1903 году, свидетельствуют о природных возможностях голоса Алчевского, о его тонкой артистической интуиции. В каждой арии его голос обнаруживает новые, характерные для данного персонажа и музыкального текста краски. К сожалению, тогда вокальное мастерство Алчевского еще не достигло того совершенства, которое обеспечило ему международное признание через несколько лет. После 1903 года артист не обращался больше к записи, оставив лишь восемь арий. Семь из них представлены на этой пластинке. Последние годы перед первой мировой войной Алчевский проводит на сцене Большого театра, где успешно выступил в партиях Зигфрида в „Гибели богов" и „Зигфриде" Р. Вагнера (1911 и 1912 гг.), а также во Франции. В „Гранд опера" ему сопутствует триумфальный успех в партиях Радамеса, Тангейзера, Лоэнгрина. в Марселе он покоряет публику исполнением ролей Рауля, Фауста, Ромео, дебютирует в партии Парсифаля в одноименной опере Р Вагнера (1914 г.); Алчевский продолжал сотрудничество с „русскими сезонами" Дягилева: летом 1914 года в Лондоне он выступает в „Псковитянке" с Ф. Шаляпиным и В. Петровым. Осенью 1914 года певец вернулся на родину и сразу с блеском выступил в Одессе и Харькове, исполнив даже баритоновую партию Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Затем последовали выступления в Петербургском Народном Доме: Хозе в „Кармен", Рауль в „Гугенотах", Фауст в опере Ш. Гуно, Герман в „Пиковой даме" П. Чайковского (одна из лучших партий артиста). Последние партии Алчевского — Андрей в „Запорожце за Дунаем" С. Гулак-Артемовского (Большой театр), Иоанн Лейденский в „Пророке" Дж. Мейербера и Дон Жуан в „Каменном госте" А. Даргомыжского в постановке В. Э. Мейерхольда (Мариинский театр, 1916—1917 гг.). Концертный репертуар певца был чрезвычайно разнообразен: от русских и украинских песен до новейших камерных произведений Дж. Энеску и С Прокофьева. Большой знаток фортепианной и симфонической музыки, страстный почитатель творчества А. Скрябина, Алчевский был одним из самых эрудированных оперных артистов своего времени. Выдающийся артист скоропостижно скончался во время своих весенних гастролей в Тифлисе и Баку 26 апреля 1917 года. Прах его был перевезен и захоронен на родине, в Харькове.
Огромную популярность завоевал в начале века выдающийся артист, один из лучших теноров русской оперы Лев Михайлович Клементьев. Он родился 20 марта (1 апреля) 1868 года в Петербурге. Будучи гимназистом увлекся опереттой и стал завсегдатаем кулис театра, где выступала труппа С. А. Пальма (ныне Большой драматический театр имени М. Горького). Завязалось знакомство юноши с артистами и антрепренером. Это помогло Клементьеву получить дебют, и в начале 1887 года он впервые выступил на сцене в роли Баринкая („Цыганский барон" И. Штрауса). Голос дебютанта понравился, и Пальм пригласил Клементьева в труппу, но на небольшие роли' Чтобы получить профессиональную вокальную подготовку, Клементьев начинает заниматься у артиста К. И. Кржижановского, который, убедившись в исключительной вокальной одаренности ученика, стал готовить его к большой оперной сцене. Не прерывая занятий, Клементьев продолжает выступать в опереточных антрепризах: в 1887—1888 годах в Одессе, летом 1888 года в труппе артиста оперетты В. И. Родона в Харькове, а в 1889 году на сцене Тифлисского оперного театра в труппе В. Л. Форкатти. Здесь 18 ноября 1889 года он исполняет партию Фет-Али в премьере оперы А. Г. Рубинштейна „Попугай" (его партнерами были известные артисты М. К. Максаков и П. А. Лодий). В сезоне 1890/91 года Клементьев снова в Петербурге, на положении премьера в труппе С. А. Пальма, в следующем сезоне поет в Москве, в оперетте М. В. Лентовского, и, наконец, после блестящего дебюта в партии Германа (17 апреля 1892 года) зачисляется в труппу Большого театра. Уже в свой первый сезон в Большом театре Клементьев исполнял партии Германа, Ленского, Князя („Русалка" А. С. Даргомыжского), Джеральда („Лакме" Л. Делиба), Фауста (в одноименной опере Ш. Гуно), 26 января 1893 года участвует в первой постановке „Снегурочки" Н. А. Римского-Корсакова (партия Бобыля), 27 апреля того же года исполняет партию Молодого цыгана в премьере оперы С. В. Рахманинова „Алеко". В дальнейшем его репертуар пополнился партиями Синодала в „Демоне" А. Рубинштейна, Водемона в „Иоланте" П. Чайковского, Собинина в „Иване Сусанине" М. Глинки, Хозе в „Кармен" Ж. Визе, Рауля в „Гугенотах" Дж. Мейербера, Тангейзера в одноименной опере и Зигмунда в „Валькирии" Р. Вагнера, Ричарда в „Бале-маскараде" и Радамеса в „Аиде" Дж. Верди. 4 января 1901 года Клементьев участвовал в премьере оперы Ц. Кюи „Анджело" (партия Родольфо) в ансамбле с Ф. Шаляпиным, Н. Сали-ной, Л. Собиновым. Несмотря на выдающееся положение в Большом театре, Клементьев ушел из него, тяготясь чиновной атмосферой казенной сцены, и начал беспокойную жизнь гастролера. В 1902 году он выступает в антрепризе У. Гвиди на сцене театра Петербургской консерватории, в сезоне 1903/04 года — в труппе артиста М. Е. Медведева в помещении московского театра „Аркадия". Здесь 12 октября 1903 года он впервые выступил в „Нероне" А. Рубинштейна. Заглавная партия этой очень популярной тогда оперы считается лучшей в репертуаре артиста. Исполнительские достижения Клементьева не менее значительны и в других операх русской и западноевропейской классики, но успеха, равного успеху в „Нероне", он не имел никогда. В конце 1903 года артист поет свою „коронную" партию в Московском „Товариществе частной оперы", в 1905 году в антрепризе А. Дракули в Нижнем Новгороде, в следующем сезоне — вместе с итальянскими артистами — в Петербургской „Новой опере" А. Церетели, в 1907—1909 годах на сцене Петербургского Народного Дома. Кроме партии Нерона артист часто выступал в своих любимых партиях Хозе и Германа. 21 января 1906 года Клементьев разделил успех с Титта Руффо в операх „Паяцы" Р. Леонкавалло и „Сельская честь" П. Масканьи, исполненных в один вечер на сцене Мариинского театра силами „Новой оперы" А. Церетели. Летом 1910 года артист появился в роли Париса („Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха) в петербургском театре „Летний Буфф". Скитальческая жизнь, пренебрежение здоровьем предопределили ранний конец. Будучи тяжело больным, артист не отказался от выступлений в Тифлисе и 7 октября 1910 года не смог закончить концерт, потеряв сознание во время исполнения арии Ленского. Через шесть дней последовала преждевременная кончина выдающегося артиста, завоевавшего любовь публики и товарищей по сцене не только вдохновенным искусством, но и своими человеческими качествами Клементьев был похоронен в Петербурге, в Некрополе Александро-Невского кладбища при огромном стечении народа. Знаменитые строфы Нерона „О печаль, о тоска" исполнил выдающийся артист грузинской оперы Вано Сараджишвили прямо у могилы артиста. Лев Клементьев был одним из самых ярких представителей русского оперного искусства рубежа XIX—XX веков, сочетавшим искусство выразительного пения с темпераментной, страстной сценической трактовкой ролей. Его голос, лирико-драматический тенор большого, свыше двух октав диапазона, служил ему безотказно. Вокальная техника артиста безупречна и выдерживает сравнения с лучшими образцами европейского вокала разных школ (кроме занятий у Кржижановского, Клементьев летом 1889 и 1890 годов учился у Оливьери в Париже и у Пеццо в Милане). Благодаря первоклассной школе, певец исполнил за свою недолгую сценическую жизнь свыше пятидесяти ролей в операх и классических опереттах, никогда не теряя певческой „формы". Искусство артиста достаточно хорошо прослеживается и в несовершенных записях начала века. В 1902 году, записав для ..Gramophone and Typewriter" арию Хозе, Клементьев заявил, что больше никогда не будет сотрудничать с граммофонной промышленностью. К счастью, этого не случилось. В конце 1903 года, когда исполнение партии Нерона так взволновало публику, артист осуществил запись шести произведений: в 1909 году Клементьев повторил Строфы Нерона, а также записал еще три арии и два романса.
Ю. Б. Перепелкин
При реставрации использованы записи из фонда Центрального Театрального музея им. А. А. Бахрушина и из собрания Ю. Б. Перепелкина.