|
daphouse
Стаж: 18 лет 5 месяцев Сообщений: 172
|
daphouse ·
31-Янв-08 11:15
(17 лет 6 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Нашел интересную статью о нейро-лингвистическом программировании.
Читаем, высказываемся..
скрытый текст
Автор: Л. Майкл Холл (L. Michael Hall), доктор философии, профессор Гастонского колледжа, (Даллас, штат Северная Каролина). Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг. "Нейро-" относится к мозгу/сознанию, связанным с телом/нервной системой, и тому, как они обрабатывают информацию и кодируют ее в память. Говоря "нейро-", мы подчеркиваем, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов. "Лингвистическое» указывает на то, что нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). В НЛП мы говорим о двух основных языковых системах. Во-первых, «сознание» обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация) посредством «репрезентативных систем». Во-вторых, «сознание» обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д. "Программирование" относится к нашей способности организовывать эти части (изображения, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, запахи и символы или слова) в нашем «сознании-теле», что затем позволяет нам достигать желаемых результатов. Эти части образуют программы, которые выполняет наш мозг. Сутью НЛП является установление контроля над собственным сознанием. Если вы используете компьютер, знаете вы или нет, но он управляется определенной операционной системой. Аналогично, НЛП также управляется операционной системой — «базовыми пресуппозициями НЛП» (Пресуппозиции — идеи или предположения, которые мы принимаем без доказательств, чтобы придать смысл коммуникации — прим. редактора). Они позволяют функционировать системе процессов, методик, догадок и навыков. 1. «"Карта" — не "территория"» («меню — не пища»).
2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам.
3. Значение зависит от контекста.
4. Разум и тело неизбежно влияют друг на друга.
5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.
6. Мы уважаем модели мира других людей.
7. Личность и поведение — это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение.
8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте.
9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.
10. Мы не можем не общаться.
11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие.
12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.
14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь».
15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью имеет наибольшее влияние в системе.
16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.
17. Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами.
18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.
19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив.
20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.
21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.
1. «"Карта" — не "территория"» или «меню — не пища» Как «карта» на самом деле не состоит из «территории», репрезентацией которой она является, так и используемые нами слова не заключают в себе событие, репрезентацией которого они являются. Территория существует как реальность — снаружи, вне наших тел, созданная из миллиардов стимулов в секунду, — постоянно изменяющийся мир танцующих электронов и, в конечном счете, энергии. «Карта» описывает то, что существует в наших телах (отражение проявлений указанной энергии на уровне нервной системы) и в нашем сознании («ментальное», абстрактное понимание территории). Итак, в данном случае мы имеем два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя, субъективная реальность. То, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события. И наше восприятие принципиальным образом влияет на все, касающееся нас. Почему? Потому что когда мы воспринимаем внешнее событие, мы пытаемся наделить его смыслом. Пытаясь наделить смыслом данное событие, мы конструируем в сознании его внутренние репрезентации (ВР). Эти внутренние репрезентации включают в себя информацию, полученную посредством всех наших чувств. Иначе говоря, наши ВР имеют в своем составе визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и лингвистические компоненты. Опираясь на этот фундаментальный факт, установленный в общей семантике, НЛП замечательным образом использует то, что внутренние репрезентации и само событие не могут существовать на одном и том же логическом уровне. Это положение объясняет, почему мы можем быть связанными с внешним миром только посредством нейролингвистической обработки. Бог дал нам многочисленные каналы (органы чувств, чувствительные рецепторы) для связи с миром — и все же мы существуем «обособленно», хотя и внутри него. Еще одно следствие указанного факта включает ограничение со стороны нервной системы — мы никогда не сможем осуществить репрезентацию внешнего события точно так же, как оно существует вне нас. Рассмотрим следующий пример: я вижу яблоко. Я создаю внутренний образ яблока. Палочки и колбочки сетчатки глаз дают мне внутреннее ощущение «цвета». Другие ощущения обогащают картину. Но, невзирая на богатство, разнообразие или полноту, мой образ яблока является только его «картой». Если вы посмотрите на это же яблоко, вы не получите точно такой же образ, потому что ваши нервные окончания, ваши нервные проводящие пути и т. д. не работают абсолютно в точности, как мои. Два человека видят несчастный случай с очень похожих позиций (никогда не с «одинаковых»), но когда они описывают его, в их описаниях появляются различия. Почему? Из-за различий в их восприятии, которые являются результатом различий в индивидуальной нейролингвистической обработке и внутренних репрезентациях. Какова основа этих различий? Каждый человек осуществляет репрезентацию несчастного случая посредством собственных нервной системы и сознания, имеющих отличия от нервной системы и сознания других людей! «Карта» — не «территория». Или, иначе говоря, «меню — не пища». Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира. Независимо от внешнего события, каждый из нас конструирует свою собственную внутреннюю субъективную реальность события, и эта внутренняя конструкция определяет нас: наши мысли, эмоции, реакции. 2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам Учитывая различие карты и территории, можно утверждать, что наша «карта», являясь восприятием территории, определяет или контролирует наше восприятие и наши реакции. Мы реагируем не на существующий мир как таковой, а на то, как он отражен на нашей «карте» мира. Это подчеркивает огромную важность рассмотрения наших, человеческих «карт» мира. Нейролингвистические «карты» состоят из наших убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В нашем сознании посредством репрезентативной системы мы переживаем эти внутренние «карты» просто как «мысли». Поэтому «как мы мыслим, таковы мы и есть». Таким способом внутренние репрезентативные «карты» взаимодействуют с физиологией, создавая состояния. Затем состояние управляет поведением. Это означает, что восприятие является отображением. Оно определяет наши действия. Дэвид Симандс (Seamands, 1988) в книге «Восстановление поврежденных эмоций» рассказал о работе известного пластического хирурга. Максуэлла Мальца. Доктор Мальц заметил, что многие пациенты после операции продолжают испытывать те же личностные проблемы, что и ранее. Хотя его операции значительно улучшали внешний вид пациентов, те по-прежнему считали себя безобразными. Как могло быть, что посредством пластической хирургии внешность людей претерпевала явные физические изменения, а люди, тем не менее, вели себя по отношению к этим изменениям как слепые? Все окружающие замечали улучшения в их внешнем виде. Но сами пациенты настаивали, что не видят изменений. Вы знаете ответ. Хотя внешне их облик изменялся, внутренние «карты» оставались прежними. Мы реагируем в соответствии с нашими внутренними «картами» мира. Так делают все. Восприятие, мысли, эмоции и поступки всех людей управляются их моделями. В число этих людей входят: ваш(а) супруг(а), ваши дети, друзья, родители, уважаемые вами люди и т. д. Прежде чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя «карта» этого человека. Чтобы помочь людям в осуществлении этих изменений, мы должны сделать нашу коммуникацию достаточно гибкой, чтобы помочь им изменить их внутренние «карты». 3. Значение зависит от контекста Эта пресуппозиция связана с первой. Согласно ей, для того чтобы любое слово имело значение, ему требуется некоторый контекст. Сами по себе слова не содержат значений. Высказывание или поступок могут иметь совершенно различные значения в разных контекстах. Значение фразы «Я люблю тебя!» зависит от того, говорю я ее своему отцу или своей жене. Контекст высказывания определяет значение высказывания, то есть задает определенный фрейм. О'Коннор и Сеймур (O'Connor & Seymour, 1990) писали: «События произошли, но пока мы не наделим их значением, не свяжем их с остальной нашей жизнью и не оценим их возможные следствия, они не важны. Мы узнаем значения предметов, опираясь на культуру и полученное воспитание». Как человек оценивает вещи (конструирует значения, думает, считает) в своей душе, такой он и есть. Значение определяется преимущественно контекстом, который мы принимаем, как данный, или установленным нами фреймом. Тэд Джеймс сказал: «В содержании нет содержания, которое стоило бы знать». Это подчеркивает фундаментальный принцип НЛП, а именно то, что внутренний опыт и изменение этого опыта являются результатом того, как мы использовали наши психические процессы при кодировании содержания. Таким образом, измените структуру внутренних образов и т. д., и вы измените опыт. Этот контекстуальный подход, или структурная точка зрения, является сутью НЛП. Когда мы остаемся «в содержании», мы живем «на карте». Только тогда, когда мы перемещаемся из содержания в процесс, мы поднимаемся над картой и понимаем структуру территории. Когда клиент говорит: «Я нахожусь в депрессии», — мы не спрашиваем: «Что вызвало вашу депрессию?» Его ответ на этот вопрос ничего не излечит! Обнаружение внешней причины не излечит внутреннюю боль — оно только предоставит основания, поддерживающие боль! Это неблагоразумно. Существование внутренней проблемы обусловлено ее структурой. Поэтому спросите: «Как вы делаете это?» Этот вопрос «как?» позволяет нам переместиться с уровня содержания депрессии на уровень процесса. У клиента может возникнуть замешательство. Он обычно отвечает: «Что вы имеете в виду? "Как" я делаю что?» Помогите человеку осуществить сдвиг: «Вы владеете этим навыком, называемым "депрессией", не так ли?» «Ну, да». «Итак, как вы довели себя до такого состояния? Если я на день займу ваше место, что я должен буду сделать, чтобы думать и чувствовать себя, как вы?» «Что вы делаете внутри вашего разума и тела, чтобы создать депрессию?» При помощи этого способа мы ищем внутри клиента процесс (нейролингвистический). который позволяет ему кодировать депрессию и затем испытывать ее. Как только мы обнаруживаем структуру, мы подталкиваем клиента к ее изменению. А это изменяет переживание. 4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга Хотя мы говорим о «сознании» и о «теле» так, как если бы они функционировали независимо друг от друга, на самом деле это не так. Они не могут функционировать таким образом. В общей семантике мы описываем этот вид разделения неразделяемого явления как «элементализм». Элементализм берет начало в примитивных умах и языковых формах и работает нам во вред. Сегодня многие члены медицинского сообщества также пришли к пониманию того, что сознание и тело во многом функционируют как единое целое. Как-никак, «сознание» располагается внутри тела (нервной системы), и когда мы вводим в тело психоактивные препараты, это оказывает сильное влияние на «сознание»! Аналогично, когда мы вводим в «сознание» приятные или неприятные мысли, это оказывает влияние на тело. Сознание и тело функционируют как кибернетическое целое. Взаимодействие сознания и тела позволяет объяснить так называемый «эффект плацебо». Годами врачи проводили эксперименты по сравнению эффекта приема инертных «сахарных таблеток» (плацебо) и активных препаратов для того, чтобы узнать, обусловлено ли воздействие лекарства химическими процессами или убежденностью человека в том, что он получил «лекарство». Так как ученые провели сравнение с плацебо почта всех лекарств, у нас имеется огромное количество литературы по этой теме. К огорчению некоторых врачей, во многих экспериментах обнаружилось не просто значительное уменьшение симптомов болезни, но и столь же хорошие, а иногда и лучшие результаты при приеме плацебо по сравнению с активными лекарствами! Исследования неоднократно показывали, что убеждения человека относительно конкретного препарата чрезвычайно сильно влияют на его эффективность. Не так давно Франк (Frank, 1973) и Кирш (Kirsch, 1990), а также другие исследователи изучали «эффект плацебо» в психотерапии. В данном случае «плацебо» представляло собой не инертные таблетки, а такие универсальные явления, как внимание, симпатия, ободрение, вера клиента в успех психотерапии, доверие психотерапевту или методу лечения и т. д. Где в своем теле вы ощущаете эмоциональную боль? В каком органе тела вы сейчас ощущаете ваши эмоции? Это место может успешно стать следующим очагом вашей болезни. Сегодня мы связываем с эмоциональным стрессом возникновение многих физических заболеваний: язвы, язвенного колита, мигрени, артрита, астмы, аллергии и даже рака. В психотерапии мы встречаемся с людьми, которые приходят с жалобами на боли в желудке, высоким артериальным давлением, головными болями и кожными поражениями, а уходят без этих физиологических проблем, как только получают лечение на уровне разума и эмоций. Современные медицинские исследования связи между сознанием и телом показывают, что в теле человека имеется примерно сто миллиардов нервных клеток. Большинство из этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. Тем не менее, эти соединения между нейронами осуществляются не прямым механическим образом вроде того, как мы соединяем электрические провода. Нейрофизиолог Пол А. Гудвин (Goodwin, 1988) объясняет: «Они соединены нейрохимически, посредством приспособлений, известных как синапсы, которые фактически представляют собой очень маленькие промежутки между соседними нейронами, промежутки, архитектурно поддерживаемые другими клетками, известными как глиальные клетки. В этих синаптических соединениях для коммуникации и передачи электрического импульса с одного нейрона на другой используются различные нейрохимические вещества. На настоящий момент установлено около шестидесяти различных нейрохимических трансмиттеров, служащих для коммуникации между нейронами». Синапс нервной клетки обладает рецепторными молекулами, которые или позволяют, или не позволяют нейротрансмиттерам войти в нейрон и передать информацию. Гудвин использовал аналогию замка и ключа. Рецепторные молекулы функционируют как замочные скважины, разрешающие или не разрешающие поступление нейротрансмиттера. Работа обезболивающего препарата ацетаминофена и других похожих препаратов связана именно с этим процессом. Ацетаминофен блокирует определенные рецепторные молекулы («замочные скважины»). Это «закупоривание» препятствует поступлению нейротрансмиттера в нейрон. Таким образом, нейрон будет возбуждаться слабее, чем в нормальном состоянии. В результате снижения возбуждения нейрона человек ощущает менее интенсивную боль. Нейротрансмиттеры находятся преимущественно в головном мозге, хотя обнаруживаются и во всем теле. Гудвин (Goodwin, 1988) сделал мудрое заключение, которое касается связи сознания и тела: «При дальнейшем исследовании этого явления мы обнаружили, что молекулы трансмиттеров, в нормальном состоянии ассоциированные с головным мозгом, также вырабатываются и в других органах. Например, надпочечники вырабатывают допаминоподобные гормоны, которые могут использоваться мозгом. Все эти открытия указывают на существование сильных химических связей между телом, мозгом и, несомненно, сознанием. Так как в это вовлечена иммунная система, может ли тело быть излечено от заболевания при участии мозга посредством одной лишь убежденности человека в том, что это возможно? Правильным ответом на этот вопрос, по-видимому, является "да". 5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем То, как мы используем наши репрезентативные системы при мышлении, эмоциях и поведении, порождает наши навыки. Наше сознание не только получает информацию через ощущения, но также обрабатывает и сохраняет ее. Затем оно использует эти части, состоящие из образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и т. д. для создания навыков. Последовательность использования этих частей, состоящих из образов, звуков, тактильных ощущений и т. д., дающую нам возможность совершения действий, в НЛП называют стратегией. Знание того, как мы получаем, сохраняем, обрабатываем и извлекаем информацию, играет важную роль при установлении раппорта и оказании людям помощи по «обновлению» их сознания. Репрезентативная система в модели НЛП имеет два ключевых компонента: субмодальности и стратегии. 6. Мы уважаем модели мира других людей Если «"карта" — не "территория"» и если действия каждого человека основаны на его «карте», то каждый человек обрабатывает информацию собственным уникальным образом. Один будет кодировать опыт ассоциированно (в своем теле), другой — диссоциированно (вне тела, наблюдая за собой). Один будет создавать свою «карту» в основном из зрительных образов, другой — из звуков. Осознав различие карты и территории, мы также осознаем, что люди создают карту реальности различными способами. Это позволяет нам относиться с уважением к их праву и ответственности за свои поступки. Уважая модели мира других людей, мы уважаем их как личностей, и поэтому они смогут доверять нам, когда мы предлагаем им свою помощь. Для любого профессионального коммуникатора в этом месте возникает «профессиональный риск». Если мы не уважаем «карту» другого человека, то даже с учетом всех ошибок и искажений, которые она содержит, мы создаем ненужный конфликт и рискуем быть не услышанными вообще! Если мы неуважительно относимся к другому человеку и его модели мира, мы не будем тратить достаточно времени на выслушивание, поддержку и обоснование. Мы сразу же начнем раздражать его своими «проповедями», указывать на ошибки в его «картах» и вызывать у него сильную защитную реакцию. В течение первых двадцати лет я постоянно обнаруживал, что не могу помочь некоторым людям. Я по-настоящему стремился помочь им, но после первой встречи они не хотели меня больше видеть! Что вызвало такую реакцию? Я не уважал их модели мира — или, по крайней мере, они чувствовали, что это так. С того времени мой стиль полностью изменился. Сегодня я начинаю с того, что с сочувствием выслушиваю все потребности и проблемы клиентов. Я не обязательно соглашаюсь со всем, что слышу, но я начинаю общение с позиции уважения к человеку и его «карте». Принимая модели мира моих клиентов, я получаю разрешение на оказание помощи. 7. Личность и поведение — это различные явления Если «значение коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает», то к наиболее важной информации, на которую нам следует обращать внимание, относится и поведение людей. Это подразумевает, что поведение людей не определяет самих людей. Оно может отображать людей: их ценности, манеры и т. д. Но поведение не определяет их. Осознав, что определенное поведение человека отличается от самой личности, мы можем ожидать и надеяться, что в другой ситуации или в другое время поведение этого человека может быть иным. Это делает поведение зависящим от контекста. Предложите другой контекст, и человек может повести себя абсолютно по-другому. Мы совершаем большую ошибку, когда отождествляем ценности или личность человека с его конкретным поведением. Словосочетание «человеческое поведение» указывает на то, что человек находится на более высоком уровне, чем поведение. Обратное неверно: выражение «поведенческий человек» не имеет смысла, потому что люди представляют собой нечто гораздо большее, чем какое-либо специфическое поведение в каком-либо специфическом контексте. Хотя, если вы отождествляете человека и его поведение, вы, по существу, используете вторую формулу! 8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте Это утверждение не означает, что любой вид поведения «правилен». Конечно, нет. Здесь говорится, что в том контексте, в котором человек осуществляет конкретное поведение, это поведение удовлетворяет каким-то потребностям человека. Более того, это поведение имеет ценность и в других контекстах (временных, пространственных, личностных). Модель НЛП начинается с пресуппозиции, что все формы поведения опираются на позитивные намерения. Таким образом, каждый вид поведения полезен и ценен в некотором контексте. Опять-таки это не оправдывает неэтичное или бесчестное поведение. Данное утверждение просто отделяет личность от поведения и признает, что если существует «поведение», то, вероятно, существует некоторый контекст, в котором оно имеет ценность. Когда мы ведем себя неадекватно, мы пытаемся осуществить что-то, имеющее ценность, что-то важное — поэтому мы выбираем наилучшую из имеющихся альтернатив, учитывая количество ресурсов в нашем распоряжении. Наши намерения позитивны, но вместе с тем они фильтруются через ограниченное понимание и ошибочные идеи — именно поэтому необходимо «обновление сознания» для осуществления изменений. Даже когда мы считаем, что человек предпринимает действия, имеющие целью «сотворить зло» (то есть обидеть кого-нибудь, отомстить и т. д.), если мы спросим его снова и снова: «Какую ценность имеет для тебя этот поступок?» — мы всегда обнаружим некий ценный результат. Работая с людьми, мы сначала ищем позитивные намерения, лежащие в основе поведения. Мы предполагаем, что они существуют, и ищем их. Этим данный подход и интересен: даже если позитивные намерения до этого не существовали, спрашивая о них, пытаясь найти их в жизни человека, мы заставляем его создать внутреннюю репрезентацию, чтобы наделить смыслом наши слова и, таким образом, создать внутри себя позитивные намерения. 9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии Так как наши поступки, действия и реакции связаны с определенными людьми и событиями, данная пресуппозиция призывает нас осознавать последствия наших поступков и проводить их экологическую проверку. Иначе говоря, наше поведение происходит не в вакууме, а в системе других поступков, идей, ощущений и т. д. Соответственно, нам следует принимать во внимание целую систему (другого человека, семью, коллег и т. д.) и оценивать наше поведение и его полезность в терминах этого контекста. Попытки изменения себя и других людей оказывают влияние на всю систему. Давайте оценим желаемые изменения в терминах их конгруэнтности с личностью и системой. Когда мы работаем с множеством частей «личности» человека, каждая часть должна принимать во внимание вопрос экологии целой личности. «Будет ли это иметь негативные последствия, которые я должен учесть?» Мы также можем расширить понятие экологии на системы более высокого уровня, в которых существует человек: «Будет ли это изменение конгруэнтным для других людей в жизни данного человека?» Рассмотрение больших систем отсчета помогает нам убедиться в том, что наши коммуникация, поведение и изменения работают на нас, а не против нас. Руни (Rooney, 1986) писал: «Понятие "экология" касается того, что любое изменение, сделанное в человеческой системе, должно быть совместимо с другими частями системы и адаптируемо к ним». Средства, предоставляемые НЛП для осуществления изменений, позволяют нам с легкостью вызывать в одном человеке изменения, которые будут оказывать различное влияние на других людей. Поэтому, чтобы избежать большего вреда, необходимо проводить экологическую проверку, которая позволяет нам прогнозировать влияние, оказываемое изменением на других людей в системе. 10. Мы не можем не общаться Так как коммуникация подразумевает передачу сигналов другому человеку, «сообщение» и его индикаторы или сигналы возникают даже тогда, когда мы пытаемся не посылать сообщений. Даже тогда, когда мы не выражаем наши мысли, чувства, идеи, убеждения, понимание и решения в словах, эти внутренние феномены выражаются теми или иными невербальными способами. 11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие Значительная часть коммуникации осуществляется по невербальным каналам. Это означает, что коммуникация всегда осуществляется не только посредством того, что мы говорим (вербально), но также и посредством того, как мы говорим (невербальные аспекты: тон и громкость голоса, выражение лица, дыхание, поза, жесты и т. д.). Эти сообщения являются парасообщениями. Но иногда одно из наших сообщений может относиться к другому сообщению. Фраза «я люблю тебя!» имеет одно значение. Если произнести ее с сарказмом, она будет иметь другое значение. С надеждой — третье. В слезах — четвертое. Способ использования нами парасообщений может существенно влиять на то, как люди будут слышать, понимать и принимать нас. Многие люди обращают больше внимания на тональность голоса, физиологию, зрительный контакт или какой-нибудь другой невербальный аспект коммуникации, чем на ее вербальное содержание. Другие — наоборот. Это наводит на мысль о важности (и силе) конгруэнтности, то есть выравнивания наших коммуникативных каналов так, чтобы все они передавали одно сообщение и не вступали в противоречие друг с другом. Конгруэнтность делает нашу коммуникацию убедительной. 12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает Коммуникация связана с обменом информацией. В системе ответных реакций отправителя и получателя она является диалогом, а не монологом. Реакция человека, с которым мы общаемся, отражает эффективность или неэффективность коммуникации. Если люди отвечают на коммуникацию так, как мы желаем, то мы достигли успеха. Если их ответы отличаются от ожидаемого нами результата, то мы можем просто послать другие сигналы. Эта модель приводит к неконфликтному стилю коммуникации. Независимо от целей, которые вы преследуете при коммуникации, получаемая вами реакция указывает на то, что вы сообщили другому человеку, а не на то, что намеревались сообщить. Считайте это обратной связью и используйте ее. Я рассматриваю это как «принятие стопроцентной ответственности за свою коммуникацию». Ответственная коммуникация означает, что я всегда имею возможность внести в нее изменения, пока не получу желаемый результат. Если я принимаю только частичную ответственность за коммуникацию, вероятность, что я прекращу эти попытки, повышается. Какую реакцию вы хотите получить в процессе коммуникации? Определите желаемый вами результат общения. Принятие полной ответственности за коммуникацию поможет вам в итоге послать коммуникативные сигналы так, что вы получите желаемую реакцию. Коммивояжеры иногда говорят, что они совершают 80% продаж после пятого телефонного звонка. Создается впечатление, что настойчивые коммивояжеры принимают полную ответственность за коммуникацию. 13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее Все мы живем в некой системе отсчета. Даже простой взгляд на картину предполагает использование различных систем отсчета. На чем мы фокусируемся: на общих очертаниях или на какой-либо детали? Рассматриваем ли мы ее с точки зрения эстетики или затраченных на нее усилий, с точки зрения ее денежной ценности или полезности и т. д.? Мы усваиваем огромное количество наших фреймов из культуры, в которой мы выросли. Впоследствии мы живем в этих фреймах не осознавая этого, так же как и рыбы в воде. Однако фрейм определяет восприятие, значения, эмоции, поведение и ценности. Жить во фрейме означает использовать определенную парадигму, которая наделяет предметы значением. Оказаться вне фрейма или задать новый фрейм означает произвести рефрейминг и задать целый новый мир значений. Следовательно, при установлении отношений и коммуникации тот человек, который задает фрейм, определяет итоговое межличностное поле. Сила, которой обладает заданный фрейм, частично заключается в том, что кто бы ни задавал его, он, по существу, делает это неосознанно. Соответственно, не осознавая заданный фрейм, люди не могут повлиять на него, используя свои сознательные ценности. При коммуникации люди часто задают фреймы «выигрыш/проигрыш», «выигрыш/выигрыш» или фреймы «сохранение гордости/отрицание гордости» и т. д. 14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь» Чего не случилось бы, если бы вы восприняли «неудачу» как обратную связь? Что случилось бы, если бы вы не восприняли ее как обратную связь? Чего не случилось бы, если бы вы не восприняли ее как обратную связь? Нам кажется, что если бы все люди воспринимали все происходящее с ними как обратную связь, они стали бы безжалостными обучающимися машинами. Что вы делаете, если в процессе коммуникации не можете получить от партнера желаемую реакцию? Вы изменяете вашу коммуникацию — посылаемые вами стимулы — пока не получите желаемый ответ. Таким способом вы превращаете неудачу в обратную связь. Эта пресуппозиция оказывает влияние на все сферы жизни, но особенно на те, где требуется постоянство и терпеливое обучение на основе знания о том, «что не работает». Нередко люди легко сдаются. Многие браки не закончились бы разводом, если бы пары рассматривали результаты коммуникации как обратную связь, а не как «поражение». Этот принцип можно проиллюстрировать примером Томаса Эдисона, который провел 10000 экспериментов (некоторые утверждают, что 1000) в поисках материала для изготовления нити накаливания в электрической лампочке. Когда его спросили: «Должно быть, нелегко терпеть неудачу 10000 раз?», — Эдисон ответил: «У меня не было 10000 неудач. На самом деле я обнаружил 10000 способов того, как не следует делать лампочку». Нет поражений, — есть только обратная связь. Как много взаимоотношений заканчиваются из-за того, что люди «терпят неудачу», пытаясь получить немедленно то, что они хотят. Как много дел забрасывается из-за того, что люди воспринимают «неудачи», как повод прекратить дело или отступить. 15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе В любой системе человек, обладающий большей гибкостью своего поведения (а не поведения других людей), будет рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении. Например, стоит вам прийти в гнев, и вы потеряете гибкость и, следовательно, контроль над коммуникативным процессом. Мы рекомендуем учиться использовать инструменты НЛП так, чтобы вы могли радикально увеличить диапазон вашего выбора. Известное как «закон необходимого разнообразия», это положение в контексте НЛП поощряет нас диссоциироваться от собственных эмоций, чтобы поддерживать богатство выбора при коммуникации. 16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта Мы часто воспринимаем «обиду» или «сопротивление» как проблему, неудачу, сложность и сдаемся. Мы просто порываем с данным человеком. Мы разговариваем с человеком один раз, ощущаем с его стороны сопротивление и никогда больше не возвращаемся к этому диалогу; так мы теряем то удовольствие и те преимущества, которые могли бы получить от общения с этим человеком. Почему это происходит? Помимо того, что мы используем данный случай как спусковой крючок «плохого настроения», у нас просто отсутствуют навыки, необходимые для работы с сопротивлением и для его преодоления. Рассмотрим значение описываемой пресуппозиции. Она перекладывает ответственность на нас. Убежденность в правильности данной пресуппозиции позволяет нам заново установить раппорт даже с ворчливыми, раздражительными, несчастными и расстроенными людьми. Это убеждение также дает нам возможность, столкнувшись с гневом и сарказмом, продолжить коммуникацию, не принимая их на свой счет. Это помогает присоединиться к внутренней реальности другого человека посредством «слов, согласующихся с его внутренней моделью мира». НЛП учит нас тому, как мы можем преодолеть сопротивление. Мы можем преодолеть его даже при работе с разгневанными людьми. Очевидно, что установление и поддержание раппорта играет важнейшую роль в коммуникации и психотерапии. Раппорт (ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия) приводит нас в состояние, более гармонирующее с состоянием другого человека. Когда два человека имеют одинаковые взгляды на что-то, они входят в состояние раппорта. Сопротивление со стороны другого человека сигнализирует нам о том, что мы потеряли раппорт. 17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели В НЛП считается, что люди обладают врожденными способностями к преодолению трудностей и созданию ресурсных состояний, которые необходимы им для достижения цели. Говоря, что люди обладают ресурсами внутри себя, НЛП принимает образовательный подход. Латинский глагол educare буквально означает «вызывать или выводить». Бэндлер неоднократно говорил: «Люди могут действовать хорошо, просто они очень хорошо выполняют плохие программы (депрессия, склонность откладывать «на потом», оборонительная позиция)». Как коммуникаторы и психотерапевт, мы пытаемся помочь людям получить доступ к собственным ресурсам, «снаряжая» их для получения более совершенного навыка. Людям нужна лишь некоторая помощь для обнаружения собственных ресурсов и получения к ним доступа. Помните, говоря это, мы не утверждаем, что вы обладаете «всем», мы говорим, что вы обладаете всеми ресурсами, которые необходимы для того, чтобы получить «все». Например, для достижения успеха вам может потребоваться дополнительное образование или специальный тренинг. В НЛП мы говорим, что вы обладаете ресурсами, необходимыми для того, чтобы получить образование и/или тренинг, требующиеся для достижения успеха. В вашей нервной системе есть достаточно средств для этого. 18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки Тело человека функционирует как система. Каждый из нас является удивительным биоэлектрохимическим устройством обработки информации, что дает нам возможность очень быстро обучаться! Если ребенок падает в бассейн с водой, став взрослым, он может никогда не забывать этот случай, всегда испытывая страх (интенсивный и неуместный) при каждом взгляде на воду и при каждой мысли о купании. Такое научение обычно имеет место тогда, когда мы испытываем интенсивные эмоции. Эта способность мозга человека к быстрому научению предоставляет возможность коммуникатору/психотерапевту помогать клиентам осуществлять быстрые изменения с помощью НЛП. 19. Любая коммуникациям должна увеличивать количество доступных альтернатив Чем больше вариантов выбора имеет человек, тем более он целостен. Очень успешный способ разрушить раппорт с человеком — лишить его выбора. Дайте ему выбор, и он будет испытывать радость. Говоря в терминах психотерапии, большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся при работе с людьми, заключается в их «озадаченности» некоторой проблемой. Они живут в состоянии, которое мы называем «следствием» некоторой воспринимаемой «причины». Цель психотерапии заключается в перемещении клиента из состояния «следствия» к состоянию «причины», где он сможет выбрать, как ему жить. Чем больше вариантов выбора вы даете клиенту, тем больше он будет доволен вами как психотерапевтом. 20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов Как часто мы испытываем сильную фрустрацию при общении с людьми, не понимая причин их поведения? Подобные мысли, чувства и слова указывают на нашу установку: «Другие должны поступать в соответствии с моей моделью мира!». Вышеприведенная пресуппозиция позволяет изменить ситуацию. В данном случае мы начинаем с рабочей гипотезы, что люди поступают исходя из своих собственных моделей мира и выбирают наилучший из имеющихся у них в этих моделях вариантов. Таким образом, мы получаем ответ на наш вопрос: «Нет, они не знают, как лучше поступить». Посылка о том, что люди выбирают наилучший из имеющихся у них вариантов, позволяет нам обратиться к ним с сочувствием, простить их. Это поощряет проявление доброты, оптимизма и надежды. Разве это неверно в вашем случае? Вспомните какой-нибудь случай, когда вы поступили хуже, чем ожидали. Разве вы не пытались поступить наилучшим из известных вам способов? Если бы вы у вас был на выбор лучший вариант поведения, разве вы не предпочли бы его? Разве найдется человек, намеренно делающий выбор, который будет успешно работать ему в ущерб? Думая, что их выбор улучшит их положение, люди выбирают глупые, скверные, греховные и разрушительные варианты. Понимание, что подобное может случиться как с нами самими, так и с окружающими позволяет нам относиться к ошибкам и глупым поступкам людей с большей добротой и мягкостью. Понимание этого подтверждает ценность и важность прощения. Представьте на мгновение, что случилось бы, если бы вы приняли это убеждение по отношению к членам вашей семьи. Что случилось бы, если бы вы применяли эту пресуппозицию по отношению к вашим коллегам на работе? К своим друзьям? К клиентам? Это, несомненно, повлияло бы на способ вашей коммуникации с другими значимыми для вас людьми. Они бы чувствовали, что вы верите в них самих и в их способности! И они любили бы вас за это. 21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты Понятие «разум» относится к «интеллекту, практическому рассуждению, пониманию, мышлению, рассудительности». Кажется, что большинство людей думают и поступают так, как если бы они не контролировали свой разум. Бэндлер (Bandler, 1985) писал: «Большинство людей не пользуются собственным мозгом активно и продуманно. Ваш мозг похож на машину без кнопки "выкл " Если вы не займете его каким-нибудь делом, он просто будет работать и работать, пока ему не надоест. Если вы поместите человека в условия сенсорной депривации, он начнет генерировать внутренние переживания. Если ваш мозг сидит без дела, он начнет делать что-нибудь, и ему, по-видимому, все равно, что это будет. Вас, возможно, это волнует но его — нет. Большинство людей являются пленниками собственного мозга. Они как будто прикованы к сиденью автобуса, а управляет им кто-то другой. Если вы не укажете своему мозгу приблизительное направление, он будет либо ехать сам по себе в случайном направлении, либо другие люди найдут способы направить его вместо вас, а они могут не всегда иметь в виду ваши насущные интересы. И даже если это так, они могут понимать их неверно!»
|
|
0-11
 Стаж: 19 лет 7 месяцев Сообщений: 48
|
0-11 ·
26-Мар-08 11:34
(спустя 1 месяц 26 дней, ред. 20-Апр-16 14:31)
может статья неплохая для тех, кто знаком с этой дисциплиной, но лично я при прочтении понял меньше половины... особенно порадовал постоянно изменяющийся мир танцующих электронов ^^
|
|
Voster
 Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 25
|
Voster ·
26-Мар-08 14:54
(спустя 3 часа, ред. 20-Апр-16 14:31)
daphouse
Спасибо, всё прочёл, таки интересно читать о подобных вещах. Заставляет думать.
|
|
StuArt_RU
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 1
|
StuArt_RU ·
27-Мар-08 11:45
(спустя 20 часов, ред. 20-Апр-16 14:31)
в данном БИЗНЕС-контексте более интересна модель Уолта Диснея, а базовые пресуппозиции НЛП всеже более применимы к психологии и коммуникации в целом
скрытый текст
Модель творческого мышления Уолта Диснея Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы—это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов—“Бемби” (1943), “Пиноккио” (1939), “Остров сокровищ” (1950) и “Белоснежка” (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов: • Мечтатель • Практик • Критик Мечтатель Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку,—придавая ей форму,—используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,—это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование). Практик Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным практиком, главное—уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли. Критик Этап критика—этап логики и последствий. Этап критика—этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки “а что, если”. Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и практика, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел. Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: “А что, если?”. Физиология критика—поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок. Использование стратегии Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без практика и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Я объясню два способа использования стратегии Уолта Диснея. УПРАЖНЕНИЕ Диснеевские позиции восприятия Для небольших групп Это упражнение основано на той же концепции пространства, что и в третьей главе, только в нем четыре физических позиции, обозначенных как мечтатель, практик, критик и наблюдатель. Преимущество отведения физического места для каждой из точек зрения в том, что это помогает разделить разные схемы мышления. Я часто оказываюсь на совещаниях, где проблемы, решения и идеи следуют друг за другом без логической мысли и обсуждения. Типичный результат такого беспорядочного спора—замешательство и бездействие. Три диснеевских места в пространстве обеспечивают выделение каждого этапа творческого процесса, а место наблюдателя обеспечивает согласованность их сотрудничества. Диснеевские позиции восприятия 1 МЕЧТАТЕЛЬ 2 ПРАКТИК 3 КРИТИК 4 НАБЛЮДАТЕЛЬ (МЕТА-ПОЗИЦИЯ) Шаг 1 Напишите краткое описание ситуации и задач, для которых требуется творчество. Прилагаемый к тексту визуальный образ поможет группе сосредоточиваться на целях, не прерывая состояние для чтения. Картинки можно наблюдать периферийным зрением. Шаг 2 Разделите людей на четыре группы. Попросите каждую из групп заякорить чистое и сильное состояние для каждой из трех позиций—мечтателя, практика и критика. Если группа не умеет якорить, помогите им выработать наилучшее состояние для каждой из позиций, попросив их вспомнить случай, когда они: а) мечтали, б) были практичны, в) критиковали. Шаг 3 Вовлекайтесь (ассоциируйтесь) по очереди в каждую из позиций, начиная с мечтателя. Проводите в них столько времени, сколько необходимо, чтобы добиться чистого состояния, прежде чем переходить к следующей позиции. В позиции мечтателя используйте только визуальное воображение, звуки и ощущения. Внутренний диалог ненужен для творчества. В позиции практика, возьмите образы, созданные мечтателем, и переведите их в действия. Вовлекитесь (ассоциируйтесь) в участвующих лиц, чтобы реалистично почувствовать, как на них повлияют выработанные идеи. С позиции критика снова и снова задавайте вопрос: “А что, если?”, пока не преодолеете все возможные проблемы и опасности. Шаг 4 Перейдите в позицию наблюдателя и рассмотрите весь процесс творчества, происходящий в трех позициях. Заметьте признаки несогласованности (неконгруэнтности), ухода от ситуации и задач. Шаг 5 Продолжайте переходить из одной позиции в другую, пока не будете удовлетворены выработанными идеями и согласованы (конгруэнтны) с ними. Вариант для больших групп Вместо перемещения по позициям восприятия, можно попросить каждую из групп занять одну из точек зрения и передавать информацию следующей группе. Для этого упражнения вам потребуются четыре смежных комнаты. В первой комнате будут мечтатели, задача которых—вырабатывать идеи и передавать их практикам во вторую комнату. Критики в третьей комнате берут идеи у практиков и передают их наблюдателям в четвертую комнату. Наблюдатели не изменяют идей, а дают каждой группе обратную связь по тому, насколько они придерживаются ситуации и задач. Вдобавок им нужно извлекать и передавать качественную информацию о том, что выработала каждая из групп.
|
|
daphouse
Стаж: 18 лет 5 месяцев Сообщений: 172
|
daphouse ·
27-Мар-08 11:55
(спустя 9 мин., ред. 20-Апр-16 14:31)
StuArt_RU писал(а):
в данном БИЗНЕС-контексте более интересна модель Уолта Диснея, а базовые пресуппозиции НЛП всеже более применимы к психологии и коммуникации в целом
скрытый текст
Модель творческого мышления Уолта Диснея Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы—это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов—“Бемби” (1943), “Пиноккио” (1939), “Остров сокровищ” (1950) и “Белоснежка” (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов: • Мечтатель • Практик • Критик Мечтатель Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку,—придавая ей форму,—используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,—это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование). Практик Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным практиком, главное—уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли. Критик Этап критика—этап логики и последствий. Этап критика—этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки “а что, если”. Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и практика, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел. Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: “А что, если?”. Физиология критика—поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок. Использование стратегии Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без практика и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Я объясню два способа использования стратегии Уолта Диснея. УПРАЖНЕНИЕ Диснеевские позиции восприятия Для небольших групп Это упражнение основано на той же концепции пространства, что и в третьей главе, только в нем четыре физических позиции, обозначенных как мечтатель, практик, критик и наблюдатель. Преимущество отведения физического места для каждой из точек зрения в том, что это помогает разделить разные схемы мышления. Я часто оказываюсь на совещаниях, где проблемы, решения и идеи следуют друг за другом без логической мысли и обсуждения. Типичный результат такого беспорядочного спора—замешательство и бездействие. Три диснеевских места в пространстве обеспечивают выделение каждого этапа творческого процесса, а место наблюдателя обеспечивает согласованность их сотрудничества. Диснеевские позиции восприятия 1 МЕЧТАТЕЛЬ 2 ПРАКТИК 3 КРИТИК 4 НАБЛЮДАТЕЛЬ (МЕТА-ПОЗИЦИЯ) Шаг 1 Напишите краткое описание ситуации и задач, для которых требуется творчество. Прилагаемый к тексту визуальный образ поможет группе сосредоточиваться на целях, не прерывая состояние для чтения. Картинки можно наблюдать периферийным зрением. Шаг 2 Разделите людей на четыре группы. Попросите каждую из групп заякорить чистое и сильное состояние для каждой из трех позиций—мечтателя, практика и критика. Если группа не умеет якорить, помогите им выработать наилучшее состояние для каждой из позиций, попросив их вспомнить случай, когда они: а) мечтали, б) были практичны, в) критиковали. Шаг 3 Вовлекайтесь (ассоциируйтесь) по очереди в каждую из позиций, начиная с мечтателя. Проводите в них столько времени, сколько необходимо, чтобы добиться чистого состояния, прежде чем переходить к следующей позиции. В позиции мечтателя используйте только визуальное воображение, звуки и ощущения. Внутренний диалог ненужен для творчества. В позиции практика, возьмите образы, созданные мечтателем, и переведите их в действия. Вовлекитесь (ассоциируйтесь) в участвующих лиц, чтобы реалистично почувствовать, как на них повлияют выработанные идеи. С позиции критика снова и снова задавайте вопрос: “А что, если?”, пока не преодолеете все возможные проблемы и опасности. Шаг 4 Перейдите в позицию наблюдателя и рассмотрите весь процесс творчества, происходящий в трех позициях. Заметьте признаки несогласованности (неконгруэнтности), ухода от ситуации и задач. Шаг 5 Продолжайте переходить из одной позиции в другую, пока не будете удовлетворены выработанными идеями и согласованы (конгруэнтны) с ними. Вариант для больших групп Вместо перемещения по позициям восприятия, можно попросить каждую из групп занять одну из точек зрения и передавать информацию следующей группе. Для этого упражнения вам потребуются четыре смежных комнаты. В первой комнате будут мечтатели, задача которых—вырабатывать идеи и передавать их практикам во вторую комнату. Критики в третьей комнате берут идеи у практиков и передают их наблюдателям в четвертую комнату. Наблюдатели не изменяют идей, а дают каждой группе обратную связь по тому, насколько они придерживаются ситуации и задач. Вдобавок им нужно извлекать и передавать качественную информацию о том, что выработала каждая из групп.
Прочел, спасибо. Положу в копилку
|
|
-=SADKO=-
 Стаж: 18 лет 4 месяца Сообщений: 88
|
-=SADKO=- ·
16-Апр-08 20:39
(спустя 20 дней, ред. 20-Апр-16 14:31)
ИМХО Где начинаются пресуппозиции, там заканчивается наука и начинается религия, хотя в ряде случаев она может быть даже более эффективна чем наука...
Осторожно! под спойлером прикольная статья, оскорбляющая религиозные чувства НЛП практиков!
Так-что не в коем случае не читайте этот дурацкий спойлер про АНТИпресуппозиции НЛП
скрытый текст
АНТИпресуппозиции НЛП
Вадим Сысуев
Пресуппозиции НЛП – это канонизированный, патентованный, стандартный способ смотреть на мир. По нему определяют принадлежность психологов к славной когорте НЛПшников. Ниже приводится святая святых - завет самого Ричарда Бендлера, взятый с его официального сервера http://www.purenlp.com/nlpresp.htm
Абзац, начинающийся со знака "С" – наш комментарий.
The ability to change the process by which we experience reality is more often valuable than changing the content of our experience of reality.
Способность управлять процессом восприятия реальности более ценна, нежели управление содержимым, полученным в результате восприятия.
«С» Это - новая пресуппозиция от Основателя. Заметим что эта фраза, в рамках мета – модели квалифицируется как суждение. Вопросом мета модели является: Для кого эта способность более ценна? О ком идет речь? Лично у меня куча сомнений, относительно ценности сознательного управления восприятием, при многих обстоятельствах. Одно из самых известных устройств управления подобного рода – шоры, а в патенте на регулируемые шоры я думаю Бендлеру решительно откажут в любом патентном бюро. Польза шор всем известна, она в ограничении восприятия. Самоуправление, по сути, есть самоограничение. Доверять такие сложные вещи сознанию - вряд ли есть благо.
Антипресуппозиция: Способность управлять процессом восприятия реальности менее ценна, нежели управление содержимым, полученным в результате восприятия. The meaning of the communication is the response you get.
Значение (meaning) коммуникации – результат, который вы получаете.
«С» Отождествляются две очень расплывчатые номинализации («meaning» и «response»). Смысл фразы лично мне интуитивно понятен, хотя для споров, интерпретаций, разночтений, и ложных толкований, здесь масса возможностей. Суть, как я понял, можно проиллюстрировать следующим примером. Допустим, кто-то говорит: «Я не хотел его обижать, а он обиделся». Пресуппозиция утверждает, что смысл описанной коммуникации был – обидеть другого человека. Древние софисты понимали, что фраза, и противоположная по смыслу фраза, справедливы в равной степени. Поэтому мудрость следует произносить в паре с противоположной мудростью. Например: «Человек отвечает не за то, что он сказал, а за то, как его поняли» плюс «Человек отвечает не за то, как его поняли, а за то, что он сказал».
Антипресуппозиция: Смысл сказанного - в нем самом, а не в том, как высказанное было воспринято. All distinctions human beings are able to make concerning our environment and our behavior can be usefully
represented through the visual, auditory, kinesthetic, olfactory, and gustatory senses.
Все различения, которые человек способен сделать относительно окружения и поведения, могут быть успешно представлены через визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную и вкусовую сенсорные системы.
«С» Обилие номиналов в утверждении делает его малоценным без многочисленных предыдущих и последующих разъяснений, а также уязвимым для фальсификаций. Пытаясь понять суть утверждения, немного домысливая, можно следующим образом интерпретировать пресуппозицию: весь опыт человека, даже навыки, полученные генетическим путем, сенсорны, построены на основании сенсорной информации. Поэтому сенсорных терминов достаточно для описания опыта. Описание объекта в сенсорных терминах является его отражением в психике человека. Заметим, что отражение - всеобщее свойство материи. Человек, как и любая материя может отражать окружающую действительность не психическими методами. Результатом отражения кирпича, упавшего с крыши может быть сотрясение головного мозга, падение, и утрата способности отражать материю психически, посредством телесных сенсоров. Однако, при этом человек не теряет способности отразить второй кирпич, будучи уже в бессознательном состоянии.
Антипресуппозиция: Не все различения, которые человек способен сделать относительно окружения и поведения, могут быть успешно представлены через визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную и вкусовую сенсорные системы. The resources an individual needs in order to effect a change are already within them.
Ресурсы, которые нужны человеку, чтобы произвести изменение уже у него имеются.
«С» Ничего вам не надо, у вас все есть. Здесь даже спорить не интересно. Это напоминает анекдот.
Встречается психолог с приятелем. Тот жалуется на болезнь своего дяди. Психолог просит рассказать все симптомы, и выслушав, говорит:
- Твой дядя не болен. Он только думает, что он болен.
Встретив приятеля через некоторое время, психолог спрашивает:
- Ну, как здоровье твоего дяди?
- Теперь мой дядя думает, что он умер...
Хотя у дяди были все необходимые ресурсы. Он только не знал. Так действительно ли у дяди были ВСЕ ресурсы?
Антипресуппозиция: Не всегда у человека имеются все ресурсы, чтобы произвести изменение. The map is not the territory.
Карта - не территория.
«С» Наши знания о мире - это реальные синапсы между нейронами. И структура этих синапсов может быть грубо (и даже рекурсивно, с ограниченной глубиной рекурсии) отображена в структуре этих же синапсов равно как и любая другая реальность. Представьте себе карту стола, на котором лежат разные предметы и сама эта карта стола.
Антипресуппозиция: Карта – такая же территория, как и все остальные территории. The positive worth of the individual is held constant, while the value and appropriateness of internal and/or external behavior is questioned
Положительные достоинства субъекта остаются постоянными, в то время, как уместность внутреннего и/или внешнего поведения остается под вопросом.
«С» Это утверждение является оригинальным рефреймингом. В общем-то любой рефрейминг претендует на оригинальность. Например, лягушка говорит: «это я просто болею, а вообще-то я белая и пушистая». Или воробей говорит: «я – орел, просто пил, курил, болел». А если серьезно, то кто-то уже предлагал не менее мощный рефрейминг: Все люди в душе подлецы и негодяи, только страх заставляет их вести себя позитивно.
Антипресуппозиция: Отрицательные качества субъекта остаются постоянными, в то время, как внутреннее и/или внешнее поведение иногда оказывается уместным  There is a positive intention motivating every behavior, and a context in which every behavior has value.
Существует позитивное намерение в любом поведении, а также существуют ситуации, в которых любое поведение полезно.
«С» Во всяком поведении есть вред. Если эта фраза у вас вызывает возмущение, то оставьте ее на моей совести, я же не отнимаю у вас вашу любимую пресуппозицию, оставайтесь с ней, я предлагаю лишь дополнительные возможности выбора.
Антипресуппозиция: Существует негативное намерение в любом поведении (как существуют тени у предметов), а также не существуют ситуации, в которых какое либо поведение было бы однозначно полезно. Feedback vs. Failure - All results and behaviors are achievments, whether they are desired outcomes for a given
task/context, or not.
Ошибок не существует, есть только обратная связь. Все результаты и поведение есть достижения, независимо от того были они желаемы, либо нет.
«С» Эта фраза, как аспирин, имеет явное терапевтическое назначение. Ее прописывают невротикам, которым требуется рефрейминг травмирующих понятий. Лично я достаточно спокойно воспринимаю собственные ошибки, относясь к ним традиционно как к ошибкам. И до появления НЛП, люди прекрасно обходились с этим понятием. Не следует отбрасывать слово, чтобы заменить его более громоздким. Если нужно, то кроме рефрейминга существует большое количество способов психологической защиты. Диссоциация, рационализация, изоляция, сублимация, вытеснение в конце концов. В общем-то рефрейминг тоже хороший способ, но почему именно «обратная связь»? Это понятие из кибернетики может быть сложным для многих. Можно интерпретировать ошибку как неудачный ход в шахматной игре, шахматистов я думаю больше, чем кибернетиков. Представьте себе шахматиста, который сделал ошибку, хлопает себе по лбу и говорит: "Это достижение, какая полезная обратная связь!"
Антипресуппозиция: Ошибки есть ошибки. Не все результаты и поведение есть достижения. То, что Бендлер называет пресуппозициями я бы назвал меткими афоризмами. НЛПшники напридумывали уже вагон таких утверждений. Простым методом их количество можно легко удвоить.
Graham Dawes на страничке http://experiential-dynamics.org/nlp.htm перечисляет следующие мысли, которые, по видимому, принадлежат не ему, а кому-то из основателей НЛП. The mind and body are aspects of the same system.
In consequence, observation of the body can reveal information about mental processes and adjustment of the body can affect mental processing; similarly, mental processes can affect bodily functions.
Тело и разум – компоненты одной системы.
Телесные изменения влияют на ментальные, а ментальные процессы изменяют тело.
«С» В то же время независимость этих систем очевидна. Герои даже после разрушительных телесных истязаний не отказывались от своих убеждений, а фундаментальные психические изменения на протяжении жизни, интенсивная психотерапия, иногда не помогали сбросить вес.
Антипресуппозиция: Тело и разум - независимые компоненты. If one person can learn to do something, anyone can learn to do it.
This optimistic presupposition forestalls our setting unnecessary limitation on our ideas about what is possible for our clients (and for ourselves).
Если один человек может научиться что-то делать, то и все могут научиться это делать.
Эта оптимистическая пресуппозиция является профилактикой ограничивающих убеждений относительно того, что возможно для наших клиентов (и для нас самих).
«С» Все все могут научиться? А может быть кто-то не сможет научиться? А сколько их в процентах?
Антипресуппозиция: Если один человек может научиться что-то делать, то это еще не значит, что все могут научиться это делать. You cannot not communicate.
This is adopted directly from Bateson who pointed out the impossibility of not communicating, and that, for example, not to answer a question is, nonetheless, a communication.
Вы не можете не общаться.
Утверждение позаимствовано у Бейтсона. Если вы не отвечаете на вопрос, то это тоже коммуникация.
«С» Весьма ограничивающая пресуппозиция. Вопросом мета-модели являетс: "А что мешает не общаться? Что будет, если вы не будете общаться?" Следуя логике фразы, можно заявить, что человек не может ничего и ничего вообще не существует в природе. Пример: «Вы не можете лежать на кровати». Можете? Это вы не лежите, это вы сидите, облокотившись на горизонтальную спинку и вытянув ноги.
Антипресуппозиция: Вы можете не общаться. А кто хочет, тот пусть думает, что вы общаетесь. People always make the best choice available to them.
When a person's behavior either gets them into difficulties or is unpleasant for others, this is due to limitations in the choices they are able to actualize (not those theoretically available) rather than due to their being inherently 'bad' or 'evil'.
Люди всегда делают лучший выбор из доступных им вариантов.
Когда поведение человека приводит к трудностям, или неприятно для других, это следствие ограниченного выбора, который по мнению человека у него имеется (небольшая часть теоретически возможных вариантов), а не из за того, что он родился «плохим» и «злым».
«С» Всегда? Наконец-то найдена единственная причина человеческих трудностей, и неприятного для других поведения - незнание лучших вариантов.
Антипресуппозиция: Люди не всегда делают лучший выбор из доступных им вариантов. If you always do what you've always done, you'll always get what you've always gotten.
This self explanatory presupposition leads to the advice that 'If what you're doing isn't working, do something else'.
Если вы будете делать то же что и всегда делали, то вы и получать будете то же что и всегда получали.
Эта пресуппозиция говорит о том, что если у вас что-то не получается, попробуйте делать что-нибудь другое.
«С» Всегда делать одно и то же невозможно. В одну реку нельзя войти дважды. Количество, говорят, переходит в качество.
Антипресуппозиция: Если вы будете делать то же что и всегда делали, то вовсе необязательно, что вы будете получать то же что и всегда получали. А вот дополнительные пресуппозиции перечисленные Carolyn K. Sikes. Оставлю их без комментариев. Сами судите насколько они точны.
NLP is not a model of repair...it is a model of acquisition...a generative model.
НЛП – это не способ починки, это – способ приобретения, способ создания.
Антипресуппозиция: НЛП – это способ починки, а не способ приобретения и не способ создания. The techniques of NLP are not NLP. The techniques are a product of the modeling process. NLP is a method of modeling.
Техники НЛП - это не само НЛП. Техники - это продукт моделирования. НЛП – это метод моделирования.
Антипресуппозиция: Техники НЛП - это и есть НЛП. Техники - это не продукт моделирования. НЛП – это не метод моделирования. Modeling is a process of acquiring skill. All skills are systematic, patterned and rule-structured - therefore, they can be modeled and duplicated. However, modeling does not result in achieving the whole life experience of another person.
Моделирование – это процесс извлечения способностей. Все навыки являются комплексными, шаблонными их правила структурированы, таким образом навыки можно моделировать и копировать. Однако моделирование не даст всего жизненного опыта другого человека.
Антипресуппозиция: Моделирование – это не процесс извлечения способностей. Не все навыки являются комплексными, шаблонными их правила структурированы, таким образом навыки нельзя моделировать и копировать. Моделирование может передать весь жизненный опыт другого человека. People are not broken, they work perfectly. They do not need to be fixed.
Люди не поломаны, они работают совершенно. Их не нужно ремонтировать.
Антипресуппозиция: Люди иногда бывают поломаны, и работают при этом несовершенно. Их нужно ремонтировать. All external behavior is the result of internal processes.
Все внешнее поведение – результат внутренних процессов.
Антипресуппозиция: Далеко не любое внешнее поведение – результат внутренних процессов. The person with the most behavioral flexibility in a given interaction will control the outcome.
Человек, имеющий самое гибкое поведение, контролирует ситуацию.
Антипресуппозиция: Человек, имеющий самое жесткое поведение, контролирует ситуацию. Resistance is the result of inflexibility on the part of the communicator.
Сопротивление – результат негибкости со стороны коммуникаторов.
Антипресуппозиция: Сопротивление – результат гибкости со стороны коммуникаторов. The highest quality of information in an interaction is behavioral information.
Невербальная информация имеет наивысшую ценность.
Антипресуппозиция: Невербальная информация имеет низшую ценность. Individuals communicate at two levels - conscious and unconscious.
Собеседники общаются на двух уровнях – вербальном и невербальном.
Антипресуппозиция: Без изменений.Собеседники общаются на двух уровнях – вербальном и невербальном.
«С» Не удержусь от реплики. Это единственная емкая и комплексная пресуппозиция. Никаких возражений. Правда и толку в ней мало. Behavioral flexibility results in more choices. More choices is better than limited choices.
Поведенческая гибкость расширяет выбор. Большее число вариантов – лучше.
Антипресуппозиция: Поведенческая гибкость сужает выбор. Большее число вариантов – хуже. Хочется надеяться, что люди, которые придумывали пресуппозиции, понимали их ограниченность. Тот кто не видит противоречия не видит и половины. Истина представляет собой синтез противоположных утверждений.
|
|
trancer26
Стаж: 17 лет 5 месяцев Сообщений: 2
|
trancer26 ·
22-Апр-08 12:01
(спустя 5 дней, ред. 20-Апр-16 14:31)
Интересная статья, вроде бы ничего нового, но многие поведенческие модели воспринимаются по другому и все очень даже логично!!! Спасибо, почитаю, еще что нить из НЛП.
|
|
KZcasual
Стаж: 17 лет 9 месяцев Сообщений: 19
|
KZcasual ·
29-Апр-08 12:48
(спустя 7 дней, ред. 20-Апр-16 14:31)
|
|
Ezrah
 Стаж: 17 лет 8 месяцев Сообщений: 475
|
Ezrah ·
08-Авг-08 13:54
(спустя 3 месяца 9 дней, ред. 25-Сен-09 10:57)
|
|
JC Andy
 Стаж: 16 лет 4 месяца Сообщений: 10
|
JC Andy ·
20-Июн-09 01:03
(спустя 10 месяцев)
Особенно забавно наблюдать, как некоторые пыжутся в применении этого самого НЛП -)
|
|
d1polosaty
Стаж: 16 лет 11 месяцев Сообщений: 3
|
d1polosaty ·
18-Июл-09 07:28
(спустя 28 дней)
JC Andy писал(а):
Особенно забавно наблюдать, как некоторые пыжутся в применении этого самого НЛП -)
У нас в России НЛП несколько дискредитировано 
Мне к счастью удалось пообщаться с обеими полюсами - с "чисто российским" НЛПшником и с человеком, который непосредосредственно учился у одного из основателей НЛП  Небо и земля 
Мне кажется у нас в России просто преобладает эффект детской игры "глухой телефончик" - когда человека научили и он тут же идет учить других - и так далее, не успев разобраться полностью 
НЛП - действительно очень мощная штука, просто в России действительно хороших преподавателей - единицы.
|
|
III_Vatakat
Стаж: 16 лет 5 месяцев Сообщений: 8
|
III_Vatakat ·
09-Ноя-11 16:44
(спустя 2 года 3 месяца)
В России самая сильная школа это в Новосибирске была, сейчас почти все сильные тренеры переехали в Москву ценник возрос в несколько раз... (
|
|
|