Моисей Вайнберг родился в 1919 году в Польше в семье талантливого музыканта-самоучки. Еще до второй мировой войны он окончил Варшавскую консерваторию по классу профессора Ю. Турчинского как пианист. А в 1941 году, за несколько дней до нападения немцев на Советский Союз, Моисей Вайнберг окончил Минскую консерваторию как композитор по классу В. Золотарева.
Вайнберг — автор симфоний, симфониетт, инструментальных концертов, ряда камерно-ансамблевых , инструментальных и вокальных сочинений. Композитор неоднократно обращался и к музыкально-драматическим жанрам; им написаны оперы («Меч Узбекистана», «Пассажирка»), балеты и оперетты, музыка ко многим спектаклям, кинофильмам и радиокомпозициям.
Концерт для скрипки с оркестром создан Вайнбергом в 1959 году.
Первая часть концерта, написанная будто на «едином дыхании», воспринимается как цельный образ — стремительный, энергичный, волевой.
Вступление ко второй части, исполняемое струнными инструментами, постепенно переводит слушателей в мир иных образов и чувств. Когда вступает солирующая скрипка, слушатели оказываются во власти чудесной мелодии — простой, выразительной, светлой и немного грустной.
Третья часть концерта, следующая за второй без перерыва, — непрерывно льющаяся мелодия солирующей скрипки, возвышенная и глубокая. Ладовое разнообразие, характерное для творчества Вайнберга в целом, проявилось и в этой части.
Финал с яркой, почти фанфарной темой отмечает мужественный динамичный характер музыки. Неожиданно в конце финала вновь звучит тема первой части. Она, как и раньше, драматична, взволнованна. Но вот музыка становится все спокойнее, светлее— затихает, растворяется первая тема. Так заканчивается концерт. В нем нет виртуозности ради виртуозности, эффектов ради эффектов. Все музыкальное развитие подчинено основной мысли, идее и вытекает из нее. Скрипичная партия концерта предельно выразительна и богата.
Концерт посвящен выдающемуся советскому скрипачу Л. Когану.
https://www.discogs.com/Leonid-Kogan-Conductor-G-Rozhdestvensky-Concert-At-The-Gr.../release/6830602