Собрание сочинений. Том 1: Революция
Год издания: 2018
Автор: Шкловский В. Б.
Жанр или тематика: история искусства, кинематограф / театр, литературоведение
Теги: архивные материалы, киносценарии, литературные течения, новаторство, письма, свидетели эпохи, статьи, творческое наследие
Издательство: М.: Новое литературное обозрение
ISBN: ISBN 978-5-4448-0747-7 (т.1) ISBN 978-5-4448-0746-0
Язык: Русский
Формат: FB2
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 1532 стр. 18 иллюстраций
Описание: Настоящий том открывает Собрание сочинений яркого писателя, литературоведа, критика, киноведа и киносценариста В. Б. Шкловского (1893–1984). Парадоксальный стиль мысли, афористичность письма, неповторимая интонация сделали этого автора интереснейшим свидетелем эпохи, тонким исследователем художественного языка и одновременно – его новатором. Задача этого принципиально нового по композиции собрания – показать все богатство разнообразного литературного наследия Шкловского. В оборот вводятся малоизвестные, архивные и никогда не переиздававшиеся, рассеянные по многим труднодоступным изданиям тексты. На первый том приходится более 70 таких работ. Концептуальным стержнем этого тома является историческая фигура Революции, пронизывающая автобиографические и теоретические тексты Шкловского, его письма и рецензии, его борьбу за новую художественную форму и новые формы повседневности, его статьи о литературе и кино. Второй том (Фигура) будет посвящен мемуарно-автобиографическому измерению творчества Шкловского.
Оглавление
Виктор Шкловский. Собрание сочинений. Том 1. Революция
Предисловие. Илья Калинин
Виктор Шкловский: «…под русской революцией есть и моя подпись»
От составителя
Революция (в) жизни
Революция и фронт
Заметки о казарме
Как предотвратить развал фронта
Бои на Днепре
На Врангелевском фронте
В пустоте…
Что поют на фронте
Маленький фельетон. Плац
Сказка о Синем шакале
Письма М. Горькому (1917–1923)
Революция формы
Воскрешение слова
Предпосылки футуризма
Вышла книга Маяковского «Облако в штанах»
О поэзии и заумном языке
Потебня
Искусство как прием
Из филологических очевидностей современной науки о стихе
Изучение теории поэтического языка
О заумном языке. 70 лет спустя[199]
Революция времени
Ход коня
Сверток
Обрамление
Петербург в блокаде
Об искусстве и революции
«Улля, Улля, марсиане!»[203]
Самоваром по гвоздям
Крыжовенное варенье
Штандарт скачет[212]
Соглашатели
Драма и массовые представления
Папа, это – будильник!
Коллективное творчество
В свою защиту[224]
О психологической рампе
О громком голосе
Изобразительное искусство
О «Великом Металлисте»
Пространство в живописи и супрематисты
О фактуре и контррельефах
Памятник третьему Интернационалу
Иван Пуни
Закон неравенства
Параллели у Толстого
Современный театр
Дополненный Толстой[239]
«Народная комедия» и «Первый винокур»
Искусство цирка
О вкусах
По поводу «Короля Лира»
Старое и новое
О Мережковском
Комическое и трагическое
Подкованная блоха
Рыбу ножом
Завершение обрамления
Я и мое пальто
Камень на нитке
Свободный порт
Послесловие
Кухня царя
Из периодики 1910-х – первой половины 1920-х годов
Памятники русской революции
О новом искусстве[270]
Старый запах
Издание текста классиков
План одного приблизительного подсчета
Репертуар школьного театра
Купол Исаакиевского собора
Эмиграция культуры
К теории комического
Шекспир на подмостках Железного зала
«Театр на Мойке, 61»
«Гондла»
На высоком берегу
Тоска островитян
Книги в России
Литераторы и литература в Петербурге
Серапионовы братья
Евгений Замятин
Федор Сологуб
Анна Ахматова
Гипертрофия скептицизма
Письмо о России и в Россию
Оглум
Пробники
Гибель «Русской Европы»
Революция факта
Гамбургский счет
Записная книжка
Какую литературу считал настоящей А. Пушкин
Несколько слов о Вячеполонском
Заготовки I
Сказочные люди
О красоте природы
Голый король
В защиту социологического метода[320]
Душа двойной ширины
Экстракт
Заготовки II
Литература
Десять лет
Бессмысленнейшая смерть
Зорич
Крашеный экспонат
Бабель
Современники и синхронисты
Начатки грамоты
Точки над «И»
Рецензия на эту книгу
Журнал как литературная форма
Светила, вращающиеся вокруг спутников, или попутчики и их тени, или «влиятельные особы»
Борьба за форму
Подписи к картинкам
Дрова
Кино
Нечто вроде декларации
5 фельетонов об Эйзенштейне
О киноязыке
Голос из-за сценариев
Поэзия и проза в кинематографии
Ошибки и изобретения
О рождении и жизни фэксов
Сергей Эйзенштейн и «неигровая» фильма
Пробеги и пролеты
Проселок
Деревня скучает по городу
На самолете
Что за «xмарой»
Деревня 1925 года
Трикотажные места и льняные поля
60 дней без службы
Аджаристан
Статьи, вышедшие в журналах «Леф» и «Новый Леф»[402]
Ленин, как деканонизатор
О писателе и производстве
Под знаком разделительным
О самом знаменитом писателе
Китовые мели и фарватеры
О Пильняке
Несколько слов о четырехстах миллионах
Причины неудачи
Факт быта и факт литературный
По поводу картины Эсфири Шуб
Документальный Толстой
Горький как рецензент
Новооткрытый Пушкин
Преступление Эпигона
«103 дня на Западе» Б. Кушнера
Люди и бороды
В заключение
Революция медиа
Семантика кино
Эйзенштейн
«Стачка» Эйзенштейна и «Багдадский вор»[429]
Доверие времени
Пограничная линия
О законах строения фильм Эйзенштейна
Куда шагает Дзига Вертов?[443]
Пудовкин
К февральской годовщине. Картина – документ
Эсфирь Шуб
Их настоящее
Раздел I. Основные законы кинокадра
Раздел II. Кино и классики
Раздел III. Кулешов
Раздел IV. Эйзенштейн. Вертов
Раздел V. Обзор темы
К вопросу об изучении зрителя
Стандартные картины и ленинская пропорция
Рождение советского кино
О Дзиге Вертове
Об Эсфири Шуб и ее кинематографическом опыте
Дворец, крепость и кинематограф
«Степан Разин» в кино
Каким был Пугачев?
Фильма о Сакко и Ванцетти
«Да здравствует Вилья!»
«Ленин в Октябре»
О новых путях кино
Памятник революции
Памятник научной ошибке
О формализме[595]
Взрыхлять целину
Разговор с друзьями (О формализме в кино)
Простота – закономерность[604]
О прошлом и настоящем
Письмо С. М. Эйзенштейну
О болезни сильных – о барокко. О конце его[614]
О классицизме вообще и о классиках в кино[629]
Комментарии
Революция (в) жизни
Революция формы
Революция времени
Революция факта
Революция медиа
Памятник революции
Указатель имен
Доп. информация: Сост., вступ. статья И. Калинина
Дата написания: 1910-1950