1. A Peine
2. Quand Ceux Qui Vont
3. Hop La
4. Je Serai Douce
5. Amoureuse
6. L'aigle Noir Dedie A Laurence
7. Drouot
8. La Colere
9. Au Revoir
10. Le Zinzin
ФРАГМЕНТ ПЕРЕДАЧИ РАДИО СВОБОДА "ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ"
Сергей Юрьенен: Барбара. Отец был из Эльзаса, мать из Одессы... Франция отметила день рождения легендарной певицы, с кончиной которой в 97 году завершился целый период французской песни, начатый Эдит Пиаф... Из Парижа - Дмитрий Савицкий.
Дмитрий Савицкий: Этого кабаре, L'Ecluse, больше нет, как нет и двух дюжин других левобережных, народившихся на свет после войны, в 49: La Colombe, Le Port de Salut, L'Echelle, La Vieille Grille, La Galerie 55... La Vieille Grille еще кое-как перебивается - то ли карманный театр, то ли крошечный ресторан.. Но L'Ecluse на набережной Grands-Augustins, который посещали художники соседней Школы Изящных Искусств, писатели, все еще влюбленные в стихи и песни, танцоры, актеры, политики и даже один будущий глава правительства, L'Ecluse - исчез окончательно, но не память о нем...
В те детские годы ее звали Моник и ее племянница Маруся, и муж Маруси, Гриша, водили ее в парижский цирк. Четырнадцать лет спустя ее все еще звали Моник и ее учительница пения, мадам Дюсеке, впервые повела ее в Оперу. Позже она писала в своих мемуарах, которые, увы, не успела закончить, про первое посещение оперы: "Чудесные звуки и образы наполнили меня. Я знала, что в моем репертуаре - Форе, Шуман и Дебюсси, но я знала, что на самом деле меня тянет туда, куда меня водили Маруся и Гриша".
В 19 лет брат Жака Превера, владелец кабаре, берет ее на работу - посудомойкой. Он не уверен в том, что она годится для сцены. Она уезжает в Брюссель и селится в доме, похожем на знаменитый нью-йоркский Чэлси-Отель: здесь живут художники, артисты, поэты, музыканты. Здесь она и начинает выступать сначала как пианистка, затем поет в кабаре "Белая Лошадь", но работает она нелегально, и вынуждена вернуться в Париж, где наконец получает ангажемент в кабаре L'Ecluse. Именно в этот момент из Моник Серф она превращается - в Барбару:
(A Mourir Pour Mourir)
"Умереть, чтобы умереть - я предпочитаю в нежном возрасте. Уйти, чтобы уйти - я не хочу ждать. Лучше исчезнуть, пока красота моя не исчезла: никто не увидит тогда, когда я вяну под кружевами..."
Моника Серф стала Барбарой, когда работа L'Ecluse сделала ее известной на весь Париж, когда она наконец стала петь и собственные песни. Именно собственные песни, стихи превратили ее в певицу культовую. Две из них, самые знаменитые, это "Черный Орел" и "Моя самая прекрасная любовная история - это вы":
(L'Aigle Noir)
"Однажды днем, а может ночью, возле озера я заснула, и внезапно с небес спустился черный орел с рубиновыми глазами, с перьями цветами ночи; он был королем в короне его сиял голубой алмаз. Послушай, птица, улетим назад в детство, туда, куда я улетаю иногда во сне...."
Детство Барбары было "удачно прошедшим кошмаром". Отец француз, мать русская еврейка. Девочка росла на руках у русской бабушки, Гранни, которая пекла пироги с орехами и изюмом и собирала таких же как она аккуратных, рисовой пудрой пахнущих старушек, на чай. Они говорили исключительно по-русски. Во время войны семья постоянно переезжала из города в город, с востока на юго-запад. Многочисленные родственники, спасали и родителей, и Барбару, и ее сестру и брата - от гестапо и желтой звезды.. Какое-то время семья жила в Марселе и в мемуарах Барбары мелькают, как при двойной экспозиции страницы воспоминаний другой звезды, на этот раз прозы, писателя Альбера Коэна.
Бабушка заменяла Барбаре мать - мать почти не обращала на дочку внимания. Зато внимание отца было разрушительным. Перед смертью певица поведала миру - кошмар инцеста.
Она рано ушла из дому. Ушла без ничего, в никуда. Ей везло. Ей всегда кто-нибудь помогал. И пока она блуждала, как звезда, не нашедшая свое созвездие, между Парижем и Шарльлеруа, между Брюсселем и Парижем, сотни встреч, голодные дни и ночи, щедрость незнакомцев, внимание посторонних людей - превратили ее из Моники в Барбару...
Она пела Лео Ферре, Жака Бреля, Жоржа Брассанса. Она пела их, впитывая их мастерство, их науку сочинять. Она не стала оперной певицей, как хотела мадам Дюсеке, она стала певицей варьете, кабаре, в итоге - Олимпии, сохранив и развив эту типичную для французов, для канадцев, для бельгийцев традицию песни, в которой слова - важнее музыки....
Катрин Паолетти, "Франс-Кюльтюр":
(Barbara by Paoletti)
Катрин Паолетти:Барбара занимает особое место, с одной стороны по своим чисто физическим качествам: кошачьей породой, глазами кошки и повадками волчицы, и этими специфическими отношениями с публикой, которая она посвятила прекрасную песню "Моя самая прекрасная любовная история - это вы". И она принадлежит к этому, увы, исчезнувшему поколению артистов, поколению кабаре, это традиция французская и франкоязычная. Не забудем - Барбара начинала в Бельгии. То, что отличает эту традицию кабаре, отнюдь не похожую на традицию берлинских, более театральных кабаре, - это важность, значимость текста. Технически традиция эта чрезвычайно минималистская, певец плюс рояль, как в случае Барбары, максимум добавим гитару и контрабас. Все это для того, чтобы выделить текст, песню, чтобы отдать должное словам. Недаром Лео Ферре говорил, что поэзия должна петься. Песни же самой Барбары окрашены гигантской меланхолией и грустью, не без юмора, конечно. Голос непохожий на другие, странно взмывающий на верхах. Я совсем ребенком услышала "Черного орла" и была абсолютно ошарашена улетевшим орлом. Барбара умела словами вызывать образы, видения, причем очень сильные, так как, когда мы ее слушаем, мы и слышим, и чувствуем. Поэтому она несомненно явление поэтическое. Она легко притягивала другие таланты, артистов, включая и Михаила Барышникова, который пригласил ее в Нью-Йорк в 80-х годах выступить в Метрополитен Опера. Барбара вдохновила его на создание хореографической пьесы на темы ее песен. В итоге можно сказать, что ее талант, ее личность воодушевляли и других артистов.
Дмитрий Савицкий:Настоящий успех приходит к певице в 1960-м году. Она получает премию академии Шарля Кро за диск "Барбара поет Бросанса". В 64 она, уже звезда, выступает в театре "Бобино", а затем отправляется на гастроли вместе с Сержем Гинсбуром. Отныне и вплоть до ее болезни и самозаточения в деревне на Марне ее карьера идет по восходящей. Концерты, пластинки, фильм по собственному сценарию, в котором ее убедил сняться ее друг Жак Брель, триумф в парижской "Олимпии", публика ее обожает и аплодирует каждому ее жесту. Она иногда покидает свое самоизгнание, чтобы поддержать кампанию против СПИДа, чтобы выступить в 96 году с лучшими французскими музыкантами. Но в 97 году песня ее обрывается окончательно. В 98 издательство "Файяр" выпускает ее неоконченные мемуары с подзаголовком "Прерванные воспоминания".