Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки
Год издания: 2016
Автор: Иссурин В.Б.
Переводчик: Шаробайко И.В.
Жанр или тематика: Монография
Издательство: Спорт
ISBN: 978-5-906839-57-2
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 464
Описание: В книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки для развития основных двигательных качеств.
Для тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта.
Релиз группы:
Обработка: kintairos
Оглавление
Предисловие к русскому изданию 3
Раздел 1. Основы методики и её базовые концепции 6
Глава 1. Основные термины и принципы спортивной тренировки 7
1.1. Сущность спортивной тренировки 7
1.1.1. Цели и задачи тренировочного процесса 10
1.1.2. Основные термины спортивной тренировки 11
1.1.3. Методы спортивной тренировки 13
1.2. Тренировка и принципы адаптации 14
1.2.1. Величина тренировочной нагрузки и принцип перегрузки 15
1.2.2. Специфичность тренировочной нагрузки 17
1.2.3. Аккомодация 18
1.3. Принцип суперкомпенсации и его применение в практике 19
1.3.1. Цикл суперкомпенсации после отдельной нагрузки 20
1.3.2. Суммирование нескольких нагрузок в пределах серии тренировок 20
1.4. Основные принципы спортивной тренировки 23
1.4.1. Специализация 23
1.4.2. Индивидуализация 24
1.4.3. Вариативность 26
1.4.4. Взаимодействие нагрузок 28
1.4.5. Циклическое планирование процесса тренировки 29
Заключение по главе 31
Литература к главе 1 32
Глава 2. Тренировочные эффекты 33
2.1. Общая характеристика 33
2.2. Острый тренировочный эффект 35
2.2.1. Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными индикаторами 36
2.2.2. Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими индикаторами 38
2.2.3. Программирование острых тренировочных эффектов 40
2.2.4. Биологические предпосылки, обусловливающие острые тренировочные эффекты 41
2.3. Непосредственные тренировочные эффекты 42
2.3.1. Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов 42
2.3.2. Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов 44
2.3.3. Основные подходы к управлению непосредственными тренировочными эффектами 46
2.4. Кумулятивные тренировочные эффекты 47
2.4.1. Динамика физиологических показателей 47
2.4.2. Динамика показателей физических качеств 49
2.4.3. Динамика спортивных достижений 51
2.5. Отставленные тренировочные эффекты 54
2.6. Остаточные тренировочные эффекты 56
2.6.1. Базовая концепция 56
2.6.2. Долгосрочные и среднесрочные остаточные эффекты 58
2.6.3. Краткосрочные остаточные эффекты 59
2.6.2. Факторы, обусловливающие краткосрочные остаточные эффекты 61
2.7. Фундаментальные биологические теории, объясняющие природу тренировочных эффектов 64
Заключение по главе 66
Литература к главе 2 67
Глава 3. Тренируемость спортсменов 70
3.1. Наследственные факторы тренируемости 70
3.1.1. Спортивные династии 70
3.1.2. Наследственные детерминанты соматических признаков и физических качеств 73
3.1.3. Наследственные детерминанты кумулятивного тренировочного эффекта 76
3.2. Тренируемость на разных этапах многолетней подготовки 78
3.2.1. Многолетняя динамика тренируемости 78
3.2.2. Спортсмены с более и менее благоприятной реакцией на тренировку 80
3.3. Гендерные различия тренируемости 81
3.3.1. Различия максимальных спортивных достижений 81
3.3.2. Различия физиологических детерминант спортивной подготовленности 83
3.3.3. Различия реакции на тренировочные нагрузки 89
Заключение по главе 93
Литература к главе 3 94
Глава 4. Перенос тренированности 97
4.1. Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности 98
4.2. Теория и практика переноса тренированности 99
4.2.1. Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов 100
4.2.2. Примеры реализации переноса тренированности в практике 101
4.3. Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков 102
4.3.1. Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность 102
4.3.2. Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка 104
4.4. Перенос тренированности при совершенствовании двигательных качеств 105
4.4.1. Общие предпосылки переноса двигательных качеств 106
4.4.2. Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект 108
4.4.3. Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот 111
4.5. Влияние силовой тренировки на проявление выносливости 114
4.5.1. Влияние гипертрофии мышц 115
4.5.2. Эффект экономизации 116
4.5.3. Совершенствование периферического кровообращения 116
4.5.4. Эффект суммарной тренировочной стимуляции 116
4.5.5. Факторы и условия, ограничивающие перенос силовых качеств 117
4.6. Влияние тренировки на выносливость на проявление скоростно-силовых способностей 120
4.6.1. Трансформация мышечных волокон 120
4.6.2. Нервно-мышечная адаптация 121
4.6.3. Гормональная регуляция 122
4.6.4. Данные молекулярной биологии 122
4.7. Параллельная тренировка в нескольких видах спорта (кросс-тренинг) 123
Заключение по главе 124
Литература к главе 4 126
Раздел 2. Основы планирования и построения тренировки 131
Глава 5. Традиционная теория спортивной тренировки: общий обзор 132
5.1. Исторические корни и современное состояние 132
5.2. Основные положения традиционной теории 134
5.3. Общая и специальная физическая подготовка 139
5.4. Специализированные принципы спортивной тренировки 140
5.5. Методические формы организации упражнений 141
5.6. Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки 142
Заключение по главе 148
Литература к главе 5 149
Глава 6. Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории 150
6.1. Модель тренировки концентрированного однонаправленного воздействия 150
6.1.1. Методологические предпосылки 151
6.1.2. Данные исследований концентрированной однонаправленной тренировки 155
6.1.3. Преимущества и ограничения концентрированной однонаправленной тренировки 158
6.2. Многоцелевая модель блоковой периодизации 160
6.2.1. Факторы, обусловившие разработку многоцелевой модели блоковой периодизации 160
6.2.2. Ранние исследования многоцелевой блоковой периодизации 162
6.2.3. Основные положения и предпосылки внедрения 166
6.2.4. Структурная модель годового цикла 168
6.2.5. Основные следствия реализации многоцелевой блоковой модели 169
Заключение по главе 171
Литература к главе 6 172
Глава 7. Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта 175
7.1. Индивидуальные виды спорта на выносливость 175
7.2. Спортивные игры 181
7.3. Подготовка спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность 183
7.3.1. Данные научных исследований 183
7.3.2. Практический пример реализации блоковой программы 186
7.4. Рекреационная тренировка: профилактика остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний 190
Заключение по главе 191
Литература к главе 7 192
Глава 8. Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов 194
8.1. Поляризованная тренировка 194
8.1.1. Опыт подготовки элитных спортсменов 195
8.1.2. Данные научных исследований 197
8.1.3. Научные предпосылки концепции поляризованной тренировки 198
8.2. Реализация программ высокоинтенсивной интервальной тренировки (ВИТ) 200
8.2.1. История возникновения ВИТ 200
8.2.2. Основные эффекты ВИТ 203
8.2.3. Кумулятивные эффекты ВИТ нетренированных лиц и спортсменов, занимающихся по оздоровительным программам 204
8.2.4. Кумулятивные эффекты ВИТ тренированных и элитных спортсменов 206
Заключение по главе 209
Литература к главе 8 210
Глава 9. Тренировочное занятие: основные концепции и особенности построения 213
9.1. Классификация и типы тренировочных занятий 213
9.1.1. Типы занятий в зависимости от особенностей их организации 213
9.1.2. Классификация занятий в зависимости от выполняемых в них заданий 215
9.1.3. Классификация занятий в зависимости от их целей 217
9.1.4. Ключевые тренировочные занятия 219
9.2. Структура тренировочного занятия 220
9.2.1. Разминка 221
9.2.2. Основная часть занятия 226
9.2.3. Заминка (заключительная часть тренировки) 229
9.3. Особенности построения тренировочных занятий 232
9.3.1. Последовательность упражнений различной направленности 232
9.3.2. Совместимость различных упражнений 234
9.3.3. Серия занятий внутри одного дня тренировки 237
9.4. Структурирование тренировочного занятия 240
Заключение по главе 241
Литература к главе 9 242
Глава 10. Микро-, мезоциклы и этапы годового цикла подготовки 244
10.1. Микроциклы 244
10.1.1. Классификация микроциклов 244
10.1.2. Изменения нагрузки внутри микроцикла 246
10.1.3. Микроцикл развития аэробных способностей 248
10.1.4. Микроцикл развития анаэробных гликолитических способностей 251
10.1.5. Микроцикл развития взрывной силы и координационных способностей 254
10.1.6. Предсоревновательный микроцикл 258
10.1.7. Микроцикл поддержания специфических кондиций в спортивных играх 261
10.1.8. Правила построения микроцикла 263
10.2. Мезоциклы 265
10.2.1. Накопительный мезоцикл 265
10.2.2. Трансформирующий (преобразующий) мезоцикл 268
10.2.3. Реализационный мезоцикл 272
10.3. Этапы подготовки внутри годичного цикла 276
10.3.1. Роль соревнования внутри этапа подготовки 276
10.3.2. Как продлить остаточный тренировочный эффект 278
10.4. Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям 279
10.4.1. Факторы, определяющие эффективность ЗЭП 279
10.4.2. Содержание и особенности ЗЭП 282
Заключение по главе 285
Литература к главе 10 286
Глава 11. Долговременная спортивная подготовка 288
11.1. Годичный цикл подготовки 288
11.1.1. Цели, задачи и основные направления годичного плана 288
11.1.2. Составление годичного плана 289
11.1.3. Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана 292
11.2. 4-летний цикл олимпийской подготовки 294
11.3. Спортивное долголетие элитных спортсменов 296
11.4. Многолетняя подготовка юных спортсменов 301
11.4.1. Этапы многолетней подготовки 301
11.4.2. Сенситивные периоды в развитии различных физических качеств 306
Заключение по главе 308
Литература к главе 11 309
Глава 12. Спортивный талант и его развитие 311
12.1. Научные предпосылки 311
12.1.1. Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант 311
12.1.2. Темп прироста результатов как индикатор одарённости 313
12.2. Основные подходы к выявлению одарённости 315
12.2.1. Данные исследований одарённости юных спортсменов 315
12.2.2. Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов 318
12.3. Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет 320
Заключение по главе 326
Литература к главе 12 327
Глава 13. Тренировка в условиях среднегорья 329
13.1. Научные предпосылки 329
13.1.1. Основные факторы, определяющие работоспособность спортсменов в среднегорье 330
13.1.2. Основы адаптации к условиям среднегорья 331
13.1.3. Возможные преимущества среднегорной подготовки 334
13.2. Основы методики тренировки 337
13.2.1. Общие принципы и основные положения тренировки в среднегорье 337
13.2.2. Фазы горной акклиматизации и их влияние на построение тренировки 341
13.2.3. Особенности реакклиматизации на уровне моря 344
13.2.4. Построение этапа подготовки, включающего сбор в горах 347
13.2.5. Нетрадиционные подходы к тренировке в среднегорье 351
13.2.6. Горная подготовка в структуре годичного цикла 354
13.2.7. Основные подходы к программированию тренировки в среднегорье 357
Заключение по главе 358
Литература к главе 13 359
Раздел 3. Инновационные подходы к подготовке спортсменов 363
Глава 14. Одновременная и предварительная преактивация стимулирующая проявление максимальных физических возможностей 364
14.1. Одновременная преактивация мышечной деятельности (ОПМД): научные и практические предпосылки 364
14.1.1. История возникновения метода ОПМД 364
14.1.2. Исследования эргогенного эффекта ОПМД 365
14.1.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эргогенный эффект ОПМД 367
14.1.4. Апробация метода ОПМД в разных видах спорта: старт в спортивном плавании 368
14.2. Предварительная преактивация мышечной деятельности (ППМД) 370
14.2.1. Научные предпосылки 370
14.2.2. Характеристика метода ППМД: условия и особенности реализации 371
14.2.3. Индивидуальные особенности, обуславливающие эффект ППМД 374
14.2.4. Эффект ППМД, реализуемый в скоростно-силовых упражнениях 375
14.2.5. Эффект ППМД в подготовке спортсменов, тренирующихся на выносливость 377
Заключение по главе 379
Литература к главе 14 379
Глава 15. Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов 383
15.1. Тренировка с использованием биологической обратной связи (БОС) 383
15.1.1. Использование метода БОС для совершенствования техники движений 384
15.1.2. Реализация методов БОС в лабораторных и полевых условиях 384
15.1.3. Комплексный подход при использовании БОС: опыт практического применения 387
15.2. Методы аутогенной тренировки: представление 388
15.2.1. Научные предпосылки 389
15.2.2. Данные исследований и практические подходы 390
15.3. Тренировка в условиях искусственной среды и виртуальной реальности 393
15.3.1. Исследования тренировки в условиях искусственной среды 393
15.3.2. Использование виртуальной реальности в подготовке спортсменов 396
Заключение по главе 400
Литература к главе 15 401
Глава 16. Электростимуляционная (эмс) тренировка 404
16.1. История создания метода 404
16.2. Характеристика метода ЭМС и параметров стимуляции 407
16.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эффект ЭМС тренировки 409
16.4. Влияние ЭМС на физическую подготовленность и спортивные достижения 410
16.4.1. Данные исследований в индивидуальных видах спорта 410
16.4.2. Данные исследований в спортивных играх 413
16.4.3. Эффект ЭМС в процессе рекреационной тренировки 415
16.5. Практические замечания по применению ЭМС тренировки 417
Заключение по главе 418
Литература к главе 16 419
Глава 17. Вибрационная тренировка 421
17.1. Вибрационный массаж 421
17.2. Тренировка методами локальной и общей вибрации 423
17.2.1. Технологические подходы и приборы для вибрационной тренировки 423
17.2.1.1 Аппаратура для тренировки методами локальной вибрации (ЛВ) 424
17.2.1.2 Аппаратура, создающая вибрацию всего тела (ВВТ) 425
17.2.2. Вибрационная тренировка гибкости 427
17.2.3. Силовые упражнения ЛВ: острый эффект 430
17.2.4. Силовые упражнения с наложением ЛВ: кумулятивный эффект 436
17.2.5. Упражнения с использованием ВВТ: острый эффект 438
17.2.6. Упражнения с использованием ВВТ: кумулятивный эффект 441
17.2.7. Вибрационная тренировка для укрепления костей 443
17.3. Практические замечания по применению вибрационной тренировки 446
Заключение по главе 447
Литература к главе 17 448