Шабондамская элегия / Shabondama Elegy
Год выпуска: 1999
Страна: Голландия-Япония
Жанр: драма
Продолжительность: 01:29:56
Перевод: авторский (одноголосый) - Антон Алексеев
Русские субтитры: нет
Режиссер: Ян Керкхоф
В ролях: Том Хоффман, Хироши, Май Хосино, Кийоми Ито, Юджи Китано, Козо Мацумото
Описание: Голландский парень скрывается от полиции и якудзы. Японская девушка дает ему убежище, любовь, сигареты и шоколад. История их отношений друг с другом и внешним миром снята так, будто не существует не только наработанных за столетие кино повествовательных законов, но и сформированной за четверть века системы приемов больших и малых форм видео. Керкхоф укрупняет до распадения на составные элементы многочисленные эстетики и псевдоэстетики - film noir, любовной драмы, бессюжетного порно, кислотного видеоавангарда. При этом раздробленную мозаику режиссер сознательно не выстраивает в метаэстетику. Он не щадит своих зрителей, попутно создавая на экране мрачный и негуманный образ японской столицы - города, пропитанного насилием и безжалостного к наркоманам и изгоям. Красивый бэд-трип для тех, кто думает, что не боится.
Чтобы понять, как это выглядит, можно вспомнить "Падших ангелов" Вонга Кар-Вая. Только у Керкхофа меньше мочиловки и гораздо, гораздо больше секса. Главное же различие - в отношении к кичу, привкус которого практически неизбежен в постмодернистском кинематографе. В "Шабондамской элегии" кич подвергнут эстетической деструктивности. Это определяет парадоксальный, почти невозможный эмоциональный результат, ощущение подлинного драматизма, которое кажется несопоставимым с объективным качеством увиденного. Что наводит на серьезные размышления о будущем кино как визуального искусства. Очевидно, Керкхоф дерзнул выйти на территорию, с существованием которой кинематографу придется примириться. Хотя бы в целях выживания.
Порнографическая романтика, практически не имеющая права на существование по законам большого кинематографа. "Шабондамскую элегию" сравнивают с Годаром, но в фильмах Годара никогда японские проститутки не брали в рот на фоне нацистского флага, выряженные в гестаповскую форму. Королева японского порно Маи Хонисо и голландец Том Хоффман, позже сыгравший одного из гангстеров в "Догвилле" [2002] фон Триера здесь как бы повторяют судьбы героев Бельмондо и Дельфин Сейриг из "На последнем дыхании", но это далеко не все. Зрители, в возмущении сбегавшие пачками с этого фильма семь лет назад на московском фестивале "Лики любви", могут возразить, но истинный смысл этого цифрового порно-шедевра приходит со второго просмотра. Керкхоф расщепляет на пиксели не трагическую любовь японской проститутки и залетного гангстера, а кинематографические коды и экранированную реальность - в этом его схожесть с Годаром. Однако Керкхоф, заручившийся поддержкой продюсера "розовых фильмов" Судзуки Акихиро, куда более ушлый. Все-таки ближе Керкхофу американские безумцы вроде Ричарда Керна, чей фильм под названием "Fingered" [1986] внимательно изучает Кейко. В то же время "Шабондамская элегия" своей мягкотелостью в сравнении с мощной в своей аутентичности трансгрессии Америки или Востока ставит себя в назидание всем европейцам. Маргинальность Голландии не к лицу.
(по материалам
http://subscribe.ru)
Доп. информация:
http://www.imdb.com/title/tt0197870/
субтитры английские, японские. Диск "горбушечный" от artvideo.narod.ru
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео: NTSC 4:3 (720x480) VBR
Аудио: Russian (Dolby AC3, 2 ch), Japanese (Dolby AC3, 2 ch)