Управление социально-техническими системами с учетом нечетких предпочтений
Год: 2011
Автор: Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гилязов Р.Л.
Издательство: ЛЕНАНД
ISBN: 978-5-9710-0356-4
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 274
Описание: В настоящей монографии рассматриваются вопросы управления социально-техническими системами. Описываются основные подходы к управлению большими и сложными системами. Излагается математический аппарат, используемый
при математическом моделировании социально-технических систем; приводятся примеры управления такими системами. Рассматривается задача управления мультисервисными сетями передачи данных с учетом нечетких интересов пользователей услуг связи, а также задача управления структурой и содержанием образовательных программ высшего профессионального образования в рамках компетентностного подхода, при котором учитываются предпочтения всех заинтересованных сторон — от студентов до работодателей.
Книга адресована исследователям, аспирантам и докторантам в области управления сложными социально-техническими системами.
Оглавление
Введение 7
ГЛАВА 1. Основы управления социально-техническими системами 11
1.1. Основы системного анализа 12
1.2. Большие и сложные системы. Социально-технические системы. Виды неопределенности 33
1.3. Способы описания неопределенности по информационному обеспечению 36
1.4. Многокритериальная неопределенность. Иерархические структуры. Иерархия принятия управленческих решений 43
ГЛАВА 2. Математическое моделирование и управление в социально-технических системах с учетом нечеткости исходной информации 53
2.1. Основные положения теории нечетких множеств 54
2.2. Индексы ранжирования: детерминированные, интегральные, специальные 66
2.3. Методика построения предпочтений в виде функции принадлежности нечеткого множества 71
2.4. Построение обобщенных нечетких критериев оптимальности 75
2.5. Методика построения обобщенных нечетких критериев оптимальности с учетом иерархии системы управления 77
ГЛАВА 3. Управление транспортными сетями передачи данных с учетом нечетких социальных предпочтений 85
3.1. Современные сети передачи данных. Иерархия сетей. Виды неопределенности 85
3.2. Классификация пользователей мультисервисных сетей связи 94
3.3. Концептуальная постановка задачи моделирования и оптимизации мультисервисных сетей связи 96
3.4. Оптимизационная модель магистрального уровня сети 104
3.4.1. Выбор критериев оптимизации ядра сети 104
3.4.2. Потоковая модель сети связи 109
3.5. Оптимизационная модель распределительного уровня сети 111
3.5.1. Модель распределительной сети как системы массового обслуживания 111
3.5.2. Обобщенный критерий оптимальности распределительного уровня мультисервисной сети связи.... 116
3.6. Численная реализация модели магистрального уровня сети 117
3.6.1. Линеаризация модели оптимизации ядра сети 119
3.6.2. Модифицированный симплекс-метод 123
3.6.3. Алгоритм Дейкстры поиска кратчайшего пути 128
3.6.4. Алгоритм нахождения начального базисного допустимого решения 129
3.6.5. Эвристический алгоритм неполного перебора 131
3.7. Идентификация модели оптимизации магистрального уровня мультисервисной сети связи 133
3.8. Численная реализация и проверка адекватности модели распределительного уровня сети 139
3.8.1. Пример применения обобщенного критерия для оценки оптимальности распределительного уровня сети 139
3.8.2. Тестирование имитационного алгоритма и программного комплекса 145
3.9. Решение демонстрационных примеров и анализ результатов 148
ГЛАВА 4. Управление структурой и содержанием образовательных программ высшего профессионального образования с учетом интересов различных социальных групп 163
4.1. Современные проблемы проектирования основных образовательных программ в рамках компетентностного подхода 165
4.1.1. Особенности проектирования образовательных программ в контексте Болонского процесса 165
4.1.2. Учет интересов различных социальных групп 172
4.1.3. Построение индивидуальных образовательных траекторий 177
4.2. Разработка алгоритма составления допустимых учебных планов на основе компетентностного подхода 182
4.2.1. Методика вычисления относительных весов компетенций 182
4.2.2. Алгоритм формирования начальной дисциплинарной и компетентностной структур основной образовательной программы 187
4.2.3. Вычисление начального распределения трудоемкости дисциплин с учетом связей между дисциплинами и компетенциями 192
4.3. Разработка алгоритма автоматизированного формирования допустимых учебных планов 204
4.3.1. Формирование непротиворечивой последовательности изучения дисциплин 204
4.3.2. Составление календарного графика учебного плана с учетом ограничений по трудоемкости в семестрах 207
4.4. Оптимизация учебных планов с учетом нечетких предпочтений различных социальных групп 212
4.4.1. Анализ и оптимизация учебных планов с учетом иерархической структуры частных критериев оптимальности 212
4.4.2. Алгоритм поиска оптимального варианта учебного плана с точки зрения удовлетворения запросов нескольких заинтересованных групп 218
4.5. Практическое применение разработанной модели управления учебными планами компетентностного формата 224
4.5.1. Сбор и описание исходных данных 224
4.5.2. Пример формирования учебного плана образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Металлургия» с помощью различных эвристических методов и критериев оптимальности 225
4.5.3. Анализ полученных результатов и проверка адекватности модели управления учебными планами 227
Приложения 239
Литература 258