Vyacheslav Guyvoronsky - String Quartet
Цитата:
“Струнный Квартет” был написан за короткий период в 1986 году. Всегда спорно автору раскрывать смысл задуманной музыки, ибо ассоциативный ряд каждого слушателя настолько разнообразен, что порой полностью противоречит восприятию автора. Для композитора, как и для слушателя, гораздо важнее очутиться вне зоны визуального или ментального восприятия при прослушивании музыки.
Общая идея Квартета (его также можно назвать “камерной симфонией”) – это жизнь обыкновенного человека со стереотипами её периодов. Обрамляют эти периоды рождение и смерть. То чудо, которое неизбежно для каждого из нас – единое лоно рождения и смерти.
Вячеслав Гайворонский
Из обсуждения в Артсовете:
Цитата:
Вниманию слушателей предлагается струнный квартет, в котором автор предпринимает довольно амбициозную попытку описать человеческую жизнь языком «современной академической музыки». Впрочем, почему квартет? В списке исполнителей, как ни странно, значатся пять музыкантов (заявлено две скрипки, два альта и виолончель)! Вроде бы произведение не такое сложное и длинное, чтобы записывать его в несколько приемов, да еще и со сменой альтиста. Или название «струнный квартет» следует понимать как собственно название струнного квинтета? Нестыковочка…
При чтении названий частей квартета, возникает недоумение по поводу отсутствующей среди них «зрелости». Все есть: и детство, и отрочество, и юность, и старость… И даже рождение и смерть выделены в отдельные части. А зрелости нет. Видимо, в представлении автора, этот период человеческой жизни имеет не слишком большое значение. Или просто старость героя наступает сразу же после юности. Или даже так: все, что после юности – старость. Интересный взгляд на жизнь…
В музыкальном отношении «квартет» достаточно стандартен и, безусловно, найдет слушателей среди ценителей «современной академической музыки». Их ждет около пятидесяти минут однообразных, до невозможности затянутых неблагозвучных упражнений в звукоизвлечении на смычковых инструментах. С этой точки зрения здесь собрано все, что возможно: от фонового жужжания или растяжек одного аккорда до сумбурных нагромождений из пиццикато. Впрочем, необходимо признать, что, несмотря на это многообразие, автор остается в рамках относительно традиционной музыки и не скатывается в авангард, то есть не заставляет музыкантов стучать инструментами об стол или извлекать другие, не имеющие отношения к музыке звуки.
Состоящие из чередования описанных выше музыкальных приемов, логика которого неочевидна, части произведения мало чем отличаются друг от друга и практически никак не коррелируют с заявленным содержанием. «Рождение» в этой связи практически идентично «смерти». Ну, разве что в начале последней части темп немного быстрее. Впрочем, автор и сам предупреждает слушателя: «ассоциативный ряд каждого слушателя настолько разнообразен, что порой полностью противоречит восприятию автора». То есть признается в том, что названия частей выбраны им произвольно.
В связи с полным отсутствием мелодической составляющей произведение вряд ли будет интересно тем, у кого словосочетание «струнный квартет» ассоциируется с творчеством Бетховена, Моцарта, Шуберта и других композиторов.
ЗА
Качаем, слушаем, оставляем комментарии:Vyacheslav Guyvoronsky - String Quartet