Minimalism at 50: how less became more | Минимализм в 50: как меньшее стало большим

Страницы:  1
Ответить
 

GFox

VIP (Заслуженный)

Стаж: 18 лет 5 месяцев

Сообщений: 14868

GFox · 26-Ноя-11 22:36 (13 лет 6 месяцев назад, ред. 27-Ноя-11 21:08)

Кажется, это было только вчера, а между тем одному из самых молодых и популярных "измов" XX века в этом месяце исполняется 50 лет. Юбилей направления планируется отметить серией тематических концертов в лондонском Кингс плейс. На заглавном концерте, в котором примет участие знаменитый фортепианный дуэт сестёр Лабек, прозвучит фортепианная музыка Эрика Сати, Джона Кейджа, Стива Райха, ЛяМонта Янга, и, конечно, революционная In C Терри Райли. Музыкальный обозреватель Том Сёрвис на страницах британской Гардиан пытается подвести итог пятидесятилетия минимализма, рассуждая о том, как меньшее стало большим.
Минимализм выиграл битву за стилистическое господство в XX и XXI веке. Сегодня самый успешный музыкальный "изм" XX века запустил свои репититативные, ритмические щупальца практически в каждую часть современной музыкальной культуры: от саундтреков к фильмам до альбомов поп-исполнителей, от джазовых рифов до электронной музыки. Однако, услышав отголоски идей минимализма в музыке таких разных композиторов, как Бьорк, Radiohead, Арво Пярт, Луи Андриссен и Терри Райли, вы можете сказать, что минимализм давным-давно умер, и то, что осталось после него - это уже музыкальный максимализм. Я думаю, 50-летняя история движения - это история о том, как идеология чистоты музыкального процесса, возвращения музыки к её основам превратилась в сборную солянку идей, используемых композиторами, когда они хотят создать галлюциногенные пульсирующие психоделичные структуры или погрузить нас в усыпляющую атмосферу молитв и религиозных размышлений.
Но всё это даже близко не стоит рядом с тем, что минимализм значил для композиторов, начинавших это движение в далёких теперь 60-х годах прошлого века. Большая четвёрка композиторов теперь и тогда - это Терри Райли, ЛяМонт Янг, Стив Райх и Филип Гласс. И причины того, как по-разному восприняли минимализм последующие поколения композиторов, лежат в громадной эстетической и темпераментной пропасти, которая отделяет музыку Райли от музыки Райха или музыку Гласса от музыки Янга. Все четверо композиторов сейчас находятся на середине седьмого десятка: Райли погружён в индийскую философию, Янг работает по 27 часов в сутки в своём доме в центре Нью-Йорка, Гласс пишет симфонии и саундтреки к голливудским фильмам, а Райх, самый почитаемый из всей четвёрки, единственный продолжает творить на ниве пульса, фаз и ритмических оттенков.

Большая четвёрка (слева направо): Терри Райли, ЛяМонт Янг, Стив Райх и Филип Гласс
Но 50 лет назад все четверо имели одно общее стремление детально исследовать и анализировать основы музыки. Кроме того, есть ещё кое-что, что объединяет работы ранних Райха, Гласса и Райли - это настойчивость в достижении цели вернуть музыку к её корням - от которых по их мнению оторвался европейский модернизм в лице сериализма - к мелодии, модальности и ритму. In C Райли соединила всё это вместе. Пьеса, являющаяся настоящим шедевром лаконичности, представляет собой самое убедительное подтверждение выражения "краткость - сестра таланта" или того, как меньшее действительно может стать большим. Из 53 трёх коротеньких кусочков - вся партитура In C уменьшается на одной странице - Райли позволяет музыкантам собрать совершенно непредсказуемую, каждый раз разную музыкальную мозаику. Своим появлением In C изменила правила игры не только в минимализме, но и во всей истории музыки. Недалеко от неё ушёл и Гласс с его Music With Changing Parts.
In C Райли - шедевр лаконичности
Однако, уже следующее поколение композиторов начало раздвигать границы минимализма едва ли не до полного их исчезновения. Даже Джон Адамс, обычно называемый минималистом второго поколения, использовал только внешние черты минимализма при создании своей громадной помпезной оперы Никсон в Китае или оркестровой пьесы Harmonielehre. Это уже минимализм на стероидах, в котором Адамс использует традиции позднего европейского романтизма, Малера и Шёнберга, наравне с идеями Райха.
Когда минимализм стал просто ещё одним стилем написания музыки, он перестал быть минимализмом в эстетическом смысле этого слова. Музыка таких композиторов как Дэвид Ланг или Майкл Гордон или любого другого из постминималистов группы Bang on a Can никогда бы не была написана без влияния Гласса, но она точно так же не была бы написана и без влияния рок-музыки. Основная идея композиторов, использующих минимализм сегодня, прямо противоположна тому, что делали Райх и Райли пол века назад. Полную стилистическую свободу заменила одержимость деталями.
Возможно, это не так уж и плохо. Пять десятилетий минимализма показали нам, как идеология становится эстетикой, эстетика - стилем, а затем - просто одним из сотен возможных вариантов написания музыки. Безусловно, минимализм выиграл битву за стилистическое господство в XX и XXI веке, но там, где меньшее однажды стало большим, это разросшееся большее теперь диктует свои собственные правила игры.
Статью в Гардиан читал GFox.
[Профиль]  [ЛС] 

Kadabr84

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 30


Kadabr84 · 03-Дек-11 02:50 (спустя 6 дней, ред. 03-Дек-11 02:50)

Я, кстати, очень негативно отнашусь к Guardian но на это есть другие особые причины.
С другой стороны BBC недавно сделала очень хорший броадкаст на тему 50-летия минимализма. Для тех кто понимает по англиски очень рекомендую послушать:
http://www.bbc.co.uk/programmes/b011pksz
У меня это сохранено как файл так что если есть интерес и ссылка сверху не работает то я могу с радостью поделится.
"Музыка ... Гласса точно так же не была бы написана и без влияния рок-музыки."
Та музыка с которой Гласс начинал имеет очень мало отношения к рок-музыке.
К тому же, The Beatles повлияли на всех, не так ли ?
Мне было бы очень интересно прочитать ешё мнения о том оказал ли минимализм влияние (прямое или косвеное) на такие направления как Techo, Hip Hop и New Age. Techno, в особености.
Ya scetau chto samoe rsprostonenoe vliyanie минимализма eto ukladivanie accenta na ritm. Delo tut ne stolko v kolichestve not, tak kak malo kto specialno pitaetsya ih umenshit. Prosto bistriy rhitm diktuet ih kolichestvo. Melodiya, vopreki tomu chto govoryat nekotorie kritiki, vse eshe prisotsvuet i chasto ona daje no uhodit na vtoroy plan, prosto ritm stanovitsya bolee vajen i peremena ritma vliyaet na melodiyu.
[Профиль]  [ЛС] 

GFox

VIP (Заслуженный)

Стаж: 18 лет 5 месяцев

Сообщений: 14868

GFox · 03-Дек-11 09:04 (спустя 6 часов)

Kadabr84 писал(а):
Музыка ... Гласса точно так же не была бы написана и без влияния рок-музыки
Вообще, там написано, что что это музыка постминималистов группы Bang on a Can не была бы написана без влияния рока. И влияния Гласса - в равной мере.
А статья, скорее, спорная, хоть и содержит пару интересных мыслей.
[Профиль]  [ЛС] 

Kadabr84

Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщений: 30


Kadabr84 · 04-Дек-11 10:06 (спустя 1 день 1 час)

Понятно. Я прочитал ту часть по-другому - теперь все намного яснее .
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error