Сегодня я хочу сообщить вам о культурной революции местного масштаба, которая произошла со мной осенью и после которой меня в очередной раз в моей жизни посетила иллюзия того, что лучше я ничего не увижу. Эти люди просто перевернули моё представление о том, какой должна быть музыкальная группа.
Не без сомнений я приступала к просмотру концерта. Но увидев первые кадры, которые являют такой себе Крафтверк с танцующими в такт лучами прожекторов и барышню с нездешним голосом, а также серединные необычайно заводные кадры, я поняла: смотреть – надо!
Что я могу сказать? Такого я не видела никогда! Не думаю, что я когда-нибудь видела что-нибудь лучше. Добавьте к этому блистательному карнавалу, что называется, лучи добра и совершенно сказочную обстановку. Такое добросовестное шоуменство должно быть образцом для подражания всем остальным даже и самым именитым музыкантам. После пленительного Три Яна я, казалось, уже ни о ком не смогу сказать: «Молодец мужиг! Выкладывается на все сто!». А без вытребенек и концерт не концерт, какой бы сладкоголосой не была музыка. Никто, никто так не выкладывается, как Жан-Луи, и никто так не подыгрывает лидеру, как остальные музыканты. Если вы никогда не видели опупешечку, то предупреждаю, что этот концерт – она.
Кто, по-вашему, эти мощные старики? (с) Один блоггер не в бровь, а в глаз о Три Яне.
Там будут скрипки-волынки (с) бабушки из Иван (sic!) Купала.
Словом, знакомьтесь с этой облачённой в кружева пёстрой командой.
Вы уже догадались, как зовут главарей ансамбля и сколько их всего. Конечно же, три, и, конечно же, Жаны.
Итак, самый балдёжный человек планеты, Жан-Луи Жоссик.
Самый шебутной Ян (с) Меткое выражение одного блоггера. Королевская приставка к основному имени как бы намекает, кто здесь король вечеринок. Этот ни на минуту не останавливающий разбитные задорные пляски человек на сей раз был в серебряных чулках, прозрачной куртке, блестящем жилете, марлевой разлетающейся рубахе и голубом килте, вся эта одежда расцветкой отсылает к морю. Означенный Ян известен поклонникам также в образе своеобразной огромной птицы и во многих других видах, включая полное сокрытие своей персоны под многочисленными масками, шляпами и кафтанами. Стащил с дня нептуна в пионерском лагере трезубец, которым и поводит, а на совершенно и неизменно растрёпанной голове имеет корону, на которой примостились морская звезда и ракушка. На шее иногда носит ожерелье из рыб. В творчестве Янеков вообще красной строкой прослеживается морская тема – как в костюмах, так и в песнях, из чего я сделала вывод, что, скорее всего, бретонцы живут у моря, оно их кормит.
В том числе Жоссик известен тем, что всегда носит краба вместо споррана и поливает толпу отнюдь не пивом, как некоторые, а дезиком «Морской бриз». Также Жан-Луи, аки менестрель какой, развлекает толпу байками, которые сам сочиняет и в которых, как мне тут подсказывает интернет, смешивает кельтскую мифологию и современность. Из меня знаток французского, как из дульцимера бомбарда, так что мне остаётся только с зелёной завистью смотреть на то, как одобрительно ржёт с этих баек толпа. А самая первая байка концерта – представление им участников группы под то тут, то там возникающий короткий скрипичный наигрыш, гитарный или барабанный перебор, которыми отзываются остальные музыканты. Как я поняла, он представляет их в виде персонажей Короля Артура.
Жоссик не халтурит, а тоже играет на ихней национальной дудочке бомбарде и на шалмее. Я даже уже не говорю о других инструментах, которые значатся в его досье в интернетах вроде круммхорна, или – вы слышали о таком? – псалтериона.
Романтишный бархатный баритон группы - это Жан-Поль Корбино. Красивая приставка к основному имени как бы намекает на вышеозначенную романтишность его части репертуара, который он исполняет действительно превосходно. Самый сурьёзный участник группы. Походит на седовласого кудесника с суровым, но справедливым лицом. Учитывая дурачества остальных участников группы, начиная от Жоссика и заканчивая скрипачами и волынщиками, этот весьма строгий человек иногда похож на воспитателя в детсаду среди расшалившихся детей. Однако и его лицо, как зимнее солнце посреди мороза, нередко озаряет улыбка. Но что вызывает беспрекословную уважуху, так это то, что этот Ян может быть сколь угодно серьёзным и аккуратно причёсанным, но в плане прикида он никогда ничуть не отлынивает, в том числе и по части полного сокрытия своей персоны под нарядом не хуже коллеги Жоссика. Известен и в образе рыцаря в латах из чего-то вроде фольги.
На этот раз был одет в жёлтые укороченные брюки с оборками, красные сапоги и красную же какую-то старинную расшитую пододёвку, а также в синюю мантию. Корбино не только всем своим величественным видом показывает «С меня корона не упадёт», но также и носит оную. Наверное, из-за неё он был представлен ни много ни мало Артуром.
Когда поёт баллады, добреет.
Компанейский и добродушный сибарит и просто славный малый Жан Шокан. Носит круглые очки, просторную жёлтую рубаху с (конечно же) кружевными рукавами и шляпу, на которой полно всякого, включая мою упаковку то ли от масла, то ли от маргарина с майонезом среди разного хавчика. На случай того, что кто-то или он сам внезапно проголодается на сцене, Шокан припас на своей шляпе достаточно еды, чтобы этого пропитания хватило на три дня. В практической жилке ему не откажешь, недаром он называет себя «мандолинист-бухгалтер». Этот Ян играет на банжо и мандолине, а поёт хоть и только бэк-вокал, но зато поддерживает совершенно любую веселуху и безумства, творящиеся на этом весёлом маскараде.
Также в арсенале группы радующие глаз поддерживанием общей пёстрой тенденции всевозможными подмигиваниями и кружевными, яркими, куртуазными, подчас барочными, костюмами (шляпы с перьями, треуголки, камзолы или тельняшки) — барабанщик, скрипач, гитарист (очередной, что характерно, Жан – Жан-Люк), хор волынщиков, ну и там всякие виолончелисты, а также два немного отличающихся персонажа: основной постоянный волынщик в более готишном прикиде и его сестра – та самая барышня с тем самым, как и положено, неземным голосом. Одета она в платье, которое стащила из костюмерной детского сада и которое предназначалось для феи местного утренника и в импровизированный возвышающийся чепец (какой бретонец без чепца! – сообщили мне уже потом). Вообще я Три Ян обозвала арт-хаусом, т. к. костюмы, очевидно, сделаны из подручных средств: кулёчков, бумаги, занавесок, упаковки от маргарина и прочего винограда. Весь бюджет, знаете ли, ушёл на виноград.
Что делают наши трубадуры помимо пения? О байках и кое-чем еще я уже сказала. Но в их программу входят и другие фокусы, включая пассы с дульцимером, а также и с упомянутым псалтерионом на глазах изумлённой публики. На композиции Fransozig группа Tri Yann выпускает на сцену отряд танцоров и танцовщиц, которые, судя по всему, показывают нам, как именно танцевать их народные танцы. У меня большое подозрение, что то, что они нам показывают, это и есть то самое легендарное андро. В общем-то, все мы с вами можем научиться этому нетрудному танцу, если бы не одно «но». Дело в том, что самый эффектный момент в выступлении этих танцовщиков повторить, пожалуй, будет трудновато. Представьте себе ничего не предвещающий движущийся хоровод из двух дам и двух кавалеров. И вдруг кавалеры берут и взмывают куда-то вверх практически вверх ногами, а затем возвращаются на место. И так несколько раз.
Иногда Яны устраивают дружеские посиделки навприсядках на завалинках сцены и кэтвока. Костёр почему-то не разводят.
Korydwenn et le Rouge de Kenholl поётся в ролях, а Kan ar kann – в весьма безапелляционном тоне (судите сами по цитате: Tan !tan !dir !oh !dir !Tan ! tan ! dir ! ha tan !tann !tann !Tir ha tonn ! tonn ! tann ! Tir ha tir ha tann !)
Коронным номером банды, или как у них там в Бретонщине говорят, багада является песня La jument de Michao, при которой толпа просто фигеет от счастья и прётся не по-детски откровенно, хотя, казалось бы, дальше некуда, а хороводы начинают водить даже самые ленивые. Песняк включает в себя пассажи в тексте, вполне похожие на Ai Vis Lo Lop, только вместо зайца компанию волку и ренару в их танцульках составляет белетка – ласка.