Динамика полета и пилотирование самолета Ту-154.
Год выпуска: 1994
Автор: Пятин А.И.
Жанр: Методическое пособие
Язык: Русский
Издательство: Воздушный транспорт
ISBN: Неизвестно
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 192
Описание: Даны общие сведения о заходе на посадку в условиях минимумов I и II категорий ИКАО, основные требования, рассматривается комплекс средств обеспечения посадки.
Обращается внимание на психологические особенности выполнения захода на посадку в различных режимах управления самолетами при низком минимуме погоды, основные принципы распределения обязанностей между членами экипажа на этом этапе при сложных метеоусловиях.
Описываются особенности аэродинамики и пилотирования самолета Ту-154 при заходе на посадку и посадке.
Доп. информация: Предназначено для авиационных специалистов и курсантов летных учебных заведений гражданской авиации.
Предисловие: Научно-техническая революция в гражданской авиации повысила эффективность и качество всей работы, позволила снизить минимум для взлета и посадки воздушных судов, что значительно повысило регулярность полетов. Вместе с тем снижение посадочных минимумов при одновременном сохранении или повышении безопасности полетов возможно лишь при условии автоматизации процессов управления при заходе на посадку, а в дальнейшем — и посадки (минимум Ш категории).
Необходимость автоматизации процессов управления взлетом и посадкой самолетов в сложных метеорологических условиях объясняется тем. что другие возможности для повышения безопасности и регулярности полетов в настоящее время в основном исчерпаны. Автоматизация процессов управления позволяет разгрузить внимание пилотов, поскольку прирост количества информации в единицу времени при заходе на посадку возрастает, а возможности человека-оператора (пилота) по восприятию, осмыслению и переработке информации ограничены, затраты внимания и реакции пилота на отклонения самолета приближаются к его физиологическому порогу, превышение которого может привести к авиационному происшествию. Поэтому при рассмотрении вопросов экономической эффективности и регулярности полетов за счет снижения взлетно-посадочных минимумов необходимо, в первую очередь, учитывать основной качественный показатель деятельности всей гражданской авиации — безопасность полетов.
Анализ авиационных происшествий и инцидентов на мировом авиационном транспорте свидетельствует о том. что при заходе на посадку и посадке происходит более 40—50 % происшествий. Учитывая, что продолжительность захода на посадку для магистральных самолетов составляет не более 2—3 % всего времени полета, то вероятность возникновения авиационных происшествий на этом этапе полета в 15—20 раз больше, чем в среднем в течение всего полета.
В последние годы специалисты по вопросам авиационной безопасности и эксперты по расследованию авиационных происшествий все чаще учитывают человеческий фактор, играющий важнейшую роль в имеющих место происшествиях. Согласно анализу, проведенному ИАТА и ИКАО, в 80 % всех авиационных происшествий исследуемого периода человеческий фактор являлся основной причиной всех авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке самолета.
В содержание термина «человеческий фактор» применительно к летному экипажу в узком смысле обычно вкладывается совокупность психологических характеристик пилотов и других членов летного экипажа, их возможности и ограничения.
Для того чтобы снизить количество происшествий до минимума, необходимо в полной мере учитывать пределы возможностей пилотов. Порядок работы членов экипажа в кабине, распределение задач между ними, форма представления информации в инструкциях по взаимодействию и других документах подразумевают правильное понимание роли человеческого фактора.
В главе 1 даны общие сведения о заходе на посадку в условиях минимумов I и П категорий ИКАО, основные требования, рассматривается комплекс средств обеспечения посадки.
Главы 2, 3, 4 посвящены человеческому фактору. В них рассматриваются психологические особенности выполнения захода на посадку в различных режимах управления самолетами при низком минимуме погоды, основные принципы распределения обязанностей между членами экипажа при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях. Обращается особое внимание на возрастающую роль и ответственность второго пилота.
В главе 5 описываются особенности аэродинамики и пилотирования самолета Ту-154 при заходе на посадку и посадке. Значительное место отводится вопросам балансировки, продолжительной устойчивости и управляемости, влияния центровки на безопасность полетов, а также пилотированию самолета на конечном этапе захода на посадку.
В главе 6 обобщается опыт полетов в условиях сниженных минимумов, анализируются причины грубых приземлений самолета Ту-154.
Обеспечению полетов в сложных метеоусловиях посвящена глава 7.
Какой программой открыть книгу?
Опубликовано группой