иван7805 · 02-Июл-10 23:32(14 лет 11 месяцев назад, ред. 06-Мар-11 14:59)
Кинопоезд Александра Медведкина Жанр: документальное кино, немое кино Год выпуска: 1932 - 1936 Продолжительность: 01:50:59 Субтитры: итальянские Формат субтитров: hardsub (неотключаемые) Режиссёр: коллектив авторов (см. ниже) Описание: За сборником короткометражных фильмов, представленных в этом релизе, закрепилось название «Кинопоезд Александра Медведкина».
И хотя вы не найдете фамилии этого легендарного кинематографиста в титрах фильмов – никакой ошибки в этом названии нет, поскольку именно он, Александр Медведкин, был организатором и движущей силой, «локомотивом» этого уникального явления – кинопоезда.
"Кинопоезд" Медведкина — это студия на колесах, работавшая в 1932—1934 гг. Её практика изумляет.
При поддержке руководителя тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, А. Медведкину удалось организовать и построить кинопоезд, состоящий из трех вагонов, вмещавших монтажный и мультипликационный цехи, проекционный зал, гараж с полуторатонным грузовичком (для рейсов от железной дороги), собственную электростанцию, осветительную аппаратуру, пять кинопередвижек, склад пленки и кинолабораторию, где можно было проявлять и печатать заснятый материал. Умещалась в поезде и переносная типография, где можно было выпускать многотиражную газету. Вот только на каждого из 32 сотрудников кинопоезда приходился всего один квадратный метр спального места!
Поезд колесил по стройкам пятилетки, и создаваемые здесь фильмы (хроникальные, игровые, анимационные) тут же показывались рабочим. В октябре 1932 г., в день пуска Днепрогэса, "медведкинцы" сняли торжественный митинг с выступлениями "вождей" партии и Анри Барбюса. Премьера фильма состоялась вечером того же дня, а утром его уже смотрели в Москве и других городах: все это происходило задолго до "эпохи ТВ". За первый год работы было сделано шесть рейсов, за год работы выпущено 72 короткометражных фильма, общей длительностью 24 965 метров. В течение первых шести рейсов работой передвижной киностудии руководил А.И.Медведкин, затем—Я.М.Блиох. 3 июля 1933 г. кинопоезду было присвоено имя К.Е.Ворошилова. К концу 1934 г. поезд состоял уже из пяти вагонов при штате в 59 человек. Всего же за три года работы было совершено 12 рейсов и снято не менее 116 фильмов. Точную дату окончания работы кинопоезда пока установить не удалось.
Энергия "медведкинцев" была неуемной, энтузиазма хоть отбавляй, фильмы выходили оперативно и имели успех у рабочих... Руководство, казалось, должно было потирать руки: так держать, товарищи! Но "Кинопоезду" вставляли палки в колеса, а центральная пресса замалчивала его опыт. Медведкину казалось, что отдельные товарищи чего-то "недопонимают". Но "недопонимал" он сам: бескорыстный энтузиаст всегда раздражает функционера, а примеры профессионализма и оперативности — бельмо на глазу у тугодумных и неповоротливых государственных организаций. Медведкин не отделял себя от "рабоче-крестьянского" государства и считал, что вправе выступать от его лица. Более диким предположением невозможно было оскорбить номенклатуру. "Кинопоезд" посягал на "святая святых" тоталитарного государства — монополию на пропаганду и информацию.
Надо ли после этого объяснять, почему так мало известно о кинопоезде и почему сохранилась лишь четвертая часть снятых на нем фильмов (если точно — 28 из 116)? Степень забвения этого кинофеномена такова, что, как свидетельствует каталог фильмов кинопоезда, опубликованный в малотиражном издании «Киноведческие записки» в 2000 г., авторам каталога «…не удалось установить метраж, имена членов съемочных групп и содержание многих фильмов, найти биографические сведения о ряде работников кинопоезда». (КиноЗаписки № 49.2000).
Более того, как выяснилось, статьи об участниках Кинопоезда, опубликованные в "Кинословаре" т.т. 1. 2. М. СЭ. 1966, 1970, и "Кино. Энциклопедический словарь" М. СЭ, 1986, изобилуют неточностями и ошибками. Неоценимую помощь в подготовке био-фильмографических справок для релиза оказал крупнейший специалист в области раннего советского документального кино Александр Степанович Дерябин, составитель вышеупомянутого каталога "Кинопоезд : Каталог фильмов" (Киноведческие записки. 49), которому я приношу самую искреннюю и сердечную благодарность. Доп. информация: В релизе представлены 11 из сохранившихся двадцати восьми фильмов кинопоезда, вошедшие в передачу итальянского телевидения и поэтому имеющие вшитые итальянские субтитры (не всегда точные и полные).
Фильмы были собраны kukuasi и abooks, и сведены ими в три произвольно склеенных файла.
Фильмы мною отделены один от другого, перенумерованы в соответствием с хронологией создания, снабжены начальными и конечными ракордами для удобства просмотра.
Справки составлены по публикации "Кинопоезд : Каталог фильмов" (сост. А.С. Дерябин; опубл.: Киноведческие записки. 49 (2000). С. 115--146) и другим материалам. Качество видео: TVRip Формат видео: AVI Видео:
1. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1747 kbps avg
2. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1262 kbps avg
3. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1165kbps avg
4. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1523 kbps avg
5. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1300 kbps avg
6. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1555 kbps avg
7. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1851 kbps avg
8. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1400 kbps avg
9. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 1317 kbps avg
10. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 2539 kbps avg
11. XviD MPEG-4; 0.35 bit/pixel; 512x384 (1.33:1); 25 fps; 2612 kbps avg Аудио: отсутствует СКРИНШОТЫ, ОПИСАНИЯ ФИЛЬМОВ В КАТАЛОГЕ РГАКФД, СПРАВКИ ОБ АВТОРАХ:
1
1. Письмо колхозникам. 1932 Автор-оператор – М. Лифшиц. 00:11:20
Колхозники колхоза "Заповедь Ильича" составляют письменный договор с колхозниками Старобешевского сельсовета Донецкой области Украинской ССР об условиях социалистического соревнования.
Вид украинского села. Члены правления колхоза идут в сельсовет. Колхозники находят спрятанное зерно. Стоят крестьяне - "кулаки", приговоренные к расстрелу за расхищение колхозного зерна.
Работники колхоза "Заповедь Ильича" везет зерно для сдачи государству; получают зерно по трудодням; перевозят бидоны с молоком; ухаживают за свиньями; слушают оратора на митинге, посвященном вызову колхозников Старобешевского сельсовета на социалистическое соревнование.
Работник колхоза "Заповедь Ильича" выходит из сельского кооператива с купленными товарами.
Вид плотины Днепрогэса; митинг, посвященный окончанию строительства электростанции Лифшиц (Лившиц) Михаил Ильич (1905--?) -- оператор. В кино с 1924 г. Работал киномехаником. С 1932 г. -- оператор на кинопоезде, на Ташкентской, Ростовской, Московской фабриках (затем студиях) кинохроники. Был фронтовым оператором. Принимал участие в выпуске киножурналов "Социалистическая деревня", "Совкиножурнал" (1933 - 1937), "Союзкиножурнал" (1942 -1943), "Новости дня" (1948 - 1949). Среди снятых им фильмов: "Открытие памятника И. П. Павлову в г. Рязани." 1949, "Новаторы-нефтяники" 1951 (последний фильм).
2
2. Пуск Днепростроя. 1932. Реж. Н.Н. Кармазинский; опер. А.Л. Богоров, Г.А. Троянский, В.Н. Масленников, М.И. Лифшиц, М. Семененко. 00:11:09
Виды плотины, агрегатов Днепрогэса. М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, А. Барбюс выступают на торжественном митинге. Виды заводов, которые будет снабжать электроэнергией Днепрогэс. Съемка пуска Днепростроя проходила 10 октября. В тот же день фильм был выпущен в 6 копиях; его смотрели металлурги и транспортники Днепропетровска. 11 октября фильм был доставлен на аэроплане и показан в Москве и в Харькове, а 12 октября состоялся показ в Киеве и в Сталино (Донецке).
К сожалению, в процессе реставрации в РГАКФД фильм оказался склеен с ошибкой. После финального кадра со светящимя лозунгом вклеен кусок с началом торжественного митинга. Но я не решился исправить.
3
3. Газета № 4. 1932 Режиссер – Н. Кармазинский (кат. РГАКФД); Оператор – не указан 00:10:56
г. Днепропетровск. Паровозное депо. Паровозоремонтная мастерская, ремонт паровоза. Здание и территория депо. Товарищеский суд над лодырями и прогульщиками.
Фильм с интертитрами на украинском языке, которые не нуждаются в переводе. Кармазинский, Николай Николаевич (1909--1990) -- кинорежиссер. Окончил литературно-художественный институт им. Брюсова. В кино с 1925 г. В 1920-е гг. в основном монтировал киножурналы, снял несколько фильмов. Среди его работ: "Ледокол Красин", "На помощь Нобиле" (1928); "Весенний фельетон" (1929); "К белому пятну Арктики" (1931); "Борьба за Киев" (1936); "Во льдах Беломорья" (1948). Участвовал в создании документальных фильмов и киноочерков – «1 мая 1926» (1926), «Памяти Феликса Дзержинского» (1926) и др. В 1932 г. как режиссер участвовал в работе кинопоезда Союзкинохроники, обслуживавшего Днепрострой, Крым, Криворожье, Донбасс и др. Создал много киноочерков, в т.ч. «Как поживаешь, товарищ горняк?» (1932). Входил в режиссерскую группу фильма «Если завтра война».
4
4. Як живеш товаришу гiрник? / Как живешь, товарищ горняк? 1932 Режиссер – Н. Кармазинский; Оператор – А. Богоров. 00:09:35
Криворожский угольный бассейн. Октябрьский рудник. Рабочий поселок. Общежитие. Жилые дома. Заседание комитета компартии рудника. Кармазинский, Николай Николаевич см. №3 Богоров Ансельм (Евгений) Львович (1903--1999) оператор. Окончил в 1926 г. Ленинградский кинофототехникум, работал оператором хроники на Ленинградской фабрике "Совкино". В 1932--1933 гг. - на кинопоезде, затем - на Ленинградской фабрике (затем студии) кинохроники. Снимал документальные фильмы и сюжеты для киножурналов. В 1942 г. был одним из операторов полнометражного фильма "Ленинград в борьбе". После войны перешел на ЦСДФ. Основные фильмы: "Подвиг во льдах" (1929); "Олимпиада Балтфлота" (1930); "Зверобой" (1936); "Приезжайте к нам работать" (1955); "Верные помощники" (1958); "Их вклад в семилетке" (1960).
Фильм с интертитрами на украинском языке, которые не нуждаются в переводе.
5
5. Старый друг. 1933. Режиссер – А. Левшин; Оператор – И.Антонов 00:10:13
Железнодорожное депо. Ремонтные работы. Движение товарных составов. Работа стрелочников. Левшин, Александр Иванович ( 1899 - 1982), соратник Сергея Эйзенштейна по театру Пролеткульта, ; актер, режиссер. Работал с С.М.Эйзенштейном на съемках фильмов "Стачка" (1924), "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927), "Старое и новое" (1926--1929), автор воспоминаний «На репетиции «Мудреца», исполнитель роли офицера в фильме «Броненосец «Потемкин». И. Антонов - оператор кинохроники. участвовал в нескольких рейсах кинопоезда. Кроме "Старого друга" снял фильм "Звено победы".
6
6. Дела путейские. 1933. Режиссер – С. Гуров; Оператор – Г. Шулятин . 00:10:22
Станция Ясиноватая Екатерининской железной дороги: товарные составы на железнодорожных путях, в движении. Железнодорожники разных специальностей за работой. Гуров, Сергей Николаевич (1901 – 1962), режиссер-документалист, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР 1951 г. за фильм «Советская Латвия» (оператор - Г.Шулятин), со-режиссер художественно-документальных фильмов «Весенние голоса» и «Счастливая юность» (совм. с Э. Рязановым). Я не знал студии, производства, не понимал, как справиться с грудой неведомых доселе обязанностей. Но рядом со мной находился опытный и доброжелательный Сергей Николаевич Гуров. Он бережно ко мне относился, щадил мое самолюбие, старался выводить меня на первый план, помогал бескорыстно, по-отечески. (Эльдар Рязанов) Шулятин, Герман Владимирович (1906 – 1973), латвийский режиссер и оператор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1955). В 1933 г. окончил 3-годичные курсы операторов на Ленинградской фабрике "Союзфильм" (позднее - киностудия «Ленфильм»), одновременно работал в секторе кинохроники (с 1930 г. – ассистентом, с 1931 г. – оператором). В годы Отечественной войны – оператор киногруппы Ленинградского фронта. С 1945 г. – директор Рижской киностудии хроникальных и документальных фильмов, с 1947 г. – оператор, с 1949 г. – режиссер документальных фильмов. Среди его операторских работ – фильмы «Советская Латвия» (1950; Государственная (Сталинская) премия СССР, 1951). Режиссер фильмов: «Риге 750 лет» (1951), «В рыбацком поселке» (1951), «Праздник латышского народа» (1955), «Морские ворота» (1956), «Солнечный берег» (1957), «Беспокойные сердца» (1958) и др. За создание ряда документальных фильмов – «За Советскую власть в Латвии» (1959), «Латышские стрелки» (1964), «Петр Стучка» (1965), а также за репортажный фильм «Оборотни» (1963) удостоен Государственной премии Латвийской ССР (1965).
7
7. Звено победы. 1933 Режиссер – С. Бубрик; Оператор И. Антонов 00:12:42
Армавирский район. Станица Советская. Виды зданий, улиц, домов. Уборка урожая зерна, уборка сена. Колхозники за работой на полях, свиноферме; на отдыхе: выпускают стенную газету, слушают радио, патефон, танцуют. Бубрик Самуил Давидович (1899—1965), кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Латвии (1949). Документальные фильмы: «Владимир Маяковский» (1940, 1955), «Максим Горький» (1941, 1958), «Лев Толстой» (1953), «Н. К. Крупская» (1959), «Вива Куба!» (1960). Государственная (Сталинская) премия СССР (1948).
8
8. Родные. 1934-36(?) Режиссер – Г. Пиотровский; Оператор – В. Масленников 00:08:29 Женщина-корреспондент газеты "Правда Востока" в семье машиниста паровоза Г. Я. Лукова; рассматривают семейные фотографии Луковых. Сын Г. Я. Лукова, работающий на заводе в другом городе, пишет отцу письмо. Группа мужчин за ремонтом паровоза. Плакат: "Луковец - это машинист, владевший высшей мудростью паровозного дела. " Молодые машинисты - комсомольцы, соревнующиеся в труде с Г. Я. Луковым. Пиотровский Герман (Гарри) Казимирович (1903 -- погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны) -- режиссер. В кино с 1928 г. Был ассистентом режиссера на фильмах А.И. Медведкина "Чудесница" (1937) и "Новая Москва" (1938). Работал ассистентом режиссера А.Мачерета на знаменитом «шпионском» фильме «Ошибка инженера Кочина» 1939 г. Эпизод "В Будущем" близок по эстетике к еще не снятому тогда фильму Медведкина "Новая Москва".
9
9. Шура Полосков и Ашур Марданов. (кат. РГАКФД) 1934. Сценарий – Б. Герцберг; Режиссер – Л. Сааков; Оператор – И. Гелейн 00:08:05
Часть первая. Ударники полка железнодорожных войск Шура Полосков и Ашур Марданов учатся на машинистов паровоза, готовятся к экзаменам перед демобилизацией. Соревнования по легкой атлетике на стадионе. А. Марданов и Шура Полосков на дистанции. Полосков уходит со стадиона, чтобы готовиться к экзамену; А. Марданов остается и беседует с девушкой. Железнодорожная станция "Карши". Отец А. Марданова на станции ожидает прибытия поезда, машинистом паровоза которого должен быть его сын. А. Марданов не приехал, так как не сдал экзамен на машиниста паровоза. Вероятно, в несохранившейся второй части должно произойти перевоспитание Ашура и исполнение мечты его отца. Первая самостоятельная работа режиссера художественных фильмов Леона (Льва) Николаевича Саакова (1909 – 1989). В 1943--1945 гг. был начальником отдела фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники / ЦСДФ. Среди поставленных им художественных фильмов: «Последние залпы», «Весна на Одере», «На дорогах войны». Герцберг Борис – выпускник курсов кинорежиссеров в Москве, С середины 1930–х годов. жил в Биробиджане. Начальник городского парка культуры (1936–1938), директор Биробиджанского государственного еврейского театра (БирГОСЕТа) (1938–1941 и 1949). Участник войны. После ликвидации БирГОСЕТА был директором театра в Комсомольске-на-Амуре. Гелейн Игорь Владимирович, (1905 –1985)
В 1929-1941 гг. работал на к/с Москвы и Одессы. Впервые в советском кино осуществил съемку двухцветным методом и применил сверхчувствительную пленку. Оператор фильмов Александра Медведкина «Чудесница» и «Новая Москва». Оператор фильмов «Ошибка инженера Кочина», «Смелые люди», «На дорогах войны» и других. Во время Великой Отечественной войны снимал фронтовые киноочерки. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
10
10. Ткварчелы.1935. Режиссер – Л. Снежинская; Оператор – Г. Троянский 00:07:23
Абхазия. Пейзажи, флора и фауна. Скачут всадники. г. Ткварчела: улицы, дома, прохожие, всадники. Работа на угольном комбинате. Снежинская Людмила Евгеньевна (1903--1946) - режиссер. В 1924--1925 училась в ГТК. В 1927 г. окончила Одесский государственный техникум кинематографии. В 1927--1928 гг. -- стажер, ассистент режиссера, ответственный секретарь Одесской фабрики ВУФКУ. С 1929 г. -- режиссер Киевской и Одесской фабрик ВУФКУ / "Украинфильм", Московской, Ростовской, Свердловской и Куйбышевской студий кинохроники. Работала со-режиссером на фильмах «Плотина прорвана» 1928, «Возможно, завтра» 1932) (наиболее известный ее фильм, поставленный совместно с Д. Дальским – военно-патриотический фантастический фильм о будущем нападении фашистов на СССР), «Праздник молодости (23-й Международный юношеский день)» 1937. Снимала сюжеты в 30 выпусках киножурнала "Пионерия" в 1934 - 1940 г.г. Последний ее фильм "Северный Кавказ" датирован 1942 г. Троянский Глеб Александрович, (1903 –1961). Оператор фильма Александра Медведкина «Счастье» (1934). Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР за фильмы «В глубинах моря» и «Сила жизни».
11
11. Чай Али Чахвадзе. 1935 Режиссер – Ф. Киселев; Оператор – И. Гелейн 00:11:27
Кавказ. Пейзажи Аджарии. Пальмовые, бамбуковые рощи. Один из колхозов. Чайные плантации, сбор чайного листа. Чайная фабрика, переработка чайного листа. Семья одного из колхозников пьет чай в саду. Киселёв, Фёдор Иванович (1905 – 1972) режиссер и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). В 1926 г. окончил кинокурсы им. Б. Чайковского. Работал в кино с 1923 г. первоначально как актер, затем монтажер, с 1932 г. как режиссер. Фильм «Чай Али Чахвадзе» (в Кинословаре 1966 г. т.1 –опечатка: Чавадзе) – его первая самостоятельная работа.
Лауреат Государственной (Сталинской) премии за фильм «Москва- столица СССР». Вместе с бывшими соратниками по кинопоезду С. Гуровым и Г. Шулятиным удостоен Государственной (Сталинской) премии за фильм «Советская Латвия». В годы Великой Отечественной войны поставил полнометражный документальный фильм «Урал кует победу» (1943, совместно с В. Бойковым), в 1943-1945 гг. был начальником фронтовой киногруппы и осуществил ряд фронтовых киновыпусков "Союзкиножурнала": «Сражение за Гомель» (1943), «На подступах к Варшаве» (1944), «Кенигсберг» (1945). В послевоенные годы снял полнометражные фильмы «Волга - Дон», «Афганистан», «Шагай, семилетка» и другие. Игорь Гелейн - см. №9
Вот огромное спасибо! Отлично! и куча воскл. знаков!!!!!!!
Да,уж спасибо большое.Люблю документальные вещи,а тем более такое редкое... Внимательно всматриваюсь в ТЕ лица и всё,что рядом и вокруг них.Одежда,обувь,причёски,вывески,транспорт.Пытаюсь понять,что они чувствовали,что у них на душе.Ведь,они были ещё совсем рядом с ТЕМ временем и помнили его,где жили совсем по другому(самодержавие,русско-японская,1я мировая,революция и т.д.).Но,их заставили жить по другому...Интересно...
Вы проделали настоящий исследовательский труд! Огромное Вам спасибо! Не ожидал найти на рутрекере кинопоезд Медведкина.
Могу привести данные о нём из книги "Кино: Энц. словарь" (1986), если Вам нужны.
Спасибо огромное! Невероятно, что можно скачать и посмотреть этот материал! Действительно очень редкий! Мы (операторский факультет ВГИКа) смотрели что-то из этого на пленочных просмотрах во ВГИКе, а теперь можно вот так скачать и посмотреть обширную подборку дома! Это же уникальное явление среди фильмов производственной тематики, после 30-х такого уже не было! Спасибо!