27 февраля в Берлине неожиданно умер немецкий композитор и изобретатель Оскар Зала
(1910 - 2002).
Зала находился в прекрасной физической форме, бегом поднимался по лестнице в свою
квартиру на четвёртом этаже, и два раза в день - при любой погоде - пешком ходил в свою
студию: 20 минут в один конец.
Ему исполнился 91 год.
Оскар Зала по праву относится к пионерам немецкой электронной музыки.
В берлинской консерватории он посещал класс композиции, который вёл композитор
Пауль Хиндемит.
В 1930-ом году 20-тилетний Зала познакомился с профессором Фридрихом Траутвайном
(Friedrich Trautwein), который работал в экспериментальной лаборатории берлинского
радио. Траутвайн построил прототип электронного музыкального инструмента, который
назвал в свою честь траутониумом (Trautonium).
Инструмент представлял собой ящик, набитый электронными лампами и проводами. В
основе звукоизвлечения лежал так называемый «ламповый генератор»: электрические
колебания, возникающие в лампе, преобразовывались в звук.
[…]
В 50-х годах появился Mixtur Trautonium - четырехголосный инструмент. Клавиатуры у
него по-прежнему не было.
Инструмент изумлял своей восприимчивостью - параметры звука можно было менять
лёгкими движениями пальцев. И при этом - плавно менять, то есть извлекать звуки, так
сказать, находящиеся между клавишами. Впрочем, клавиши у траутониума тоже
появились, их функцию выполняли рычаги - обтянутые кожей металлические язычки. Они
зажимали струну в каком-то определённом месте и позволяли извлекать темперированные
звуки, милые западноевропейскому уху.
Немаловажно было и то, что струна траутониума реагировала на силу нажатия, то есть
вела себя как настоящая виолончельная струна. Впрочем, не совсем как настоящая: у
струнного инструмента струна дрожит, вибрирует и, тем самым, создаёт звук, а струны на
передней панели траутониума не дрожат, фактически они являются длинными гибкими
резисторами (электрическими сопротивлениями).
Но главное достижение состояло в другом: Оскар Зала реализовал субгармонический
спектр, который - чисто теоретически - был известен ещё со средних веков, но так и не
был ни разу реализован. Речь идёт вот о чём. Хорошо известен гармонический спектр -
последовательность обертонов. Но все обертоны у звуков естественного происхождения
по высоте превышают основной тон. Можно представить себе и гармонический спектр,
уходящий вниз, то есть в бас от основного тона, он является зеркальным отражением
гармонического ряда. Это и будет субгармонический ряд. Его интересной - и тоже давно
известной - особенностью является то, что мажорный аккорд гармонического ряда в
субгармоническом ряду превращается в минорный, и наоборот. Иными словами, в
распоряжении композитора появились не известные обычным акустическим
инструментам возможности комбинации мажора и минора.
Траутониум был ужасно сложным аппаратом, свою огромную заслугу Оскар Зала видел в
том, что ему удалось создать электрическую схему, позволявшую буквально включать и
выключать гармоники субгармонического ряда, то есть менять тембр своего инструмента.
Изобретатель получил несколько патентов за разработанную им хитроумную
электрическую схему. [...] Читать полную версию
~ Андрей Горохов © 2001 Немецкая волна