Мой архитектор - MY arhitect (Луис Исраэль Кан)
Год выпуска: 2003
Страна: США
Жанр: Документальный (Биография)
Продолжительность: 01:53:02
Описание: В Лондоне с известным успехом шел американский кинофильм «Мой архитектор», кинорежиссера Натаниеля Кана. Одной из первых тайн этого фильма можно считать самый его успех. Фильм документальный, о человеке, которого уже 30 лет нет в живых и о котором осталось не так много сведений.
Но! Фильм же про самого
Луиса Кана.
Вторая тайна – обстоятельства его смерти. 17 марта 1974 года, тридцать лет назад, он был найден мертвым в уборной нью-йоркского железнодорожного вокзала Пенсильвания- стэйшн. Быть может, и без того знаменитое здание вокзала стало от этой трагической смерти еще более знаменитым, вроде московского «Военторга».
Но смерть Кана была отягощена длинным рядом тайн. Официальная, медицинская, причина, как всегда в таких случаях – «сердечная недостаточность», слова чудовищные по отношению к человеку, который мыслил и творил не руками, а сердцем. Но в паспорте оказались зачеркнутыми строки с адресом.
Почему? От кого скрывался Кан после смерти. Было ли то самоубийство, убийство, или «медицинский случай». В стране, где до сих пор не могут выяснить обстоятельства убийства президента Кеннеди, судьба Кана – не исключение.
После смерти обнаружилось, что у его архитекторной фирмы долгов на миллион долларов. Он брал взаймы, чтобы проектировать. Но проектов почти никто не покупал, и их продолжение обрывалось. Кан оказался финансовым банкротом. В наши дни – дни рыночных истин, любой скажет – «искусство архитектуры, между прочим, - и финансовое искусство». Я бы сказал, что на самом деле просто финансовое искусство как-то незаметно превратилось в современную архитектуру.
Наконец, обнаружилось, что у Кана, кроме законной жены, две незаконных, и у них его дети. Натаниел - сын одной из сотрудниц Кана, тоже архитектора. Натаниелу в год смерти отца было 11 лет. Он несколько раз видел его в детстве и помнил его обожженное лицо и руки, рисовавшие всякие смешные картинки.
Натаниелу сейчас 43, и он снял фильм об отце, чтобы узнать его поближе. Он занял много денег, разворошил архивы, разыскал знакомых и друзей, подруг и солуживцев. И вот итог этих изысканий – двухчасовая лента.
Что в ней тайна, так это то, что она смотрится. Бесконечные не очень внятные расспросы, нераскрытые мотивы поступков, вопросы, вопросы.
Но тайна – сам Кан.
Это странно. Обожженное лицо, очки за которым увеличенные темные зрачки, некоторая не идущая к его величию щеголеватость – бабочка, шляпа.
Но – чудо, когда в кадре и на фотографии видишь этого человека.
Мне кажется, что название фильма «Мой архитектор» было придумано с тайным умыслом задеть меня за живое. Ибо Кан – и мой архитектор. Когда я марал ватман в архитектурном институте, он явился, и я понял, что архитектура – это дело, которому я буду служить всю жизнь.
Он был в Ленинграде в середине 60-х, но бдительное и заботливвое начальство сделало все, чтобы помешать студентам попасть на его лекции. Мне не повезло, Кан промелькнул мимо, мне досталась лишь лекция Винсента Скалли и Роберта Вентури, которые бы я отдал за один взляд на маэстро. Ну, бывает, не судьба.
Натаниел Кан провел множество интервью с теми, кто знал его отца. Кроме жены (которая правда до съемок фильма не дожила, но фрагменты какого-то интервью сохранились и попали в фильм), любовниц и детей, тут весь архитектурный бомонд. Тут и Филипп Джонсон (уже совсем старичок), Роберт Стерн, Фрэнк Гери (как же без него), Моше Сафди и Элмунд Бекон, Ио Минг Пей. Последний говорил сердечнее всех.
«Да, Лу был великий». «Да мы все были в восторге от Лу», «О, Лу!» и так далее. Бывший мэр Филадельфии был более прямодушен: «Он был идиот, ваш Кан, полный чайник, он ни черта не смыслил в градостроительстве и в людях. Хотел уставить весь город круглыми гаражами – сумасшедший». Без этих бредовых откровений образ Кана был бы, как образ Христа без «распни его».
Но и Кан не был тихоней. Один из его сотрудников рассказывает, что как о Кан позвонил ему в три часа ночи, чтобы сказать, что сделанный им макет «не макет, а кусок дерьма». Он не обиделся. Есть вещи – повыше амбиций.
Но хватит пересказывать фильм. Надеюсь, что он все же будет доступен, и его посмотрят те немногие, которые еще могут догадаться, что такое Луис Кан.
Последняя тайна фильма – сами его постройки.
Ведь он эклектик. Ну что он сделал – круглое окно в кирпиче и бетоне, квадраты и диагонали, разошедшиеся по всему миру?
Фильм показывает, что дело не в этом. Кан достиг того, что было едва ли под силу и Корбю и Райту – величия простоты при всей своей чудовищно искусственной сложности.
Большая часть американских проектов Кана осталась на бумаге. Денег не было.
И только одна страна, самая бедная страна в мире – несчастная Бангладеш – нашла деньги и людей, которые построили правительственый центр в Дакке. Кан не дожил до завершения стройки. Теперь это восьмое чудо света. Сами бангладежцы не возьмут в толк, как это еврей из эстонского острова Саарема, приехавший бог знает откуда, совершил то, что теперь сало национальным символом многомиллионной страны. «Он был гуру», - говорят они, - «он был иог, он был святой» и тянутся руками к сыну, чтобы прикоснуться.
Кан не был святым. Он любил свет, понимал свет и светился сам. Он умел придать тяжести не легксть, а светлость. Этот свет можно различить не только в его постройках, но и в случайных кадрах, на которых он просто идет по улице, не по воде.
Формат: DVD Video
Видео: DVD5 MPEG2 Video 704x576 (4:3) 25.00fps 9640Kbps [Video]
Аудио: Dolby AC3 48000Hz stereo 192Kbps [Audio] Subtitle [Subtitle]