Boni Puncti, Karel Frana - Cantus Gregorianus
Исполнители: Мужской хор "Boni Puncti" и Karel Frana
Жанр: Gregorian Chants
Год выпуска: 1996
Формат: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 1:04:45
Треклист :
1. Benedictus
2. Ubi Caritas Et Amor
3. Improperiae (Popule Meus)
4. Libera Me, Domine
5. Lauda Sion Salvatorem
6. Te Deum Laudamus
7. Lumen Ad Revelationen
8. Obtulerunt
9. Emendemus
10. Hosanna Filio David
11. Collegerunt
12. Pueri Hebraeorum
13. Gloria, Laus!
14. In Monte Oliveti
Доп. информация
Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал, — традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходят от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория заключалась, по-видимому, лишь в составлении литургических книг, в частности Антифонария.
В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германия, Швейцарии и Северной Италии в VIII-IX веках (в результате отбора, переработки и унификации различных. богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. К XII—XIII векам оно утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия). Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения. Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из Библии.
Григорианское пение монодийно, хотя в дальнейшем григорианский хорал явился основой ранних форм европейского многоголосия (органума, дисканта). Песнопения подразделяются на силлабические (1-2 тона на слог текста), невматические (от 2 до 4-5 тонов на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио в большей частью песнопений ординария мессы, к третьему — респонсории, трактусы, аллилуйи, Kyrie eleison и др. В исполнении постоянно сочетаются пение солиста или группы солистов (лат. schola) и хоровое пение. Ладово-интонационной основой являются восемь модусов, называемых также церковными ладами.
Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты. В IX веке появились первые записи музыки. В некоторых рукописях X—XI веков зафиксированы интервалы менее полутона. Ритмика древнейшего григорианского пения основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей; особая роль принадлежит тончайшим ритмическим нюансам (небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т. д.). Григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском пении — диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (лат. cantus planus — ровное пение).
В этом виде григорианское пение сохранялось в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII—XIX веках служило тематической и конструктивной основой многоголосной музыки. В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению так называемых Ватиканских изданий Градуала, Антифонария и других певческих книг. К григорианскому пению примыкают также памятники средневековой латинской гимнографии — тропы, секвенции, строфические гимны оффиция, versus и др.
В настоящее время григорианское пение используется представителями музыкального стиля Enigmatic (Enigma, Gregorian, Lesiem).
[wikipedia]