garibal22 · 27-Июл-09 04:19(15 лет 10 месяцев назад, ред. 27-Июл-09 06:22)
Тайны одной души / Geheimnisse einer Seele Год выпуска: 1926 Страна: Германия Жанр: драма, немое кино, Фрейд в картинках Продолжительность: 01:15:26 Перевод: Субтитры Русские субтитры: есть Режиссер: Georg Wilhelm Pabst / Георг Вильгельм Пабст В ролях: Вернер Краус / Werner Krauss, Рут Веихер / Ruth Weyher, Илка Грюнинг / Ilka Grüning, Павел Павлов / Pavel Pavlov, Герта фон Вальтер / Hertha von Walther Описание: "Немолодой профессор химии Мартин Феллманн (Вернер Краусс) начинает испытывать приступы ревности к своей ни в чем не повинной красавице-жене после того, как получает известие о том, что их общий приятель - ловкий охотник, душа компании и, судя по всему, неутомимый ловелас - возвращается из своего длительного вояжа в Индию. Не в силах справиться с сексуальными фрустрациями, которые с некоторых пор терзают его по ночам, а также понимая, что страсть к разного рода колюще-режущим предметам постепенно выходит из-под всякого разумного контроля, Феллманн решает обратиться за помощью к психоаналитику." взято из ЖЖ georgich'a
читать заметку ЖЖ дальше
В моем персональном списке "The most sought-after movies of all time" долгое время неразрывно фигурировали две немецкие картины 20-х годов: Сильвестр Лупу Пика (классический вариант каммершпиле, действие которого происходит в реальном времени и заканчивается с двенадцатым ударом часов в новогоднюю ночь; по-моему, уже гениально) и этот малоизвестный фильм Г.В. Пабста. О Сильвестре пока что приходится только мечтать, а вот Тайники души наконец-то удалось выписать из ГФФ: Турицын решил показать эту ленту первокурсникам наряду с обязательной программой - Ящиком Пандоры и Безрадостным переулком. Как и лучшие, немые фильмы Пабста, Тайники души начинаются с выразительной детали (герой точит бритву перед процедурой утреннего омовения); как и худшие, звуковые - злоупотребляют болтовней: начиная с третьей-четвертой части, в драматургии ленты механистично чередуются сюрреалистические образы, которым не нужны лишние слова, и бытовые сцены, в которых нет ничего, кроме лишних слов. Подобную структуру полностью объясняет (но, разумеется, ничуть не оправдывает) актуальная тематика*, которая обнаруживается в картине не сразу, но вред наносит непоправимый: разочарование от упущенных возможностей могло оказаться менее болезненным, если бы я с самого начала обратил внимание на то, что в качестве одного из соавторов сценария выступил не кто иной, как преданный соратник венского шамана Карл Абрахам - президент Берлинской психоаналитической ассоциации, специалист в области терапии маниакально-депрессивных психозов. Тайники души, возможно, впервые в истории кино излагают основные положения фрейдистской теории бессознательного, монотонно визуализируя то сам предмет беспокойства пациента, то разговоры на кушетке: допустим, что этот психоанализ for dummies на много лет предвосхищает Завороженного, but who cares? Кошмары главного героя несколько эклектично соединяют в себе диспропорциональные композиции немецкого экспрессионизма и эротическую символику французского авангарда (как заметил Турицын, многие образы явственно отсылают к Раковине и священнику Жермен Дюляк, снятому, впрочем, двумя годами позже), но это пустяки по сравнению с лекционной интонацией повествования, доминирующей во второй половине картины. Когда символический ключ в руках профессора двойной экспозицией ложится на лицо психоаналитика, Феллманн соглашается пройти курс лечения, а фильм - устроить самому себе фрейдистскую трепанацию: с этого момента и впредь изломанные линии железных дорог, зловещие тени указующих перстов на белых стенах, вырастающие из-под земли архитектурные сооружения с винтовыми лестницами - самодостаточные как эстетический факт и не взывающие к дополнительной интерпретации - используются, страшно сказать, в качестве вспомогательного иллюстративного материала. В положительном остатке, после всех вычислений, обнаруживается один важный лейтмотив, также напоминающий о Хичкоке, - мессерфобия главного героя, которая впоследствии возникнет не только в Шантаже, но и в замечательном финале Ящика Пандоры (Краусс на тот момент уже сыграл Потрошителя у Пауля Лени, to make it a full circle). В своих сюрреалистических видениях Феллманн взмывает в ночное небо, стартуя с черно-белого клетчатого пола, и наблюдает за индийской вакханалией сквозь решетку своей страсти, но я отдал бы все порождения его больного сознания за одну из точных психологических деталей, передающих трепет персонажа перед лезвием, да и потом - кто еще в те годы, кроме Краусса, мог так присматриваться к завиткам на затылке своей благоверной, так прикрывать салфеткой столовые приборы, так вздрагивать, когда восточный клинок оживает, подмигивая солнечным лучом. Сюжетная коллизия разрешается успешным вытеснением всех комплексов, словно утверждая эффективность описанной методики; тем не менее, в эпилоге появляется один-единственный крупный план, который нарушает равновесие: когда Феллманн вылавливает пойманную рыбу с помощью сачка, в контексте происходящего это движение прочитывается как метафора благополучного зачатия (в следующем кадре герой бежит вверх по склону к любимой жене, которая держит на руках ребенка), однако неожиданная исступленная реакция, которую выдает в этой сцене Краусс, оставляет пространство для трактовок. Как и Westfront 1918, этот фильм Пабста мог бы заканчиваться титром Конец?!, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что в этом фильме Пабста вообще нет титров.
bredbredd
да нет,это были всего лишь банальные "Фрейд в картинках" и "психоаналитический триллер" =) Фрустрация - это подавленное психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить некую потребность.