С удовольствием послушаю! Спасибо,
m@rtin!
А вот неплохой обзор этого альбома на Graphoman.Com (надеюсь, не помешает)
_____________________
Сегодня я хотел бы поговорить об альбоме, который меня лично радует уже не один год. Несмотря на то, что я слушал эту запись с полсотни раз, впечатление от услышанного не тускнеет, а это – очень хороший признак настоящей музыки. Еще одним подтверждением уникальности этого альбома является то, что я рекомендовал его десяткам людей, и все как один влюблялись в эту музыку с первой минуты и начинали слушать этот альбом бесконечное количество раз.
По совершенно непонятной мне причине, уже много лет европейский джаз имеет бесспорного лидера – польских музыкантов. Там джаз был на очень высоком уровне еще до войны, когда в Европе джаз еще только зарождался. Имена, типа Намысловский, Урбанияк, Матушкевич, Комеда, Томаш Станко, Адам Макевич, Урсуля Дудзяк и др. являются звездами далеко не местного масштаба. Они давно и твердо вошли в анналы мирового джаза.
Сегодня я хочу рассказать о польской певице, которую сами поляки называют «самой большой джазовой надеждой за последние 50 лет».
Зовут ее
Анна Мария Йопек (Anna Maria Jopek). Как это не невероятно, но свой путь на всемирную сцену Анна Мария начала у нас на Витебском фестивале, куда приехала 24-х летней девушкой в 1994 году, и где получила Специальный Приз из рук Мишеля Леграна.
Анна Мария Йопек родилась в 1970 году. С самого раннего детства подавала большие надежды как пианистка в классической музыке. С 15-ти лет стала увлекаться джазом, и в 1989 году была награждена грантом на обучение в Манхеттенской Школе современной музыки, на отделении джаза, которую и окончила в 1991. Затем Анна Мария вернулась обратно в Варшаву и в 1994 году с отличием окончила Варшавскую Шопеновскую академию музыки по классу фортепиано. На выпускных экзаменах она играла Моцартовский ре-минорный концерт для фортепиано с оркестром. В том же 1994 году Анна Мария впервые выступила в Витебске и, с подачи Леграна была замечена многими джазменами.
В 1996 году Анна Мария впервые выступила на всемирно известном Международном джаз-фестивале Jazz Jamboree в Варшаве, и с тех пор ее музыкальная карьера идет все время в гору. Анна Мария выступала со многими всемирными звездами, среди которых Sting, Joe Lovano, Michael Brecker, и др. Анна-Мария имеет несколько «золотых» альбомов и один «платиновый», о котором мы и будем говорить сегодня.
Альбом этот непростой. Называется он по-польски –
«Upojenie» (Восторг), записан в США в 2002 году, а вышел продажу в 2003 году.
Все песни в альбоме "Upojenie" Анна Мария поет на родном польском языке, а вышел он впервые в Штатах, где любые не-англоязычные записи, как правило, большого успеха не имеют. В первый же день продаж в Штатах (!!!) этот CD стал «золотым», а в течение полугода – «платиновым». Такого в Америке не добивался ни один зарубежный джазовый исполнитель, выпускавший альбом на родном языке. Единственным исключением был Антонио Карлос Жобим – отец босса-новы, но он сделал это уже будучи классиком, и в дуэте с идолом американской культуры Франком Синатрой (об этом альбоме мы уже упоминали в дискусси о Гал Коста).
Конечно, будем до конца откровенны, тут все не так просто с успехом альбома «Upojenie».
Немалая причина популярности этого альбома заключается в том, что он записан в содружестве с одним из самых выдающихся гитаристов современности –
Патом Метини (Pat Metheny), уникальным музыкантом, имеющим 15 наград «Грамми». Причем, Пат на альбоме «Upojenie» выступает не в качестве приглашенного гостя и свадебного генерала, а в роли партнера, исполнителя, продюсера, аранжировщика и автора большинства пьес.
Играть с Патом – не просто честь. Это то, что американцы называют life time achievement. Для любого музыканта мира возможность исполнить 8-тактовый кусочек с Патом означает серьезное достижение, а уж записать с ним целый альбом – почти невозможное дело.
Для того чтобы описать то, что случилось, достаточно привести несколько цитат самих музыкантов.
«Я не могу представить ничего более вдохновляющего, и волнующего, чем работа с Патом Метини. Он был для меня самым важным педагогом многие годы, но исполнять музыку с ним было самым захватывающим опытом в моей жизни» - говорит Анна Мария
«Всего 30 секунд исполнения Анны Марии для меня стали наиболее великолепной музыкой, которую я слышал в последние месяцы» - говорит Пат Метини
Итак, альбом «Upojenie»... Название переводить не стоит, оно нам понятно и очень близко к истине: слушать эту музыку – настоящее и неподдельное упоение. В ней все пронизано удивительной гармонией и светом. В альбоме – 14 песен, из которых 8 – пьесы самого Пата, записанные им в его собственных альбомах ранее. На альбомах Пата пьесы эти – инструментальные, а у Анны к ним написаны польские тексты и исполняются в совершенно других аранжировках. Весь альбом удивительно гармоничен. Конечно же, сказывается продюсерская рука Мастера, но и сама Анна Мария – великолепна. При всей «джазовости» музыки в альбоме, Анна Мария привнесла удивительный «славянский привкус» всем пьесам.
Пожалуй, еще никто не делал такой прорыв в привнесении славянской музыки в мировой джаз. Все попытки, которые мне приходилось слышать в исполнении наших и др. восточно-европейских музыкантов были притянутые за уши славянские мелодии, положенные на американский свинг. Здесь же – все имеет свое место в «общем супе», ничто не выделяется и не существует вне гармонии и общей идеи. Почти все песни – баллады, написанные в миноре, столь типичном для славянской музыки, и совершенно нетипичном для американской. Каждая песня так близка нашему уху, что иногда кажется, будто Анна Мария поет на русском языке. А ведь музыка на этом диске в основном американская, и писалась она без всякого расчета на русскую аудиторию. В aльбоме сам Пат сыграл несколько совершенно потрясающих соло, которые, даже в его уникальном стиле, тоже вписываются в славянскую концепцию музыки Анны Марии.
Мне кажется, этот альбом еще раз доказывает, что по настоящему талантливо написанная и исполненная музыка не имеет границ и одинаково хорошо понятна любому человеку в любой точке мира.
Я мог бы говорить еще долго об Анне Марии Йопек и альбоме «Upojenie», они навечно занесены в мою персональную коллекцию, но я лучше вам самим послушать и оценить это настоящий шедевр современного джаза.
Завершить свой маленький обзор я хотел бы словами самого Пата Метини:
«Анна – уникальна, своеобразна и отлична от всех. Она – смела, скромна и открыта. Она – великолепный музыкант. Все, что Анна делает всю ее жизнь – это пытается сыграть ее лучшие ноты, найти лучший звук. В этом смысле мной двигало подобное же чувство, когда я решил работать с Анной. Ее волнует сама музыка, и она делает все для наилучшего ее исполнения» .
Фельдшер Живаго
Graphoman.Com
http://www.graphoman.com/text/view/id_183
_____________________