В.А.Моцарт - 4 концерта для клавесина с оркестром ("Пастиччо-концерты") / Mozart - 4 Harpsichord Concertos, KV 37, 39, 40, 41 (Алексей Любимов. Дирижёр Лев Маркиз / A.Lubimov, L.Markiz)
Жанр: Concerto
Год выпуска диска: 1975
Производитель диска: СССР
Аудио кодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 192 kbps
Продолжительность: 1h01m49s
Трэклист:
1. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №1 (1 - по сонате Раупаха) (5:10)
2. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №1 (2 - по сонате неизв.автора) (5:09)
3. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №1 (3 - по сонате Хонауэра) (6:35)
4. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №2 (1 - Раупах) (5:18)
5. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №2 (2 - Шоберт) (8:02)
6. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №2 (3 - Раупах) (4:06)
7. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №3 (1 - Хонауэр) (5:20)
8. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №3 (2 - Эккард) (4:30)
9. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №3 (3 - КФЭБах) (3:38)
10. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №4 (1 - Хонауэр) (5:43)
11. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №4 (2 - Раупах) (4:13)
12. Алексей Любимов. Камерный оркестр п/у Льва Маркиза - Концерт №4 (3 - Хонауэр) (4:05)
Доп. информация: Пластинки с записью клавесинных концертов Моцарта (в исполнении Алексея Любимова и оркестра п/у Льва Маркиза) в 1970-х - 1980-х гг. были в числе популярнейших дисков классической музыки в СССР. Почему эти записи не переиздают в наше время - ума не приложу.
Как бы то ни было, предлагаю вашему вниманию мою собственную оцифровку этих концертов. Все четыре "пастиччо"-концерта впервые сведены воедино: в советское время концерты 1, 3 и 4 издавались на одном диске, а концерт №2 - на другом. Год выпуска пластинок указан приблизительный. В оригинале год записи не указан.
Любителей "натурального" винилового шума вынужден разочаровать: все шумы и щелчки вычищены СаундФорджем.
Из аннотации с оригинального диска
XX век внес много нового в моцартиану. Найдены неизвестные до сих пор произведения, изменились взгляды на ряд хорошо известных сочинений композитора. Розыски неутомимых моцартоведов Т. де Визева и Ж. де Сен-Фуа пролили неожиданный свет на происхождение первых четырех концертов, обычно недооцениваемых и считавшихся еще несовершенными опытами одиннадцатилетнего Вольфганга в этом, столь им излюбленном впоследствии, жанре. Выяснилось, что эти четыре концерта (так называемые «Пастиччио-концерты, Кёхель 37, 39, 40, 41; Зальцбург, апрель — июль 1767 года) — не оригинальные моцартовские творения, а инструментованные обработки сонатных частей различных композиторов, современников и друзей Леопольда Моцарта-отца. В своих письмах 1763 — 1766 годов из Парижа (с 19 ноября 1763 года семья Моцартов поселилась во французской столице) Леопольд сообщает о немецких композиторах, живших эмигрантами в Париже и бывавших у него в доме. Это Иоганн Готтфрид Эккард (1735 — 1809), Иоганн Шоберт (ок. 1740 — 1767). Леонтци Хонауэр (ок. 1735 — ?), Герман Фридрих Раупах (1728 — 1778) и некоторые другие. Они приносили к Моцартам свои произведения — только что вышедшие из печати или изданные несколько ранее сонаты для клавира. Вольфганг и его сестра Наннерль с удовольствием играли сочинения этих авторов. Некоторые из сонат, видимо, произвели большое впечатление на маленького Моцарта, и он решил (может быть, по совету отца) инструментовать отдельные части и составить из них трехчастные концерты для своих выступлений.
Одиннадцатилетний композитор во всем прислушивался к советам отца — прекрасного музыканта, обладавшего большим и тонким чутьем. Наверное, Леопольд и посоветовал выбрать те или иные части из сонат вышеупомянутых композиторов, а также использовать произведения других авторов.
Сохранились рукописи всех 4-х концертов. Они, однако, являются совместными автографами отца и сына. В некоторых местах Леопольд зачеркивал и исправлял первоначальную нотную запись сына (на настоящей пластинке везде исполняются варианты Вольфганга Моцарта). Рукой Леопольда написана также значительная часть текста, но сейчас уже невозможно установить, в какой степени инструментовка сделана отцом, являлся ли он соавтором переложений или только помогал при записи нот. Во всяком случае, живое участие и помощь Леопольда Моцарта в создании этих концертов — первых концертов Вольфганга — несомненны. Нет достоверных данных об исполнении этих концертов автором, но, вероятно, Моцарт играл их публично: сохранилась каденция (более позднего времени — около 1773 года) к 1-й части Концерта ре мажор. Каденции к остальным концертам до нас не дошли. Впрочем, в то время каденции, как правило, не записывались, а импровизировались или сочинялись каждый раз исполнителем.
Концерты записаны на клавесине немецкой фирмы «Ammer». Конечно, клавирная музыка 2-й половины XVIII века может исполняться и на современном фортепиано: ведь то было время поисков в создании клавишных инструментов, время постепенного становления молоточкового рояля. Однако в автографах везде стоит указание «Concerto per il Clavicembalo», и, конечно, клавесин больше соответствует исполнительскому стилю этих концертов. Партия континуо (цифрованного баса), указанного Моцартом в оркестровых тутти, исполняется на втором инструменте, как это практиковалось в концертной жизни XVIII века. (А. Любимов)
См. также:
Алексей Любимов играет музыку И.С.Баха (при участии оркестра Льва Маркиза):
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?p=17335781
Алексей Любимов и Любовь Любимова играют музыку сыновей И.С.Баха:
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?p=15457233