Говоря о босса-нове, просто невозможно не вспомнить Joao Gilberto: Легенду, как его называют в Бразилии (хотя по мне так лучше перевести O Mito с португальского как Миф), человека который похоже никогда никуда не спешил, пижона что отказывался играть в залах где публика осмеливалась говорить во время его выступлений, того кто вряд ли хоть на одной из своих студийных или концертных записей хоть раз повысил голос, тот самый голос для особенностей которого собственно и превратилась задорная самба в спокойную босса-нову.
Можно вспомнить еще и Antonio Carlos Jobim-a, но на мой суб'ективный взгляд (который к слову разделяют очень и очень многие), в отличие от Gilberto, кто кроме того что сочинял свои собственные композиции, еще и бесподобно их исполнял (не говоря уже о том как интересно он переиначивал композиции других композиторов, включая в первую очередь композиции самого Jobim-a), Jobim очень интересный композитор, но как исполнитель, даже собственных композиций, он не ушел много дальше пресловутого Клайдермана.
Если к записям Jobim-a (кроме редких исключений) прекрасно применимо английское определение "cheesy music", то бишь слащавая музыка, тихий и спокойный Gilberto на "слащавость" не скатывается практически никогда (правда на паре дисков, благодаря довольно ненужно-патетическим струнным аранжировкам он таки к слащавости приближается).
Ранние диски Gilberto, 1959-61 годов (Chega de Saudade, O Amor, O Sorriso E A Flor и Joao Gilberto) заложили прочную основу босса-нове. О таком хите с этих альбомов как "Desafinado" не слышал разве что самый ленивый или уж совсем незнакомый с музыкой человек.
Дальше пошли альбомы записанные с Stan Getz-ом и женой Joao, Astrud, а также с участием Jobim-a. На мой личный взгляд Joao интересней и Getz-а и Jobim-a и Astrud (и своей второй жены Miucha, с которой он тоже записывал диски в 60-х и 70-х), но их присутствие не портит впечатления, а первый диск из этой серии, Getz/Gilberto, записанный в 1963 года, просто прекрасен (еще один мега-хит, песня Girl from Ipanema именно с этого альбома). В других их общих альбомах общности как раз не чувствуется, да и где ей было быть если как раз в это время Getz приударил за Astrud, а Joao потихоньку ушел от нее к Miucha.
Сольные диски Joao начала 70-х очень и очень удачны. Советую Joao Gilberto En Mexico 1970 (зацените его версию знаменитой Besame Mucho) и особенно Joao Gilberto 1973 (Aguas de Marco (Мартовские воды) с последнего еще один супер-босса-хит всех времен и народов).
В 1977 вышел альбом Amoroso, который, несмотря на то что большинство считает его классическим, для меня как раз чуток слащавоват.
80-ые Joao начал с убийственного альбома, Brasil 1981, где с ним вместе записались Caetano Veloso, Gilberto Gil и Maria Bethania, еще три гранда бразильской музыки. Причем, несмотря на то что последние трое по сути были более популярны к тому времени, тон задает именно Joao, а другие "играют его музыку". Да и как иначе, если практически все бразильские звезды тех времен (да и сегодняшние тоже) открыто говорят что Joao это супер-гуру бразильской музыки.
Дальше Joao ушел в подполье, и студийных альбомов долгое время не издавал. Правда выходили очень интересные концертные альбомы, как то Joao Gilberto Prado Pereira De Oliveira (1980), Joao Gilberto Live In Montreux (1986), Ao Vivo - Eu Sei Que Vou Te Amar (1994), Live At Umbria Jazz (2002) и In Tokyo (2004), причем рекомендую все эти довольно разные, но очень интересные альбомы (хотя и замечу, что альбом 1994 скомпонирован каким-то придурком к звукозаписи вероятно особого касательства не имевшего, что откровенно нервирует).
Еще два студийных альбома, Joao (1991) и Joao Voz E Violao (2000) наверное наименее удачные у Joao, особенно альбом 1991 года, где струнные аранжировки немножко не в тему.
http://pataphysicus.livejournal.com/70260.html