X0ver · 19-Май-09 21:25(16 лет 2 месяца назад, ред. 02-Июн-09 03:29)
Rag Yaman Жанр: Indian Classical Music Тип рипа: tracks Битрейт аудио: 20-320 Продолжительность: 10:49:31 Доп. информация:
Вашему вниманию представлена подборка Раги Яман. Идея заключается в том, что от исполнителя к исполнителю, от местности к местности, от школы к школе каждая рага не только меняется и приобретает неповторимые оттенки, но и раскрывается в великом множестве своих граней. Именно для того, чтобы помочь Вам уловить суть Раги и была собрана эта подборка.
Петербуржский исполнитель ситарной музыки - Александр Конанчук любезно предоставил свою версию Раги Яман.
История:
Эта рага считается одной из наиболее важных в музыке Хиндустани. Она является основной в Тхаате Кальян. Понять важность Яман можно по тому факту, что именно с нее начинают обучение музыке; во многих традициях ее дают изучать раньше Тхаата Билавал.
Ее происхождение достаточно туманно. Существует тенденция приписывать раге Персидские корни, хотя это и спорно по нескольким причинам. Первое свидетельство обнаруживается в ее древнем и очень устойчивом месте в музыке Карнатак; в этой системе она носит название «Кальяни». Второе и наиболее важное свидетельство состоит в том, что она ладово идентична одному из старых Джати.
Если учесть, что эта ладовая форма существовала в Греческой музыке (Гиполидийский лад) и в музыке ближнего востока, легко приписать этому ладу протоиндоевропейские корни. В таком случае речь идет о гамме, которая на несколько тысяч лет предшествует концепции раги. Следовательно, Рага Яман могла просто развиться из этого древнего лада без существенных изменений.
Описание:
Через двери Раги Яман почти каждый начинающий музыкант входит в пленительный, чарующий мир раг. Аура и магия, что таит в себе эта рага, навсегда останутся загадкой даже для великих музыкантов.
Как объяснить то, что она каждый вечер просто отказывается оставить тебя? Не без причины Яман определили, как начало музыкального путешествия для любого, кто решил изучать мир Хиндустани. У нее бесчисленное множество сторон, аспектов, граней… Тысячи музыкальных фраз могут быть свиты вокруг основы ее мелодической структуры. Это - рага, дающая музыканту бескрайние возможности для открытий и импровизаций. Великолепный музыкант и ученый Доктор Сумати Мутаткар однажды поведал историю об одном Маэстро. Он, который пел Рагу Яман уже на протяжении многих лет, однажды обнаружив фразу, которую ни разу не встречал за всю свою жизнь, тут же сделался немым.
Новичок стремится понять Яман и вот какой парадокс – став мастером, после многих лет Рияза и Садханы он по-прежнему ищет Яман! По традиции, начинающего музыканта не допускают ни к какой другой раге до тех пор, пока он не достигнет определенной сноровки в исполнении этой основной и, тем не менее, одной из самых сложных среди раг; ему потребуются многие годы, чтобы действительно достичь мастерства в ней. Рага Яман поглощает тебя и открывает двери в бескрайний, восхищающий мир Индийской музыки. Она говорит тебе, что музыка – это бескрайний океан. Но, в сущности, Яман сама – бескрайний океан!
Поговорка «ek sadhe sab sadhe» гласит: «Достигнув мастерства в одной раге, затем не сложно понять и овладеть другими». Как только Рага Яман проявится тебе в своей истинной форме, тебе откроется весь мир!
Личные взгляды:
«Кишори (Амонкар) пылко верит, что Яман Кальян – молитвенная рага. Все знают, что в этой раге используются обе ноты Ма (Фа и Фа диез). Но, если эта рага поется как молитва, то певец должен использовать только тивра Ма (Фа диез) почти до самого конца. Когда учитель или Бог доволен, он благословляет тебя, возлагая свою десницу на твою голову. Это может случиться лишь единожды. И именно в этом назначение ноты Ма (Фа) в Яман Кальян. Соответственно, Ма нужно использовать только один раз ближе к концу. Даже если Бог доволен, он не собирается благословлять тебя каждые 2 секунды, так почему мы должны позволять Ма звучать везде? С тех пор, как Кишори узнала это от своего гуру, она всегда, исполняя Яман Кальян, почти всю рагу пользуется тивра Ма (Фа диез); и только один раз она возьмет Ма, чтобы завершить рагу. Обычно традиционалисты критикуют ее за это, но ей все равно. Позиция ее гуру провокационна, не правда ли?»
Отрывок из: «Меж двух Танпур: собрание жизнеописаний двенадцати музыкантов» , Вамнарао Х. Дэшпанде.1989.
Доктор Рагхава Менон рассказывает очень трогательную историю об Устаде Баде Гулям Аль Хане. Он очень трепетно хранит воспоминание о встрече с Устадом незадолго до его смерти; Устад сказал ему: «Моя жизнь движется к Яман». Устад интуитивно понял, что закат его жизни близок и, поэтому он воспользовался этой красивой аналогией между своей жизнью и Рагой Яман, Рагой которую поют в часы после заката.
Технический аспект:
Технический аспект.
Thaat:
Рааг Yaman восходит к семейству Kalyan.
Jati:
Sampurna. В рагах класса Sampurna используются семь нот, как в восхождении так и на спуске.
Aroha:
Avaroha:
Pakad («Лицо раги», главная мелодическая тема) : ni* re ga re sa, pa ma# ga re sa Передаваемое настроение
Яман несет в себе покой, умиротворенность и в то же время радостное воодушевление. Суть:
О, Господь! Ты так чист и Ты, причина нашего существования, помоги мне жить с честью и достоинством в этом мире. Ты создатель всего, и мы живем, чтобы служить тебе. O Lord, you who are so pure and are the reason for our existence, help me live with honour and dignity in this world. You are the giver of everything and we live to serve you. Sthayi : Tu Jag Mey Sharam Rakh Meri
Tu Aiso Hi Paak Parwardigaar
Antara : Paida Kiye Ki Laaj Tumhi Ko
Tu Daata Ham Cheri Tihari
Raga:
Слово Рага в словаре Санскрита определяется как:
1. «Акт придания цвета, окрашивания» (в некоторых источниках говорится, что Рааг окрашивает ум, в других же - сердце).
2. «Любое чувство или страсть, в особенности любовь, привязанность, симпатия, страстное желание, интерес, радость или восторг».
Что касается музыки, то эти описания относятся как впечатлениям слушателя и исполнителя от мелодии. Раги состоит из обязательных и необязательных правил, определяющих мелодическое движение нот во время исполнения. Правила раги могут быть определены:
- манерой использования нот, т.е. специфическими способами орнаментации нот, подчеркивания /уменьшение их роли в мелодической структуре;
- способом восхождения и спуска по нотам в гамме;
- обязательными и необязательными музыкальными фразами, способом проявления этих фраз, и/или их комбинирования;
- октавой или частотным диапазоном, который нужно подчеркнуть;
- способом перехода от одной ноты к другой;
- временем суток и/или сезоном исполнения необходимым для того, чтобы заложенное в Рагу содержание вызвало максимальный эффект на ум и эмоции слушателя и исполнителя. Swar:
Свара – нота в Индийской Классической Музыке. Считается, что свары связаны с чакрами.
Соответствие свар нотам (примерное) в Западной Классике и чакрам: Шадж (Sa) = До; Чакра - Муладхара;
Ришабх (Re) = Ре; Чакра – Свадхистана;
Гандхара (Ga) = Ми; Чакра – Манипура;
Мадхьям (Ma) = Фа; Чакра – Анахата;
Панчам (Pa) = Соль; Чакра – Вишудха;
Дхаиват (Dha) = Ля; Чакра - Аджня;
Нишад (Ni) = Си; Чакра - Сахасрара. Thaat (Семейство) :
Тхаат – лад в музыке Хиндустани. В Тхаате всегда 7 разных тонов; он является основой для организации и классификации Раг в Классической Музыке Северной Индии. Создатель системы Тхаатов и наиболее влиятельный музыковед Индии 20-го столетия, Пандит Вишну Нараян Баткханде использовал термин «Тхаат» только гаммам, которые удовлетворяли следующим условиям:
1. Тхаат должен имеет 7 нот;
2. Ноты должны быть в последовательности: Sa Re Ga Ma Pa Dha Ni (используется либо натуральная либо альтерированная нота – обе версии одной и той же ноты не допускаются).
3. Тхаат в отличие от Раги не имеет отдельных восходящих и нисходящих нотных последовательностей.
4. Тхаат не имеет эмоционального значения (в отличие от Раг, по определению имеющих).
Существует проблема в определении количества Тхаатов. Общепризнанны только 10; часто используются 20; тем временем, возможны 32, если учитывать современные концепции устройства ладов. Jati (Класс) :
Тхаат всегда состоит из 7 Свар (нот). Однако, Рага может быть полной и с пятью нотами Сварами. Джати каждой отельной Раги можно описать количеством используемых Свар.
Существует 3 основных Джати:
Sampurna (Сампурна) – состоит из 7 Свар;
Shadava (Шадава) - состоит из 6 Свар;
Odava (Одава) - состоит из 7 Свар.
Учитывая комбинации восходящих и нисходящих последовательностей нот в Тхаате получается 9 Джати:
• Sampuran Sampuran (7/7). В этой категории Раги имеют все 7 нот как в восходящей так и нисходящей последовательностях.
• Sampuran Shadava (7/6). Раги в этом Джати имеют 7 нот в восходящей и 6 нот в нисходящей последовательностях.
• Sampuran Audava (7/5). Раги этой категории имеют 7 нот в восходящей и только 5 нот в нисходящей последовательностях.
• Shaudava Sampuran (6/7). Раги этого класса состоят из 6 восходящих и семи нисходящих нот.
• Shaudava Shaudava (6/6). Этот класс имеет 6 восходящих и 6 нисходящих нот.
• Shaudava Audava (6/5). Раги в этом Джати имеют 6 восходящих нот и 5 нисходящих.
• Audava Sampuran (5/7). Этот класс имеет 5 восходящих и 7 нисходящих нот.
• Audava Shaudava (5/6). В этом классе 5 восходящих и 6 нисходящих нот.
• Audava Audava (5/5). Раги этой категории имеют 5 восходящих и 5 нисходящих нот.
Aaroha :
Аароха (Аарох, Аарохи, Аарохан) – это последовательность Свар (нот), описывающая движение Раги в гамме по восходящему направлению.
Avaroha :
Авароха (Ав(а)рох, Ав(а)рохи, Ав(а)рохан) – это последовательность Свар (нот), описывающая то, как Рага движется в нисходящем направлении в гамме.
Pakad:
Пакад – это набор музыкальных фраз заключающих в себя суть каждой отдельной Раги. Часто, Пакад косвенно выражается взаимоотношением Аароха (восходящая последовательность нот в гамме) и Авароха (нисходящая последовательность нот в гамме), в отдельных случаях его нужно запоминать отдельно.
Vadi :
Свара Вади – это самая важная нота в Раге, «нота – Король». В большинстве случаев она звучит чаще всего. Вади помогает пробудить Раса Раги (санскр. экстракт, суть, сок – прим. пер.; чувственное переживание эстетического аспекта) наиболее полно; Вади служит маяком, путеводной звездой. Ее так же зовут нотой жизни. Ноты, определенные как Вади, в каждом отдельном случае могут выражать разные эмоции в разное время дня и ночи.
Samvadi :
Самвади Свара – это «нота-премьер министр», вторая наиболее часто звучащая во время экспозиции Раги.
Samay (Время исполнения) :
Традиция предписывает, что Рагу следует петь или исполнять в определенное время дня, сезона, по определенным праздникам. Считается, что правильное исполнение может принести гармонию, в то время как пение или исполнение в ненадлежащее время может принести дисгармонию. По легенде Великий Тансен мог вызывать дождь, исполняя рагу сезона дождей.
Скажите, пожалуйста, это mp3? Или что?
И вообще, есть ли на трекере раздачи индийских раг в lossless (wav, eac, flac...)?
Терпеть не могу плоский оМеРЗительный звук!
Спасибо заранее!!!!!
29475163Скажите, пожалуйста, это mp3? Или что?
И вообще, есть ли на трекере раздачи индийских раг в lossless (wav, eac, flac...)?
Терпеть не могу плоский оМеРЗительный звук!
Спасибо заранее!!!!!
что касается электронной музыки согласен с вами полностью
но что касается живой музыки, вокала, и прежде всего музыки Индии, позволю себе с вами не согласиться
знаю что некоторые лейблы и музыканты Индии ОТДЕЛЬНО записывали кассеты которые потом оцифровывали а не наоборот
в виду того что ЭМ поле человека (музыканта) влияет на магнитную ленту (кассеты) в процессе записи и там возникает особенная "атмосфера"
не связанная технически с параметрами студии. И соглашусь с этим внутри - переслушивая некоторые записи 70-80-90х годов обнаруживаю особенное теплое и душевное звучание которое в более поздних релизах любимой Индии утрачено, не взирая не технически подтянувшийся стандарт звука, вне всяких сомнений