Яркие, узнаваемые, эмоционально окрашенные, почти всегда с характерными и своеобразными в поэтическом отношении текстами песни сделали
Россиян одним из самых необыкновенных феноменов в истории всего питерского рока, а их бунтарский дух и граничащее с анархией чувство внутренней свободы (за что их даже пытались причислять к панк-року), бурная история, полная смен состава, бесконечных странствий по клубам города и области, борьбы за выживание и поисков себя, сделали имя
Россиян поистине культовым.
Начало группе было положено в марте 1969 случайной встречей
Саши Кроля и
Жени Волгина на каком-то вечере в институте им.
Бонч-Бруевича, где тогда учился последний.
Кроль учился на вечернем в Корабелке, работал в НИИРА на Шкиперском протоке и играл там в группе со странным названием
Ich Wo? Волгин занимался приблизительно тем же в самодеятельности
Бонча и к тому же был накоротке с легендарным
Авангардом-66, у которых пела его жена
Галя Тимофеева.
Как это часто бывает, взаимный интерес вылился в идею совместной группы. Имя ей дали быстро - раз и навсегда: "Я даже не скажу, как это вышло, - рассказывал двадцать лет спустя
Кроль, - просто один из нас, теперь даже и не вспомнить, кто, сказал: есть хорошее название,
Россияне." На том и порешили. (Любопытно, что впервые слово "россияне" употребил крупный политический деятель, проповедник и литератор, сподвижник
Петра I Феофан Прокопович в 1719, т.е. ровно за двести пятьдесят лет до этого!)
В первый состав
Россиян вошли:
Александр Кроль (р. 6. 09. 49 в Ленинграде), бас, вокал,
Евгений Волгин (р. 28. 08. 48 в Ленинграде), клавишные, вокал, соученик
Волгина по институту
Александр Батист (р. 28.10.47 в Ленинграде), гитара, вокал, и
Сергей Романов, барабаны.
Волгин с
Батистом до этого играли дуэтом песни последнего - хотя по своей сути они тяготели, скорее, к эстетике КСП, электрические аранжировки
Россиян позволили обнаружить в них мелодическое изящество, чем-то близкое к поздним
The Beatles.
Уже через месяц новорожденная группа дала свой первый концерт: 27 апреля 1969 они выступили в популярном кафе "Эврика", где только что закончился конкурс "Золотой Ключ". В её программе было несколько инструментальных версий песен
The Beatles и десяток собственных номеров. Как-то сразу было решено, что
Россияне будут исполнять только свой материал: те, кто слышал группу на рубеже 70-х, помнят их вещи "Мальчики и девочки", "Белый мрак", "Жизнь и смерть" (
Батист), "Осень" (
Кроль), "Королём заколдованный туман" (
Кроль-
Батист) и т.д. После успешного дебюта выступления пошли одно за другим.
В начале 1970 к
Россиянам присоединился второй гитарист
Владимир Птицын (р. 27. 11. 49 в Ленинграде). До армии он работал вместе с
Кролём и играл с ним в заводской группе. Он сразу начал подыскивать
Россиянам оплачиваемую работу и вскоре пристроил их в ресторан "У Причала". Барабанщик играть в ресторане отказался, но группа за ночь подготовила трёхчасовую программу без барабанов и на месяц устроилась в кабак. Потом их прослушали и взяли в "Невские Зори", после чего
Россияне вполне легально музицировали на банкетах и свадьбах. Несколько месяцев у них барабанил
Владимир "Тузик" Архипецкий из василеостровской группы
Радуга.
В июне 1970
Россияне устроились в клуб "Факел" на Гаванской и играли там на танцах, чуть ли не еженедельно меняя барабанщиков (общим числом около двенадцати). В октябре в армию забрали
Женю Волгина, и их осталось только трое, но это почти не отразилось на активности группы: она играла в ДК им. Кирова, аккомпанировала показательным выступлениям в "Факеле" секции атлетов-гиревиков, а весной выезжала на маёвки на спортивную базу близ озера Красавица.
Следующим летом группа переехала в клуб для трудновоспитуемых подростков и предприняла попытку объединиться с девичьим вокальным трио - вокальных возможностей
Батиста Россиянам было недостаточно. Из этого, разумеется, ничего (в плане музыки) не вышло, но одна из девушек как-то раз вспомнила своего приятеля, который, как она выразилась, "здорово орёт Led Zeppelin". Так в биографии
Россиян появился
Георгий "Жора" Ордановский (р. 2. 10. 1953 в Ленинграде).
Он увлёкся поп-музыкой и, конечно, песнями
The Beatles ещё школьником; в середине 60-х начал осваивать гитару, пытался посещать музыкальную школу для взрослых, а потом играл на танцах с безымянным трио, в которое помимо него входили бас-гитарист
Александр "Боцман" Лапин и барабанщик
Кирилл Долиненко. Исполняли они какие-то англоязычные хиты, в т.ч.
The Beatles, несколько рок-н-роллов и свои импровизации с псевдо-английскими текстами. В сентябре 1971
Ордановский влился в ряды
Россиян и вскоре обогатил их репертуар своей первой песней "Боги".
По его предложению барабащиком
Россиян стал
Долиненко; хотя, как позже вспоминали остальных музыканты, играл
Кирилл в то время не особо сильно, но быстро схватывал свежие идеи и после первого выступления был принят. Одним из ярких событий той осени стал сэйшен с
Санкт-Петербургом в клубе у Финляндского вокзала.
Лето 1972
Россияне отыграли в Дивенской; в октябре отметились на одной из самых престижных площадок города, в Академии Художеств, после чего о них заговорили, но тут в судьбу группы опять вмешался военкомат: на этот раз, повестку получил
Саша Кроль, в отсутствие которого
Россияне развалились.
Жора и
Кирилл тут же организовали группу
Дикий Мёд, но к началу весны она распалась, после чего
Долиненко пропал из виду, а
Ордановский с весны до осени 1973 играл в джаз-роковом
Возрождении и хардовом
Рассвете.
Батист,
Птицын, отслуживший
Волгин и иногда приходивший к ним в увольнение
Кроль (он играл на тубе в оркестре Суворовского училища) пытались репетировать, но без особого энтузиазма.
Лишь в октябре 1973 бывшие
Россияне встретились вновь. Случилось это на сэйшене в Финэке, где играла группа
Обрати Внимание. Они, прежде всего, и обратили внимание на её барабанщика, который играл заметно сильнее, чем остальные музыканты. После сэйшена случился джем, в результате которого
Андрей "Кузнечик" Алексеев был завербован в ряды
Россиян. Родом он был из Сестрорецка, начинал в школьной группе
Голубые Джинны и однажды подменял в
Санкт-Петербурге Колю Корзинина.
Вскоре
Россияне, которых стало шестеро:
Кроль,
Батист,
Птицын,
Волгин (в зависимости от ситуации он играл на гитаре, ф-но или басу),
Ордановский и
Алексеев снова начали выступать на сцене. В том же ноябре они нашли и пианиста.
Олег "Алик" Азаров (р.17. 10. 54 в Лиепае) открыл свой послужной список школьной группой
The Jingle Bells; потом были
New Faces и группа певца
Володи Гладцына (экс-
Аврора и т.д.), с которой Азаров отыграл сезон 1972-1973. Той же зимой он безуспешно прослушивался в
Санкт-Петербург, следующим летом репетировал в Корабелке с таинственным
Новым Садко, а затем с группой
Океан, Небо, Звёзды. Его появление в
Россиянах ускорило процесс реорганизации группы.
Большой состав, в котором часть музыкантов дублировала друг друга, дал один единственный концерт в ДК им. Ленсовета (декабрь 1973), после чего его окончательно покинули
Птицын и
Волгин.
С наступлением Нового 1974 года
Россияне, успев собрать более или менее работающий аппарат, начали подыскивать себе работу и при посредничестве тогдашних менеджеров играли на танцах в Сиверском, Юкках, участвовали в сэйшенах с
Мифами и
Санкт-Петербургом в Политехе, "Эврике" и т.п. В феврале
Алексеева переманили
Мифы, но его пост в
Россиянах принял
Георгий "Жора" Блинов (р. 17. 04. 50 в Ленинграде) - до армии он играл с
Неудачниками и в военмеховской группой
Омега, которую собрал клавишник
Ефим Штейнгард.
Весной 1974
Россияне дали два концерта в ломоносовском "Манеже", в мае проводили в армию двадцатишестилетнего Батиста; летом регулярно играли в Юкках (куда послушать их приезжала группа американских туристов), а также выступили в Можайском на сэйшене с
Гёзами и
Союзом Любителей Музыки Поп.
В репертуаре
Россиян к концу 1974 стал преобладать материал Ордановского. Своеобразный поэтический строй его песен, несомненный мелодический дар и эффектная сценическая подача помогли ему стать лидером
Россиян и одной из наиболее влиятельных фигур на рок-сцене города, а сами эти песни, нередко построенные как притчи или басни - с неожиданной и ударной концовкой - помогли сделать имя группе.
В ноябре
Россияне сыграли в серии организованных
Юрием Байдаком сэйшенов на ул. Бабушкина (вместе с
Большим Железным Колоколом,
Гольфстримом,
Ну, Погоди! и
Аквариумом), а в феврале 1975 приняли участие в организованных видным музыковедом
А. Г. Юсфиным "Музыкальных Средах" в Доме Композиторов, где также играли
Колокол и
Акварель.
Параллельно шли танцы в Орлино, Белогорке и Кобрино, где в марте 1975 у
Россиян украли аппарат.
Азаров тоже ушёл к
Мифам, а его место занял
Олег Гусев (р. 13. 08. 57 в Омске), студент музыкального училища при Консерватории и бывший участник
Зелёных Муравьёв. Группа переехала в Александровскую и продолжала играть, вызывая всё больший интерес у городской публики.
Энергичный
Гусев сразу начал менять курс в сторону более интересного ему в профессиональном отношении арт-рока и фьюжн. Вскоре в программе
Россиян появились его номера "Резиновое время", "Диалог", "Ты ли это" (на слова
Ордановского) и т. д. В апреле ряды группы укрепил соученик
Гусева Сергей Золотов, кларнет, тенор-сакс, вокал. В августе 1975
Россияне в компании
Орнамента и т.д. выступили на ночном сэйшене с польской группой
Breakout. В сентябре
Гусев уволил
Блинова, который ушёл в группу
Володи Гладцына, вернув за барабаны
Андрея Алексеева, успевшего со времён расставания с
Россиянами принять участие в студенческой группе самого
Гусева, а затем в
Зелёных Муравьях.
В январе 1976
Россиян оставил последний из отцов-основателей Саша Кроль, которого не устраивало направление их развития. На следующие полгода бас взял в руки ещё один студент муз. училища
Борис "Боб" Аксёнов (его дебютом стал концерт с
Лотосом), однако, в мае он ушёл в ресторан "Кронверк", и его сменил
Виктор Беридзе, некогда начинавший с
Аликом Азаровым в группе
Океан, Небо, Звёзды, а позднее участник
Обертона и
Ориентали.
Всё лето 1976 метаморфозы
Россиян продолжались:
Гусев искал оптимальный звук и состав. В июне к ним присоединился гитарист
Игорь Романов, тоже студент муз. училища, который в то время аккомпанировал певице
Валентине Дегтярёвой в том же "Кронверке";
Ордановский ещё оставался у микрофона, но к этому времени он, по сути дела, потерял какой бы то ни было контроль за творческим процессом, и в июле почёл за благо уйти. Тем же летом он пытался объединиться с обломками только что распавшихся
Мифов, а позднее прослушивался в
Аргонавты, но это была не его музыка, и до конца года о
Жоре не было слышно.
Россияне, тем не менее, продолжали играть. В августе из группы
Аэроплан, делившей с ними площадку в Александровской, был ангажирован клавишник
Александр "Шура" Алексеев. В конце лета
Беридзе ушёл в группу гитариста
Володи Сафронова (экс-
Веретено,
БЖК), и на бас вернулся
Аксёнов. Осенью в армию загремел
Золотов, а его место занял
Рафик Кашапов, труба, вокал, но этот состав был перегружен амбициями и слишком разными музыкальными вкусами его участников, поэтому в октябре 1976 гусевская версия
Россиян (питерские меломаны между собой именовали их "гусиянами") развалилась.
Джаз-роковая фракция группы (
Алексеевы, а чуть позже
Золотов) выделилась в
Две Радуги с мощной секцией духовых и инструментальным по большей части репертуаром; остальные (во главе с
Гусевым) впоследствии фигурировали под именем
Солнце, потом влились в ряды
Апреля, а ещё позже составили костяк питерского филармонического рока и в разное время играли в рядах
Августа,
Землян,
Дилижанса,
Союза и т.п.
Между тем, под Новый 1977 Год
Батист,
Кроль,
Ордановский и
Блинов опять встретились в одной компании, решив вернуть имя и песни
Россиян к жизни. Правда, после единственного выступления в Кораблестроительном институте тридцатилетний
Батист решил уйти, но оставшиеся втроём
Россияне жаждали продолжения. Они устроились в дом культуры деревни Горбунки близ Стрельны и без помпы играли там на танцах, в то время как на сэйшенах в Питере вовсю сияло
Солнце которое многие по инерции часто называли
Россиянами. Начиная с весны к старым коллегам начал присоединяться
Алик Азаров, после
Мифов работавший в ресторане "Кронверк", театре
Бориса Эйфмана и оркестре
Вайнштейна.
В феврале 1978 новым
Россиянином стал блестящий музыкант
Юрий Мержевский (р. 1. 03. 60 в Ленинграде), гитара, скрипка, бас - он закончил музыкальную школу им.
Римского-Корсакова, после чего поступил в саму Консерваторию, а до
Россиян недолго играл на скрипке в Ленинградском Цирке. С его приходом аранжировки
Россиян стали заметно богаче и изобретательнее. Они играли на вечерах в общежитиях Корабелки, выступали в ДК им. Газа и т.д.
В начале июня
Блинов решил уйти, и за барабанами появился
Евгений Павлов (р. 20. 01. 53 в дер. Манихино Волховского р-на Ленобласти), уже добившийся известности с
Барокко. Через месяц откололся и слишком занятый на работе
Кроль - бас пришлось взять в руки Мержевскому. Позднее
Кроль и
Блинов организовали свою группу, которая базировалась в ДК "Пролетарский" и, не афишируя себя, репетировали собственные песни.
Между тем, оставшиеся втроём
Россияне неплохо проявили себя на сэйшене в Новом Петергофе в компании с джаз-рок группами
Фрам и
Две Радуги. Тем не не менее, стабильности не было. На исходе лета находившийся в свободном полёте Азаров влился в группу барабанщика
Игоря Голубева (экс-
Альбатрос,
Садко), а ряды
Россиян усилил выпускник Капеллы, клавишник
Юрий Задоров. Они сыграли в кафе "Заря" с
Реквиемом и группой
Михаила Погодина, после чего
Женя Павлов ушёл в
ВИА Невский Аккорд.
Россияне опять оказались на грани развала.
К счастью, в том же сентябре в группу был рекрутирован сильный барабанщик
Сергей Завьялов (р. 17. 03. 53 в Ленинграде), обративший на себя внимание в группе
Саша-218 и выступавший на сэйшене в "Заре" с
Погодиным. Он сыграл значительную роль в консолидации
Россиян и формировании её более жёсткого хард-рокового звучания. Другим новобранцем стал бас-гитарист, скрипач и певец
Андрей "Вася" Васильев (р. 18. 02. 60 в Ленинграде), выпускник той же школы, что и
Мержевский, и его компаньон по цирковой эпопее, а позднее студент музучилища.
Упрочив состав,
Россияне снова начали появляться на сэйшенах, проводимых новой генерацией подпольных менеждеров, как правило, в обществе
Зеркала,
Землян,
Аргонавтов,
Реквиема и других героев смутного времени конца 70-х. На новом витке популярности группа радикально обновила и расширила свой репертуар, за короткое время вырвалась в число лидеров рок-сцены Питера и завербовала сплочённую армию поклонников, следовавших за группой в её странствиях по пригородам и сельским клубам.
В декабре 1978
Россияне играли в Москве с
Араксом и
Диссонансом; в апреле 1979 приняли участие в Тартусском Рок-фестивале (Эстония), а месяц спустя вторично побывали в Москве, где обзавелись массой почитателей. Тогда же в группу окончательно вернулся Алик Азаров; надо заметить, что
Россиянам - как и американцам
Grateful Dead (игравшим, правда, несколько иную музыку) - всегда был присущ своего рода семейный дух: музыканты могли уходить и возвращаться, но они постоянно поддерживали дружеские отношения и, как говорится, болели за группу, что - на зависть многим - всегда делало их исключительно монолитным и цельным рок-н-ролльным бэндом.
Лето группа отыграла в Карташевской, а в августе опять началась чехарда с барабанщиками;
Завьялов по личным обстоятельствам был вынужден уйти; две недели с ними репетировал профессионал
Вадим Косов (
Диско и т.п.), но ему стиль
Россиян не был близок. Пару концертов с группой отработал
Александр Рагазанов (экс-
Раскольники,
Второе Дыхание), причём, на одном из них она разогревала зал для барда
Евгения Клячкина! Потом за барабанами мелькнула пара совсем незапомнившихся лиц, а в ноябре к
Россиянам прибился ветеран рок-движения Игорь Голубев (р. 25.04.40 в Ленинграде). В том же месяце они приняли участие в открытии ЭКЛПМ, рок-клуба первой модели, а в декабре - всей группой - устроились работать в ЦВЗ "Манеж".
В этот период
Россияне репетировали в ДК им. Цюрупы на Обводном, где в феврале 1980 к ним присоединился клавишник
Александр Хаскин (экс-
Антарес). До весны всё шло ни шатко, ни валко, но в апреле стремившийся к лидерству
Голубев ушёл собирать свой
Джонатан Ливингстон, а склонный к комфортным условиям жизни
Мержевский - к
Валентину Колпашникову, в ресторан гостиницы "Европейская". Одновременно с ними пропал и Хаскин. "Громыхающая телега"
Россиян - как цветисто обрисовал их музыку возродившийся в ту пору журнал "Рокси" - опять остановилась.
Новый набор в группу состоялся в апреле-мае 1980. Первым появился
Сергей "Сэм" Семёнов (р. 8. 03. 57 в Ленинграде), бас, гитара, вокал. До
Россиян он играл на танцах в Ленобласти, пел в группе
Фрам и несколько лет отучился в Мухинском училище. Очередным барабанщиком стал живший в Ропше
Евгений Мочулов (р.25. 11. 49 в Ленинграде) - он начинал в середине 60-х в школьных группах Ломоносовского района, потом играл в
Полевых Цветах и
Рифах, а в 1973 собрал
Что Делать? Помимо того, он принимал участие в группах
Ремонт и
Зарок. Вместе с
Мочуловым пришёл и его старый знакомый
Борис Калинин, занявшийся аппаратурой
Россиян.
В конце июня
Россияне прослушались в ЛМДСТ и получили разрешение играть концерты легально. В июле
Мочулов, который располагал репетиционной базой в НПО "Буревестник" на Правом Берегу, перевёз
Россиян туда, а в августе в их техническую группу пришёл светооператор
Александр Жаров. Тогда же некий умелец от шоу-бизнеса, соблазнив
Россиян деньгами и красивой жизнью на Югах, взялся устроить им турне по Крыму от Крымской филармонии. Взяв три купе, группа с песнями отбыла поездом в Симферополь и за месяц дала пятнадцать концертов, попутно наслаждаясь солнцем, морем и крымскими винами. Увы, по окончании гастролей умелец растворился в воздухе, оставив
Россиян на улице буквально без гроша!
На одном из новогодних выступлений в "Буревестнике" к
Россиянам примкнул гитарист и певец
Владимир Ермолин (р. 7. 12. 54 в Ленинграде), который играл с
Мочуловым в
Ремонте,
Что Делать? и
Зароке.
21 февраля 1981
Россияне в числе первых восьми групп прослушалась в ряды вновь создаваемого Ленинградского Рок-клуба, а 7 марта вместе с
Пикником,
Мифами и
Зеркалом приняли участие в его открытии. В мае они выступили на Международном Фестивале Политической Песни в Вильнюсе, по возвращении из Прибалтики успели на закрытие первого клубного сезона, где к
Россиянам на две песни присоединился Мержевский. (
Ермолин к тому времени вернулся в
Зарок.) В сентябре группа три дня подряд играла в ЦПКиО, собирая толпы питерских хиппанов, а в октябре ещё раз сорвала аплодисменты москвичей, играя на аппаратуре "Dynaccord", любезно предоставленной им
Александром Градским.
Можно смело утверждать, что в первый период истории Рок-клуба, с 1981 по 1983,
Россияне были если не сильнейшей, то самой популярной и любимой в народе группой Питера - своей стихийной экспрессией, магическим обаянием концертного действа, духом не знающей запретов вольницы они превосходили и мэтров, и честолюбивых дебютантов. Ордановский быстро прогрессировал как автор песен, а его лучшие номера: "Будет день" ("Кто не с нами, тот против нас"), "Да поможет нам рок!", "Кровавый дождь", "О, какой день!", "Канарейки", "Карусель", "Придорожный лопух", "О мерзости" и т.п. - стали классикой питерского рока и звучат актуально даже спустя годы.
В апреле 1982
Россияне вторично посетили полюбившую их Литву, сыграв на четвёртом (и, как оказалось, последнем) фестивале "Opus 82", где их пути пересеклись с близкими по духу свердловчанами из
Урфин Джюса. 29 июля они со скандалом выступили в Летнем Театре ЦПКиО - слушая
Россиян, публика разгулялась настолько, что перепуганная администрация вызвала милицию, и чуть ли не половина зала была арестована прямо на выходе, а кое-кого даже засадили в тюрьму!
Россиян репрессии, к счастью, почти не коснулись. Они давали концерты в Питере, ездили в Эстонию и снова в Москву, записали на радио пару своих песен и готовили новую программу.
Васильев в конце июля ушёл работать в Ленконцерт - бас взял в руки
Сэм, гитару
Мочулов, а за барабаны вернулся
Женя Павлов.
14 мая 1983
Россияне сыграли на I Фестивале Рок-клуба и разделили третье место с
Пикником,
Тамбурином и
Странными Играми ("за принципиальность в реализации идей рок музыки") - кроме того,
Семёнов был назван лучшим бас-гитаристом. После фестиваля
Павлов снова ушёл, решив бросить музыку, и его сменил
Валерий Морозов (р.1. 09. 53 в Ленинграде), прошедший через десятка полтора групп - от
The Miracle Winds и
Красного И Чёрного до
Что Делать? и
Плюса, с которым он участвовал в том же фестивале.
Летом
Россияне недолго играли на танцах в Токсово, а в июле дали свой последний концерт на рок-фестивале в Выборге. Вслед за этим ушёл
Семёнов, а его место занял
Георгий "Гоша" Соловьёв (р. 18. 10. 60 в Ленинграде), бас, бывший участник групп
Игра и
Союз Любителей Музыки Рок. В середине лета
Россияне уединились на своей репетиционной базе и в течение пяти месяцев обстоятельно готовили новую программу, из ещё не игравшихся песен Жоры. Премьера была намечена на 19 февраля 1984, но состояться этому не было суждено: 13 января 1984, на Старый Новый Год, возвращаясь на электричке с загородной прогулки,
Ордановский бесследно исчез где-то в районе посёлка Семрино, а без него группа неминуемо распалась.
Первое время друзья и поклонники надеялись, что Ордановский объявится - кое-кто утверждал, что видел его или получал от него какие-то весточки, но со временем стало ясно, что он ушёл из этой жизни - по своей или по чужой воле - хотя лишь 10 мая 2001 Федеральный суд Красносельского района Санкт-Петербурга вынес решение о признании
Георгия Ордановского умершим.
Хотя в годы расцвета новой волны кое-кто считал песни
Россиян архаичными, их влияние на музыку продолжало оставаться заметным ещё много лет. Среди тех, кого оно коснулось, можно назвать
Рок-Штат,
Патриархальную Выставку,
Пепел,
Присутствие и, конечно,
DDT, питерский дебют которых состоялся на I Мемориале
Россиян в январе 1987. Они долгое время репетировали в том же "Буревестнике", а звукорежиссёром
DDT (а потом директором Театра DDT) до лета 1998 был
Мочулов. Кроме него с
DDT в разное время работали
Азаров,
Калинин,
Жаров и другие
Россияне.
После 1987 Мемориалы
Россияне проходили в Питере ещё три раза: в январе 1988 (ДК Железнодорожников), в мае 1990 (СКК) и в сентябре 1999 (ДК им. Ленсовета), когда при большом стечении народа было отмечено тридцатилетие легендарной группы. Помимо многочисленных гостей, участие в этом концерте приняли и новые
Россияне - группа, которую собрал бас-гитарист
Андрей Васильев (в неё также вошли гитарист
Роман Прокофьев и барабанщик
Алексей Соколов), восстановила около двадцати песен из их репертуара и исполняла на концертах, удачно продолжая россиянские традиции. К юбилею была издана кассета, включавшая как архивные записи
Россиян, так и новые версии их песен.
Надо заметить, что классичский репертуар группы, равно как и само её имя, время от времени возникает на сцене: в январе 1987 это был сводный бэнд из бывших
Россиян (
Кроль с
Васильевым) и музыкантов
DDT. В феврале 1991 во Дворце Спорта "Юбилейный" на Десятилетии Рок-клуба под именем
Россияне выступило трио в составе:
Гоша Соловьёв, бас, вокал,
Сергей Завьялов, барабаны, и
Владимир Березин, гитара. (Они объединились полутора годами раньше, но поначалу называли себя
Аборигенами.)
Многие из тех тридцати с лишним человек, которые прошли через группу за годы её истории, остаются в музыке:
Мочулов возглавляет промоутерскую компанию "Stop Time";
Гусев стал известным клипмэйкером; по прежнему на сцене
Женя Павлов (
Rock'n'Roll City,
That Zeppelin),
Игорь Романов (
НЭП,
Алиса),
Володя Ермолин (
Зарок),
Гоша Соловьёв (
Народное Ополчение),
Шура Алексеев (
Старая Армия Александра Розенбаума),
Саша Рагазанов (
Академия Тишины,
ОРР),
Андрей Васильев (
Злодеи,
Новая Земля).
В декабре 2005 в новой группе
Сергея "Сэма" Семёнова (ранее
Wolf Band,
The Way,
Команда С)
Дядя Сэм опять встретились
Роман Прокофьев и
Алексей Соколов. По-прежнему связан с музыкой
Сергей Золотов. Мержевский в 1986 эмигрировал в США и ушёл в академическую музыку. Первый соратник
Ордановского,
Александр "Боцман" Лапин, тоже остался в музыкальном бизнесе - аппаратурой его компании "Топ-импровизация" озвучивается едва ли не половина концертов в Питере, от
Deep Purple до тех же
DDT.
К сожалению, жизнь не пощадила
Россиян ("я бы назвал всю нашу историю Лихолетьем", - однажды заметил с печалью основатель группы Саша Кроль) - с начала 90-х из жизни по разным причинам ушли бывшие участники группы
Сергей Завьялов,
Георгий Блинов,
Игорь Голубев,
Александр Жаров,
Евгений Волгин,
Александр Батист,
Юрий Мержевский,
Александр Кроль,
Владимир Птицын.
Помимо изданной в 1999 кассеты "Россияне навсегда" и короткой записи с I Фестиваля Рок-клуба (кассета, Отделение Выход) сегодня творчество
Россиян широкой публике, к сожалению, недоступно, хотя в 2000-2001 звукорежиссёр
Игорь Пленов отреставрировал два концертных альбома группы, сохранённых в коллекции фотографа
Валентина Никитина.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/